Рабочие программы по русскому языку и литературе
рабочая программа по русскому языку (11 класс) по теме

Рабочая программа по русскому языку, 11 класс по учебнику ГОЛЬЦОВОЙ, 102 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_11_klass.docx99.34 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Ольховская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании                                             Утверждено

МС протокол № __________                                          Директор школы

от «____» ____________ 2013 г.                                      ______________Л.В.Дрогвинова

                                                                                             Приказ №____________

                                                                                             от «____»_____________2013 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________ Г.В.Плиева

«___»______________2013 г.

Рабочая программа

по русскому языку 11 класс

(базовый уровень)

Примерная программа среднего (полного) общего  образования  по

русскому языку 10 – 11 кл.  (2011  г.)   и авторская программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» 10 – 11   классы  Н.Г.Гольцовой – М.: издательство  «Русское слово» 2011 г.)

Авторы: Н.Г.Гольцова, М.А.Мищерина, И.В.Шамшин

Количество часов: 102

Учитель: Хотина Л.М.

 Учебный год: 2013-2014

1.Пояснительная записка

      Рабочая учебная программа по русскому языку для 11 класса  (базовый уровень) составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,  Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку для 10-11 классов базового уровня и учебной программы по русскому языку для 10-11 классов, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации  в 2006 году (автор-составитель Львова С.И., Гольцова Н.Г.).

При изучении программы используется методический комплекс:

1. Гольцова Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык: 10-11 классы: Учебник для  общеобразовательных учреждений. - – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012

2. Русский язык: Грамматика. Текст, Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М,: Просвещение, 2011

3.Н.Г. Гольцова, М.А. Мищерина Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012

На изучение предмета в 11 классе отводится 102 часа в связи с 34 недельной сеткой  (3 часа в неделю).

          В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.

Данная программа обеспечивает в преподавании единство процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления основных его закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

Программа реализует деятельностно - системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащиеся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.

         Новизной данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, которое создает условия для реализации надпредметной функции русского языка, а также то, что центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. Необходимо также отметить, что программа учитывает новые условия итоговой аттестации (подготовка к ЕГЭ) и поэтому большое место учитель должен отводить занятиям по подготовке к ЕГЭ. Отличительной особенностью данной программы также является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации.

Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе

Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию  навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.

Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.

Нужно отметить, что систематическое обращение к учебным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащиеся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.

Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми обучающимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует.

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой (работа по комплексу под редакцией М.М. Разумовской в среднем звене наиболее соответствует поставленным задачам).  Содержание курса русского языка в полной средней школе (базовый уровень) максимально приближено к потребностям выпускника, отражает жизненные ориентиры старшеклассников и связано с формированием общей культуры, с задачами социализации личности.

Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и к справочным пособиям для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

Таким образом, в процессе изучения русского языка в старших классах совершенствуются основные общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные,  организационные. Следовательно, создаются необходимые условия реализации в процессе обучения межпредметных связей с другими школьными дисциплинами на основе формирования и развития всех видов речевой деятельности.

Основные идеи программы и ее содержание реализуются не только в учебнике, организующем процесс обучения, но и в других компонентах учебно-методического комплекса, адресованных обучающимся: в справочниках и учебных словарях, в разнообразных учебных пособиях, с помощью которых поддерживается и развивается интерес к изучению родного языка.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:

  • формирование представления о русском языке как духовной, нравственной культурной ценности народа;
  • дальнейшее развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; осознанному выбору профессии;
  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной системе, языковой норме и ее разновидностях;
  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности;

                                                                   2.Учебно-тематический план

по предмету «Русский язык»  для 11 класса рассчитан на 102 часа

(3 часа в неделю)

базовый уровень

№п\п

Название раздела

Количество часов

В том числе:

уроки

Развитие речи

Контроль

1.

Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии

12

11

1 (входной, диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе»)

2.

Синтаксис и пунктуация

4

3

2

Изложение с элементами сочинения

3.

Словосочетание

4

3

4.

Предложение

3

3

5.

Простое неосложненное предложение

9

7

1 (текущий, Тест №1,2 задания из части А Единого Государственного Экзамена)

1 (итоговый, Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием теста ЕГЭ

6.

Простое осложненное предложение

20

16,5

2

0,5(входной, Тест № 3,4 задания  из части А Единого Государственного Экзамена)

1(итоговый, Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена)

7.

Сложное предложение

20

16,5

2

0,5 (входной, тест № 5,6. Тест из части А Единого Государственного Экзамена)

1 (итоговый, диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ)

8.

Предложения с чужой речью

4

3,5

0,5 (итоговый, проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ)

9.

Употребление знаков препинания

4

3,5

0,5 (итоговый, Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ)

10.

Культура речи

5

4

0,5 (входной, тест № 7,8 задания из части А Единого Государственного Экзамена.

0,5 (итоговый, проверочная работа из части А Единого Государственного Экзамена

11.

