Обобщение опыта работы по комплексному анализу текста
методическая разработка по русскому языку по теме

Волкова Евгения Александровна

Методические разработки уроков, тексты и задания к ним, методические рекомендации по работе с текстом на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_po_kat.doc187.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – лицей

Комплексный анализ текста как средство создания развивающей речевой среды на уроках русского языка и литературы

        (Из опыта работы

        учителя русского

 языка и литературы     Волковой Е.А.)г. Алейск2003 – 2004 уч. г

о

д


План Введение.Комплексный анализ текста художественного произведения:Уроки словесности—интегрированное обучение русскому языку и литературе.Иллюстрирование как прием активизации интереса учащихся к анализу текста художественного произведения.Комплексный анализ текста при повторении изученного на уроках русского языка.Комплексный анализ текста как основной вид  работы при подготовке к экзаменам.Заключение. Библиография.


ВведениеВопрос о соотношении теории и практики -  один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических  сведений, который обычно включается в учебники, должен стать основой для формирования речевых  умений и навыков. Цель курса родного языка в школе формулируется как «свободное владение языком, речью во всех сферах её проявления». Развитая речь, как известно, не знает ограничений. Нетрудно заметить явное противоречие, можно сказать, некоторый дидактический конфликт: с одной стороны, минимум теории,  с другой - развитая речь, которая не может опираться на знание этого «минимума», а, напротив, предполагает использование всего разнообразия языковых средств, разных жанров, стилей и типов речи. Развитая речь – это свобода в выборе языковых средств; это речь не только правильная, но и точная, богатая, выразительная (в устной и письменной форме).Как преодолеть это противоречие? Методическим средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей речевой среды, является текст. В лингвистике текст определяется как категория, которая показывает «язык в действии». Именно это качество текста и позволяет сделать речевую среду на уроке не искусственной, а совершенно естественной.Работа с текстом должна превратиться в полилог, активным участникам которого станет каждый ученик. Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой деятельности учителя и учащегося  пробуждает интерес школьников к работе с текстом. Постепенно она приобретает исследовательский характер, что определяется тем, какие именно задания предлагаются к тексту, как сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие задания; от урока к уроку они убеждаются в том, что исследования особенностей употребления языковых средств в тексте как речевом произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел автора. Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы – это те условия, которые создают развивающую речевую среду, обеспечивающую речевое развитие учащихся, в основе которого – совершенствование, развитие чувства языка (языковой интуиции). Цель  работы – сделать комплексный анализ текста на уроках русского языка и литературы систематическим, подобрать тексты и продумать задания к ним, опираясь на программу курса русского языка и литературы в 5 – 9 классах.КАТ (комплексный анализ текста и далее) включает задания:задания по содержанию и структуре текста;задания творческие;задания по актуализации знаний разных уровней русского языка;задания, направленные на развитие орфографической и пунктуационной зоркости.Задания по содержанию и структуре текста:докажите, что перед вами текст;определите тему текста;сформулируйте главную мысль;найдите средства связи предложений в тексте;определите способы связи предложений;определите тип текста, обоснуйте ответ;определите, к какому стилю речи принадлежит текст, докажите свою точку зрения;разделите текст на микротексты, определите микротемы – составьте план;выделите ключевые слова в тексте.Задания творческие:исправьте речевые или грамматические ошибки;перескажите текст;подготовьтесь к выразительному чтению;напишите подробное изложение текста;напишите сжатое изложение текста;напишите выборочное изложение;напишите сочинение-рассуждение по мотивам текста (изложение с элементами сочинения); продолжите незаконченный текст; приведите доказательства авторской мысли, опираясь на жизненный опыт или художественные произведения;напишите сочинение – стилизацию, подражая стилю данного текста;напишите сочинение в жанре эссе – отклик на прочитанное;напишите отзыв или рецензию на данный текст.