Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.
олимпиадные задания по русскому языку (8 класс) по теме

Борисова Марина Анатольевна

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_russkomu_yazyku_7-_8_kl.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Гавриловская средняя общеобразовательная школа»

Задания для школьного этапа

Всероссийской олимпиады

по русскому языку для 7-8 классов

Материалы разработала:

                                           учитель русского языка и литературы

                                                                Борисова Марина Анатольевна

                                   

2013 – 2014 учебный  год

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)

7 класс

2013-2014 учебный год

  1. Выпишите слова, в которых буквы не соответствуют произношению.

Просьба,  вагон, сдавать, рыбка, норка, парашют, жизнь, воды, сад, зубки, мороз, вал, пруд,  вода, ножка, кол, сбросить.

  1. В каждом ряду найдите «лишнее» с точки зрения произношения слово.

  1. Скучно, конечно, нарочно, удачно;
  2. бассейн, крем, тест, термин;
  3. что, нечто, чтобы, кое-что;
  4. шалить, шаги, лошадей, шампунь.

  1. Восстановите пропущенные звенья словообразовательной цепочки.
  1. Писать > … > писательский.
  2. Пять > … > пятёрочка.
  3. Держать > … > придерживание.
  4. Шелест > …> зашелестеть.
  5. Думать > …  > обдумывать.

  1. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразования.

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый,  молокозавод,  испаритель, уточнение, надорвать, чернослив,  большущий,  перекрасить, луноход, древнерусский, юго – запад,

юго – западный, красноватый.

  1. Найдите ошибки в употреблении падежной формы существительного.

Согласно указанию, благодаря стараний, наперекор судьбе, вопреки здравому смыслу, благодаря маме, наперекор желанию, вопреки совета, согласно расписания.

  1. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:
  1. пришел не вовремя;
  2. очень болтлив;
  3. очень робок;
  4. держится неестественно прямо;
  5. часто меняет свои решения;
  6. бесследно исчез;
  7. всегда выполняет свои решения;
  8. сам не пользуется и другим не даёт.

  1. Определите род имен существительных.

Кофе, фламинго, шимпанзе,  депо, какао, неряха, умница, задира, вилы, грабли, сумерки, сутки,  фамилия, скакалки, иголки, знамёна, хрусталь, шаль, шампунь.

  1. Подберите по три  синонима к каждому слову: отважный, дом, друг, говорить.

  1.  Исправьте речевые ошибки. Запишите предложения в исправленном виде.

  1. Тысяча солдат бросилась в атаку.
  2. Я склонен, что его решение ошибочно.
  3. Чехов не мог остаться в стороне этих событий.
  4. Этот роман сказал неизгладимое впечатление на современников.

  1. Укажите, в каких предложениях слова пишутся слитно.

  1. Брат сказал то(же), что не раз говорил отец.
  2. Мы закрыли стеклянную дверь на балкон, что(бы) из сада не несло жаром.
  3. Дальний горизонт был так(же) ясен, как днём.
  4. Что(бы) нам успешно выступить на конкурсе, нужно долго и тщательно готовиться.
  5. В комнате было тихо, во всём доме то(же) не было звуков.
  6. «Необходимы так(же) водные процедуры», - сказал врач.
  7. «Что(бы) вам посоветовать?» - спросил доктор.

  1.  Расставьте в данном предложении запятые шестью способами.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге  вскочил он с постели.

  1.  Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

  1. Запишите имя существительное, данное в скобках, в соответствующей падежной форме.

А) Сколько же (платья) тебе нужно?

Б) Я купила  весь садовый инвентарь, кроме (грабли).

В) Над болотом кружила пара (цапли).

Г) Сколько (доли) наследства ты получил?

  1. А) платьев, Б) граблей (реже грабель), В) цапель (реже цаплей), Г) долей.

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

в 7 классе

  1. Просьба, сдавать, рыбка, парашют, жизнь, сад, зубки, мороз, пруд, вода, ножка, сбросить.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

  1. «Лишние» слова: 1) удачно; 2) тест; 3) нечто; 4) лошадей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 2 б.)

  1. Словообразовательные цепочки:
  1. Писать - писатель – писательский;
  2. Пять – пятеро – пятёрка – пятёрочка;
  3. Держать – придержать – придерживать – придерживание;
  4. Шелест – шелестеть – зашелестеть;
  5. Думать – обдумать – обдумывать.

Оценка: по 1  баллу за каждую  словообразовательную цепочку (макс. – 5 б.)

  1. 1)  Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.

2)  Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3)  Сложение с соединительными гласными:  нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово (макс. -  4 б.)

  1. Благодаря стараниям, вопреки совету, согласно расписанию.

Оценка: по 1 баллу за каждое слово (макс. – 3 б.)

  1. 1) Нелёгкая принесла;  2) язык без костей; 3) тише воды; 4) как аршин проглотил; 5) семь пятниц на неделе; 6) канул в лету, провалился сквозь землю; 7) человек дела; 8) ни себе, ни людям.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм (макс. – 8 б.)

  1. Существительные женского рода: фамилия, скакалки, иголки, шаль.

Существительные мужского рода: кофе, фламинго, шимпанзе, хрусталь, шампунь.

Существительные среднего рода: депо, какао, знамёна.

Не имеют рода:  вилы, грабли, сумерки, сутки (т.к. употребляются только во множественном числе).

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 8 б.)

  1. Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.

Дом – жилище, жильё, обиталище, логово, строение, здание.

Друг – товарищ, приятель, друг – приятель, побратим (разг.), кореш, наперсник, сторонник.

Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 6 б.)

  1.  1) Тысяча солдат  бросились в атаку.

 2) Я склонен думать, что его решение ошибочно.

 3) Чехов не мог остаться в стороне от этих событий.

 4) Этот роман произвёл неизгладимое впечатление на современников.

Оценка: по 0,5 балла за каждое исправление (макс. 2 б.)

  1. Пишутся слитно слова  в предложениях: 2), 4), 5), 6).

           Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

  1.  Внезапно, проснувшись,  среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись, среди ночи в испуге вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели.

Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Внезапно проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

Оценка: по 0,5 балла за каждый вариант (макс. – 3 б.)

  1.  Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

[ =], и [- =].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным союзом.

Первое предложение: простое, односоставное, распространённое, полное.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространённое, полное.

        Оценка: по 1 баллу: а) за схему; б) за общую характеристику предложения;   в) за характеристику каждой части (макс. – 3 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ  - 52 б.

Олимпиада по русскому языку (школьный этап)  

 8 класс

 2013-2014 учебный год

  1. Расставьте ударения в словах.

Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров,  досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

  1. Установите, какие звуки произносятся на месте выделенных сочетаний букв

в данных словах.

Скучный,  жужжать, нечто, детский, нарочно, нарочный (ударение на 1-ый слог), сжать.

  1. Одинаковыми или разными с грамматической точки зрения являются следующие слова?

Часы,  серьги,  брюки,  колготки,  ставни,  ворота,  очки,  каникулы,  сутки,  Мытищи, Бронницы, сани, близнецы.

  1. Произведите морфемный и словообразовательный анализ слова происхождение.

  1. Укажите различия в значении следующих слов.

Невежа – невежда, освоить – усвоить, откровение – откровенность, добрый – добротный.

Как называтются такие слова?

  1. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:  банан, грабли, грузин, дно, носок, простыня, чулок, ясли.

  1. Определите, какой частью речи является слово всё в данных предложениях.

  1. Я стоял со стороны, и мне всё было слышно и видно.
  2. И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом (А.С. Пушкин).
  3. Вот вам книга: возьмите, всё не так скучно будет (Ф.М. Достоевский).
  4. Пошёл снег, и всё стало среди ночи белым.
  5. Скоро полночь, а барин всё не едет (М.Е. Салтыков-Щедрин).

  1. Выберите правильный ответ. Докажите.

  1. Все имена существительные  на –о, -е относятся к среднему роду.
  2. Не все имена существительные на –о,  -е относятся к среднему роду.

  1. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Актуальный, антракт, ситуация, лозунг, финал, эпилог, имитация, пролог.

  1.  Определите значение приведённых фразеологизмов и подберите к ним: а) синонимичные фразеологические обороты; б) антонимичные фразеологические обороты.

На всех парах; от горшка два вершка; в большом горшке на донышке.

  1.  Найдите и исправьте в предложениях речевые ошибки.

  1.  Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.
  2.  У меня сегодня праздное настроение.
  3. Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
  4. Их сильная, закаленная в жизненных испытаниях дружба многими была замечена.
  5. Открывая окно, в класс влетел воробей.
  1.  Расставьте знаки препинания в предложении с учётом различных оттенков

 в выражении смысла высказывания.

Н.В. Гоголь великий русский писатель автор комедии «Ревизор».

