План - конспект урока Тема урока: Хохлома. Истоки и современное развитие
учебно-методический материал по музыке (5 класс)

ЕЛЕНА ПОЗДНЯКОВА

Цель урока:

  1. дать первые  сведения о хохломе;
  2. развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.
  3. формирование художественной творческой активности учащихся.
  4. развивать эстетическое отношение к действительности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_konkurs.doc142.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Воробьевская средняя школа Сакского района Республики Крым

Открытый урок

по изобразительному искусству в 5 классе

на тему " Хохлома.  Истоки и современное развитие"

Подготовила:

Елена Александровна Позднякова

учитель ИЗО МБОУ «Воробьевская средняя школа»

Домашний адрес:

296513 Республика Крым Сакский район

с.Воробьево, улица 30 лет Победы 9

Воробьево 2020

Сценарий   урока

Тема урока:  Хохлома.  Истоки и современное развитие.

Класс:  5-й

Предмет:  изобразительное искусство.

Дата проведения:  27.11.2020г.

Учитель: Позднякова Е.А.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  1. Дать первые  сведения о хохломе.
  2. развивать графические умения в изображении изящных форм и ритма природных объектов.
  3. Формировать художественной творческой активности учащихся.
  4. Развивать эстетическое отношение к действительности;
  5.  Создать  проблемные ситуации «посмотри – удивись – сотвори» и «сотвори – посмотри – удивись»
  6. Формировать эстетического отношения ребенка к важным для общества социальным и культурным ценностям
  7. Использовать элементы метода художественно-педагогической драматургии.

Учебные цели:

Знать:

  • несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (гжель, городец,  хохлома);
  • элементы хохломской росписи.

Уметь:

  • отражать в рисунках единство формы и декора (на доступном уровне);
  • создавать собственные проекты – импровизации в русле образного языка народного искусства (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
  • овладевать навыком работы в конкретной росписи.

Планируемые достижения:

Предметные:  

  -ученик научится узнавать и воспринимать шедевры русского народного искусства;

- различать и передавать в художественно-творческой деятельности          эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

- воспринимать красоту рукотворных творений человека и отражать их в   собственной художественно-творческой деятельности.                                                                                                                                            -выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей; выполнять роспись с элементами травного орнамента;                                                                                      

Личностные:

-у обучающегося будет сформирована мотивация к изучению данной   темы для понимания орнаментальных элементов изделия, в процессе рефлексии умение проводить самооценку;                                                                                                                                                                

Метапредметные(УУД):                                                                                                                          Личностные:

-у обучающегося будет сформировано проявление  эмоциональной отзывчивости доступные и близкие ребенку по настроению произведения изобразительного искусства;

-Представление о труде художника, его роли в жизни общества;

-Приобщение к мировой художественной культуре, интерес к художественно- творческой деятельности;

-Первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;

-Выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Познавательные:

-обучающийся, научится расширять свои представления об искусстве;

-Ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

-Различать условные обозначения;

-Осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и средствах ИКТ.                                                                                

-Сопоставлять впечатления, полученные при восприятии разных видов искусств (литература, музыка) и жизненного опыта.

Регулятивные:                                                                                                                       ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи;

Целеполагание:                                                                                                                                          Будет уметь планировать свою  учебно- познавательную и практическую деятельность;                                                                                                                                                                                                                                Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Коммуникативные:                                                                                                               Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Понятийный аппарат: народные промыслы, орнамент, азбука хохломской росписи: травные мотивы, элементы росписи «под листок», «под фон», «кудрина», ягодки»,  

Музыкальный ряд:

1.вариации на темы русских народных мелодий в исполнении ансамбля русских народных инструментов;                                                                         2.Песня «Хохлома Волжский Плёс»   

Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Золотая Хохлома»

Роль учителя: создание условий для развития творческих способностей детей, использование элементов художественно-педагогической драматургии.

Организация работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, использование мультимедиа презентация, видеофильм.