Разнообразие творческих заданий не ограничивается приведенными выше. Выбор задания зависит от дидактических  целей учителя, от возможностей детей. С целью развития творческих способностей каждого ученика, реализации личностно ориентированного подхода на уроках развития речи можно предоставлять учащимся возможность выбора задания.3.Задания по актуализации знаний разных уровней языка:выполните морфемный, фонетический, морфологический, лексический, синтаксический разборы;подберите к данному слову синонимы или антонимы, замените данные слова синонимами;объясните лексическое значение данных слов;начертите схемы данных  предложений;исправьте ошибки;измените время глаголов;найдите причастные и деепричастные обороты и определите их роль в тексте;найдите прилагательные, определите их роль в тексте и т. д.    Задания по актуализации знаний подбираются к тексту как на уроках изучения нового материала, так и на уроках повторения и обобщения в 5 – 9 классах.Подобные упражнения очень эффективны в старших классах, так как дают возможность повторить изученное по русскому языку в комплексе.4.Для развития орфографической и пунктуационной грамотности учащихся обязательны следующие задания:объясните выделенные орфограммы;выделите изученные орфограммы;выполните орфографический разбор данных слов;выполните пунктуационный разбор предложений;вставьте пропущенные буквы;расставьте знаки препинания и объясните их постановку.   Приведенный комплекс заданий, направленных на анализ текста подбирается и варьируется учителем.   Данная классификация разработана  на основании изученной методической литературы и  опыта работы в 5-10 классах.   Следующая проблема, стоящая перед учителем – выбор текста для анализа. Каких же критериев придерживаться при подборе текстов? « С точки зрения содержания очень важно… анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно- нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии и т. п. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передает автор. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощутить себя в гармонии с окружающим миром, помогающие сформировать оптимистическое мироощущение» (Т. М. Пахнова. Комплексная работа с текстом в старших классах // Русский язык в школе. – 2000. - № 4. – с.4)      Важным критерием при отборе текстов для уроков русского языка является возможность рассмотреть в анализируемом тексте  роль изучаемой языковой категории. Так, например, подбирая тексты по теме «Деепричастие» в 7  классе или по теме «Глагол» в 6 классе, учитель руководствуется  именно этим критерием.      В процессе работы с текстами ученики должны узнать особенности всех стилей (разговорного, научного, научно-популярного, официально-делового, публицистического, художественного). Однако если рассматривать текст как основу создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, как средство духовно-нравственного становления личности, то при отборе материала для анализа особое внимание обращается на тексты художественные.      В 1995 – 2004 гг. комплексный анализ текста становится  актуальным в методике русского языка. Многие учителя- методисты понимают необходимость этой работы и делятся своим опытом на страницах журналов: //Русский язык в школе, // Русская словесность, газеты // Русский язык (приложение к газ. // Первое сентября). Вышли в свет методические пособия: //Уроки словесности . Дидактические материалы по русскому языку и литературе М., 2000. Сост. Т. Н. Андреева; Т. М. Пахнова / /Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. М., 2001.    В 2001 году издан сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы под редакцией Т. М. Пахновой. В сборнике представлены 56 текстов вместе с разработанным комплексом заданий к ним.    В 2004 году издана рабочая тетрадь для комплексного анализа текста (10-11класс), автор А.Б.Малюшкин. Данное пособие включает различные по типу и стилю тексты и задания по их анализу.   Помимо материала, представленного в методических пособиях, очень важно использовать тексты изучаемых на уроках литературы художественных произведений. Тогда уроки развития речи становятся уроками словесности.    
