Формирование учебно-познавательной компетенции на уроках русского языка и литературы.
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Кузнецова Елена Александровна

Способствовать популяризации уроков русского языка и литературы в современном образовании, способствовать повышению положительной мотивации школьников. Важнейшая задача учителя - обучить детей способам овладения разными видами деятельности, создавать благоприятный психологический климат на занятии.  Проблемные ситуации поддерживают интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uchebno-poznavatelnoy_motivatsii.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

      Формирование учебно-познавательной компетенции на  

                 уроках русского языка и литературы.  

                                                                           

                                                                                      Хочешь наукой воспитать ученика  –

люби свою науку и знай её, и ученики

                                                                                       полюбят  науку,  и ты воспитаешь их.

Л.Н. Толстой.

      Как показывает практика, русский язык как школьный предмет, не у всех школьников пользуется популярностью.

      Родной язык они воспринимают как свод орфографических и пунктуационных правил.  Поэтому задача формирования учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках  русского языка важна и актуальна.

      Школьники не интересуются русской классикой, книгу им заменили компьютер и телевидение, что не способствует улучшению устной и письменной речи, привитию интереса к родному языку.

      Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Все дети, когда идут учиться в школу, хотят учиться, что происходит потом, кто в этом виноват? И главное, что делать?

      Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу?

      Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста.

      Учебная деятельность подростка имеет трудности и противоречия, но есть и преимущества - избирательная готовность   к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является готовность по всем видам  учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Но подросток не умеет эту готовность реализовать, т.к. не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности.

      Часто у подростков снижается и учебный интерес к учению, к школе, т.к. школа перестает быть для ученика центром его жизни. Вследствие чего происходит снижение эффективности и успешности обучения уже в 5 классе.

       Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

      Современный школьник должен стремиться к самопознанию, самооценке, личностному совершенствованию.

      Система повышения учебной мотивации на уроках может быть представлена в виде схемы:

Разнообразные формы и

методы работы на уроке







Дифферен -

цированный

   подход      

                                    


        Мотивация      







     Индивидуальный    

        подход

       Благоприятный  

      психологический

             климат

      Учитель  должен  понимать, что  какими бы знаниями  он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

      Любой урок должен начинаться с сообщения цели и плана урока. При выполнении любой работы ученики должны понимать, зачем они что-то делают и где это может им понадобиться. Так формируется сознательное отношение учащихся к изучению языка и вырабатывается умение самостоятельно применять на письме изученные правила.    

      Организация целенаправленной работы способствует усилению практической стороны обучения.

      Строя урок, пытаюсь создать такую ситуацию, которая поможет учащимся увидеть, насколько важна и необходимо знание нового материала для решения практических задач. Создание проблемных ситуаций помогает поддерживать интерес к русскому языку.

      Практически каждый урок начинается со словарно-орфографической работы. Дети знакомятся со значением слова, подбираются однокоренные слова, составляются предложения с включением в него нового слова. Например:

телевидение (греч)

tele ,,вдаль, далеко,,

телеграф

grafo ,,пишу,,

телеграмма

gramma ,,буква,,

телефон

phone ,,звук,,

телевизор

visio ,,видение,,

      Теперь от знакомства с новыми словами можно перейти к изучению новой темы «Правописание сложных имен существительных» и рассказать ребятам о соединительных гласных в них.

      Часто в записи самой темы урока есть возможность повторить орфографию и пунктуацию. Например, чтобы проверить постановку тире между подлежащим и сказуемым, тему урока можно записать так: «Ъ и Ь – разделительные знаки», «Повествовать – значит рассказывать». Такая работа всегда вписывается в структуру урока, не разрушая его целостности и логики. Атмосфера психологического комфорта способствует тому, что дети не боятся спорить, мыслить, строить предположения в процессе беседы, которая имеет общую цель и достигается совместными усилиями. Объяснение нового материала часто сопровождается краткими записями – таблицами, схемами. Например:

Или:

                                               - ТСЯ или – ТЬСЯ?    

          Что делает?                                                                  Что делать?

                 ется                                                                     ться

                 ится               

          3-е лицо настоящее                                         Неопределенная форма

           и будущее время                                                    (Инфинитив)

           Мальчик учится.                                            Мальчик не хочет учиться.