Стилистика

17

15

2 (итоговый, сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста)

Итого

102

86

6

10

3.Содержание  учебного курса по русскому языку  для 11 класса рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю)

Раздел I. Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 12 часов

        Основные единицы языка и их особенности (звуки, морфемы, слова, словосочетания, предложения). Лексическое и грамматическое значение слова. Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки. Основные правила правописания.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе»        

Знать:

  •  основные единицы языка и их особенности;
  • лексическое и грамматическое значение слова;
  • части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки;
  • основные правила правописания

Уметь:

  • правильно произносить слова с учетом вариантов произношения;
  • владеть приемом разбора слов по составу;
  • пользоваться этимологическим и словообразовательным словарем;
  • правильно писать слова с орфограммами, изученными в 5-7 классах;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Раздел II. Синтаксис и пунктуация - 4 часа

Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Основные принципы русской пунктуации. Пунктуационный анализ.

Основные термины и понятия:

Синтаксис, пунктуация, функция знаков препинания, принципы пунктуации.

Знать:

  • определение пунктуации;
  • основные функции знаков препинания;
  • разделительные знаки препинания;
  • выделительные знаки препинания;
  • многофункциональные знаки препинания;
  • порядок пунктуационного разбора;

Уметь:

  • производить пунктуационный анализ предложения;
  • объяснять общие случаи постановки разделительных, выделительных и соединительных знаков препинания;
  • ставить знаки препинания в соответствии со структурой предложения;

Раздел III. Словосочетание - 4 часа

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи. Синтаксический разбор словосочетания.

Р.Р. Изложение с элементами сочинения.

Основные термины и понятия:

Словосочетание, типы словосочетаний, виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная), синтаксический разбор словосочетаний.

Знать:

  • типы словосочетаний;
  • виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
  • окончания частей речи;
  • порядок разбора словосочетания;

Уметь:

  • определять тип словосочетаний;
  • определять виды синтаксических связей (сочинительная и подчинительная);
  • изменять окончание существительных, прилагательных, числительных в соответствии с типом словосочетания;
  • строить словосочетания различных типов;
  • делать разбор словосочетаний;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Раздел IV. Предложение - 3 часа

Понятие о предложении. Основные признаки предложения. Классификация предложений. Предложения простые и сложные.

Основные термины и понятия:

Предложение, предикативность, грамматическая основа, предложения простые и сложные.

Знать:

  • определение предложения;
  • характеристику предложений;
  • пунктуационный разбор предложения;

Уметь:

  • ставить знаки препинания в предложении;
  • производить пунктуационный разбор предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • формирование мировоззрение школьников;
  •  умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
  • умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
  • овладение научной картиной мира;

Раздел V. Простое неосложненное предложение - 9 часов

Виды простых предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные.

Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенное и нераспространенное предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в простом предложении. Соединительное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простые осложненные и неосложненные предложения.

Тест №1,2 задания из части А Единого Государственного Экзамена.  Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Виды предложение по цели высказывания, виды предложение по эмоциональной окраске, предложения утвердительные и отрицательные,  распространенные и нераспространенные предложения, предложения  двусоставные: подлежащее, сказуемое; односоставные предложения; второстепенные члены предложения: определения, дополнения, обстоятельства, структурная неполнота предложения, соединительные тире, интонационное тире.

Знать:

  • виды предложений по цели высказывания;
  • виды предложений по эмоциональной окраске;
  • распространенные и нераспространенные предложения;
  • предложения утвердительные и отрицательные;
  • определение главных членов предложения и способы их выражения;
  • определение второстепенных членов предложения и способы их выражения;
  • основные типы односоставных предложений;
  • условия постановки тире в разных типах простых предложений;

Уметь:

  • разбирать предложения по членам предложения;
  • характеризовать односоставные предложения;
  • ставить тире в разных видах простого предложений;
  • осуществлять синтаксический разбор предложения;
  • осуществлять пунктуационный разбор предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • формирование мировоззрение школьников;
  •  умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
  • умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
  • овладение научной картиной мира;
  • формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;
  • находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

Раздел VI. Простое осложненное предложение - 20 часов

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительных оборотах.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вводных конструкциях. Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах.

Тест № 3,4 задания  из части А Единого Государственного Экзамена. Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена.

Основные термины и понятия:

Предложение, осложненное предложение, однородные члены предложения, однородные и неоднородные определения, приложения, сочинительные союзы, группы сочинительных союзов, обобщающие слова, функции знаков препинания, обособленные члены предложения, уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения, сравнительный оборот, обращения, вводные слова, вставные конструкции, междометия, утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные словах.

