Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Благов Владимир Васильевич

Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбираются капитаны. Основная часть включает задания для работы всей командой, а также отдельно для капитанов команд. Кроме того, присутствуют задания для болельщиков команд. Таким образом, при подведении итогов выбирается команда-победитель и самый активный болельщик.

Викторина содержит задания на знание таких разделов языкознания, как лексикология, словообразование, морфология и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_po_russkomu_yazyku_dlya_5-6_kl.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Курлекская средняя общеобразовательная школа»

Томского района

Викторина по русскому языку

для учащихся 5-6 классов

«Могучий и великий русский язык»

Разработал

учитель русского языка и литературы

II кв. кат.

Благов В.В.

с. Курлек – 2013 г.


Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.

А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:

Я люблю свой родной язык:

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

(А. Яшин)

Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.

Для начала вам необходимо разделиться на две команды. Мы проведём небольшой отборочный тур, по результатам которого выберем участников команд.

I. Отборочный тур

1. Сколько нужно взять «А», чтобы получить птицу? (сорок-А)

2. В каком слове 100 «Л»? (сто-Л)

3. Какие два местоимения вместе мешают движению на дорогах? (Я-Мы)

4. Сколько личных местоимений в слове «семья» (7-Я)

5. Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издаёт лягушка, вместе – овощ. (Ты-Ква)

6. Какое слово состоит из одного местоимения? (Я)

7. В каком наречии 5 «О»? (О-пять)

8. Что нужно сделать с существительным «жаркóе», чтобы оно стало прилагательным? (надо изменить ударение)

9. Какое из данных слов лишнее? (четырёхугольник, четыре, четвёрка)

10. Первый слог – личное местоимение, второй – то же, что несчастье, вместе обозначают мелкую клевету или клеветника. (Я-беда)

11. В названии какого государства между двумя одинаковыми личными местоимениями стоит маленькая лошадь? (Я-пони-Я)

12. Как превратить существительные «даль», «пень», «руль» в глаголы? (поставить существительные во множественное число)

Ведущий: Мы определили участников команд, а сейчас пусть команды придумают себе названия, которые имели бы отношение к русскому языку. Также следует выбрать капитанов команд.

II. Задания

Ведущий: Перейдём к заданиям. За каждое задание команда будет получать баллы. В итоге победит та команда, которая наберёт большее количество баллов.

1. Определить часть речи у следующих слов:

Карточка № 1.

Двойной (прил.), тройка (сущ.), удвоить (гл.), второй (числ.), пятидневный (прил.), три (числ.), восьмёрка (сущ.), десятка (сущ.), трёхчасовой (прил.), односторонний (прил.), сотня (сущ.), сотый (числ.), удесятерить (гл.), двадцать пять (числ.), седьмой (числ.), пятилетка (сущ.), тройной (прил.), одиннадцать (числ.), четверг (сущ.), сороковой (числ.), десять (числ.).

2. Определить способ словообразования.

1) отгадать загадку, ответ записать.

2) определить, каким способом образовано слово-ответ.

1. Растёт в траве Алёнка

В красной рубашонке.

Кто ни пройдёт,

Всем поклон отдаёт.

(земляника – суффиксальный)

2. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода.

(самовар – сложение корней)

3. Зубов много, а ничего не ест.

(расчёска – приставочно-суффиксальный)

4. В маленьком окошке

Голубое солнце.

У окошка я сижу,

На весь мир в него гляжу.

(телевизор – сложение корней)

5. Белая звёздочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала…

(снежинка – суффиксальный)

6. Это что за огород?

Огород с секретом.

Во дворе у нас мороз –

В огороде – лето.

(теплица – суффиксальный)

3. Определить падеж у выделенных слов в пословицах.

Карточка № 2.

  1. Дело шуток не любит. (Им. п.)
  2. От слова до дела целая верста. (Род. п.)
  3. Не по сути дело, а по делу суть. (Им. п., Дат. п.)
  4. Ты за дело, а дело за тебя. (Вин. п., Им. п.)
  5. Велик телом, да мал делом. (Тв. п.)
  6. И умён, и крепок, и в деле гож. (Предл. п.)
  7. Всех дел не переделаешь. (Род. п.)
  8. Языком не спеши, а делами не смеши. (Тв. п.)
  9. Умён на словах, да глуп на делах. (Предл. п.)
  10. По твоим делам о тебе судят. (Дат. п.)

