Лингвистическая игра по станциям «Путешествие в страну «Словесность»»
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Пересыпкина Татьяна Ивановна

Данная методическая разработка будет интересна учителям-словесникам, преподающим в 5-7 классах, при проведении предметной недели. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_stantsiyam_dlya_5-7.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистическая игра по станциям

«Путешествие в страну «Словесность»»

5-7 класс

Станция «Переводчик»

1.Какими синонимами из четырех букв можно заменить слова:

Приятель - друг

Противник - враг

Солдат - воин

Шагать - идти

Красный - алый

Печаль - горе, туга

Работа - труд, дело

2.Подберите к данным устаревшим словам современные:  

Ваятель - создатель

Вопрошать - спрашивать

Ратник - воин

Отколе - откуда

Сирый - одинокий

Смута – восстание, бунт

Брадобрей - парикмахер

Водомет -  фонтан

3. Подберите к данным диалектным словам литературный вариант:

  • Бирюк - волк
  • Шабер - сосед
  • Стежка - тропинка
  • Кочет - петух
  • Баять – говорить, рассказывать
  • Рогач - ухват
  • Векша - белка
  • Гутарить - говорить
  • Хворость - болезнь
  • Червонный - красный

Диалектные слова- слова, характерные для определенной местности

5-7 класс

Станция «Конструктор»

1.Запишите как можно больше сложных слов( с двумя корнями и соединительной гласной)

  • С/Х орудия труда (сенокосилка, сноповязалка, зерноуборочный комбайн,…)
  • Предметы домашнего обихода (пылесос, полотер, мясорубка, скороварка, пароварка, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, хлеборезка, самовар …)
  • Профессии человека (сталевар, землемер, садовод, пчеловод, рыболов…)
  • Транспортные средства (пароход, вертолет, самолет, вездеход, самокат…)

2.Определите, сколько лексических значений имеет каждое слово:

  • Бокс -1. мужская прическа. 2.вид спорта. 3.отдельная комната в лечебных учреждениях.
  • Повод – 1. предлог (причина). 2.ремень (узда)
  • Клуб – 1. общественная организация, объединяющая людей по интересам. 2.масса чего-нибудь движущегося, принявшего форму шара. 3. помещение.
  • Коса – 1. прическа девочки. 2.с/х орудие. 3. отмель на реке.
  • Свет – 1. лучистая энергия. 2.земной шар. 3.любимый человек     (ты свет моих очей) 4.высшее общество.

5-7 класс

Станция «Аукцион»

1.Распределите фразеологические обороты на  две группы: первая – пришли в нашу речь из мифов Древней Греции, вторая – из Библии (библеизмы)

  • Манна небесная – библ.
  • Козел отпущения – библ.
  • Хранить как зеницу ока – библ.
  • Нить Ариадны – из мифов
  • Соломоново решение – библ.
  • Дамоклов меч – из мифов
  • Ахиллесова пята – из мифов
  • Глас вопиющего в пустыне – библ.
  • Соль земли – библ.
  • Со щитом или на щите – из мифов

2.Назовите как можно больше фразеологических оборотов со словом «НОС»

Зарубить на носу

Повесить нос

Хоть кровь из носу

Совать нос

Водить за нос

Оставить с носом

Крутить носом

Задирать нос

Носом не поведет

Сунуть под нос

Не видеть дальше своего носа

Держать нос по ветру

С гулькин нос

Клевать носом

Воротить нос

Уткнувши носом

Не казать носа

Нос не дорос

Утереть нос

 Комар носа не подточит

5-7 класс

Станция «Редактор»

1. Покажите, где у вас:

Десница – правая рука

Шуя – левая рука

Очи - глаза

Чело - лоб

Ланиты - щека

Вежды - веки

Длань - ладонь

Уста - губы

Перст - палец

Пясть – кисть (запястье)

2.Замените синонимами слова в предложениях:

