Коммуникативная направленность изучения морфологии в V классе.
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Малахова Надежда Александровна

Для современного преподавания русского языка в школе актуаль­ной является проблема разработки коммуникативно направленного курса, который обеспечил бы свободное владение языком в различных жизнен­ных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФИО автора: Конверова Валентина Михайловна.

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28 п.Мостовского муниципального образования Мостовский район.

Должность: учитель русского языка и литературы.

Коммуникативная направленность изучения морфологии  в V классе.

Для современного преподавания русского языка в школе актуальной является проблема разработки коммуникативно направленного курса, который обеспечил бы свободное владение языком в различных жизненных ситуациях.

Пробный курс русского языка требует строгого отбора учебного материала и установления соотношения между его системной ( форма), семантической ( значение), функциональной ( употребление) и нормативной ( культура речи) характеристиками. То есть в каждой языковой единице необходимо выделить коммуникативный план ее усвоения: форма и значение-употребление - норма_ ( какие языковые единицы есть в структуре языка, какова их семантика, и каком стиле речи они употребляются, какую роль играют в организации текста, каковы нормы употреблений их в речи).

При этом важно иметь ввиду коммуникативные потребности учащихся:

где, в какой сфере, в какой ситуации потребуется то или иное средство языка. В этом отношении "функциональные разновидности литературного языка обеспечивают своим материалом наиболее адекватное речевой действительности соответствие языкового материала виду речевой деятельности"

 (О.А. Лаптева)

И, наконец, творческому овладению языком могут способствовать два условия: "обеспечение перехода от грамматики предложения к функционально- коммуникативной грамматике текста и неослабное внимание к эстетической стороне речи, к ценности слова как к элементу художественного слова, стиха или прозы"  

                                                             ( Г.А. Золотова).

С этих позиций рассмотрим, как можно изучать морфологический материал в речевом аспекте, в частности, тему « Глагол в У классе. Ставим задачи: I) обогатить речь учащихся разнообразными по значению (смысловыми и экспрессивными) грамматическими формами; 2) показать функционально- стилистические возможности грамматических форм; 3) закрепить морфологические нормы.

В У классе изучаются следующие сведения о глаголе:

- глагол как часть речи: лексическое значение, грамматическое значение,

- неопределенная форма глагола,

- виды глагола. Видовые пары,

- время глагола. Прошедшее, настоящее, будущее время,

- спряжение глагола.

Исходя из этого морфологического материала и из речевой необходимости отберем языковые факты для изучения.

Глагол - самая распространенная часть нашей речи. Он употребляется во всех речевых разновидностях. Живописность и красочность, динамизм художественной речи зависит от глаголов, разговорная речь самая "глагольная". В научной же речи наиболее распространены отглагольные имена существительные, которые придают ей отвлеченность, обобщенность, строгость. Употребление глаголов в переносном значении делает нашу речь образной, выразительной. Для иллюстрации этих лексических особенностей глагола подберем тексты, с которыми дети У класса встречаются при чтении художественной и учебной литературы. В этих ситуациях осуществляются такие виды речевой деятельности, как слушание- чтение и понимание, когда ученики должны уметь воспринять информативную и воздействующую стороны речи.

I. Прочитайте тексты. К какому стилю речи относится каждый из них?  Какую роль выполняют в них глаголы и отглагольные существительные.

Бедненький бес

Под кобылу подлез.

Понатужился,

Понапружился,

Приподнял кобылу, два шага шагнул,

На третьем упал, ножки протянул.

                 А.С.Пушкин.

Рябина краснеет.

Утро малоросистое. Вовсе нет паутин на вырубках. Очень тихо. Слышно сойку,  дрозда. Рябина очень  краснеет, березки начинают желтеть. Над скошенной травой изредка перелетают бабочки.

                   М. М. Пришвин.

( Как изменится смысл текста, если подчеркнутые глаголы заменить именами прилагательными)?

Песня воды.

Весна воды собирает родственные звуки; бывает, долго не можешь понять, что это: вода булькает, или тетерева бормочут, или лягушки урчат. Все вместе сливается в одну песню воды, и над ней согласно всему блеянье бекаса, хрип вальдшнепа, уханье выпи: все это странное пенье птиц вышло из песни весенней воды.

                    М.М.Пришвин.

              Что называется явлением природы.