Сценарий урока:

I.  Организационный момент. Звучит песня «Хохлома»

1.Прекрасная осенняя пора… Выглянет солнышко из-за осенних туч, и сразу лес вспыхнет чудесным огнём. Золотом горят листья берёзок, клёнов, драгоценными рубинами краснеют спелые ягоды калины, рябины. А это уже не осенний лес, но такая же нарядная красочная деревянная посуда. Будто это не обыкновенные деревянные миски да ложки, ковши-братины да чаши, а золотые! Такую посуду и на царский стол поставить незазорно.

Мир волшебной хохломы

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы:

Входим в царство Берендея -

В мир волшебной Хохломы

2. Анализ восприятия литературного произведения.

  • Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
  • Какие картины вы себе представили?
  • Какие цвета вы бы использовали для написания ваших картин?

Учитель.

   Как же появилось это диво дивное — «золотая хохлома»?    

Рассказ ученика  

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но, сколько ни искали, не смогли найти чудо мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки.

Учитель Ребята, посмотрите на экран. О каком народном промысле пойдёт речь сегодня?

II Постановка цели и задач урока.  Мотивация к учебной деятельности

Ученик:     Стоит студеная зима,

Снежинки крутит буйный ветер,

А солнечная Хохлома

Напоминает нам о лете.

Грустят деревья и дома,

Но сохраняет хохлома

В ромашках, в ложках, в плошках – Радость!

Ладья – цветущий хвост, корма.

Нос - петушиная головка.

Плывет по лету Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нем цветы и земляника.

Семеновская Хохлома

Вся золотиста - краснолика.

Учитель Мы отправимся в мир красоты.

- Сегодня мы поговорим о богатствах земли Русской об искусстве русского
народа, о вековых традициях в росписи изделий.

(Показ изделий хохломы) Посмотрите на эти прекрасные сказочно красивые изделия: квасники, кружки, бражники, ковши и ложки. Они украшены самой известной разновидностью отечественной народной росписи по дереву -хохломской.

Хохломская роспись - это удивительное искусство, сокровищница мировой культуры.

Итак, запишите тему нашего урока:

 Хохлома.  Истоки и современное развитие

- А сейчас давайте наметим цель нашей деятельности и предполагаемый результат.

Цели урока

  1. Познакомиться с историей промысла, с технологией изготовления изделий и с приемами выполнения росписи по дереву;

2.Научиться рисовать травный орнамент, используя элементы хохломской росписи;

3.Воспитывать  интерес и любовь к народному искусству; чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

III Объяснение  новой  темы:

Тема  нашего занятия:  Хохлома.  Истоки и современное развитие.
Учитель; К какому виду искусства относится хохлома?

Д: (декоративно - прикладное искусство)

У:- А как вы понимаете декоративно - прикладное искусство?

-Кто мне скажет, какие народно-художественные промыслы вы знаете?

Посмотрите на эти прекрасные матрешки и скажите, на каком народно-художественном промысле они сделаны
Д:дети рассматривают рисунки и делают выводы .
(На  доске  висят  репродукции,  где  изображены  народно-художественные
промыслы).

У: А вы слышали легенду о Хохломе? давайте послушаем внимательно (рассказ ученика)

Ученик: Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

- Ребята, хотите сами увидеть, как рождается на свет такое чудо дивное хохлома? Давайте отправимся сейчас на виртуальную экскурсию на завод, где мы познакомимся с технологией изготовления изделий с хохломской росписью

(просмотр видеофильма)

Обсуждение фильма

У: Ребята! Посмотрите еще раз на изделия, из какого материала делают

мастера свои изделия?

Д: (из дерева)

У: А какие цвета чаще всего используют?

Д: (золотой, черный, красный, иногда темно-зеленый)

У: Для изделий хохломы характерно сочетание красного и черного цветов с

Золотистым

Учитель: А сейчас  откройте учебник на странице 86 и  определите, какие типы росписи используются.

Дети: Используется два типа росписи:

  1. «верховая»- красным и черным цветом на золотистом фоне;
  2. «под фон»- золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне. Золотистая хохлома - это огненные краски узоров, которые складываются из

разнообразных завитков трав, цветов и ягод и восхищают нас своей неповторимой торжественной красотой, богатством фантазии.