2.Комплексный анализ текста художественного произведения.2.1.Уроки словесности—интегрированное обучение русскому языку и литературе.Занятия комплексным анализом текста художественного произведения –это  уроки словесности, т.е. интегрированные уроки русского языка и литературы.Тексты для таких занятий подбираются небольшие. Как правило, это фрагменты художественных произведений, изучаемых на уроках литературы. Приведу примеры упражнений в 5 классе.Текст для анализа:                                      … ПоехалВ путь Иван царевич. Что-то с ним будет? Уж едетДень он, другой и третий; в исходе четвертого – солнцеТолько успело зайти – подъезжает он к озеру; гладкоОзеро то, как стекло; вода наравне с берегами;Все в окрестности пусто; румяным вечерним сияньемВоды покрытые гаснут, и в них отразился зеленыйБерег и частый тростник – и все как будто бы дремлет;Воздух не веет; тростинка не тронется; шороха в струйкахСветлых не слышно.В.А. Жуковский «Сказка о царе Берендее».Задания:Определите тему текста. (О чем этот текст?)Определите тип текста. Почему вы так считаете?Какое время суток описывает автор?Определите стиль. Объясните вашу точку зрения.С чем сравнивает озеро автор? Каким представляется озеро благодаря этому сравнению? «румяным вечерним сияньем» Определите лексическое значение слова румяный. В прямом или переносном смысле употреблено это слово? Подберите синонимы к этому слову. Почему именно его выбирает автор из ряда синонимов?Выпишите глаголы. Можно ли их объединить в одну тематическую группу.Объясните выделенные орфограммы.Текст для анализа: Пришел красный татарин, а с ним другой, поменьше ростом, черноватенький. Глаза черные, светлые, румяный, бородка2 маленькая2, подстрижена; лицо веселое, все1 смеется. Одет черноватый еще лучше: бешмет* шелковый синий, галунчиком* обшит. Кинжал*на поясе большой, серебряный; башмачки красные, сафьяновые*, тоже серебром обшиты. А на тонких башмачках другие толстые башмаки. Шапка высокая, белого барашка.Л.Н. Толстой. Кавказский пленник.Задания: Объясните лексическое значение слов, выделенных значком*, воспользовавшись толковым словарем.Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.Слова какой части речи преобладают в тексте? Почему?Выпишите прилагательные вместе с существительными, от которых они зависят. Почему, описывая глаза, автор употребляет  однородные прилагательные: черные, светлые?Подберите анонимы к словам: красный, веселый. Найдите в тексте слова – антонимы. Определите их роль.Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите в них корень. Почему автор употребляет их в тексте?Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Выделите суффиксы. Почему в описании героя автор использует так много уменьшительно-ласкательных  слов?Как вы думаете, зачем Льву Николаевичу Толстому понадобилось такое подробное описание внешности и одежды татарчонка в рассказе «Кавказский пленник»?Объясните выделенные орфограммы.Выполните указанные виды разбора.Текст для анализа:… Был ещё у них  старик.  Жил он не в ауле, а приходил из-под горы. Видал его Жилин, только когда он в мечеть* приходил Богу молиться. Он был ростом маленький, на шапке у него белое полотенце обмотано, бородка1 и усы подстрижены, - белые, как пух; а лицо сморщенное и красное, как кирпич. Нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые, и зубов нет – только два клыка. Идет, бывало, в чалме* своей, костылем подпирается, как волк, озирается.Задания:Определите стиль текста. Обоснуйте ответ.Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.Объясните лексическое значение указанных слов,* пользуясь толковым словарем.Найдите в тексте сравнения. Объясните их смысл. Как автор выражает в сравнениях свое отношение к герою?Подберите синонимы к глаголу «озирается». Почему автор употребляет именно этот глагол?Запишите словосочетания: нос крючком, подпирается костылем, глаза серые, приходил из-под горы. Выполните их разбор. Начертите схемы. Продолжите ряд прилагательных- эпитетов, близких по значению: глаза серые, злые …Представьте себе старика. Попробуйте нарисовать иллюстрацию к этому отрывку из текста рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»Объясните выделенные орфограммы.Выполните указанные виды разбора.Текст для анализа:   Прибежала2 девочка – тоненькая2, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах, оторочено*красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто,* все из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»Задания:Определите тип текста. Докажите свою точку зрения.Найдите уменьшительно – ласкательные суффиксы в словах, выделите их.Найдите цветовые прилагательные. Докажите, что автор рисует девочку яркими красками.Какие эпитеты – прилагательные помогают понять отношение автора к героине? Почему автор описывает глаза при помощи двух прилагательных – антонимов: черные, светлые? Какое из них употреблено в прямом значении, какое – в переносном?