 Все изменения, происходящие в природе, называют явлениями природы. Например, замерзание воды, таяние льда, кипение воды, падение камня, сверкание молнии, волнение моря – все это явления природы.

               Природоведение.

Наконец Бастинда привела Элли в темную, грязную кухню.

- Ты будешь чистить горшки, сковородки и кастрюли, мыть пол и топить печку! Моей кухарке уже давно нужна помощница!

И, оставив девочку, полуживую от испуга, Бастинда отправилась на задний двор, потирая руки.

           А.Волков. Волшебник Изумрудного города.

( Возможна ли такая замена: - Ты будешь заниматься чисткой горшков, мытьем полов.....?)

2. Прочитайте текст, найдите в нем глаголы в переносном значении. Какую картину они помогают нарисовать? Подберите сами и прочитайте стихотворения, в которых употреблены глаголы в переносном значении.

                 

Осеннее утро.

Желтый клон глядится в озеро,

Просыпаясь на заре.

За ночь землю подморозило,

Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ежится,

Веткой сломанной прижат.

На его озябшей ножице

Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную

В чутко дремлющем бору,

Бродят лоси осторожные,

Гложат горькую кору.

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев.

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.

      О. Высотская.

Учебник русского языка, для У класса дает целый ряд лексико-семантических групп: глаголы, обозначающие трудовые процессы; цвет, внутреннее состояние человека; нравственные качества человека; спортивные занятия; звуки, издаваемые животными, птицами; глаголы движения и говорения. С точки зрения разбития речи учеников важна работа над глаголами говорения. Речевое однообразие является причиной того, что ученики не умеют пользоваться глаголами говорения – синонимами. Приведем здесь отдельные группы глаголов говорения, наделенные определенной семантикой:

собственно глаголы говорения; сказать, говорить, произносить, промолвить, молвить;

глаголы, подчеркивающие интенсивность говорения: кричать, реветь, рявкать, лепетать, бормотать, шептать;

глаголы говорения, выражающие эмоциональное состояние человека: возмущаться, восхищаться, восклицать, удивлять, изумляться, восторгаться, взмолиться;

глаголы говорения, обозначающие вопрос/ответ: отвечать, спрашивать, отзываться;

глаголы говорения, обозначающие утверждение/отрицание: возражать, настаивать, утверждать, соглашаться, заявлять, предлагать;

глаголы говорения, обозначающие начало/конец речи: начать, продолжить, закончить;

глаголы говорения, обозначающие прерывистость речи: прервать, добавить, заметить, вмешаться, обратиться, осведомиться, прибавить, повторить, перебить, пояснить и др.

Для иллюстрации функции глаголов говорения используем тексты художественных произведений, в которых диалог является разновидностью разговорной речи.

3. Прочитайте диалог. Какие глаголы говорения употреблены в тексте? Какую-роль они выполняют в нем? Как  характеризует героев?

Друзья провели еще несколько дней в Фиолетовом дворце среди Мигунов и начали собираться в обратный путь.

- Надо идти к Гудвину: он должен выполнить свои обещания, - сказала Элли.

- О, наконец-то я получу мои мозги! - крикнул Страшила.

- А я сердце! - молвил Железный Дровосек.

- А я смелость! - рявкнул Трусливый Лев.

- А я вернусь к папе с мамой в Канзас!- воскликнула Элли и захлопала в ладоши.

- И там я проучу  этого, хвастунишку Гектора, - добавил Тотошка.

А. Волков.  Волшебник Изумрудного города.

4. Какие глаголы говорения употреблены в диалогах в рассказе И.С. Тургенева " Муму" и в «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкина?

В речевом отношении важны темы " Вид глагола" и  " Время глагола", так как  на видовременных формах "держится" текст, кроме того, особое употребление вида и времени глагола в тексте создает его выразительность. Традиционно рассматриваем, как образуются глаголы совершенного вида, временные формы глагола, и параллельно выясняем семантику этих форм.

Глаголы несовершенного вида могут обозначать:

- незавершенность действия,

- одновременность действия,

- повторяемость действия.

Глаголы совершенного вида –

- завершенность действия.

- однократность действия.

Глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени обозначают действия, которые происходят или будут происходить. Кроме того, одно время может употребляться в значении другого. Это важно показать ученикам, чтобы они знали способы "оживления" речи.

Употребление настоящего времени в рассказе о прошлом делает читателя как бы участником описываемых событий, живо повествует (художественный стиль речи). Это настоящие историческое.