4. Конкурс с болельщиками.

Пока наши участники определяют падеж, мы немного поиграем с болельщиками. Вам предлагается назвать как можно больше пословиц и поговорок, содержащих числа.

Ответы:

Ум хорошо, а два лучше. Один в поле не воин. Семь раз отмерь, а один раз отрежь. У него семь пятниц на неделе. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. У умной головы сто рук. У семи нянек дитя без глазу. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Один в поле не воин. Один с сошкой, а семеро с ложкой.

5. Определить в прямом или переносном значении употреблены прилагательные.

Круглый столик (пр.), чёрная зависть (пер.), круглый год (пер.), круглая сумма (пер.), прозрачная вода (пр.), острое слово (пер.), прозрачный намёк (пер.), чёрный карандаш (пр.), острый нож (пр.), светлая мысль (пер.), живая вода (пер.), стальной обруч (пр.), сладкая речь (пер.), золотое сердце (пер.), сладкая ягода (пр.), золотое кольцо (пр.), стальной характер (пер.), живые цветы (пр.).

6. Конкурс капитанов.

Сейчас мы познакомимся с капитанами команд поближе и проверим, достойно ли вы выбрали руководителя своей команды.

Капитанам предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы.

1 команда: М.

2 команда: К.

Вопросы:

  1. Как вас зовут?
  2. Какая у вас фамилия?
  3. Как зовут вашу маму?
  4. Как зовут вашего отца?
  5. Из какого вы города?
  6. Назовите любимое блюдо.
  7. Любимая книга.
  8. Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
  9. Любимое животное.
  10. Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных.

7. Определите род у несклоняемых существительных.

Ведущий читает сказку, командам необходимо выписать несклоняемые существительные и определить у них род.

Собрались как-то слова: кенгуру, шимпанзе, филе, тире, домино, такси, алоэ, кофе, какао, мадам, кашне, кашпо, ателье, пианино, метро, шоссе, пальто, буржуа, авеню, эскимо, кино и некоторые другие вместе.

Хозяйка – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из филе, кольраби, суфле, желе, кофе и какао.

Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри.

Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие ей знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?»

Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова их встретили хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той форме, в которой замёрзли. С тех они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются.

Ответы:

Кенгуру (м), шимпанзе (м), филе (ср), тире (ср), домино (ср.), такси (ср), алоэ (ср), кофе (м), какао (ср), мадам (ж), кашне (ср), кашпо (ср), ателье (ср), пианино (ср), метро (ср), шоссе (ср), пальто (ср), буржуа (м), авеню (ж), эскимо (ср), кино (ср), миссис (ж), жалюзи (ср), меню (ср), кольраби (ж), суфле (ср), желе (ср), колибри (ж), какаду (м), фламинго (м), па (ср), жюри (ср), пенсне (ср), турне (ср), табло (ср).

8. Конкурс с болельщиками.

Пока наши участники выполняют задание, я вам предлагаю такой конкурс. Вам необходимо из следующих букв составить телеграмму так, чтобы каждое слово начиналось с определённой буквы:

З, Д, А, Ж, В, Л, Е, Н, Я, Ч, О, Д, Ц.

9. Определить лексическое значение у предложенных слов.

Карточка № 3.

1. выжига

В

а) очень жаркая погода

2. затуркать

К

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

А

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

Б

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

Е

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

Ж

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

З

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

Г

з) продавец в ларьке

9. катыш

И

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

Д

к) то же, что затюкать

10. Конкурс с болельщиками.

Из предложенных пар слов составьте пословицы:

  1. Коса – камень (Нашла коса на камень)
  2. Лес – дрова (Дальше в лес – больше дров)
  3. Шило – мешок (Шило в мешке не утаишь)
  4. Язык – доведёт (Язык до Киева доведёт)
  5. Яблоня – яблочко (Яблочко от яблони не далеко падает)
  6. Дело – потеха (Делу – время, потехе – час)
  7. Дело – смело (Сделал дело – гуляй смело)
  8. Омут – черти (В тихом омуте черти водятся)

11. Определить значение фразеологических оборотов.

Найти в предложениях фразеологические обороты или части, восстановить их и объяснить значение.

Карточка № 4.