Подберите антонимы к словам: длинный, высокий.Найдите в тексте слова – антонимы. Зачем пользуется ими автор в тексте?Объясните при помощи толкового словаря значение слов, выделенных значком*Почему автор так подробно описывает одежду Дины?Объясните выделенные орфограммы.Выполните указанные виды разборов.  Подобный анализ текста помогает не только применить знания, полученные пятиклассниками на уроках русского языка, но и глубже, внимательнее изучить художественное произведение, увидеть искусство писателя, художника слова; пытаться самим овладеть инструментом, способным совершать чудеса – русским словам.Изученный на уроках литературы художественный текст может стать предметом анализа на уроке русского языка при повторении пройденного. Приведем пример такого урока в 5 классе по теме «Синтаксические особенности стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»», цель которого—раскрыть идею стихотворения М. Ю.Лермонтова «Бородино» путем анализа синтаксических особенностей текста. Задачи:1. Организовать повторение изученного по теме «Синтаксис».2. Начать формирование умения языкового анализа художественного произведения.3. Воспитывать патриотизм, уважение к русской истории, героизму русского народа, образ которого создан поэтом в стихотворении. (Проект и материалы к уроку см. в Приложении 1.).Все учителя литературы знают, насколько трудно дается детям анализ лирического стихотворения. Как преподать эту тему, чтобы детям было интересно, чтобы не разрушить хрупкую, хрустальную красоту стиха и, в то же время, приблизить, сделать понятными для ребенка чувства, переживания лирического героя?В шестом классе у детей есть уже знания художественных тропов, они знакомы с понятиями: тема, идея произведения. В курсе русского языка шестиклассники изучили синтаксис, фонетику, лексику, морфемику. Пора уже не останавливаться на разговоре о первых читательских впечатлениях, а идти дальше -  учить подробному языковому анализу художественного текста. Нужно попытаться сделать так, чтобы знания учеников по русскому языку были востребованы при изучении художественной литературы.В качестве примера такой работы предлагаем урок, который проводится в 6 классе по теме «Язык стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Этот урок помогает  решить многие дидактические задачи: подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения, учить языковому анализу лирического текста, познакомить с новыми терминами: инверсия и антитеза. Но самое главное, в конце этого урока дети понимают, какими мыслями и переживаниями наполнены строки стихотворения, сопереживают, сочувствуют герою.В ходе подготовки к уроку работают творческие группы, получив задания- выполнить синтаксический анализ предложений, лексический анализ текста, то есть найти синонимы, антонимы, определить лексическое значение слов: парус, счастье, мятежный, лазурь; найти слова, употребленные в переносном значении.Оборудование к уроку: иллюстрации учащихся к стихотворению, аудиозапись стихотворения в актерском исполнении.На доске должна быть тема урока и эпиграф:«Какая точность и определенность в каждом слове, как на месте и как незаменимо другим каждое слово: какая сжатость, краткость и вместе с тем многозначительность! Читая строки, читаешь между строками, понимая ясно все сказанное автором…»В.Г. Белинский.«В «Парусе» заложен большой и многообразный смысл, и каждая новая поросль молодежи берет в нем то, что ей наиболее созвучно.»С. Наровчатов.Желательно, чтобы на доске был сам текст стихотворения, либо отраженный с помощью графопроектора, либо написанный учителем:ПАРУСБелеет парус одинокийВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны – ветер свищет,И мачта гнется и скрыпит…Увы, - он счастия не ищетИ не от счастия бежит!Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой…А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!1832 г.В ходе урока учитель и учащиеся сообща ведут работу с текстом, поэтому ученики должны его воспринимать зрительно.Ход урокаЭтапДеятельность учителяДеятельность уч-ся1Читает наизусть стихотворение или включает аудиозапись.Воспринимают текст на слух.2Целеполагание:На прошлом уроке мы познакомились с творческой  биографией М.Ю. Лермонтова и его стихотворением «Парус». Свое первое впечатление от стихотворения вы выразили в иллюстрациях.Цель этого урока – подготовиться к выразительному чтению стихотворения.А что значит – выразительно прочитать?Что нужно выразить чтением лирического стихотворения?Можете ли вы уже сейчас сказать, какие это переживания?Учитель знакомит учащихся эпиграфом – словами В.Г. Белинского и С. Наровчатова.- Вот и мы попытаемся разобраться в словах и предложениях этого текста, чтобы найти в нем что-то новое, может быть, не открытое еще никем.