   Схема вносит в процесс обучения вносит некоторую новизну, учит школьников пользоваться особым видом записи теоретического материала. Схема помогает понимать учащимся её глубинный смысл. При этом можно отрабатывать понимание с помощью специальных заданий. Например, такие:

  1. Внимательно ознакомьтесь со схемой. Попробуйте передать её содержание.
  2. Подтвердите примерами каждое положение схемы.
  3. Попытайтесь с помощью схемы записать коротко содержание орфографического правила.
  4. Помогла ли вам схема ответить на вопрос о правописании Ь в ТСЯ?

      Записи при объяснении нового материала дисциплинируют мысль, помогает учащимся лучше запомнить теорию, быстро и точно схватить суть, служат подспорьем во время закрепления материала.

      Чтобы вызвать интерес о прямом и переносном значении слов, можно прочитать несколько примеров детской речи, записанных К. Чуковским:

Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить её сушить на солнышке. Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

  - Почему ты не повесил её сушить? – спросила мама.

  - Я не достал до солнышка, - ответил Петя.

      Изучая приставки, учащиеся узнают, что приставка может до неузнаваемости изменять смысл однокоренных слов, например: взнос, поднос, перенос, донос. Так решается главная задача урока: развитие языкового чутья, познавательной активности.

      На уроках по словообразованию использую элементы занимательности: предлагаю отгадать шараду, когда надо не разобрать слово, а собрать:

                                             Корень мой находится в цене, -

                                             В очерке найди приставку мне.

                                            Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

                                             Вся же – в дневнике я и в журнале.

                                                                                          ( Оценка. )

Или использую игру «Собери слово» (ребята собирают слово из указанных морфем).

Обдумать – возьми приставку,

Ясно – корень,

Уважение – суффикс,

Землю – окончание. (объяснение). 

Вопрос детям: - Почему в слове появился Ъ?

Ответ: - После приставки перед буквами е, ё, ю, я пишется Ъ.

      На уроках и внеклассных мероприятиях использую шарады:

                                 Что здесь написано?                                           

                                                           

                                       

         

                   НАЙДИТЕ ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ.

   Замирать                                              Сбить

    Мирить                                                Сдать

    Мирный                                              Списать

    Примирить                                         Сделать      

                                                 

                                                           

      Применение опорных карточек на уроках русского языка помогает правильно ответить на предложенные учителем вопросы, что создает ситуацию успешности. Вот примеры опорных карточек по теме «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них».

                                    Упражнение

При расстановке знаков препинания руководствуйтесь схемами в рамке.

        «П, -  а. - П».

        «П, -  а. – П?»

        «П, -  а. – П!»

         «П, -  а, -  п».

        «П! -  а. - П».

                                       

 

Запишите предложения так, чтобы слова автора разрывали прямую речь.

  1. Здравствуйте. V                                    1. Произнёс незнакомый

         Попросите, пожалуйста,                          голос.

         ( к телефону) Любу.

     2.  Извините за беспокойство,  V             2. Обратился ко мне

          не могли бы вы сказать, как                     прохожий.

          пройти к аптеке.

    3.  Добрый вечер! V Давайте                     3. Сказал, улыбаясь, мой

        знакомиться. Меня зовут                           сосед по купе.

         Иван Фёдорович.

      Кроме того на уроках вспоминаем знакомые мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве» при изучении темы «Правописание суффиксов имен существительных  - ИК, - ЕК».

 Замочек – замочка (Е в форме Р.п. убегает),

Ключик – ключика ( И в форме Р.п. остается).

Далее формулируем правило правописания суффиксов имен существительных.

      Или в этом же мультфильме говорится о важной роли правильной постановки запятой (вообще любых знаков препинания) в предложениях. Вспомним это предложение: «Казнить, нельзя помиловать!» и «Казнить нельзя, помиловать!» Вовка не захотел безответственно отнестись к своей жизни, поэтому подумал и правильно поставил запятую.

      Или мультфильм «Ну, погоди!» при изучении антонимов: выясняем, что Волк – злой, невезучий, а Заяц – добрый, удачливый. Вот так от разговора о мультфильме переходим к изучению слов с противоположным значением.

     На уроках в разделе «Морфология» предлагаю такой вид работы – пишу текст с орфографическими ошибками. Такой текст вызывает необычайное оживление в классе, каждому хочется исправить его. Ребятам очень трудно его читать, поэтому они делают вывод о том, что знание частей речи необходимо для того, чтобы грамотно писать. Вот примеры таких текстов:

      «Трафка зилинеит, солнышка блистит,

      Ластачька с висною фсени кнам литит».