В публицистических жанрах (например, в репортаже) глаголы настоящего времени создают впечатление присутствия на месте события. Это настоящее репортажа. Особую функцию выполняют глаголы настоящего времени в научном стиле речи, они обозначают постоянный признак предмета или явления. Это настоящее вневременное.

Переплетение видовременных форм различной семантики и создает смысл текста любого стиля речи, выразительность художественных текстов. Такие сведения вполне доступны ученикам У класса. Для анализа подбираем тексты различной стилистической окраски из художественных произведений и учебных книг.

5. Прочитайте тексты. К какому стилю речи они принадлежат? Обратите внимание на вид и время глаголов в этих текстах. Определите значение, которое они придают высказываниям.

Элли пролезала в клетку между двумя прутьями, Лев и Тотошка набрасывались на принесенную еду и питье.

И вот Лев укладывается поудобнее, девочка гладит его густую, мягкую шерсть и играет кисточкой хвоста. Элли, Лев и Тотошка разговаривают; с грустью вспоминают про гибель верных друзей – Страшилы, Железного Дровосека, строят планы побега.

Но убежать из Фиолетового дворца было невозможно; его окружала высокая стена с острыми гвоздями наверху.

                                                                 А. Волков Волшебник Изумрудного города.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Перед нею усердные слуги;

Она их бьет…

                     А. С. Пушкин.

Почвой называют верхний рыхлый плодородный слой земли, на котором растут растения.

В почве живут черви, насекомые и их личинки, кроты, землеройки и многие другие животные. Они поедают растения, переваривают их. Остатки пищи из кишечника попадают в почву и удобряют ее.

                                                            Природоведение.

(Проведите эксперимент: замените в последнем тексте глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени. Возможна ли такая замена?)

6. Подберите небольшой прозаический или стихотворный текст, покажите, как употребляются вид и время глагола (художественный стиль).

7. Прочитайте любое правило в учебнике русого языка. Обратите внимание на вид и время глаголов, употребленных в правиле. Объясните это явление. (Научный стиль речи).

Мы рассмотрели семантику и функцию глагольных форм, а также особенности употребления некоторых лексико-семантических групп глаголов говорения. Параллельно с этой работой мы должны выработать у учащихся навык нормативного употребления глагольных форм. Прежде необходимо показать ученикам эти нормы.

Орфоэпические нормы связаны с постановкой правильного ударения в глагольных формах:

не был – не была                понимал – понял – поняла

не жил – не жила                создавал – создал – создала

не дал – не дала                начал – начала – началась – начался

                                повторить – повторим

                                звонить – звоним – звонишь – звонят

                                руководить – руководит

положить – положил – положу – положила,   Но: полошишь – положит

                        облегчит, углубит, упростит.

Для запоминания используем стихотворные отрывки, в которых ритм и рифма диктуют произнесение слов и их форм с правильным ударением:

И царевна к ним сошла,                                 Стоит девочкам начать,

Честь хозяям отдала.                                Дай им только волю, -

                                                        Будут целый день качать

В тот же день царица злая,                         И баюкать Лелю.

Доброй вести ожидая,                                                А. Барто.

Втайне зеркальце взяла                                Чтоб скорей дождаться

И вопрос свой задала…                                Завтрашнего дня,

                    А. С. Пушкин.                                Дети спать ложатся

Да, изменился белый свет                                Рано, без огня.

За столько зим и столько лет!                                        А. Барто.

Мы прожили недаром.                                Телефон опять звонит!

Хоть нелегко бывало нам.                                От него в ушах звенит!

                     С. Маршак.                                                А. Барто.

Морфологические нормы связаны с правильным образованием некоторых глагольных форм и их стилистической дифференциации; например, класть – положить.

Где пробоина? У носа.

Лейтенант зовет матроса:

«Надо, брат, заплату класть,

Чтобы судну не пропасть!»

Говорит матрос: «Положим!

Положить заплату можем….»

                                                       А. Барто, С. Маршак.

Затрудняет учеников         образование личных форм от глаголов:

мяукать, мурлыкать, кудахтать. Эти формы различаются стилистической принадлежностью:

нейтральные формы                                             разговорные формы мяукает

         мяукает                                                                         -

мурлычет                                                             мурлыкает

кудахчет                                                                 кудахтает

Синтаксические нормы связаны с употреблением зависимого слова в нужном падеже (имеются в виду словосочетания глаг. + сущ.).