Целеполагание:- Значит, своим чтением мы должны что-то выразить.Учащиеся вспоминают понятие лирика и приходят к выводу – чтением  нужно выразить чувства, переживания героя.Учащиеся приходят к выводу – чтобы понять эти переживания, нужно внимательнее вглядеться в текст стихотворения.3Анализ текста начнем с синтаксических его особенностей.Учитель обращается к классу:как вы думаете, для чего меняет прямой порядок слов автор? Случайно ли это?Выступает первая творческая группа. Учащиеся, наглядно работая с текстом у доски, отмечают в нем восклицательные предложения, которые нужно читать с особой эмоциональной силой, рассказывают о прямом и обратном порядке слов в предложении и убеждают товарищей в том, что М.Ю. Лермонтов целенаправленно меняет порядок слов в предложении: «Белеет парс одинокий…» Вместо одинокий парус белеет в голубом тумане моря.Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу: если сохранится прямой порядок слов, потеряется поэтичность, потеряется смысл. Следовательно, автор целенаправленно его меняет. Его цель:создать рифму,выделить нужные слова в строке.Учитель сообщает о том, что, меняя прямой порядок слов, автор пользуется художественным приемом – инверсия.Учащиеся записывают новое понятие: Инверсия – изменение порядка слов в предложении с целью яснее выразить мысли и чувства.- Итак, какие же слова благодаря инверсии читаются с особым логическим ударением?Белеет – одинокий- А теперь закройте глаза и представьте эту картинку: одинокий белый парус – яркая точка в огромном, бесконечном пространстве моря. Попытайтесь вообразить себя этой маленькой точкой, этим парусом.Дети закрывают глаза и пытаются психологически поставить себя в ситуацию, в которой оказывается герой.Какие возникают ощущения?Ответы на этот вопрос у всех разные, ведь одним комфортно в состоянии одиночества, другие испытывают страх, волнением и т.д.- Вы смогли почувствовать себя одиноким парусом. Большинство из вас испытывают страх и волнение. Возникает вопрос: Зачем он здесь и один? Эта мысль совпадает с авторскими вопросами. Найдите их в тексте.Учащиеся читают:Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?При анализе этих двух предложений учащиеся отмечают повтор, инверсию. Тем самым, автор выделяет слово-вопрос: Что? И делает акцент на словах антонимах: далекой – родном. Что хочет выразить автор, делая акцент на вопрос: Что?  Учащиеся предполагают, что автору нужно усилить смысловую нагрузку этого слова, ведь это вопрос о смысле жизни, о поиске счастья.  Для поиска смысла жизни можно покинуть родной край и отправиться в далёкие страны.- Даёт ли автор в стихотворении ответ на эти вопросы?Учащиеся находят в тексте: … он счастия не ищет и не от счастия бежит»- Здесь дважды повторяется слово счастье. Какое определение этого слова дает толковый словарь?Отвечают учащиеся, которые выполняли лексический анализ текста, рассказывая, какое значение слова счастье дает толковый словарь.Учитель обращается к мнению детей: А лично вы как представляете себе счастье?Понимание счастья у каждого свое: кто-то представляет его себе как материальное благополучие, кто-то видит счастье в мире и согласии.Учитель переводит разговор на стихотворение: А что же все-таки ищет парус? В чем он видит свое счастье?Учащиеся читают первые строки второй строфы: «играют волны – ветер свищет, и мачта гнется и скрыпит…»Какую картину зрительную и звуковую вы представляется?А сейчас попытайтесь снова представить себя парусом во время бури.Учащиеся воображают себя парусом в бурю и делятся своими ощущениями: страх, тревога, возбуждение, радость (у каждого свое).Найдите в стихотворении описание картины, противоположной картине бури.Учащиеся читают: под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой.Учитель знакомит учащихся с еще одними понятиями – антитеза.Учащиеся записывают в тетради: антитеза – прием противопоставления предметов и явлений.Определите лексическое значение слова лазурь.Учащиеся из творческой группы дают заранее выписанное из словаря толкование слова лазурь (светло-голубой, небесный цвет) - В прямом или переносном значении употреблено слово золотой? Определите значение этого слова в тексте стихотворения.Золотой – употреблено в переносном значении яркий, блестящий, похожий на цвет золота. Попытайтесь представить нарисованную автором картину и еще раз прочитайте общепринятое толкование слова счастье.Учащиеся приходят к выводу, что эта картина совпадает с данным в словаре толкованием слова счастье – состояние высшего удовлетворения, спокойствие.- нужно ли парусу такое счастье? Ответьте словами из текста стихотворения.Ребята однозначно отвечают – нет. Парус не ищет спокойствия и мира: «А он, мятежный, просит бури…»-Дайте определение слову «мятежный» и слову «парус». Можно ли назвать это сочетание привычным?