Коммуникативная направленность процесса обучения английскому языку
статья по английскому языку на тему

Лорис-Меликова Анна Александровна

На протяжении последних нескольких десятков лет кардинально изменились представления о методиках преподавания английского языка. «Старая школа», основами которой были механическое овладение вокабуляром, заучивание правил грамматики и основных разговорных фраз и устойчивых выражений, уступила свое место другим методикам и подходам, изменившим представление как о целях и задачах обучения английскому языку, так и о построении самого процесса обучения. Одним из главных элементов данных нововведений в настоящее время является коммуникативная направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnaya_naprv.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативная направленность

процесса обучения английскому языку

На протяжении последних нескольких десятков лет кардинально изменились представления о методиках преподавания английского языка. «Старая школа», основами которой были механическое овладение вокабуляром, заучивание правил грамматики и основных разговорных фраз и устойчивых выражений, уступила свое место другим методикам и подходам, изменившим представление как о целях и задачах обучения английскому языку, так и о построении самого процесса обучения.

Одним из главных элементов данных нововведений в настоящее время является коммуникативная направленность, которая подразумевает под собой ориентацию на развитие у обучающихся навыков общения на иностранном языке, умений восприятия и понимания речи на слух, способностей адекватно поддерживать разговор и т.п. В этом отношении использование коммуникативного подхода как одного из самых эффективных в процессе обучения английскому языку является наиболее приемлемым.

Коммуникативный подход – стратегия, направленная на развитие коммуникативной компетенции обучающихся. Она включает в себя «умения реализовывать речевые намерения, позволяющие установить контакт и взаимопонимание с другими людьми, информировать и убеждать их, воздействовать на их знания и умения и т.д. и от владения набором речеорганизующих формул, необходимых для совершения «вербальных процедур» — начинать/продолжать/завершать диалог, перехватывать инициативу, изменять тему разговора и т.д.» [1].

Цели и задачи коммуникативного подхода определяют содержание процесса обучения английскому языку: характер упражнений на уроках, специфику домашних заданий, форму проведения занятий, степень вовлеченности обучающихся в процесс обучения и т.п.

Главная цель коммуникативного подхода – «преодоление языкового барьера, избавление человека от боязни говорить на чужом языке, и одновременное развитие всех языковых навыков: от устной и письменной речи до чтения и аудирования (восприятия речи на слух)» [2]. В этом отношении на занятиях очень важно создать англоязычную среду, где иностранный язык не будет восприниматься обучающимися как наука, как сложный учебный материал, как обязательный элемент школьной программы. Очень важно подобрать такие упражнения и таким образом построить занятия, чтобы обучающийся отвлекся от мысли, что он находится на учебном занятии, не сосредотачивался на запоминании правил и слов, а постепенно вовлекался в процесс разговора и общения. Именно поэтому в коммуникативном подходе используются игровые ситуации, задания на сообразительность и развитие логического мышления, работа с партнером, ролевые игры, проигрывание различных ситуаций, просмотр видеофильмов и прочтение литературы на иностранном языке.

Одной из отличительных черт коммуникативного подхода является то, что в процессе обучения неизбежно происходит знакомство с культурными особенностями страны, что облегчает адаптацию обучающихся к различным языковым ситуациям, «принятым нормам речевого поведения, условностям устного иноязычного поведения... с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания» [1]. 

Список литературы:

  1. Машрабекова А. М. Современные подходы в формировании коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка. / А. М. Машрабекова // Молодой ученый. — 2014. — №1. — С. 557-559.
  2. Евтюкова О. П., Бачурина Н. Д. Коммуникативный подход в преподавании английского языка как иностранного. // Успехи современного естествознания. – 2005. – № 5 – С. 68-69 
  3. Степанова Т. Ю. Специфика применения коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 37–41.
  4. Пальчевская Е. С. О сотрудничестве отечественного преподавателя и преподавателя-носителя языка на занятиях иностранного языка. / Е. С. Пальчевская, М. В. Куимова // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 603-604.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникативные технологии как условие повышения мотивации учащихся в процессе обучения английскому языку.

Задача современного учителя английского состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения языком, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому учащемуся проявить свою акт...

Основные направления формирования УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько в...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе обучения английскому языку

Семинар для учителей иностранных языков, на тему: «Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку»...

Система заданий, направленных на развитие коммуникативных УУД в процессе обучения английскому языку

Система заданий, направленных на развитие коммуникативных УУД в процессе обучения английскому языку...

Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)

    Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...

Коммуникативная направленность в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО

  Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности или коммуникативного подхода к обучению, то есть способности осуществлять иноязычное ме...