Знать:

  • что такое однородные члены предложения;
  • какие разделительные и соединительные пунктуационные знаки ставятся между однородными членами предложения;
  • какие члены предложения (определения, приложения) называются однородными и какие - неоднородными;
  • что такое обособление;
  • правила обособления различных членов предложения;
  • правила обособления  обобщающих слов;
  • определение уточняющих, пояснительных, присоединительных членов предложения;
  • условия постановки соответствующих знаков препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
  • присоединение сравнительного оборота;
  • специфику употребления обращений и постановку знаков препинания при обращении;
  • понятие о вводных словах, их группах и знаках препинания при вводных словах;
  • понятие о вставных конструкциях и пунктуационных знаках, оформляющих вставные конструкции;
  • как выделяются знаками препинания междометия, утвердительные, отрицательные и вопросительные слова;

Уметь:

  • разбирать предложения по членам предложения;
  • характеризовать односоставные предложения;
  • ставить тире в разных видах простых предложений;
  • отличать однородные члены предложения от неоднородных;
  • ставить нужные знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами, а также не соединенных союзами;
  • ставить знаки препинания в предложениях с обобщающими словами;
  • ставить нужные знаки препинания при уточнении, присоединении и пояснении;
  • находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах;
  • ставить нужные знаки препинания при обращении;
  • находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях;
  • грамотно оформлять их пунктуационными знаками;
  • находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении;
  • ставить верно знаки препинания при них;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Раздел VII. Сложное предложение - 20 часов

        Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения. Типы придаточных предложений.

        Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

        Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными.

        Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

        Период. Знаки препинания в периоде.

        Сложное синтаксическое целое и абзац.

        Синонимия разных типов сложного предложения.

Тест № 5,6 из части А Единого Государственного Экзамена.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

        Сложное предложение, средства связи частей сложного предложения, союзные и бессоюзные сложные предложения, сложноподчиненные предложения, главная и придаточная части сложноподчиненного предложения, виды придаточных, типы придаточных, последовательное подчинение, однородное соподчинение, неоднородное соподчинение, смешанное соподчинение, сложное бессоюзное предложение, сложное предложение в разными видами связи, период, сложное синтаксическое целое, микротема, абзац, знаки препинания в сложном предложении.

Знать:

  • какие предложения называются сложными;
  • особенности построения сложного предложения;
  • основные типы сложных предложений;
  • основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении;
  • как связаны части сложного предложения;
  • что называется сложной синтаксической конструкцией;
  • что называется периодом;

Уметь:

  • находить сложные предложения;
  • узнавать в тексте сложные синтаксические конструкции;
  • делать синтаксический разбор сложного предложения;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор;
  • составлять схему сложного предложения;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;
  • находить способы взаимодействия при работе в группе;
  • уметь вступать в полемику и вести дискуссию;
  • уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
  • определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП;

Раздел VIII. Предложения с чужой речью – 4 часа

        Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

        Способы передачи прямой речи: прямая речь, косвенная речь; несобственно-прямая речь и слова автора, диалог, реплики диалога, цитаты, способы оформления цитат.

Знать:

  • что называют чужой речью, цитатой;
  • какие существуют способы оформления чужой речи;
  • какие знаки препинания ставятся при прямой речи;
  • какие знаки ставятся при оформлении реплик диалога;
  • какие существуют способы включения цитат в контекст;
  • какие знаки ставятся при разнообразных способах цитирования;

Уметь:

  • правильно оформлять чужую речь;
  • ставить знаки препинания при прямой речи;
  • ставить знаки препинания при диалоге;
  • включать цитаты в контекст разными способами;
  • верно ставить знаки препинания при разных способах цитирования;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий;
  • умение планировать, анализировать, рефлексировать;
  • умение осуществлять самооценку деятельности;
  • умение анализировать текст и особенности авторского стиля;
  • находить способы взаимодействия при работе в группе;
  • уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

Раздел IX. Употребление знаков препинания -4 часа

        Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания.

        Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ

Основные термины и понятия:

Функции знаков препинания, сочетание знаков препинания, факультативные знаки препинания: вариативные, альтернативные, собственно факультативные, авторская пунктуация.

Знать:

  • что называется авторской пунктуацией;
  • какова роль авторской пунктуации в произведении;
  • основные типы возможных сочетаний знаков препинания;
  • особенности и типы факультативных знаков препинания;

Уметь:

  • узнавать возможные в предложении места сочетания знаков препинания или факультативных знаков препинания;
  • обосновывать поставленные знаки препинания;
  • видеть авторскую пунктуацию в тексте;
  • анализировать пунктуационный рисунок текста;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • умение ставить цели, определять пути их решения;
  • выделять главное;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;

Раздел X. Культура речи - 5 часов

        Язык и речь. Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи.

        Правильность речи.

        Норма литературного языка. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка.

        Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

        Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Тест № 7,8 из части А Единого Государственного Экзамена.

 Проверочная работа из части А Единого Государственного Экзамена

Основные термины и понятия:

        Язык и речь, культура речи, норма литературного языка, типы норм, орфоэпические нормы, акцентологические нормы, словообразовательные нормы, лексические нормы, грамматические нормы, качества хорошей речи.

Знать:

  • чем отличаются понятия «язык» и «речь»;
  • что называется культурой речи;
  • что такое норма, их признаки и типы;
  • какие качества присущи хорошей речи;

Уметь:

  • дифференцировать типы речи;
  • следовать правильности речи в собственной практике;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
  • формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как о науке и учёных-русистах;
  • формирование мировоззрение школьников;
  •  умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;
  • умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;
  • овладение научной картиной мира;

Раздел XI. Стилистика - 17 часов

        Стилистика как раздел науки о языке, изучающий стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства.