Ответы на задания олимпиады по русскому языку

в 8 классе

  1. Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

  1. Шн; жж и доп. ж (мягк) ж (мягк); ч (мягк) т; ц; шн; ч (мягк) н; жж.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

  1. Слова часы, брюки, колготки, ворота, очки, каникулы, сутки, Мытищи, Бронницы, сани с грамматической точки зрения  являются одинаковыми, т.к. все они – имена существительные, которые не имеют формы единственного числа.

Слова серьги, ставни, близнецы имеют формы единственного и множественного числа.

Оценка: по 2 балла за каждую группу  слов (макс. - 4 б.)

  1. Про-ис-хожд-ениj-э < про-ис-ход-и-ть + -ениi-.

Слово происхождение образовано суффиксальным способом.

              Оценка: по 1 баллу за каждое задание (макс. – 2 б.)

  1. Между приведёнными словами существуют следующие различия:

Невежа - грубый, невоспитанный человек.

Невежда – необразованный,  несведущий человек.

Освоить – 1) научиться пользоваться  чем – либо, применять, употреблять что-либо, овладеть чем-либо, наладить изготовление, производить чего-либо; 2) в процессе изучения чего-либо, знакомства с чем-либо приобрести какие-либо знания, постичь чего-либо, усвоить; 3) включить в круг своей хозяйственной и другой деятельности, обжить.

Усвоить – 1) сделать своим, свойственным, привычным для себя что-либо у кого-либо, воспринять что-либо от кого-либо; 2) понять как следует, запомнить, выучить, постичь что-либо; освоить.

Откровение – то, что неожиданно открывает истину, делает совершенно ясным и понятным что-либо, даёт новое толкование чему-либо.

Откровенность – искренность, чистосердечие, правдивость, прямота.

Добрый 1)делающий добро….; 2)большой, основательный, солидный.

Добротный сделанный хорошо, прочно.

Подобные слова называются ПАРОНИМАМИ.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово; 1 балл за ответ на вопрос (макс. – 5 б.)

  1. Бананов, грабель и граблей, грузин, доньев, носков, простынь и простыней, чулок, яслей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 5 б.)

  1. 1) Местоимение; 2) частица; 3) частица; 4) местоимение; 5) частица.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс.- 2, 5 б.)

  1. Не все имена существительные на –о, -е относятся к среднему роду. Например, несклоняемые имена существительные иноязычного происхождения: Осло (город – м.р.), Токио (город – м.р.), торнадо (ветер – м.р.), кофе (м.р.), маэстро (м.р.) и т.д.  

         

            Оценка:  1 балл (макс. – 1 б.)

  1. Актуальный – важный; антракт – перерыв; ситуация – обстановка; лозунг – призыв;  финал – завершение, конец; эпилог – заключительная часть; имитация – подражание, подделка; пролог – вступительная часть.

Оценка: по 0,5 балла за каждое слово (макс. – 4 б.)

  1.  На всех парах – «очень быстро» (синонимы: одним махом, во весь дух, со всех ног, на всех парусах; антонимы: черепашьим шагом, еле-еле душа в теле, нога за ногу).

От горшка два вершка – «маленький» (синонимы: с булавочную головку; антонимы: с коломенскую версту).

В большом горшке на донышке –«очень мало» (синонимы: кот наплакал, с гулькин нос; антонимы: сорок сороков, куры не клюют, сила несметная).

Оценка: по 0,5 балла за каждое объяснение значения и за каждый пример синонимов и антонимов (макс. – 4,5 б.)

  1.  1) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса.

        2)У меня сегодня праздничное настроение.

        3)Хороший руководитель должен во всем показывать пример своим подчиненным.

               4) Через открытое окно в класс влетел воробей.

Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение (макс. – 2 б.)

  1.  1) Н.В. Гоголь, великий русский писатель, - автор комедии «Ревизор».

2) Н.В. Гоголь – великий русский писатель, автор комедии «Ревизор».

Оценка: по 1 баллу за каждое предложение (макс. – 2 б.)

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ – 41 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания на школьный этап всероссийской олимпиады школьников по технологии 2015 – 2016 учебный год 10 - 11 класс

Тема:  «Моделирование плечевого изделия. Перевод нагрудной вытачки»             Цель: Научить выполнять перевод нагрудной вытачки....

задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)

задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе...

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку для обучающихся 7-8 классов

Данные материалы включают в себя задания по аудированию, чтению, грамматике, страноведению и письму; в качестве приложения выступают текст для аудирования и ответы....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии 2014 - 2015 учебный год, 9 класс

Задания и решения для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии в 2014 - 2015 учебном году (9 класс)....