  1. Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
  2. Я теперь по мачты влюблена в трёхтрубный крейсер.
  3. Во всю ивановскую трачу деньги.
  4. «Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.
  5. Возьмём мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твоё яблоко, мой табак и уйдём из этого дома куда глаза глядят.
  6. В этом деле он собаку съел.
  7. Нередко трон занимали цари без царя в голове.
  8. Он человек отставной, его песенка спета.

12. Конкурс с болельщиками.

Вам необходимо из слова ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ составить как можно больше слов и самое большое слово.

III. Подведение итогов.

Ведущий подсчитывает баллы. Награждают команду-победителя и самого активного болельщика.


Список литературы:

  1. Вульфсон Р.Е. упражнения по лексике и фразеологии (в связи с изучением литературы в IV-VII классах). – М., Просвещение, 1973.
  2. Дидактические материалы по русскому языку: 6 кл.: Кн. для учителя / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, М.М. Стракевич. – М.: Просвещение, 2001.
  3. Занимательные материалы по русскому языку. 6 класс. / Сост. Н.Ф. Штейнм. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  4. Тестовые задания по русскому языку для учащихся 6-х классов. / Сост. В.В. Андросова, Е.А. Стогний. – Донецк: ПКФ «БАО», 1998.
  5. Шклярова Т.В. Сборник упражнений по русскому языку для 6-го класса (пособие для средней школы). – М.: Грамотей, 2006.


Приложение

Карточка № 1.

Двойной, тройка, удвоить, второй, пятидневный, три, восьмёрка, десятка, трёхчасовой, односторонний, сотня, сотый, удесятерить, двадцать пять, седьмой, пятилетка, тройной, одиннадцать, четверг, сороковой, десять.

Карточка № 2.

  1. Дело шуток не любит.
  2. От слова до дела целая верста.
  3. Не по сути дело, а по делу суть.
  4. Ты за дело, а дело за тебя.
  5. Велик телом, да мал делом.
  6. И умён, и крепок, и в деле гож.
  7. Всех дел не переделаешь.
  8. Языком не спеши, а делами не смеши.
  9. Умён на словах, да глуп на делах.
  10. По твоим делам о тебе судят.

Карточка № 3.

1. выжига

а) очень жаркая погода

2. затуркать

б) возглас в значении «довольно», «достаточно»

3. жарынь

в) плут, пройдоха, прижимистый человек

4. баста

г) ненадолго приехавший откуда-нибудь

5. квакушка

д) о человеке, существе маленького роста

6. качкий

е) то же, что лягушка

7. ларёчник

ж) качающийся, неустойчивый

8. заезжий

з) продавец в ларьке

9. катыш

и) маленький круглый комок, смотанный из чего-нибудь мягкого

10. невеличка

к) то же, что затюкать

Карточка № 4.

  1. Первый дачный блин вышел, кажется, комом.
  2. Я теперь по мачты влюблена в трёхтрубный крейсер.
  3. Во всю ивановскую трачу деньги.
  4. «Сматывай удочки сейчас же», – обратился Сухарько к Павке.
  5. Возьмём мы из-за печки мою походную сумку, положим туда твоё яблоко, мой табак и уйдём из этого дома куда глаза глядят.
  6. В этом деле он собаку съел.
  7. Нередко трон занимали цари без царя в голове.
  8. Он человек отставной, его песенка спета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 8 классе « Люби, цени и изучай великий русский язык»

Урок- обобщение по теме: « Односоставные предложения»...

Неделя русского языка и литературы"Мы любим литературу и изучаем великий русский язык"

Данное внеклассное мероприятие способствует воспитанию интереса к русскому языку и литературе, вовлекает в творческую работу большое число учащихся....

Внеклассное мероприятие по русскому языку: «Берегите язык, наш великий русский язык!»

Цель данного мероприятия: дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке, повысить эффективность работы по развитию речи. С помощью интересных, позавательны...

Урок английского языка по теме: " Ф.М. Достоевский - великий русский писатель"

В 10-м классе я занимаюсь с учениками по учебнику Ваулиной. Есть раздел: " Великие писатели России". Этот урок посвящён Ф.М. Достоевскому. В уроке даётся основной текст и показаны приёмы работы с текс...

Программа по русскому языку для работы с одаренными обучающимися "Великое русское слово..."

    Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки ...


 

Комментарии

Матюшкина Мария Евгеньевна

Спасибо за интересные задания! Ваша работа пригодилась!