Главные вкладки

    Разработка открытого интегрированного урока (биология – русский язык) Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»
    учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) по теме

    Кузина Татьяна Федоровна

     

    Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razrabotka_integr._uroka_svetashova-kuzina.doc39 КБ

    Предварительный просмотр:

    Разработка открытого интегрированного  урока (биология – русский язык)

    Тема урока: «Пластический обмен. Биосинтез белков»

    Цель урока: Развитие мета предметных компетентностей обучающихся 9 Б класса (естественнонаучного профиля)  посредством интегрированных технологий.

    Задачи:

    1. Ознакомить обучающихся  с основными характеристиками процесса пластического обмена на примере биосинтеза белка (биологический компонент – «Б»).
    2. Познакомить с биологической терминологией процесса биосинтеза («Б»).
    3. Определить стиль текста учебника – параграф 23 (Компонент по русскому языку - «Р.я.»).
    4.  Выяснить лексическое значение биологических терминов («Р.я»).
    5. Сформировать ключевые и предметные компетентности обучающихся  («Б» и «Р.Я.»)

    Наглядные пособия и оборудование:

    1. Таблица «Биосинтез белка»
    2. Карточки с терминами
    3. Скотч
    4. Доска, мел, тряпка
    5. Учебники биологии, тетради по биологии и русскому языку

    Ход урока:

          1. Оргмомент  - 1 минута

    2. Рассказ учителя биологии «Биосинтез белка» («Б») – 10 минут

    Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока

     «Пластический обмен. Биосинтез белка». Откройте, пожалуйста,  тетради по биологии  и запишите дату и тему урока. Давайте вспомним, что такое метаболизм или обмен веществ? Это совокупность реакций биологического синтеза и расщепления. Сегодня нам предстоит рассмотреть механизм протекания реакций биологического синтеза или пластического обмена или ассимиляции. Запишем определение: пластический обмен (ассимиляция) – это совокупность реакций биологического синтеза. Сущность данного процесса в том, что из простых веществ, поступающих в клетку извне, образуются вещества клетки (проследить: пища - ЖКТ - кровь – клетка).

    Рассмотрим одну из форм пластического обмена – биосинтез белков.

    Информация о структуре белка заложена в хромосомах (ДНК). ДНК расположена в ядре клетке. Синтез белка в клетке осуществляется на рибосомах в цитоплазме. Таким образом, информация с одной из цепей ДНК должна быть списана  и передана на рибосомы. И списывание информации - транскрипция, и сам синтез - трансляция основан на генетическом коде.  Каждой аминокислоте  в полипептидной цепочке соответствует последовательность из трех нуклеотидов – триплет. Существует всего 20 аминокислот, но 64 триплета. Некоторые аминокислоты продублированы несколькими триплетами. Кроме того, есть триплеты – запятые и триплеты – точки. То есть, знаки препинания. Все это обеспечивает избыточность и надежность генетического кода. Кроме того, генетический код специфичен (строгое соответствие 1 триплет – 1 аминокислота) и универсален для всего живого.

    1 этап биосинтеза белка – транскрипция – процесс переписывания информации о последовательности нуклеотидов на цепи ДНК на И-РНК (при участии ферментов). Транскрипция осуществляется  на основе принципа комплиментарности нуклеотидов (азотистых оснований) (списать информацию с одной из цепей ДНК на И-РНК: А-А-Т-Г-Г-Г-Ц-Ц-Т-А).

    Затем И-РНК перемещается в цитоплазму и поступает на рибосомы ЭПС.

    2 этап – трансляция -  процесс перевода информации с последовательности нуклеотидов в И-РНК на последовательность аминокислот в полипептидной цепи. Этот этап также поддерживается ферментами.

    Строительный материал – аминокислоты – доставляют к месту сборки  Т-РНК, которые  имеют на переднем конце триплет нуклеотидов, а на заднем – соответствующую ему  аминокислоту. Если код И-РНК и Т-РНК совпадает, то аминокислота отделяется и присоединяется к растущей белковой молекуле. Так продолжается до тех пор, пока не попадется триплет «запятая» или «точка».

    Синтез белка требует больших затрат энергии.

    3. Комплексный анализ текста  учителем русского языка («Р.я.») – 20  минут.

    1)Определить стиль текста (научный).

    2) Что для него характерно? (точность, отсутствие эмоциональной окраски, наличие специальной терминологии).

    3)Докажите, что это научный стиль, выписав  термины (аминокислоты, нуклеотиды, генетический код, транскрипция, трансляция, клетка, основание, комбинация, цепь, матрица, энергия).

    4)Определить количество микротем в тексте.