        Стиль. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Художественный стиль.

        Текст. Основные признаки текста. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.

Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста

Основные термины и понятия:

        Функциональные стили, стилистика, стиль, классификация стилей, научный стиль, официально-деловой стиль, публицистический стиль, жанры и признаки стиля, особенности разговорной речи, литературно-художественная речь,

Знать:

  • основные признаки стилей речи;
  • основные признаки разговорного стиля;
  • основные особенности литературно-художественной речи;

Уметь:

  • определить стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение;
  • создавать тексты разного стиля;

Ключевые компетенции, формируемые в теме:

  • выделять главное;
  • самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;
  • использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку;
  • создание текста определенного функционально-смыслового типа;
  • отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей;
  • адекватное восприятие устной речи и способность передать содержание прослушанного текста в развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
  • написание сочинения;
  • приведение примеров, подбор аргументов;
  • владение монологической  и диалогической речью;
  • создавать тексты-повествования с использованием в них СП различных групп;
  • при анализе давать интерпретацию языковых явлений;
  • самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст;
  • понимать и анализировать художественную роль разговорного стиля в произведениях художественной литературы

Раздел XII. Из истории русского языкознания

        М.В. Ломоносов, А.В. Востоков, Ф.И, Буслаев, В.И. Даль, Я.К Грот, А.А, Щерба,  Д.Н. Ушаков, В.В. Виноградов, С.И. Ожегов.

Основные термины и понятия:

        Языкознание, филологическая наука, исследование проблем филологии, грамматика русского языка, основоположник сравнительно-исторического метода, искусствовед, палеограф, русская лексикография, «Толковый словарь русского языка»,  русская диалектология, языковед.

Знать:

  • информацию о развитии русского языка и ученых, занимающихся  языкознанием;
  • основные этапы развития языкознания;

Уметь:

  • оперировать знаниями о развитии и исследовании русского языка;
  • опираться на знания о великих русских ученых, работавших в области языкознания;

                                                                           

                                                                           Контроль уровня обученности

Система контролирующих материалов

(основные дидактические единицы)

№ п\п

Название раздела

Кол-во часов

Форма контроля

Цели контроля

1.

Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии

1

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного 10 классе»

-проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности;

2.

Синтаксис и пунктуация. Словосочетание

2

 Изложение с элементами сочинения

- умение передавать содержание текста в соответствии с микротемами;

- умение излагать свои мысли по проблеме исходного текста;

3.

Предложение.

Простое неосложненное предложение

0,5

0,5

Тест №1,2 задания из части А Единого Государственного Экзамена.

- умение писать слова в соответствии с правилами русской орфографии;

- умение ставить знаки препинания в соответствии с количеством грамматических основ;

1

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

4.

Простое осложненное предложение

0,25

0,25

Тест № 3,4 задания  из части А Единого Государственного Экзамена.

- умение находить однородные члены предложения и выделять их знаками;

- умение находить обособленные члены предложения и ставить знаки препинания;

1

Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена.

5.

Сложное предложение

0,25

0,25

Тест № 5,6 из части А Единого Государственного Экзамена

- умение правильно ставить знаки препинания в соответствии с типом предложений

1

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

- проверить уровень орфографической и пунктуационной грамотности  

5.

Предложения с чужой речью

0,5

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ

- умение правильно оформлять чужую речь

6.

Употребление знаков препинания

0,5

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ

- умение находить части простые осложненные предложения и сложные предложения;

- умение ставить знаки препинания в разных типах предложений;

7.

Культура речи

0,25

0,25

Тест № 7,8 задания из части А Единого Государственного Экзамена.

- умение правильно ставить ударение;

- умение грамотно употреблять слова и словосочетания;

- отличать слова паронимы;

0,5

Проверочная работа из части А Единого Государственного Экзамена

8.

Стилистика

2

Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста

- умение писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста

                  4.Календарно-тематический план по русскому языку 11 класс

Количество часов по программе 102 часа

Количество часов в неделю 3 часа

Количество контрольных работ: I полугодие- 4

                                                         II полугодие- 6

Количество  работ по развитию речи:  I полугодие-6

                                     II полугодие-10

Дата урока

Корректировка

даты

№ урока

Тема и тип урока

Виды и формы контроля

ЗУН(ы), формируемые в теме

Ключевые компетенции, формируемые в теме

Межпредметные связи

Примечание

1.

Вводный урок. Требования к функциональной грамотности старшеклассников

Раздел I.  Повторение и обобщение по лексике, морфемике, морфологии, орфографии - 12 часов

2.

Основные единицы языка и их особенности

выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности;самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку

3.

Лексическое и грамматическое значение слова

Литература «Анализ текста»

4.

5.

Части речи и их смысловые, морфологические и синтаксические признаки

Литература «Анализ текста»

6.

Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре- и при-

Готовимся к ЕГЭ

7.

8.

Правописание суффиксов имен прилагательных и причастий

Готовимся к ЕГЭ

9.

Правописание наречий

Готовимся к ЕГЭ

10.

11.