  • Доктор назначил пациенту инъекции (врач прописал больному уколы)
  • Разъяренная вьюга замела тропинки (разбушевавшаяся метель засыпала тропинки)
  • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак (водитель снова начал напряженно вглядываться в темноту)
  • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания (сторож укрылся от дождя под крышей дома)

5-7 класс

Станция «Переменка» (конкурс капитанов)

Отгадайте загадки:

1. Он усатый, а не кот, возит в городе народ (троллейбус)

2. Если жарко в кабинете, он подарит свежий ветер (вентилятор)

3. Я – синоним осьминога,

А без С – в метле нас много.

(спрут – прут)

4. Я - жилище для зверька,

Для жучка и паучка.

Есть еще и тезка мой:

Редкостный зверек пушной.

( норка)

5. Со звуком С я не вкусна,

Но в пище каждому  нужна.

С М берегись меня, не то

Я съем и платье и пальто.

( соль – моль)

6. Хоть и мала я, но  взгляни:

Весь мир в себе я отражаю.

Но К на Ц  перемени –

Я по болоту зашагаю.

( капля – цапля)

7. С П я в доме, с  В  я в поле,

С М я в море, с Г – в футболе,

С К вбивают, с  Т  взрывают,

С Д долину называют.

( пол – вол – мол – гол – дол)

8. С Б мучительной бываю,

С М одежду пожираю,

с Р актеру я нужна,

с С для повара важна.

(боль – моль – роль – соль)

9. Я цвет одинаковый часто имею:

и с Г зеленею, и с К зеленею.

Но с К вам со мною рискованно быть:

Могу и до слез довести, и убить.

(лук – луг – лук)

10. Несет меня с трудом старик,

Но если Ю прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет.

(ноша – юноша)

11. Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение,

И превращаюсь я в конфету.

( ирис)

12. я по полену бью, звеня,

Дровами на зиму снабжаю,

Когда ж с конца прочтут меня,

Я недовольство выражаю.

( топор – ропот)

Станция «Аукцион».

6-бкласс

Распределите фразеологические обороты на  две группы: первая – пришли в нашу речь из мифов Древней Греции, вторая – из Библии (библеизмы)

Из Библии

Из мифов Древней Греции







Станция «Аукцион»

7-б класс

Распределите фразеологические обороты на  две группы: первая – пришли в нашу речь из мифов Древней Греции, вторая – из Библии (библеизмы)

Из Библии

Из мифов Древней Греции







Конкурс капитанов

5-7 классы

Класс

1

2

3

Итог

5-а


6-а


6-б


7-б


Ответственный на станции:___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по станциям "Путешествие в лингвистику"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса....

Игра по станциям "Путешествие в страну Лингвинию"

Внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов, которое можно использовать в рамках недели русского языка и литературы...

Игра по станциям: путешествие в страну Лингвиния

Разработка игры по станциям. Расчитана на 5-6 класс. Лучше всего проводить в конце года, когда изучена большая часть учебного материала....

Семейная игра по станциям "Путешествие в страну ДОБРОТЫ"

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Доброты" рекомендовано к проведению в 3-6 классах и расчитано на  16-20 человек. Продолжительность около 1,5 часов. Задачами мероприятия...

Сценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»

Cценарий общешкольного внеклассного мероприятия по русскому языку "Игра по станциям «Путешествие в страну Лингвистику»Команды «путешествуют» по станциям в соответств...

Игра по станциям "Путешествие в страну науки Химия"

Игра по станциям: «Путешествие в страну науки химии».Цель: Развитие познавательного интереса к химии как к учебному предмету; обучение умению находить решение в игровой ситуации.Задачи:Обр...

Игра по станциям «Путешествие в страну правовых знаний»

Цель: предупреждение совершения обучающимися противоправных поступков и деяний.Задачи:1. формирование правовой культуры, законопослушного поведения несовершеннолетних;2. формирование понятия о том, чт...