Дается толкование слов:Мятежный – беспокойный, возмущенный, бунтующий (обычно о человеке). Парус – полотно на судне или само парусное судно, предназначенное для передвижения при помощи ветра. Учащиеся отмечают, что сочетание мятежный парус создает впечатление, что речь в стихотворении идет не только о парусе, под образом паруса автор скрывает переживания человека.       - Как мы называем художественный прием – скрытое сравнение?Дети отвечают: здесь автор использует метафору.Итак, вы поняли, что парус – это метафора человека. Какой человек перед нами? Что нужно ему в жизни?Учащиеся приходят к пониманию глубокого смысла стихотворения «Парус» – автор рисует очень одинокого человека, который ищет свое счастье. Но для счастья ему не нужна спокойная жизнь, самое большое удовлетворение он находит в ощущениях страха, борьбы, бури, от которых захватывает дух. В итоге урока снова обращаем внимание на эпиграф:мы убедились в правоте слов В.Г. Белинского, насколько важны в этом стихотворении каждое слово, порядок слов, знаки препинания. Надеюсь, что нам удалось увидеть частичку того смысла стихотворения «Парус», о котором говорил Сергей Наровчатов. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?Какие чувства вы выразите при чтении 1,2,3 строф стихотворения?Учащиеся вспоминают, что им нужно было подготовиться и выразительному чтению. Учащиеся отвечают:чувство одиночества,нужно передать завывание бури так, чтобы дух захватывало,ощущение спокойствия сменяется бунтом.Домашнее задание:Составьте партитуру чтения и подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения.Этот урок не раз проводился в 6 классе – и всегда удачно.  Преимущество данной разработки в том, что используется подробный языковой анализ текста – при анализе художественного произведения очень важно обращаться к личному душевному опыту детей, заставив их сопереживать герою.Итак, урок словесности, урок работы с текстом – это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.В художественном произведении находит воплощение духовный мир автора. А.Н. Толстой в статье «О драматургии» писал: «Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны снова превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками на белой бумаге…».Без умения читать творчески, без понимания богатства слова огромный нравственно – эстетический потенциал произведения останется нераскрытым, духовные богатства – невостребованными.Слово – сигнал, побуждающий к работе наше воображение, мысль. Именно в тексте слово проявляет себя на всех языковых уровнях. Ученики с большим интересом работают с художественными текстами. Несомненно, уроки языкового анализа художественного текста способствуют формированию нравственной и творческой личности.2.2. Иллюстрирование как прием активизации интересаучащихся к анализу текста художественного произведения.« Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать? Поймут ли? Увидят ли то, что он хотел показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много… И прежде всего – состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу?» Задача учителя литературы – создать все возможные условия, помочь ученику-читателю, чтобы эта желанная встреча, о которой пишет И. А. Ильин, состоялась. Литература как искусство слова стоит в одном ряду с живописью и музыкой. Она так же требует душевного отклика от читателя. А потому урок литературы будет более впечатляющим, оставит отпечаток в душе ребенка, если учитель сможет гармонично использовать на уроке шедевры живописи и музыки. Но психологические особенности подросткового возраста требуют активной творческой деятельности. У детей очень сильна потребность в творчестве. Поэтому учащиеся 5 – 7 классов с большим интересом выполняют задания – проиллюстрировать прочитанное, написать сказку, былину, балладу… И пусть эти опыты не всегда удачны. Главное – подобные задания помогают заинтересовать учащихся в чтении текста, будят воображение ученика-читателя, заставляют задуматься над прочитанным. Чтобы рисунки детей стали шагом к встрече с писателем, задания учителя должны быть хорошо продуманы и эффективно использованы на уроке. Так при изучении сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» пятиклассникам дано было задание: нарисовать иллюстрацию одного из эпизодов сказки, озаглавить рисунок и выписать отрывок из текста, комментирующий этот рисунок. Ребята не только с удовольствием выполнили эту работу, задача, поставленная учителем, заставила их очень внимательно вчитаться в текст. Оруджев Шахин, рисуя мороз в деревне Бережки, подметил: мороз был такой, что если бы подняло пылинку на километр от земли, «…она светилась бы и мерцала как маленькая звезда…». А Подставкин Иван понял, что Мороза нужно изобразить живым, олицетворенным существом, ведь автор его описывает так: « И колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу.»