Частицы НЕ и НИ. Употребление частиц НЕ и НИ

Готовимся к ЕГЭ

12.

Входной диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Повторение и систематизация изученного в 10 классе»        

Входной, диктант

Уметь применять изученные правила

13.

Анализ контрольной работы

Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание слов

Раздел II.Синтаксис и пунктуация - 4 часа

14.

Основные понятия синтаксиса и пунктуации

Знать определения синтаксиса, пунктуации

выделять главное, классифицировать, рефлексировать, осуществлять самооценку деятельности

Знакомство с выдающимися лингвистами

15.

Основные синтаксические единицы

Знать синтаксические единицы

16.

Основные принципы русской пунктуации

Знать функции знаков препинания

Знакомство с выдающимися лингвистами

Готовимся к ЕГЭ

17.

Пунктуационный анализ

Знать порядок пунктуационного разбора

Раздел III. Словосочетание - 4 часа (2 часа + 2 часа развития речи)

18.

Словосочетание как синтаксическая единица

Вычленять словосочетания

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

19.

Виды синтаксических связей

Классификация словосочетаний

Знать связь в словосочетании

Готовимся к ЕГЭ

20.

21.

Развитие речи: «Изложение с элементами сочинения»

Умение письменно излагать мысли

Раздел IY. Предложение - 3 часа

22.

Предложение как синтаксическая единица

Знать понятие предложения

умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации

Знакомство с выдающимися лингвистами

23.

Простое предложение

Знать характеристику простых предложений

24.

Классификация предложений. Предложения простые и сложные

Уметь производить пунктуационный разбор предложения

Раздел V. Простое неосложненное предложение - 11 часов (9 часов + 2 часа развития речи)

25.

Виды простых предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске

Знать виды предложений по цели высказывания, по эмоциональной окраске

умение ставить цели, определять пути их решения,

Знакомство с выдающимися лингвистами

26.

Двусоставные и односоставные предложения

Знать основные типы односоставных предложений

находить способы взаимодействия при работе в группе, уметь вступать в полемику и вести дискуссию; уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

Литература «Анализ текста»

27.

Развитие речи: «Классификация функциональных стилей. Научный стиль»

Литература «Анализ текста»

28.

Постановка тире между подлежащим и сказуемым

Знать условия постановки тире

Распространенные и нераспространенные предложения

Полные и неполные предложения

Определять виды предложений

29.

30.

Тест №1 задания из части А Единого Государственного Экзамена

Текущий, тест

31.

Развитие речи: «Классификация функциональных стилей. Официально-деловой стиль»

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

32.

Соединительное тире. Интонационное тире

ставить тире в разных видах простых предложений

формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;

Знакомство с выдающимися лингвистами

33.

Тест №2 задания из части А Единого Государственного Экзамена

Текущий, тест

Уметь применять изученные правила

34.

Синтаксический разбор простого предложения

Уметь анализировать предложения

Литература «Анализ текста»

35.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Знаки препинания в предложениях разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

Итоговый, диктант

Уметь применять изученные правила

Раздел VI. Простое осложненное предложение -   26 часов  (20 часов + 6 часов развития речи)

36.

Предложение с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами

Знать понятие однородности

формирование мировоззрение школьников;

 умение выбирать правильный стиль поведения в зависимости от ситуации;

умение принимать решение в различных жизненных ситуациях;

овладение научной картиной мира

выделять главное, классифицировать, рефлексировать,

осуществлять самооценку деятельности;

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку

формировать пути здорового образа жизни, внутренней зкологической культуры;

уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

Готовимся к ЕГЭ

37.

Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях

   

Отличать неоднородные и однородные члены предложения

Литература «Анализ текста»

38.

Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях

Правильно ставит знаки препинания

Литература «Анализ текста»

39.

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами

Знать правила обособления различных членов предложения

40.

Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Разговорный стиль

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

41.

Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных повторяющимися и парными союзами

Знать правила обособления различных членов предложения

42.

Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при обобщающих словах

Знать правила обособления различных членов предложения

43.

Тест № 3 задания  из части А Единого Государственного Экзамена

Текущий, тест

Уметь применять изученные правила

44.

Обособленные и необособленные определения

Знать правила обособления различных членов предложения

Готовимся к ЕГЭ

45.

Обособленные приложения

Знать правила обособления различных членов предложения

Готовимся к ЕГЭ

46.

Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Художественный стиль

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

47.

Обособленные обстоятельства

Знать правила обособления различных членов предложения

Готовимся к ЕГЭ

48.

Обособленные дополнения

Знать правила обособления различных членов предложения

Готовимся к ЕГЭ

49.

Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения

Знать правила обособления различных членов предложения

Готовимся к ЕГЭ

50.

Тест № 4 задания  из части А Единого Государственного Экзамена

Текущий, тест

Уметь применять изученные правила

51.

Параллельные синтаксические конструкции

Знакомство с выдающимися лингвистами

Готовимся к ЕГЭ

52.

Знаки препинания при сравнительных оборотах. Знаки препинания при обращениях

находить сравнительные обороты и ставить знаки препинания при сравнительных оборотах и обращениях

Литература «Анализ текста»

53.

Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

находить вводные слова и вставные конструкции в предложениях

Готовимся к ЕГЭ

54.

55.

Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Практическая работа по определению стилей речи. Создание текстов разных стилей

определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

56.

Знаки препинания при вводных конструкциях

 грамотно оформлять  пунктуационными знаками водные конструкции

Готовимся к ЕГЭ

57.

Знаки препинания при междометиях, утвердительных, отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

находить междометия, утвердительно-отрицательные и вопросительно-восклицательные слова в предложении и ставить знаки препинания

58.

Диктант с заданиями из части В Единого Государственного Экзамена.

Итоговый, диктант

Уметь применять изученные правила

59.

Анализ итогов изучения темы: «Простое осложненное предложение»

Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание

60.

61.

Развитие речи. Классификация функциональных стилей. Практическая работа по определению стилей речи. Создание текстов разных стилей

определять стиль предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

Раздел VII. Сложное предложение -  26 часов  (20 часов + 6 часов развития речи)

62.

Понятие о сложном предложении. Главные и придаточные предложения.

Знать особенности построения сложного предложения

Знакомство с выдающимися лингвистами

63.

64.

Типы придаточных предложений

Знать основные типы сложных предложений

выделять главное, классифицировать, рефлексировать

, осуществлять самооценку деятельности;

находить способы взаимодействия при работе в группе;

Готовимся к ЕГЭ

65.

Сложносочиненные предложения. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении

Готовимся к ЕГЭ

66.

Синтаксический разбор сложносочиненного предложения.

ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор

67.

Тест № 5 из части А Единого Государственного Экзамена

Текущий, тест

Уметь применять изученные правила

68.

69.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Уметь находить сложные предложения

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку

Готовимся к ЕГЭ

70.

Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными

составлять схему сложного предложения

71.

Развитие речи. Текст. Основные признаки текста

определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

 

72.

Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении

уметь вступать в полемику и вести дискуссию

Знакомство с выдающимися лингвистами

Готовимся к ЕГЭ

73.

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении

определять (находить) в тексте средства, подкрепляющие смысловые отношения в СП

744.

Тест № 6 из части А Единого Государственного Экзамена

Текущий,

тест

Уметь применять изученные правила

75.

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор

Готовимся к ЕГЭ

76.

Тире в бессоюзном сложном предложении

ставить знаки препинания в сложном предложении и аргументировать их выбор

находить способы взаимодействия при работе в группе;

уметь вступать в полемику и вести дискуссию;

уметь выполнять роль представителя группы, производителя идей;

Готовимся к ЕГЭ

777.

Развитие речи. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение

определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

78.

Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Знать, как связаны части сложного предложения

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

79.

Период. Знаки препинания в периоде

Знакомство с выдающимися лингвистами

80.

81.

Развитие речи. Анализ и создание текстов разных стилей и жанров.

определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение

Готовимся к ЕГЭ

82.

Сложное синтаксическое целое и абзац

основные правила постановки знаков препинания в сложном предложении

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию

83.

Синонимия разных типов сложного предложения

делать синтаксический разбор сложного предложения

84.

Диктант с лексико-грамматическим заданием по теме: «Сложное предложение разных типов» с использованием тестов ЕГЭ

Итоговый, диктант

Уметь применять изученные правила

85.

Анализ итогов изучения темы: «Сложное предложение»

Уметь анализировать написанное, объяснять неправильное написание

86.

87.

Развитие речи. Анализ  и создание текстов разных стилей и жанров.

определять тип предложенного для анализа текста и аргументировать свое мнение

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

Раздел VIII. Предложения с чужой речью –  6 часов   (4 часа + 2 часа по культуре речи)

88.

Культура речи. Нормы литературного языка: орфоэпические, акцентологические

умение выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий;

умение планировать, анализировать, рефлексировать;

умение анализировать текст и особенности авторского стиля;

уметь вступать в полемику и вести дискуссию

Знакомство с выдающимися лингвистами

Готовимся к ЕГЭ

89.

Способы передачи чужой речи

правильно оформлять чужую речь

90.

Знаки препинания при прямой речи

ставить знаки препинания при прямой речи

91.

Культура речи Нормы литературного языка: словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

92.

Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах

ставить знаки препинания при диалоге, при разных способах цитирования

93.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания при чужой речи» с использованием тестов ЕГЭ

Итоговый, тест

Уметь применять изученные правила

Раздел IX. Употребление знаков препинания  -    9 часов  (5 часов + 2 часа развития речи + 2 часа по культуре речи)

94.

95.

Культура речи. Орфографические и пунктуационные нормы. Речевая ошибка

следовать правильности речи в собственной практике

умение ставить цели, определять пути их решения;

выделять главное;

самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию;

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

96.

Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания

обосновывать поставленные знаки препинания

97.

Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания

анализировать пунктуационный рисунок текста

98.

99.