нас" хй эа-

•мкотворньй' уу »пока--удйже.стЕ'зк!' .^риль),

•cckofo я.^ь.- Обрати" ккь;х в ii^&: . Объяс-

ольных фо^:. такке !а?гтнЧес!ск>. ";г1:гл8-

1 ДОЯЖНЫ Bte'' ;йТ.Ъ

:агольн^'х ф- Прек-•ой' правил;- • ударе-'

"ала-

!Г;ййЕг " -ЗВОН/.

/ „^ОЖИШЬ •" nQJiOri-HT

о.йтрый-йИ, •в.1 ^сгорых о.рм, е пр.авил^ым' уда"

./

иФ д^аодаам 'начать,-

им только эолю-,- ' • ур1 целай день начать ЁДйа^ь- Лелю. • . • .

•• А.Барто. б1сяо^аЙ доадатьсн ^^одй-о дня,  '. и 'сп&еь. ложатйж"

(>»<ЕвЗ OPhR.

. .. •• '.     А.Барто. ефон опять звонит! него ^ vteax звеййта!

А.барто 5'w,°    ^овамиен яеко-"ацией;. например

Задание для учеников – составить словосочетания, подобрав соответствующие имела существительные  и употребив их в падеже, которого требует главное слово- глагол:

возмущаться (чем?)                                                                        упрекать (в чем?)

удивляться (чему?)                                                                         беспокоиться (о ком?)

не понимать (чего?)                                                                        изменить (кому?)

возглавлять (что?)                                                                           предать (кого?)

руководить (чем?)                                                                           протестовать (против кого?)

Таким образом, мы отобрали в теме " Глагол" коммуникативно важный материал, т. е. те сведения, которые потребуются ученику, чтобы сделать свою речь понятной, точной, образной, правильной (в зависимости от ситуации):

- что представляет, собой лексико-семантическая группа глаголов говорения и как эти глаголы употребляются в речи;

- как с помощью глаголов создается образность и выразительность речи;

- какова семантика видовременных форм глагола и в чем особенности употребления этих форм в речи;          

- как правильно образовывать некоторые глагольные формы и употреблять их в речи.

Конечная цель работы - создать такие речевые ситуации (актуальные для учащихся), в которых рассмотренные языковые средства будут "работать". Эти речевые ситуации можно охарактеризовать следующим образом.

Актуальной для учеников является ситуация, связанная с необходимостью сообщить на уроке какие- либо знания. Ученик воспользуется научным стилем речи, так как обстановка на уроке официальная, большому количеству присутствующих, необходимо сообщить научные сведения о какой-либо теме. Поэтому речь должна быть точной, строго последовательной, доказательной, обобщенной, образность будет неуместна. Для решений этой задачи нужно использовать тип речи- рассуждение, языковые средства- лексика: терминология определенной науки; морфология: отглагольные имена существительные, глаголы в настоящем времени; синтаксис: повествовательные и вопросительные предложения, сложные предложения..        

В разделе " Глагол" этой ситуации соответствуют задания:

рассказать о глаголе как части речи, сделать сообщение о неопределенной форме глагола. В подобные ситуациях ученики оказываются на уроках по другим предметам.                

Еще одна ситуация, в которой ученик делится с присутствующими своими впечатлениями, высказывает свое мнение. Чаще всего это наблюдается в бытовой сфере, которая обслуживается разговорным стилем речи. В этом случае наблюдается относительная свобода в выборе слов и выражений, речь должна быть эмоциональной, выразительной, так как обстановка неофициальная и главная задача говорящего - воздействовать на чувства собеседника, привлечь его внимание к сообщаемому. Этой ситуации соответствует задание: составьте диалог " Я встречаю гостей". Обговорим с учениками, на что нужно обратить особое внимание:

- каким будет основной тон высказывания?

- каков будет темп речи, громкость голоса?

- какие слова, относящиеся к речевому этикету, уместно использовать?

- как воспользоваться глаголами говорения?  

- какую роль должны выполнять побудительные и вопросительные предложения, восклицательные предложения?

- обратите внимание на правильность употребления глаголов; класть - положить, начал- начала, понял - поняла и т.д.    