Или:

      «Есь такая скаска. Казёл пастлал казу заорехоми. Пошла она и нивернулозь… Нед казы сорехами, нетт козы зкальонными!»

      Задаются вопросы:

 - Как записан текст?

 - Можно ли отказаться от правил правописания?

 - К чему приводит несоблюдение орфографических правил?

 - Что нужно знать о слитном и раздельном написании слов?

      Также использую загадки:

Какая водица лишь для грамотного годится? (чернила)

В школьной сумке я лежу, как ты учишься, скажу (дневник)

Иногда прибегаю к такому средству проверки знаний обучаемых, как решение кроссвордов.

Решение кроссвордов — полезное умственное занятие на любом этапе обучения. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания. Кроссворды полезны каждому, так как расширяют кругозор. Их решение тренирует память, оттачивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, пробуждает интерес к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

      Например:

Вопросы:
1. Тип речи. (Описание).
2. Часть текста, которая начинается с красной строки. (Абзац).
З. Использование языка для общения людей между собой. (Речь).
4. Стиль речи (Разговорный).
5. Наука, которая изучает стили речи. (Стилистика).

      Также используется набор рефлексивных вопросов в конце уроков с целью получения отклика личности на переживания другой.

 - Что показалось вам сегодня трудным?

 - С чем вы не согласны?

 - Были ли у вас моменты радости от своих удачных ответов?

 - Были ли моменты недовольства собой?

 - Какую пользу вы извлекли из этого урока?

 - Заметили ли вы свои успехи…?...

      Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой. Например:

      Знаете ли вы, что...

      ...слово (красный) в составе географических названий может иметь разные значения? Например, город Краснокамск родился при Советской власти и -красн- здесь от «красный» в значении «революционный, советский». А вот город Красноуфимск возник еще в ХVIII веке, и -красн- в его основе восходит к слову «красный» в другом значении красивый, видный (ср.: Красновидово, Красное Село). Есть и такие названия, в которых слово красный прямо обозначает цвет — воды, берегов, почвы, например: Красноводск, Красное море. Интересно сопоставить топонимы ((Красный Яр (яр — крутой берег) и Белый яр из этого сопоставления видно, что скорее всего эти старые географические названия связаны с цветом почвы, выступающей в размытом обрыве. Как вы думаете, а почему наш город  называется Краснокаменск?  

      Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон.

Положительная мотивация является основой успешности урока, главной силой, формирующей интерес к уроку.

      В итоге можно сделать вывод, что мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках русского языка, а снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения. Развитие мотивов учения позволяет повысить результативность обучения  по русскому языку. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.

      Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: конструировать, исследовать, открывать.

     Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются в ее оценке. Оценка должна быть гласной, достаточно мотивированной и убеждающей, правильно соотноситься с самооценкой и мнением учащихся класса. Оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение. Образовательная роль оценки состоит в получении объективной информации о результатах своей учебной работы. Оценка учителя указывает на достижения школьника в овладении знаниями, умениями и навыками, а также на недостатки, пробелы, упущения и пути их устранения. Воспитательная роль оценки заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения. Правильно установленная и выраженная оценка учебной деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: честности, трудолюбия, активности, самостоятельности. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме : "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида"

Доклад по теме: "Формирование учебно-познавательного интереса к изучению русского языка обучающихся специальных коррекционных классов VII вида" был представлен в межрегиональной научно-практической ко...

«Модель формирования комплекса управленческих компетенций учителя русского языка и литературы»

Новые ориентиры в образовании, связанные с обучением и воспитанием  подрастающего поколения, способного успешно жить и работать в динамично преобразующихся условиях, меняют и требования к педагог...

Методические рекомендации по формированию толерантных установок на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) Фархутдиновой Р.Н.

В современном мире актуальным становится развитие толерантных установок в обучении и воспитании детей. Формирование навыков толерантного поведения у учащихся может происходить за счёт гармонизации ...

Совершенствование профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы в условиях модернизации образования

Из опыта работы. Методические рекомендации по совершенствованию работы учителя русского языка в условиях ФГОС...

Формирование учебно-познавательной компетентности на уроках английского языка

Известно, что задача современной системы образования на среднем и старшем этапе состоит не в том , чтобы сообщить как можно больший объём знаний, а научить эти знания добывать самостоятельно. Для этог...

Предметные компетенции учителя русского языка и литературы

В статье представлен анализ  функционирования  модели развития профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы в нашей школе...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...