Развитие речи. Анализ  и создание текстов разных стилей и жанров. Сочинение-рассуждение по проблеме прочитанного текста

Итоговый, сочинение

Уметь применять изученные правила

использование для решения познавательных задач справочные пособия по русскому языку

Литература «Анализ текста»

Готовимся к ЕГЭ

100.

Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация

видеть авторскую пунктуацию в тексте

101.

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в предложениях разных конструкций» с использованием тестов ЕГЭ

Итоговый, тест

Уметь применять изученные правила

Готовимся к ЕГЭ

102.

Употребление знаков препинания

анализировать пунктуационный рисунок текста

                         

  5. Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:        

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных электронных носителях;

говорение и письмо

  • создавать и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные  приёмы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за уровнем обучения учащиеся  11 класса  осуществляется по трём направлениям:

  • учитываются умения производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания;
  • учитываются речевые умения обучающегося, практическое владение нормами литературного произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирование предложений и текста владение  изобразительно – выразительными средствами языка;
  • учитывается способность обучающегося выразить себя, свои знания, свое отношение к действительности в устной и письменной форме.

Основными формами контроля знаний и умений учащиеся являются:

  1. Диктант (объяснительный, предупредительный, графический, выборочный, распределительный,словарно-орфографический).
  2. Диктант с грамматическим заданием (основные виды грамматических разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, лексический)..
  3. Сочинение - рассуждение.
  4. Тест по материалам и в форме ЕГЭ.
  5. Словарный диктант.
  6. Устное монологическое высказывание на лингвистическую тему.
  7. Эссе (классическое, аргументированное).

Средства обучения

  • Словари и энциклопедии по русскому языку;
  • Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
  • Раздаточный и дидактический материал.
  • Печатные пособия.

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для старшеклассников.

  • Диапозитивы.

Русские и советские лингвисты.

  • Мультимедийные пособия.

- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий

- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 – 11 классы.

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  • Войлова И.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку, М.: Русское слово, 2006. 
  • Гольцова Н.Г., Русский язык. Программа курса. 10-11 классы, М.: Русское слово, 2012.
  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык в старших классах. 10-11 классы — М.: Русское слово, 2012.
  • Гольцова Н.Г., Мищерина М.А. Профильный, базовый уровень. Русский язык. 10-11 классы. Поурочное планирование, М.: Русское слово, 2012.
  • Мищерина М.А. Русский язык.10-11 классы. Книга для учителя, М.: Русское слово, 2012.
  • Гольцова Н.Г., Рупосова Л.П. Практикум по русскому языку. Орфография.- М., 1978; Пунктуация.-М., 2011.

Для учащиеся:

  •  Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2012.
  •  Егорова Г.Т. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций / Г.Т. Егорова. – М.: «Экзамен», 2012.
  •  Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 10 класс: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2006.
  •  Розенталь Д.Э. Русский язык для поступающих в вузы. Орфографии. Пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  •  Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: 10 – 11 классы: Грамматика. Речь. – М.: Просвещение, 2011.
  • Дейкина А.Д. Русский язык: учебник – практикум для старших классов / А.Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. – М.: Вербум-М, 2002.
  •  Козловская, М. В. Русский язык: анализ текста : пособие для подготовки к Единому государственному экзамену / М. В. Козловская, Ю. Н. Сивакова. - СПб. : САГА : Азбука-классика, 2008.
  • Малюшкин, А. Б. Комплексный анализ текста : рабочая тетрадь. 10-11 классы / А. Б. Малюшкин. - М.: Сфера, 2013.
  • Назарова Т.Н., Скрипка Е.Н. ЕГЭ. Практикум по русскому языку: подготовка к части 2 (В) – М.: «Экзамен», 2011.

Для учителя:

  • Программа Н.Г. Гольцовой. Русский язык 10-11 классы.М.: «Русское слово», 2012.
  • Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных школ. Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М., Русское слово, 2012.
  • Сенина Н.А. Русский язык: Подготовка к ЕГЭ-2013. Вступительные испытания: Учебно – методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион, 2013.
  •  Никитина Е.И. Уроки развития речи. 11 класс. Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2011.
  •  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Русский язык в таблицах, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2010.
  •  Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Контрольные тесты: орфография и пунктуация, 10-11 класс.- М.: «Русское слово», 2011.
  •  Золотарёва И.В. и др. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. – М.: ВАКО, 2010.

Литература ко всем разделам

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10 – 11 классы: Учебник для общеобр. школ. –12-е изд. – М.: ООО «ТИД «Рус. слово – РС», 2012. – 464с.
  2. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб – М.: Эксмо, 2008
  3. Бабайцева В.В. Русский язык. Теория. 5-11 класс: Учебник для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев с углубл. изуч. рус. яз. – М.: Дрофа, 2010
  4. Баранова И.В., Баранов Д.М. Русский язык. Периодическая система элементов русской речи. Полный учебный курс. – Изд-во СПбГТУ, 2009
  5. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. — 4-е изд. — М., 2008(и последующие издания).
  6. Баранов М. Т., Григорян Л. Т., Ладыженская Т. А. и др. Русский язык: Учебник для 5—9 классов общеобразовательных учреждений. -16-е изд., дораб. — М., 2011 (и последующие издания).
  7. Войлова К. А., Гольцова И. Г. Справочник-практикум по русскому языку. — М., 1996.
  8. Ковалев В. П. Практикум по современному русскому языку. — М., 1974.
  9. Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык: Учебное пособие для 10—12 классов вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. — 4-е изд., дораб. — М., 2005.
  10. РозентальД. Э. Русский язык. — М., 1988.
  11. Чешко Л. А. Русский язык. — М., 2001.

