Конспект нетрадиционного урока «Хохлома»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Ткачук Наталия Юрьевна

Повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» в  6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_netraditsionnogo_uroka_khokhloma.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                        Ткачук Наталия Юрьевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ «Школа здоровья» №404.

Конспект нетрадиционного урока «Хохлома» (повторение и обобщение по теме «Имя прилагательное» в  6 классе).

Класс делится на две команды, выбираются капитаны, определяются критерии оценки, регламент выполнения заданий, назначаются эксперты.

Цели урока: 1) повторить и обобщить знания по теме «Имя прилагательное»;

                      2) развивать орфографическую грамотность;

                      3) пробуждать интерес к русскому языку.

Оформление: выставка изделий русской Хохломы.

Ход урока:

1.Выступление  представителя от каждой команды.

   ---Ещё совсем недавно в селах Горьковской области можно было услышать легенду о том, как пришла на волжскую землю «Хохлома» и где она взяла свои огненные краски.

       Рассказывают: жил в давние времена в Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь. Однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные пышными цветами и тонкими веточками.

      Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

      Наконец  дошла слава мастера и до грозного государя, повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.

      А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые вобрали в себя и жар пламени  и чернь пепелища.

      Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

  --- А вот что написано в книге Ю. Овсянникова «Перо Жар-птицы».

       Сэр Джон был счастлив. Сегодня утром его парусник доставил в Лондон из Архангель ска большую партию русской пеньки и строевой лес. Впрочем, не это известие обрадовало английского дельца. Пенька и лес – дело привычное. Радость невозмутимому англичанину доставил подарок капитана парусника, большой короб с посудой из деревянного золота.

       Послезавтра на торжественном обеде сэр Джон удивит своих друзей. То-то поразятся они, увидав чаши, блюда, ложки, расписанные фантастическими цветами! Сэр Джон потер от удовольствия руки, представив, как  кто-нибудь возьмет тяжелую на вид, отливающую золотым блеском чашу и застынет изумленный – чаша выточена из дерева.

      - Вы не узнали, - обратился торговец к капитану корабля,- имя мастера, создавшего эту посуду?

      - Я спрашивал, сэр. Русские называют какое-то странное имя Хох-ло-ма.

2. Слово учителя.

     Сегодня на уроке мы будем говорить о чуде русского прикладного искусства – оХохломе.

   Познакомимся с выставкой изделий русской Хохломы.

3. Задание у доски (по 1 человеку от команды).

    Расставить знаки препинания, работа с орфограммами.  (5б.)

--- Уд_вит_льно  и_ку_тво золотой  Хохломы    Огне_н-красный цвет посуды  сияние узоров вызывают  ощ_щение  жарко_о  плам_ни  огня.

--- Почему деревя_ая  посуда пр_вратилась в золотую   Почему художники выб_рают  для узора  яго_ки   земл_нику  м_лину  ч_рную  и крас_  смородинку рябинку.

4. Задание  командам с последующим объяснением.

    Образовать от существительных прилагательные, вставить пропущенные орфограммы (5б).

     Выт_чи из липы миску, обмаж_  (глина) раствором, окуни в (лен) масло, высуши в жаркой печи, натри (серебро) порошком и начни ра_писывать.

5. Задание капитанам (у доски).

    Составить предложение с прямой речью. Начертить схему.(5б.)

     Не то дорого, что красного золота, а то, что мастера доброго.   (Русская народная пословица).

6. В это время задание для команд.

    Подобрать синонимы к слову дивный .  (1б. за  каждое слово).

7. Задание (выбирают по 2 человека от команды). (5б.)

    Вставить пропущенные буквы, указать разряд имен прилагательных.

                Деревя_ая   ложка.

                С красив_м узором.

                Древн_     и_ку_тво.

                Алюминиев_м  порошком.

                Серебр_ й   цвет.

                Знаменитая  ро_пись.

                В  горяч_     печ_.

                Серебр_ое  кольцо.

8.  Задание командам  (отвечают поочередно). (5б.)

     Образовать имена прилагательные с суффиксами  -ян-, -н-, -енн-.

                Глина –

                Клюква –

                Серебро –

                Цена –

                Государство –

                Отечество –

                Искусство –

                Дерево –

                Стекло –

                Старина –

9. Задание  у доски (по 1 человеку то команды).

    Морфологический разбор имени прилагательного. (5б.)

    Изумительны по красоте золотые и серебряные изделия талантливых умельцев.

           1 команда.     Талантливых (умельцев).

           2 команда.     Серебряные (изделия).

10. Задание для всех членов команды.

      Прослушать текст, озаглавить. Выборочный диктант. Выписать словосочетания прилагательное + существительное. (10б.)

                    Птица  Жар.

      Как же оно начиналось, это удивительное хохломское художество? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил.  Птица Жар задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.

11.  Эксперты подсчитывают результаты.

      Учитель задает вопрос.

       Издревле на Руси деревянная ложка была предметом домашнего обихода.

       Почему на кухне хозяйки любили и любят пользоваться деревянной ложкой?

12. Подведение итогов.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект нетрадиционного урока английского языка на тему "True friend"

Конспект нетрадиционного урока английского языка. Урок-конференция на тему "Лучший Друг" . Данная форма проведения урока подходит для этапа закрепления лексического материала, она позволяет более проч...

Конспекты нетрадиционных уроков

Урок алгебры в 7 классе по теме "Степень с натуральным показателем и ее свойства" в форме игры "Поле чудес" и физико-математический брейн-ринг для 8 классов вызывают высокий познавательный интерес к п...

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕТРАДИЦИОННОГО УРОКА В ФОРМЕ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ» 5 класс

данный конспект уроком будет хорошим подспорьем для повторения пройденного материала...

Статья "Малая родина - часть большой страны" с конспектом нетрадиционного урока-путешествия.

Материал по нравственно-патриотическому воспитанию: статья, конспект краеведческого урока-путешествия по чтению в 6 классе индивидуального обучения ребёнка с ОВЗ специальной школы VIII вида. К конспек...

Конспект нетрадиционного урока "Королевство мячей"

Конспект нетрадиционного урока "Королевство мячей"...

План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие

Цель урока: дать первые  сведения о хохломе;развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.формирование художественной творческой активности учащихся.развивать...