В повседневной жизни у детей возникает потребность научить чему-либо другого (других), объяснить что-либо. Это написание памятки, распорядка дня, графика и др. В этой ситуации речь должна быть строгой, деловой, логически последовательной, безобразной, так как читающий (читающие) должны получить четкое представление о чем-либо, приять последовательность выполнения чего-либо. Например, задание: "Что я должен сделать в ближайшее время", " Как сделать скворечник", " Как сшить фартук"- напиши памятку. Какие глагольные формы уместно использовать в этом речевом произведений: неопределенную форму, форму 2 лица единственного числа, I лица множественного числа? Можно ли воспользоваться отглагольными именами существительными? Какой будет структура высказывания, как эти можно изобразить графически?

Для пятиклассников характерна и такая ситуация, когда они передают свое видение мира, свое отношение к событиям, явлениям, людям. В этой ситуации речь должна быть образной, эмоциональной, конкретной, так как ее основная функция - воздействующая. По композиции это может быть описание, повествование. В разделе " Глагол" ученики знакомятся с повествованием. Задание: составьте устный рассказ "Как я однажды..." Что нужно сделать для того, чтобы рассказ хорошо слушали? Каким должно   быть содержание? Каким тоном будете рассказывать? Каким должно быть выражение лица? Какие жесты будут уместны, мимика? Какую роль будут выполнять вопросительные, восклицательные предложения? Можно ли использовать глаголы в переносном значении? Употреблять одно время в значении другого? Если в вашем рассказе будет диалог, то какие глаголы говорения можно в него включить?

Итак, отбирая учебный материал для изучения, мы руководствуемся принципом коммуникативной целесообразности: где, в какой ситуации ученикам пригодится это языковое средство. Для формирования умения пользоваться этим языковым средством создаем речевые ситуации, приближенные к естественным сферам общения. Такой подход к программному материалу по русскому языку делает работу учителя и учеников целенаправленной.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акишина А.А. Этикет русского письма. М., 1981.

2. Головин Б.Н. Основы культуры речи.    М.,1988 г.

3. Капинос В.И. и др. Развитие речи: теория и практика обучения. M., I991г.                                  4. Купалова А.Ю. О концепций обучения русскому языку в общеобразовательной школе// Теория и практика в школьном курсе русского (родного) языка  М.,  1990 г.

5.Лаптева О.А. Идеи коммуникативной лингвистики в коммуникативной

методике.// Русский язык за рубежом, 1990г., № 2.

6. Методика развития речи учащихся на уроках русского языка,// Под редакцией Т.А. Ладыженской, М., 1980 г.

7. Речь, Речь, Речь.// Под редакцией. Т.А. Ладыженской. М.,   1990 г.                                                8. Система обучения сочинениям в 4-8 классах.// Под ред. Т.А. Ладыженской, М., 1978 .г.                        

9. Соловейчик С.М.  О содержании и структуре программы развития

речи в рамках коммуникативно направленного курса русского языка.

Теория и практика в школьном курсе русского (родного) языка.

М.,  1990 г. .

10. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура поведения. М., 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность в изучении морфологии как основа успешной сдачи выпускниками ЕГЭ.

Автор статьи делает попытку проанализировать причины неудачного выполнения выпускниками заданий по морфологии. В статье предлагаются некоторые пути преодоления ошибок  в выполнеии выпускниками за...

Система изучения морфологии в функционально-стилистическом аспекте

Наша работа еще одна из попыток разработки методического обеспечения для реализации функционально-стилистического подхода на уроках морфологии.Целью данной научно-методической разработки является созд...

Презентация "Лингвистическая сказка как средство преодоления трудностей при изучении морфологии русского языка"

Презентацияк защите итоговой работы на курсах по ИОБ " Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении"...

Коммуникативная направленность изучения морфологии в V классе.

Для современного преподавания русского языка в школе актуаль­ной является проблема разработки коммуникативно направленного курса, который обеспечил бы свободное владение языком в различных жизнен...

Коммуникативная направленность изучения морфологии в V классе.

Для современного преподавания русского языка в школе актуаль­ной является проблема разработки коммуникативно направленного курса, который обеспечил бы свободное владение языком в различных жизнен...

"Коммуникативная направленность в изучении английского языка"

Любой язык, будь то родной или иностранный, является средством общения людей между собой. Как  средство общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии «готовности к употреб...

Урок русского языка в 7 классе. "Изучение морфологии"

Урок русского языка в 7 классе. "Изучение морфологии"...