Фонетика, орфография, словообразование, морфология, синтаксис

  1. Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. — Л., 1993.
  2. Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., дораб. — М., 1997.
  3. Букчина Б. 3., Калакуцкая Л. П. Слитно или раздельно? (Опыт словаря-справочника.) — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1982.
  4. Волгина Н. С., Светлышева В. Н. Орфография и пунктуация: Справочник. — М., 1993.
  5. Виды разбора на уроках русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1984.
  6. Гольцова Н. Г., Рупосова Л. П. Практикум по русскому языку. Орфография. — М., 1978; Пунктуация. — М., 1986.
  7. Кайдалова А. И., Калинина И. К. Современная русская орфография. — 4-е изд., испр. и доп. — М., 1983.
  8. Колесников Н. П. Словарь двойных согласных. — М., 1990.
  9. Лапатухин М. С., Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка / Под ред. Ф. П. Филина. — М., 1981.
  10. Милославский И. Г. Как разобрать и собрать слово. — М., 1993.
  11. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. Н. Ю. Шведовой. (Любое издание.)
  12. Орфографический словарь русского языка. (Последнее издание.)
  13. Орфоэпический словарь русского языка / Под ред. Р. И. Аванесова. — 2-е изд. — М., 1985.
  14. Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1991.
  15. Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — М., 1987.
  16. Правила русской орфографии и пунктуации. — 2-е изд. — М., 1962.
  17. РозенталъД. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1985.
  18. Розенталъ Д. Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник. Для работников печати. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 1986.
  19. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? // Справочное пособие по произношению, ударению и словоупотреблению. — М., 1980.
  20. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. — М., 1983.
  21. Словарь-попутчик: Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. — М., 1994.
  22. Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1991.
  23. ФедоренкоЛ. П., Лотарев В. К. Практикум по орфографии и пунктуации. — М., 1979.
  24. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1994.
  25. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Снова в мире слова. — М., 2001.
  26. http://www.yamal.org/ook   

Лексика

  1. Александрова 3. Е. и др. Словарь синонимов русского языка. — М., 1993.
  2. Алекторова Н. М. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. - М., 1994.
  3. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. — 2-е изд., стереотипн. — М., 1980.
  4. Бельчиков Ю. А., Панюшева М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М., 1994.
  5. Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.
  6. Зимин В. И. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. — М., 1994.
  7. Иванов В. В., Смолицкая Г.П., Галанова Е. И., Василевская И. А. Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
  8. Комлев Н. Г. Словарь новых иностранных слов (с переводом этимологии и толкованием). — М., 1995.
  9. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 2-е изд., перераб. — М., 1987.
  10. Поспелов Е. М. Школьный топонимический словарь. — М., 1988.
  11. Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших лов русского языка: По произведениям русских писателей XVIII— XX вв. — М., 1996.
  12. Энциклопедический словарь: Славянская мифология / Под ред. Петрухина и др. — М., 1995.

Фразеология

  1. Ашукин И. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения. — 4-е изд., доп. — М., 1987.
  2. Бабкин А. М., Шендецов В. В. Словарь иноязычных выражений и лов. — Т. 1—2. — 2-е изд., перераб. и доп. — Л., 1981, 1987.
  3. Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.
  4. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — 4-е изд., стереотипн. — М., 1986.

Текст и стили речи

  1. Власенков А. И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9—11 кл. — М., 1997.
  2. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности. — М., 995.
  3. Львова С. И. Уроки словесности. — М., 1996.
  4. МихальскаяА. А. Основы риторики: Мысль и слово. — М., 1996.
  5. Павловский А. И. Популярный библейский словарь. — М., 1994.
  6. Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М., 1992.
  7. Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.

Орфография и пунктуация с компьютерной поддержкой

  1. Алгазина Н. Н., Ларских 3. П. и др. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой: Пособие для учащиеся —7кл. — М., 2006.
  2. Алгазина Н. И., Гац И. Ю. и др. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой: Пособие для учащиеся 5—9 кл. — 1, 2008.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и литературе

Рабочие программы по русскому языку и литературе в 6 классе. Литература по учебному комплекту В.Я.Коровиной. Русский язык 6 класс к учебному комплекту В.В. Бабайцевой....

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 5 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы в  школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 7 класс

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке для 7 класса предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 8 класс

Данная рабочая программа предназаначена для изучения русского языка и литературы как родного в школах национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 9 класс

Данная рабочая программа предназначена для изучения русского языка и литературы как родного для школ национальных Республик РФ...

Рабочая программа "Родной (русский) язык и литература на родном (русском) языке"- 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для школ национальных Республик РФ для изучения русского языка и литературы как родного...