"Коммуникативная направленность в изучении английского языка"
учебно-методический материал по английскому языку

Оломская Елена Петровна

Любой язык, будь то родной или иностранный, является средством общения людей между собой. Как  средство общения, изучаемый язык постоянно должен находиться в состоянии «готовности к употреблению».

Поэтому ведущей целью, представляемого мною педагогического опыта является процесс коммуникации, столь необходимый сегодня для  обучения школьников английскому языку. Данная цель отражает социальный заказ общества в воспитании гармоничной всесторонне-развитой личности и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.

 Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая  заключается не столько в том, что на уроке буквально преследуется цель речевой практики, сколько в том, что путь к этой цели и есть само практическое пользование языком.

Целью коммуникативности является комплексное решение задач, а именно – формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как готовность и способность учащихся общаться на английском языке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАЛУГА

ФЕДОРОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

___________/______________/

Протокол №____

от«___» _____________201__г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________/Епифанова Т.В./

«___» ______________201__г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ с. Калуга

____________/Шульгина Л.И./

Приказ  №

 от  «   »  _____________201__г.

        

                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                             Элективного курса

                  «Английский язык в профессиональной сфере»

                                                             Класс(ы): 9 класс

                                                            Разработчики рабочей программы:

                                          Оломская Елена Петровна                                                                                                            

                                                   Рабочую программу реализует:

                                        Оломская Елена Петровна

                                                                   2017

                                Пояснительная записка

                             Содержание и структура курса

    Программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» является авторской и предназначена для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 17 часов аудиторного времени. Вид программы ориентационный (межпредметный). Данный  предметный курс   является одним из способов  реализации предпрофильного обучения английскому языку  обучающихся 9 классов  общеобразовательных основных школ. Программа нацелена  подготовить старшеклассников к будущей работе, познакомить их с особенностями делового английского языка, углубить и расширить знания иностранного языка. Более глубокое  и специализированное изучение английского языка способствует развитию памяти, речевых навыков. Все это положительно сказывается не только на аспектах развития связанных непосредственно с иностранным языком, но также влияет на общее развитие восприятия  учащихся в продуктивный творческий процесс.

    Содержание данного курса знакомит учащихся с различными сферами применения английского языка, а практические занятия расширят представления об особенностях деятельности людей во многих профессиях, связанных с английским языком. Изучение такого важного аспекта языка как деловой язык  является особенно актуальным в современном мире. Английский язык – официальный язык делового общения во всем мире.

     Значимость данного курса определяется тем, что владение одним (или даже двумя) языками стало в наше время неотъемлемым качеством любого специалиста, а не только профессионально занимающегося языком (филолога, переводчика, учителя иностранного языка). Введение предпрофильной подготовки  способствует нацеливанию обучающихся на изучение английского языка в 9-х классах средних общеобразовательных школах.

   Новизна данного курса заключается в систематизированном подходе к изучаемой области иностранного языка. Элективный курс дает целостное представление о сфере делового английского языка, а именно его о грамматических, лексических и синтаксических особенностях.

Данная программа  элективного курса будет способствовать:

  • пополнению словарного запаса;
  • углубленному изучению грамматики английского языка;
  • даст необходимые знания и умения для ведения деловой переписки на английском языке, ведения телефонных переговоров, составления деловых писем, даст представление о деловом этикете.

    Логика курса предусматривает последовательное разворачивание материала, что является необходимостью для краткого курса.

    Темы программы выстроены в логической последовательности, что выражается в связанности и систематичности программы. Материал интересен и доступен для усвоения учащимися.

Цели курса:

  • дальнейшее развитие у учащихся иноязычных коммуникативных умений;
  • сформировать систему знаний лексико-грамматического материала, необходимую для социально-бытового и делового общения;
  • развивать умения практического владения языка в различных видах речевой деятельности и формах речи (письменной, устной: диалогической и монологической, в аудировании и чтении);
  • развивать культуру речи;
  • обеспечить учащихся практической информацией о профессиях, связанных со знанием английского языка.

Задачи курса:  

•   помочь подросткам в их  самоопределении при выборе дальнейшей профессии;

•    развивать умения работать в сотрудничестве, выполнять коммуникативно-ориентированный задания;

•    совершенствовать умения учащихся в четырех видах речевой деятельности, а именно: в области аудирования, говорения, письма, чтения.

•    обеспечить овладение лексико-грамматическим минимумом для понимания профессионально-ориентированных текстов;

Основные принципы программы

  • Создание условий для дальнейшего саморазвития и самообразования, формирование навыков информационной коммуникации, стимулирование активности в личностном плане, практическая активизация учебного процесса.
  • Социокультурная направленность содержания языкового материала.
  • Осознание учащимися практической значимости приобретаемых знаний.

