Олимпиада по русскому языку для учащихся 11 класса
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Задания олимпиады помогут учителю подготовить учащихся к региональному этапу.олимпиад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku_za_2013.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку за 2013-2014 уч.год.

11 класс

 

Часть 1. Вопросы и задания

 

 

1.           В последние десятилетия появилось новое направление в языкознании – лингвокультурология. Дайте ответы на следующие  вопросы: 1) что изучает лингвокультурология? 2) какие новые направления в языкознании возникли за последние 20-30 лет?

2.           Какие из приведенных ниже  названий лиц могут быть ответами на вопрос Он тебе кто?  Объясните почему.

       Брат, друг, сосед, прохожий, помощник, отец, вахтер, одноклассник, милиционер, лентяй, учитель, зануда.

3.           Какой смысл  может скрываться за  предложением «Я поговорю с твоими родителями»? Приведите  контексты, из  которых было бы ясно, как именно  при помощи этой фразы говорящий хочет  воздействовать на собеседника.

4.           В русском языке существуют  устойчивые выражения Все в руце Божией; Темна вода во  облацех; Притча во языцех. Объясните происхождение  форм руце, облацех, языцех.

5.           Какой из двух вариантов  фразы можно считать правильным Сдачу не надо//Сдачи не надо?  Чем эти варианты отличаются?

6.           Известно, что  большинство языков, в том числе  русский и все европейские,  использует   буквенно-звуковое письмо. Его главный принцип:  графический знак - буква  -  обозначает звук. В иероглифическом письме (которое использует китайский язык) графический знак – иероглиф – обозначает целое  понятие. При наличии значительного количества диалектов, характерных для  языка самой многочисленной  китайской народности хань, иероглифика очень удобна: как бы  иероглиф ни произносился, смысл его  остается общим для носителей всех диалектов. В этом, кстати, одна из  причин сохранения иероглифики в современном Китае.

           Иероглифика  кажется  экзотическим  способом письма. Однако  и  в русской,   и во всех европейских  системах письма, да и по всему миру  иероглифы  (конечно, не китайские)  активно используются. Приведите примеры иероглифов, используемых в русской  системе письма.

7.           Чем, кроме значения, различаются слова мир1 («отсутствие войны, разногласий, вражды») и мир2 вселенная; все, что существует») как единицы языка?

8.           Известно, что в обратном словаре  слова идут в алфавитном порядке не начальных, а конечных букв.  В «прямом» словаре русского языка больше всего слов на букву П.  На какую букву (на какие буквы) больше всего слов в Обратном словаре русского языка (М.:Советская энциклопедия, 1974)?  Обоснуйте ваше мнение.

9.           Объедините слова в группы  по особенностям их образования:

       Киснуть, вянуть, икнуть, вздрогнуть, мигнуть, шепнуть, мокнуть, сохнуть, боднуть, 

       Мотивируйте свое решение лингвистической задачи.

10. Дайте всестороннюю полную синтаксическую  характеристику предложения  Не уверен – не обгоняй.

 

 

Часть П. Работа с текстом

 

Прочитайте текст и выполните приведенные ниже задания.

 

                                                                                       В.И.Белов

НА РОДИНЕ

 

Мне кажется, что я слышу, как растет на полях трава, я ощущаю каждую травинку, с маху сдергиваю пропотелые сапоги и босиком выбегаю на рыбий песчаный берег, снова стою над рекой и бросаю лесные шишки в синюю тугую воду, в эту прохладную русалочью постель, и смотрю, как расходятся и умирают водяные круги. Тихая моя родина, ты все так же не даешь стареть и врачуешь душу своей зеленой тишиной! Но будет ли предел тишине! Как хитрая лисичка, вильнула хвостом моя тропа и затерялась в траве, а я выхожу не к молодым берегам, а к белым сказкам моей земли. Омытые июльскими дождями, они стыдливо полощут ветками, приглушая двухнотный, непонятно откуда слышимый голос кукушки: «Ук-ку, ук-ку!» ─ словно дует кто-то коротко и ритмично в пустую бутылку. И вновь трепетно нарастает березовый шелест. И мне чудится в шелесте берез укор вечных свидетельниц человеческого горя и радости. Веками роднились с нами эти деревья, дарили нашим предкам скрипучие лапти и жаркую, бездымную лучину, растили пахучие веники, розги, полозья, копили певучесть для пастушных рожков и мстительную тяжесть дубинам…

 

                                            Задания

8.     Определите, в рамках какого стиля  создан текст. Аргументируйте свой ответ.

9.     Укажите ведущий тип речи  в этом тексте. Аргументируйте ответ.

10. Разделите текст на абзацы (не переписывая текст). Укажите первые слова каждого абзаца.

11. Докажите, что в этом тексте есть микротемы сказки и преодоления старости.

12. Охарактеризуйте образ повествователя, указав, какие черты его внутреннего мира проявляются в этом тексте.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для олимпиады по литературе для учащихся 5-9 классов по программе под редакцией Коровиной

Предлагаются задания для олимпиады по литературе ученикам 5-9 классов. Задания расчитаны на "среднего "ученика. Обычно в олимпиадах принимают участие сильнейшие учащиеся, а желания  и возможности...

Календарно-тематическое планирование по русскомуязыку для 11 класса по программе Н.Г.Гольцовой

КТП по русскому языку для 11 класса составлено на основе программы Н.Г.Гольцовой (34ч.)...

вопросы олимпиады по музыке для учащихся 9 классов

Если вы творческий учитель и вам хочется чтобы ваши дети как можно больше интересовались музыкой. Предложите им ответить на эти вопросы....

Олимпиада по истории для учащихся коррекционного класса

Олимпиадные задания составлены для учащихся коррекционного класса VIII вида, который представляет собой несколько классов-комплектов, т.е. одновременно на уроке обучаются учащиеся 5, 6, 7, 8 классов. ...

Задания международной олимпиады "Evelyn is" для учащихся 9-11 классов, студентов.

Интерактивный научно-методический журнал "Сообщество учителейанглийского языка" Tea4er.ru приглашает к сотрудничеству и приглашает принять участие в международной одимпиаде «Evelyn is» дляобучающихся ...

Задания школьной олимпиады по химии для учащихся 11 класса

Задания для школьного тура олимпиады по химии для учащихся 11 класса содержат материал по курсам неорганической, органической и общей химии. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания....