Материал для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку на тему

Кузьмина Светлана Анатольевна

7-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_7-9.rar58.51 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 9 класс. Критерии оценивания и ответы

Время выполнения: 2 часа

Задание № 1 (8 баллов)

Модель ответа и критерии

Слово цка – то же самое, что и доска (2 балла).

В слове дъска (доска) в процессе падения редуцированных (1 балл) выпалгласный Ъ (1 балл), в результате чего стала возможна регрессивная (0,5 балла)ассимиляция (1 балл) по глухости-звонкости (0,5 балла). Получившееся сочетание [тс] очень похоже на аффрикату (0,5 балла) [ц] (0,5 балла), содержащую каксмычку (0,5 балла), так и щелевой (0,5 балла) (фрикативный) элемент.

Всего 8 баллов.

Задание № 2 (2 балла)

Модель ответа и критерии

Воксал, вокзал – общественное здание с залом для танцев и концертов.

Всего 2 балла.

Задание № 3 (16 баллов)

Модель ответа и критерии

По-венгерски Янош, а по-русски Иван. Восходят к древнееврейскому имени «Йоханан», что значит «Бог милует», «Бог награждает».

По-английски Джим, а по-русски Яков. Восходят к древнееврейскому имени «Яакоб», что значит «держащийся за пятку» (согласно Ветхому Завету, патриарх Иаков появился на свет, держа за пятку своего старшего братаблизнеца Исава).

По-испански Хорхе, а по-русски Георгий (Юрий, Егор). Восходит к древнегреческому имени Георгиос, происходящему от георгос – «земледелец» (один из эпитетов Зевса).

По-венгерски Миклош, а по-русски Николай. Восходит к древнегреческому имени Николаос: нике – «победа» + лаос – «народ, люди, войско».

За каждое верно указанное русское имя – 1 балл (всего 4 балла).

За каждое верно указанное имя – общий предок – 1 балл (всего 4 балла).

За раскрытие внутренней формы каждого имени-предка – 2 балла (всего 8 баллов).

Всего 16 баллов.

Задание № 4 (9 баллов)

Модель ответа и критерии

От слова дядя:

  1. дядить (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с заводить – заводит (0,5 балла);
  2. дядеть (0,5 балла) и дядит (0,5 балла), по аналогии с глядеть – глядит (0,5 балла);
  3. дясти (дясть) (0,5 балла) и дядёт (0,5 балла), по аналогии с красть – крадёт, вести – ведёт (0,5 балла);
  4. дясть (0,5 балла) и дяст (0,5 балла), по аналогии с есть – ест (0,5 балла).

От слова сбруя:

  1. сбровать (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с рисовать – рисует (0,5 балла);
  2. сбруть (0,5 балла) и сбрует (0,5 балла), по аналогии с дуть – дует (0,5 балла).

Всего 9 баллов.

Задание № 5 (12 баллов)

Модель ответа и критерии

гАрдероб – авангард, гвардия (все три слова восходят к французскому garder –«хранить», «охранять»);

жОнглер – джокер (оба слова от лат. jocus – шутка);

испЕщрять – пёстрый;

бАллада – бал (из франц. яз., в котором ballade – «стихотворение, которое произносят танцуя») («танец», суф. производного от balar «танцевать»);

За верную проверку каждого слова по 1 баллу.

За верное объяснение каждого слова по 2 балла.

Всего 12 баллов.

Задание № 6 (8 баллов)

Модель ответа и критерии

  1. яйцо вкрутую (1 балл);
  2. цвет хаки (1 балл);
  3. один стол или двум столам (или в род., дат., вин. одуш., твор. и предл. пад.)(1 балл);
  4. тремя / четырьмя / пятью и т. п. столами (или в род., дат., вин. одуш., твор. ипредл. пад.) (1 балл);
  5. два / три / четыре стола // пять столов (в им. или вин. неодуш. пад.) (1 балл);
  6. полный надежд (1 балл);
  7. желание петь (1 балл);
  8. заставить уйти (1 балл).

Всего 8 баллов.

Задание № 7 (4 балла)

Модель ответа и критерии

Разница в том, что в русском языке вопросительные и относительные местоимения никак не различаются с точки зрения грамматических форм (1 балл) и лишь контекст даёт понять, в какой функции они употребляются (1 балл). А в словенском языке, как видно из примеров, относительные местоимения образованы от вопросительных с помощью элемента -r- (kdo – kdor, kaj – kar, kakšnega – kakršno, kolikšne – kolikršno) (1 балл) и функционируют только как союзные слова в сложных предложениях (1 балл).

Всего 4 балла.

Задание № 8 (9 баллов)

Модель ответа и критерии

В обеих группах в каждом предложении есть словосочетания с творительным падежом (2 балла), схожие по значению, в общем виде подходящие под значение образа действия (1 балл).

Но есть и семантическое различие (1 балл). Во второй группе творительный падеж выражает значение инструмента (2 балла), а в первой группе – то, что может быть описано как значение средства, материала (2 балла). Различие заключается в том, что в процессе действия средство расходуется (1 балл).

Всего 9 баллов.

Задание № 9 (6 баллов)

Модель ответа и критерии

Суть – форма 3-го лица (1 балл) множественного числа (1 балл) глагола есть (1 балл). С точки зрения грамматики допущена ошибка (1 балл).

При существительном рама глагол должен стоять в форме 3-го лица единственного числа (1 балл) – есть (1 балл).

Всего 6 баллов.

Задание № 10 (4 балла)

Модель ответа и критерии

Под «лѣчебными пригодами» имеются в виду различные лечебные средства, то, что может пригодиться (пригождается) в лечении (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл). «Возвратити тоя болѣзни» – значит обратить, повернуть болезнь назад, вспять, к выздоровлению (толкование – 1 балл, однокоренное слово – 1 балл).

Всего 4 балла.

Максимальный балл за все выполненные задания – 78.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Проектная работа "Модель организации и проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии"

Работа являлась зачётной на дистанционных курсах повышения квалификации в педагогическом университете "Первое сентября" и Факультете педагогического образования МГУ им. М.В.Ломоносова по образовательн...

материалы для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ 5-11 класс

Требования к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности в 2012–2013 учебном году разработаны в соответствии с методическими рекоменда...

материалы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку

материалы можно использовать для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (с ключами)....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Участники школьного этапа Олимпиады являются учащиеся 5-11 классов, распределённые по возрастным группам: 5 – 6 классы, 7 – 8 классы, 9 классы, 10-11 классы. В состав участников входят уча...