Планируемые результаты

     В результате изучения иностранного языка на предпрофильном уровне (элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере») в старшей школе ученик должен:

   Знать/понимать:

  • Значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного курса;
  • Языковой материал: единицы речевого этикета, идиоматические выражения, обслуживающие ситуации общения в рамках элективного курса;

Уметь:

Говорение:

  • вести диалог (диалог-расспрос,  диалог-спор, диалог-обмен мнениями) в ситуациях официального и неофициального общения в социокультурной и учебно-трудовой деятельности, грамотно используя аргументацию;
  • рассказывать, рассуждать  в связи с изученной тематикой прочитанных текстов элективного курса;

Аудирование:

  • понимать относительно полно высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
  • оценивать важность (новизну) информации, определять  своё отношение к ней;

Чтение:

  • читать аутентичные тексты, связанные с тематикой данного элективного курса. Используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое,  поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;

Письмо:

  • делать краткие письменные сообщения;
  • делать конспекты выступлений;
  • вести записи по прочитанному и обсужденному;
  • заполнять таблицы и другие виды схематизированной информации.

Критерии оценок

Говорение

При оценке устной иноязычной речи необходимо учитывать такие критерии:

  • способность к коммуникативному партнёрству;
  • лексико-грамматическая, интонационно-синтаксическая и фонетическая правильность речи;
  • коммуникативная целесообразность лексико-грамматического оформления речи.

При оценке способности к коммуникативному партнёрству рекомендуется руководствоваться следующими критериями:

  • учащийся способен вести беседу на иностранном языке, легко взаимодействует с речевым партнёром в условиях иноязычного общения и адекватно реагирует на его реплики, подключает фактическую информацию и выражает своё мнение (оценка «5»)
  • учащийся способен чётко вести беседу, может без особых трудностей участвовать в речевом взаимодействии, однако он испытывает некоторые трудности в выборе стратегии ведения беседы и выхода из затруднительных положений (оценка «4»)
  • учащийся не всегда соблюдает временной регламент беседы, часто делает неоправданные паузы, что нарушает речевое общение между партнёрами. Почти не способен к инициативной речи (оценка «3»)

Письмо

При оценки письменных работ следует учитывать следующие критерии:

  • точность выполнения задания (соответствие заданной темы и ситуации письменного общения)
  • способность выбирать языковое оформлении в соответствии с задачами и условиями иноязычного письменного общения.

Оценка «5» ставиться за письменную работу при условиях, что учащийся точно выполнил задание, корректно использовал языковые средства для решения заданной коммуникативной задачи, имеются единичные ошибки в правописании;

Оценка «4» ставиться при условии, что учащийся в основном решил поставленную коммуникативную задачу, но при этом допустил небольшое количество ошибок лексико-грамматического плана.

Оценка «3» ставиться при условии, что учащийся частично, неточно выполнил поставленную перед ним коммуникативную задачу, при этом для его письменной речи характерна языковая небрежность, лексико-грамматическая примитивность речи.

                        Содержание программы

Тема 1-2. Введение. Цели и задачи курса «Английский в профессиональной сфере»

Значимость английского языка в современном мире. Цели и задачи курса «Английский в профессиональной сфере». Актуальность английского языка в профессиональной среде.

Тема 3. Медицина. Профессиональные характеристики врачей

Знакомство со специализацией врачей.  Изучение лексики/лексических структур по теме «Медицина».  Важность  языковых знаний в профессии врача.

Тема 4. Закон и порядок

Знакомство с характеристиками человека сферы «Закон и порядок». Чтение и анализ текста «About My Career».  Изучение лексики по теме. Выполнение письменных заданий.

Тема 5. Образование

Актуальность английского языка в сфере образования. Значимость профессии учителя в современном мире. Развитие навыков аудирования. Совершенствование грамматических навыков.

Тема 6. Экономика

Мини-лекция с элементами обсуждения о профессии экономист. Работа с текстами, выписывание новой лексики.

Тема 7. Промышленность

Анализ текста,  и выполнение письменных заданий по тексту. Составление таблицы промышленных профессий. Устные высказывания с использованием дополнительной информации.

Тема 8. Строительство

Мини-лекция с элементами беседы о профессиях в сфере  строительства. Чтение и составление плана текста  «Architecture». Поиск дополнительной информации по теме.

Тема 9. Заключительное тестирование/ анкетирование по курсу

Практическое занятие тестирование / анкетирование по курсу «Английский язык в профессиональной среде».

Тема 10. Итоговое занятие по курсу «Английский язык в профессиональной среде».

Итоговое занятие. Защита выбранной профессии. Презентация проектов «Профессия, которую я выбираю».

                       

                              Учебно-тематический план

   №

 п/п

     Тема занятия

Всего           часов

         В том числе

Виды деятельности,

формы и методы проведения

Образовательный  продукт

теория

практика

   1

Введение. Цели и задачи курса «Английский в профессиональной сфере»

     

      2

       

        1

        

          1

Мини-лекция с элементами беседы. Составление перечня профессий

Беседа. Обсуждение

     2

Медицина. Профессиональные характеристики врачей.

   

      2

     

        1

     

        1    

Мини-лекция с элементами беседы. Специализации в области медицины

Составление профессиональных качеств врача

   3

Закон и порядок.