    5)Лексическая работа. В данном тексте найдите многозначные слова.

                    - Клетка (биологическая, тетрадная, химическая, лестничная, тюремная, птичья, шахматного поля).

                    - Цепь (полипептидная, велосипедная, событийная, металлическая).

                    - Комбинация (с латинского – расчет, соображение, соотношение, сосложение, сочетание): а) комбинация из  трех нуклеотидов – триплет; б) ухищрение, уловка; в) вид женского нижнего белья; г) сочетание, взаимное расположение чего-либо (цифр, приемов, действий).

                    - Код (с французского – совокупность знаков (символов) и системы определенных правил, при помощи которых информация может быть закодирована в виде набора из символов): а) генетический код; б) телеграфный код (азбука Морзе); в) военный код.

                    - Матрица (с немецкого – полиграф): а) матрица цепи ДНК; б) металлическая пластинка с изображением буквы или знака; в) лист металлического материала с изображением текста (для печати); г) рельефная копия (штамп), используемая для теснения; д) матрица математическая (таблица элементов, чисел, математических выражений).

                   - Основание  (азотные; здания, сооружения; повод для чего-либо).

                   - Энергия (с греческого – действия, деятельность, мера различных форм движения материи): а) энергия белков, затраченная на синтез; б) энергия активации в химических процессах; г) космическая энергия; д) энергия воды ветра, солнца.

                  - Трансляция:  а) биосинтез белков; 2 этап  пластического обмена; б) проведение внестудийный радио и телепередач с места событий; в) процесс приема электрических сигналов с  последующей их передачей; г) название проводного вещания; е) период описания программы ЭВМ с одного языка программирования на другой – машинный язык.

    6) В данном тексте найдите термин, использующийся в русском языке. В каком значении он используется в данном тексте?

    «Р.Я.» Транскрипция (фонетическая) - способ письменной фиксации устной речи с помощью специальных знаков для более точной передачи звучания.

    «Б» Транскрипция (биологическая) – первый этап реализации  генетической информации в клетке, в процессе, которого  последовательность нуклеотидов «переписывается» в нуклеотидную последовательность РНК.

    4. Выводы по работе  с текстом научного стиля:

    ∙Любой научный текст содержит  термины, а также многозначные слова.

    ∙Научный текст включает слова иноязычного происхождения.

    ∙В процесс работы  с научным текстом, мы получаем и  развиваем знания,  умения и навыки  по русскому языку и биологии.

     

    5. Закрепление  изученного материала «Биосинтез белка» («Б») – 5 минуты

     Вопросы для закрепления:

    1. Что такое пластический обмен?
    2. Что такое биосинтез белка?
    3. Назовите основные этапы биосинтеза.
    4. Что такое транскрипция?
    5. Где  в клетке осуществляется транскрипция?
    6. Что такое трансляция?
    7. Где в клетке осуществляется трансляция?
    8. Что такое триплет?
    9. Роль И-РНК в биосинтезе белка.

    10)       Роль Т-РНК в биосинтезе белка.

    6.Домашнее задание (на доске) («Б; р.я»): Прочитать, пересказать  параграф 23 («Б»). Выписать СП из текста, определить их вид, составить схемы («Р.Я.») – 2 минуты

    7.Рефлексия («Р.я») – 2 минуты

    - Ребята, вам понравился урок такого типа?

    - Возникали у вас трудности в процессе работы?

    - Хотели бы вы, чтобы  подобные уроки проводились и в дальнейшем?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок биологии 9 класс « Пластический обмен. Биосинтез белка».

    Урок  изучения нового материала. Ребята познакомятся с процессом метаболизма – как совокупности реакции обмена веществ в клетке. Узнают о процессе анаболизма (пластического обмена) путём изучения...

    Урок на тему: Биосинтез белка

    ·        раскрывается сущность пластического обмена и одного из важнейших процессов жизнедеятельности клеток – биосинтеза белка;·        формирую...

    Цикл уроков по курсу "Общая биология" - 17 разработок уроков по генетике, Биосинтезу белка, экологии

    разработка уроков для 9-11 классов  по биологии с использованием элементов английского языка ( для некоторых тем)...

    Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

    Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

    Конспект урока: "Пластический обмен. Биосинтез белка"

    Цели урока: углубить знания о метаболизме клеток путем изучения реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка;продолжить формирование знаний о хранении информации о белках в ДНК;сфо...

    Конспект урока по теме "Биосинтез белка"

    Конспект урока по теме "Биосинтез белка". Базовый уровень....

    Методическая разработка урока по теме "Биосинтез белка"

    Методическая разработка урока по биологии ...