Урок тема "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Переходкина Валентина Федоровна

Урок в 5 классе программа ФГОС Т.А.Ладыженская.Изучение нового материалКонспект урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

Класс: 5

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:

 - совместно с обучающимися открыть новые знания       - признаки обстоятельства - одного из второстепенных членов предложений;

- сформировать способность определять обстоятельство в предложении;

-развивать умение графически обозначать обстоятельство в предложении, ставить к ним вопросы;

- развивать умение работать с толковым словарём

Планируемые результаты:

Предметные:

   Знать:

Что такое обстоятельство;

  Уметь: опознавать  обстоятельство в предложении, определять, какой частью речи выражено, на какие группы делятся;

 Личностные:   Уважительное отношение к родному языку;  самооценка учебной деятельности, умение связывать  цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:  Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность  действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать  речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию,  строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Основные поняти темы:   Синтаксис, пунктуация, словосочетание,  словарь, обстоятельство, главные и второстепенные члены предложения, группы  обстоятельств.

10. Межпредметные связи:      Литература

11. Ресурсы: 

основные   Учебник «Русский язык», 5 класс.  ., 2011г., словари;

дополнительные: мультимедийный проектор, ноутбук; карточки, индивидуальные карточки с дидактическими заданиями; электронная физкультминутка.

12. Организация пространства:      Работа фронтальная Ф, индивидуальная И, групповая Г.

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (О)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 

На доске предложение: ««Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей смысл»
                                                                                                                    Л.Н. Толстой.

1.     Орфографическая минутка.

2.     Игра «Четвертый лишний» 
А) Существительное, прилагательное, наречие, глагол.
Б) Чисто, красивый, быстро, прекрасно
В) Свежо, горячо, жгуче, хорошо.
Г) Издалека, справа, слева, вправо.

3.     Как перечислить по порядку дни недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?

4.     О происхождении наречия НАЧЕКУ – Ковалева Л.
Быть начеку, то есть наготове, настороже. Сразу скажем, что слово «чек» ( в смысле, кассовый), «чекист» (разведчик) и «чека» (от гранаты) наречие «начеку» ничего общего не имеет. Именно как наречие оно вошло в русский язык сто с небольшим лет назад, а до этого писалось раздельно, так же, как «на бегу», «на ходу», «на дому».

 

 

Сформулируйте задание по данному материалу:

Подлежащее, прилагательное, определение, глагол, сказуемое, дополнение, существительное, наречие, обстоятельство, местоимение.
- Распределите на группы. Дайте каждой группе название. (1 гр – части речи, 2 гр – члены предл)  
- На какие подгруппы можно разделить слова каждого столбика? ( 1 гр – склоняемые и несклоняемые части речи, 2 гр – главные и второстепенные чл пр) 

- Оцените работу соседа по парте

высказывание?

 

- Как думаете, какова тема урока? - Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

 

 

 Обучающиеся находят лишние слова, знакомятся с происхождением и лексическим значением слова  начеку.

Дают ответы на поставленные вопросы.

Делят слова на на группы: главные и второстепенные, части речи.

 

Выделяют признак наречия

 

Задают вопросы к незнакомому второстепенному  члену предложения.

Работают в группе по заданию

Работа с толковым словарём

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

 

Формулируют тему урока (Второстепенные члены предложения. Обстоятельство)

 

 

Формулируют цель (понять, что такое обстоятельство и какова его роль в предложении  .Научиться  находить в предложении обстоятельства и определять способы их выражения. )

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое обстоятельство  и способы его  выражения.

 

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю прочитать предложения.

1.     Русалочка подплыла к кораблю близко. (образ действия)

2.     Матросы громко пели и танцевали. (образ действия)

3.     Потом на палубу вышел молодой  красивый принц. (время действия, место действия)

4.     Все торжественно поздравляли его. (образ действия)

5.     Никто не  заметил, как  быстро приблизилась буря. (образ действия)

6.     Вскоре корабль  затрещал и заскрипел. (время действия)

7.     Принца Эрика выбросило  за борт. (место действия)

1.                                                      (По Х.К.Андерсен)
- Из какого произведения этот отрывок? В группе: 
План:

1.     Найти обстоятельство.

2.     На какой вопрос отвечает и что обозначает?

3.     Чем выражено обстоятельство?

2.     ВЫВОД: Что обозначает обстоятельство? Чем может быть выражено обстоятельство?

3.     Сформулируйте теперь правило полностью.
Проверьте по учебнику, верно ли вы сделали вывод.  С.

4.     Составьте памятку «Второстепенный член предложения – обстоятельство», выбрав из группы только нужные карточки. 

 

 

Дети в группе по 4 человека работают с карточками.

Фронтальная работа

. Отвечают на вопросы. Делают самостоятельно выводы. Проверяют по учебнику правильность сделанных выводов. Составляют памятку «Второстепенный член предложения – обстоятельство»

Анализ работ и вывод внутри группы

 

 

 

 

 

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

 

 Работа в паре. Деление слов на группы.

- Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.

- Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)

Выдвигаем проблему. Предлагает обучающимся высказать свои гипотезы

- На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)

Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.

Рефлексия:

Самопроверка с экрана

- Кто выполнил работу без ошибок?

- Какие знания помогли вам справиться с заданием? (Знания о группах обстоятельств (называют), знания об имени существительном и о наречии)

- Поставьте себе оценку.

 

 

 

Выполняют задание в парах

 

 

 

 

 

Проверяют и оценивают

 

Краткий ответ

 

 

 

Оценивают свою работу

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Дома:

 Используя опорные слова, свои наблюдения, жизненный опыт, напишите мини-сочинение “Почему я люблю или не люблю осень”, или выполните упражнение 247 из учебника о разных временах года

Дают ответы на вопросы

 

 

 

 

Не забыть о девизе урока

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 


 

 

а