К азбуке хохломской росписи относятся: травные мотивы, элементы росписи «под листок», «под фон», «Кудрина», «ягодки».

У-Ребята, зачем надо украшать посуду узором?
Д: чтобы было красиво

IV. Физкультминутка

Давайте сделаем упражнения, разогреем кисти рук с помощью карандаша.

  • -В руках – карандаш. Начинаем перекатывать по ладоням
  • -Карандаш зажать между средним пальцами, массажируем основания ладоней.
  • -В правой руке держим карандаш и вытянутой рукой проводим окружность по часовой стрелки, против часовой стрелки, затем меняем левую руку.

V Практическая работа

Девиз нашей деятельности: «Посмотри, как это сделали художники, и попробуй сделать по-своему и, опираясь на собственный опыт, попробуй сотворить сам, а потом посмотри, как это сделали другие».

А теперь представим себя народными умельцами - художниками, а наш кабинет станет мастерской по росписи посуды.

Сегодня мы будем расписывать изделия.

У вас на столах имеются  шаблоны.(на столах лежат шаблоны матрешек и горшочка)

Наша задача: Расписать изделия, используя мотивы хохломской росписи, поможем белой и серой посуде стать золотистой и прекрасной.

(дети работают под музыку)        

VI Анализ детских работ

-  Посмотрите, какие великолепные изделия получились у вас. (Дети по очереди представляют свои работы.)

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Золотая Хохлома

Ею не налюбуешься

И в Париже, и в Нью-Йорке

Хохлома красуется

VII Подведение итогов:

У. Давайте посмотрим, где еще можно встретить удивительную хохломскую роспись? (Дети рассматривают видеоряд)

Д. В одежде, роспись автомобиля и т.д.

Выставление оценок.

VIII Рефлексия: осмысление путей решения проблемы, оценку и анализ результатов творческой деятельности детей.

            СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ...

        БЫЛО ТРУДНО…

             Я НАУЧИЛСЯ…

        Я СМОГ…

        БЫЛО ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ, ЧТО…

        МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ…

XI.Домашнее задание:  решить кроссворд    на тему: «Хохломская роспись»                                                                                                                               Кроссворд на тему: «Хохломская роспись»  

Вопросы По вертикали:

1. Как еще можно назвать мастера, который расписывал посуду?
4. Как называлось село, в котором на ярмарке продавали мастера свои изделия?
5. Один из цветов, который нам необходим для хохломской росписи.

По горизонтали:

2. Какие изделия расписывали мастера?
3. Какой цвет (необходим) присутствует в хохломской росписи?
6. Это тоже цвет, мы используем его, так как не можем получить золотой.
7. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду?

Ответы

Литература:

  1. Алексеев С.С. О цвете и красках. М.: Искусство, 2006
  2. Беда В.Г. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 2000
  3. Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под ред. Г.Г.Обухова. М.: Сов. художник, 1987
  4. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 5-8 классах: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2007
  5.      Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. М.: Просвещений, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-конспект открытого урока по технологии в 11 классе по теме _Брюки – основной вид одежды современной молодежи_

Тема: «Брюки – основной вид одежды современной молодежи».Цель: образовательная: закрепить полученные знания по теме: «Женские брюки»;развивающая: ознакомить учащихся с историей образования женских брю...

План-конспект урока ИЗО в 5 классе Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Матрёшка.

План урока составлен для учащихся 5 класса по программе Б.М. Неменского "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". Презентации к уроку красочно иллюстрированы, наполнены интересной информаци...

Проект по теме: "Народные промыслы. Традиции и современное развитие"

Проект «Родники народного творчества» предназначен для осуществления учащимися общеобразовательной школы на уроках искусства по теме «Декоративно-прикладное искусство» и во внеурочное время. Реализаци...

Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс

Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....

Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...

Урок по изобразительному искусству на тему: «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие».

Ознакомление учащихся с искусством гжели,  истоками и совре­менным развитием промысла, особенностями гжельской росписи, гжельской керамической  продукцией её многообразием....