   

      2

     

        1

      1

Мини-лекция с элементами обсуждения. Чтение и анализ текста

Классификация личных и профессиональных качеств

     4

Образование

 

      2

       1

       

       1

Мини-практикум. Ответы на вопросы по текстам, интервью с учителями

Составление плана фрагмента урока

     5

Экономика

     

       2

     

       1

      1

Мини-лекция с элементами обсуждения. Комментирование понятий

Обсуждение прочитанного. Составление плана текста

    6

Промышленность

     

      2

     1

 

      1

Мини-практикум. Беседа.

Составление таблицы промышленных профессий

    7

Строительство

     

     2

     

       1

           

        1

Мини-лекция с элементами беседы, работа с текстом, ознакомление с новой лексикой

Чтение и перевод текста

    8

Заключительное тестирование/ анкетирование по курсу

   

      2

      1

          1

Практический тренинг по курсу

Анкетирование/ тестирование

    9

Профессия, которую я выбираю (Проектная работа)

     

       1

           1

Итоговое занятие. Защита выбранной профессии.

Презентация проектов «Профессия, которую я выбираю»

        Литература, использованная при подготовки программы

  1. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр «Блиц», “Cambridge University Press”, 2001 г. – С. 63-86, 185-205.

  1. Москалева И.С. Технология профессионально-направленного обучения в подготовке учителя иностранного языка. // Иностранные языки в школе. – 2007. -№ 7. – С. 78-82.

  1. Проект государственного образовательного стандарта по иностранным языкам для общеобразовательных учреждений России. Федеральный компонент. Обнинск, Титул, АЯШ, 2/ 2003, с. 26-30.

  1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней школы // ИЯШ.2004.№4.

  1. «Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5 -9 классы»: проект. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2014г. – (Стандарты второго поколения).

Литература, рекомендуемая для учителя и обучающихся

                                                  Для обучающихся:

  1. Экскурсии в мир профессий. – М., 2013г.
  2. Английский язык. 9 класс. Выбор профессии/авт.-сост. И.С. Рабуха, С.В. Рычкова. Волгоград:2014.-153с.: ил. ISBN 978-5-5-7057-1688-3
  3. Я и моя профессиональная карьера. – Кемерово: Обл. ИУУ, 2013. – 50 с.
  4. 55 устных тем по английскому языку для школьников. 9-11кл.- 4-е изд. – М.: Дрофа, 2015-160с.-(Библиотечка «Дрофы»)
  5. Я познаю мир: Английский язык/О.Ю. Маркова.  «Издательство АСТ», 2009.-398с.
  6. 95 устных тем по английскому языку/ Елена Зинина. – 7-е изд. –М.:

Айрис-пресс, 2007-320с. – (Домашний репетитор)

                                     Для учителя

  1. Попов. Ю. В. «Скрытый» смысл в структуре текста //Содержательные аспекты текста. – Калинин: 2010.-130с.:
  2. Воронина Г.И. Организация школы с аутентичными текстами молодежной прессы в 9-х классах с предпрофильным изучением английского языка// Иностр. Языки в школе. – 2009.-№10
  3. Гальскова Н.Д. Основные методики обучению иностранным языкам. -2011.-140с.
  4. Английский язык. 9-11 классы: Основы межкультурной англоязычной коммуникации//С.А. Малышева.-Волгоград: Учитель. 2011.-339с.

 

                              Презентации к занятиям

  1. http://ppt4web.ru/anglijjskijj-jazyk/medicine-in-england.html
  2. http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98714932
  3. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/10/08/prezentatsiya-na-temu-system-of
  4. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/02/19/school-education-in-great-britain
  5. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/10/27/prezentatsiya-my-future-profession-and
  6. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/07/03/make-your-choice-make-your-life-9
  7. http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2011/11/07/viki-proekt-dorogikotorye-my-vybirae-0

                   Образовательные диски

  1. «Человек и профессия» образовательный курс профориентационной направленности 8-9 классы (предпрофильная подготовка). Издательство «Планета».
  2. Познавательная коллекция (300 самых  интересных ответов на самые сложные вопросы) «Выбираем профессию».
  3. Полный аудиокурс английского языка  «Лексика + грамматика».
  4. «Школьная грамматика английского языка» в видео формате 2.0 39 мультимедийных модулей (видео, презентации, тесты).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения уровня развития коммуникативных компетенций при изучении английского языка

Пути повышенияуровня развития коммуникативных компетенцийпри изучении английского языка...

Коммуникативная направленность процесса обучения английскому языку

На протяжении последних нескольких десятков лет кардинально изменились представления о методиках преподавания английского языка. «Старая школа», основами которой были механическое овладение вокабуляро...

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в средних и старших классах

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В Концепции модернизации Российского образования говорится ...

Развитие основ коммуникативной компетенции при изучении английского языка в младших классах

В последние годы увеличивающийся поток информации требуетвнимания к развитию языковой компетентности младших школьников.Компетенция –совокупная характеристика знаний, умений и навыков, формируемых в п...

Доклад на тему "Особенности коммуникативного подхода в изучении английского языка"

Особенности коммуникативного подхода в изучении иностранного языка. Доклад на августовскую конференцию ....

Коммуникативная направленность в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО

  Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности или коммуникативного подхода к обучению, то есть способности осуществлять иноязычное ме...