Коммуникативная направленность в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО
статья по английскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

    Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности или коммуникативного подхода к обучению, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативная  направленность в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Рассматривая  цели Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков и умений самостоятельной деятельности и  ответственности обучающихся, иными словами ключевые компетентности, определяющие современное образование.

    Основное назначение иностранного языка состоит в  формировании коммуникативной компетентности или коммуникативного подхода к обучению, то есть способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса. Также, изучение иностранного языка  должно способствовать  приобщению обучающихся к культуре и традициям  стран изучаемого языка. В современных условиях востребован специалист, владеющий иностранным языком. Готовность и способность учащихся общаться на английском языке подразумевает следующие задачи: развитие коммуникативных умений учащихся в говорении, чтении, аудировании и письме, сформированных в процессе обучения английскому языку.

 Актуальность данной темы ставит перед учителями вопросы:

Как научить школьников иноязычному общению?

Как сделать так, чтобы интерес  учащихся сохранялся до конца урока?

Чтобы они понимали цели, поставленные учителем, чтобы учащиеся были активными участниками реализации этих целей.

      Для этого следует выделить наиболее эффективные подходы, способствующие развитию коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации нового образовательного  стандарта:

·        создание на каждом уроке реальной  коммуникации;

·        проведение нестандартных уроков;

·        создание проектов с применением информационно-коммуникационных технологий;

·        применение личностно ориентированного подхода, где  ученик - в центре учебного процесса;

·        включение учащихся в игровую  деятельность;

·        сочетание самостоятельной индивидуальной работы с групповой;

·        развитие творчества,  умения работать с различными источниками информации;

·        проведение внеклассной работы.

   Важными принципами обучения иностранному языку в современной школе  являются:

-Коммуникативная направленность в обучении Иностранному языку

      Научить учеников общаться на иностранном языке в условиях учебного процесса – задача непростая. Настоящую речь стимулирует не необходимость, а потребность в реальном общении.  Уроки иностранного языка - это уроки  общения. Большой преградой  для учителей Иностранного языка в преподавании  - отсутствие языковой среды. На  уроках следует создавать условия для общения, разыгрывать конкретную ситуацию общения, насколько это возможно: создание игровых ситуаций, использование занимательного английского, физкультминуток – всё это совершенствует  речевую деятельность, активизирует ранее изученный материал.

Важным требованием современного процесса обучения является активизация деятельности учащихся, способствующая формированию их активной жизненной позиции, самостоятельности, развития интереса к предмету, повышению качества знаний.

 «Иностранный язык» должен соответствовать потребностям учащихся. Это позволяет включать  иноязычную речевую  деятельность в другие виды деятельности, свойственные ученику конкретного определенного возраста – игровую, познавательную, эстетическую. Это дает возможность осуществлять разнообразные связи  с предметами, изучаемыми в   школе и формировать метапредметные   общеучебные умения. Важно создавать условия, где ученики  учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ.

В новом ФГОС формирование  универсальных  учебных действий, обеспечивающих учащимся  умение учиться, то есть способность личности  к саморазвитию и самосовершенствованию, что на данный  момент является важнейшей ключевой задачей современной системы образования.

- Личностно-ориентированный характер обучения  появляется у школьников от  их собственного участия в процессе общения за счет разнообразия заданий, их дифференциации по степени трудности. Если пропадает чувство уверенности в успехе, пропадает интерес к языку. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели.

-Учет ведущей деятельности  учащихся. Включение учащихся в игровую  деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления.    Применять  также можно лексические, грамматические, фонетические игры.  Формой  урока  может стать - игра-путешествие. Данная технология является основой  системы работы в младших классах. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся,  во-вторых, способствует  актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Игровым фоном урока может быть выбран главный диснеевский герой Микки Маус, или выдуманные персонажи урока: ребята из разных англоговорящих стран, герои мультфильмов, девочка Аня из международного лагеря, или ребята называют себя именами детей англоговорящих стран в детском лагере, все это  приводит учащихся к естественному желанию говорить на языке, не вызывая скуки и утомления.

- Наглядность - одна из составляющих уроков:  тематические картинки, плакаты, открытки, рисунки детей - все это дополнительные положительные  эмоции. Используя такой прием введения лексики - ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие.

- Социокультурная направленность процесса обучения иностранному языку- в использовании лингвострановедческих сведений и фактов, название страны изучаемого языка. Это содействует воспитанию учеников в контексте «диалога культур», повышает их познавательную, творческую, коммуникативную активность на уроках.

     -Творческая деятельность на уроке английского языка как нельзя лучше способствует достижению желаемого результата, устраняя  скуку на уроке и положительно влияя на развитие  коммуникативных умений школьника. Чтобы овладеть иностранным языком, недостаточно только воспроизвести материал учебника. Развитие изобретательных и творческих способностей многократно увеличивает эффективность самого урока, создавая условия для раскрытия личности учащегося.             Созданию творческой атмосферы на уроке помогают  мне специальные приемы. Так, например,  приемынеожиданности  на уроке  могут развивать творческую активность обучающихся. Все экспромты  на уроке должны быть заранее подготовлены.

·        фонетическая зарядка

·        игровые технологии

·        практические задания с применением пословиц и поговорок

·        защита рефератов и проектов

·        использование песен и стихов

·        домашние задания с творческой направленностью

·        применение  компьютерных технологий

·        внеклассная работа

·        участие в творческих конкурсах

Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести её в занимательной форме: устроить так называемый фонетический конкурс среди школьников.

Еще одним  эффективным приёмом является использование пословиц, поговорок и рифмовок. Их можно использовать в фонетической зарядке, при предъявлении лексических единиц, при изучении грамматики, поскольку эта форма наиболее удобна для запоминания и фонетической отработки материала. Заучивание и сочинение небольших по объёму поговорок  и рифмовок не требует от детей больших усилий для усвоения  языкового  материала.

- Внеклассная работа - развитие творческих, коммуникативных способностей учащихся.

Внеклассная работа тесно связана с урочной деятельностью. Предварительно проводится огромная подготовительная работа. На уроках отрабатывается необходимая лексика, разучиваются песни и стихи. При подготовке таких уроков-праздников, как День Святого Валентина, Рождество, требуется детальная проработка соответствующих тем.

Цель таких мероприятий – расширить знания о традициях и обычаях англоязычных стран, активизировать умения и навыки учеников, таким образом повысить интерес к языку.

-  Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений  школьного образования является сохранение и укрепление здоровья детей.

Организация уроков обучения иностранному языку должна проходить с привлечением большого количества игровых моментов, двигательных упражнений. Смена видов деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов, повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.

 Как известно, эмоциональный тон урока определяет результат обучения. Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся положительную мотивацию к урокам иностранного языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС

План-конспект урока по учебнику "Spotlight" ("Английский в фокусе"), 2-й класс, под редакцией Н.И. Быкова, Дж.Дули и др.Тема: “My animals” (“Мои животные”)...

«Использование современных инновационных технологий в обучении английскому языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обуче...

«Система оценки достижения планируемых результатов обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС»

Система оценки рассматривается как сложная и многофункциональная система, вклющая как текущую так и итоговуюоценку....

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson – E-Panel», 2017 год.

Выступление на заседании школьного методического объединения по теме: «Современные технологии обучения иностранному языку в соответствии с требованиями ФГОС. Библиотека издательства Pearson &nda...

Новые педтехнологии на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО

Для того, чтобы провести занятие продуктивно, с пользой, привить учащимся любого возраста интерес, необходимо использовать в обучении современные педагогические технологии....