С большим интересом учащиеся 5 класса рисовали любимого героя из сказок Г. Х. Андерсена. Своим героям мальчики кадеты выбрали Стойкого оловянного солдатика: их восхитила стойкость, невозмутимость и преданность сказочного героя. Готовясь к иллюстрации эпизода сказочной повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» («Как черт украл месяц»), пятиклассники подметили: черт похож на чиновника («сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире…»). Задание учителя заставило учеников несколько раз перечитать эпизод, пофантазировать, представляя себе комическую картину, созданную блестящим пером Николая Васильевича Гоголя. ( Иллюстрации пятиклассников см. в Приложении 2.)Изучение литературы в 6 классе обычно начинается с мифологии.   Шестиклассники всегда с огромным интересом читают, слушают и иллюстрируют мифы. Нельзя экономить время на уроках мифологии, ограничиваясь изучением  подвигов  Геракла. Ведь мифология – это огромный пласт культуры, наложивший отпечаток на всю мировую литературу. 2 – 3 урока по мифологии в 6 классе – это очень мало. С шестиклассниками мы изучаем следующие темы: Древнегреческие мифы о происхождении мира и богах, мифы о героях (двенадцать подвигов Геракла); Скандинавские, индийские, индейские мифы. Обязательно, на наш взгляд, изучение славянской мифологии.На итоговом уроке по теме: «Мифы народов мира» ставим задачи – повторить изученное, сравнить мифы разных народов, найти в них общие черты, ведь, по словам Д. С. Лихачева, «глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны.» На этом уроке используются викторина, кроссворд, игра «кто быстрее угадает?», обсуждаются рисунки самих  учащихся. Учащиеся сравнивают мифы о происхождении мира разных народов, мифы о богах и героях; и делается  вывод: народы одинаково объясняли себе загадочные явления природы, одинаково боялись грома и молнии, считая его верховным божеством, поклонялись богам плодородия, солнца, земли; восхищались божествами любви и красоты.Благодаря своей фантазии, дети смогли перенестись мысленно в Древний мир, вообразить себя предками-язычниками и  сказать словами С. Есенина:         Я молюсь на алы зори,         Причащаюсь у ручья.( Ученические иллюстрации по теме «Мифы народов мира» см. в Приложении 2.)-А описания природы я не люблю, при чтении их пропускаю, - часто слышим   от детей. Обычно подростки не любят замедленных действий, рассуждений, описаний, зато с увлечением следят за острым, быстро разворачивающимся сюжетом. Тем самым дети обедняют своё читательское восприятие художественного произведения. «Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно  услышать голос автора» (И. А. Ильин «О чтении») Задача учителя – показать детям, что в тексте художественного произведения важно каждое слово, каждый знак несет огромную смысловую нагрузку, тем самым научить их вдумчивому чтению. В сказке – были М. М. Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс) лес и его жители становятся главными героями, живущими по своим законам и диктующими эти законы людям. Пейзажные зарисовки здесь не фон,  на котором разворачивается драма Насти и Митраши.  Блудово болото, сосна и ель, ворона, лось, змея, собака Травка – герои, которые осуждают поступки детей, предостерегают их и помогают понять: главный закон существования всего живого – закон любви. Такой вывод предстоит сделать шестиклассникам, прочитав и проанализировав сказку.Обратить внимание на детали здесь поможет детям задание: Нарисовать иллюстрации на тему: «Сосна и ель», «Старушки – елки». Учащиеся внимательно перечитывают текст:«Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут.Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга.» На уроке иллюстрации комментируются, сопоставляются с анализируемым  отрывком из текста. Отмечается самый внимательный и вдумчивый читатель.Таким образом, дети приходят к пониманию идеи произведения. Вот как отвечает ученица 6 класса Петрова Лиза на вопрос: «Что хранилось в кладовой солнца?»:«Я думаю, что в кладовой солнца хранились не только природные богатства, но и любовь. И поэтому назвали «Кладовая солнца». Ведь в произведении все любят друг друга. Антипыч любит своего друга и помощника собаку Травку. Настя любит Митрашу, а Настю любит Митраша. Солнце любит всех, и его называют матерью всего живого. И благодаря любви добро победило зло. Ведь, если бы не любовь, герои не дружили бы, не помогали бы друг другу, и тогда, конечно же, победило бы зло.И правда, которую перешепнул Антипыч Травке  - Суровая борьба человечества за любовь.Нужно любить, бороться за любовь и не уставать любить.»(  Иллюстрации к сказке м. м. Пришвина см. в Приложении 2.)   В седьмом классе учащиеся уже с меньшим интересом занимаются иллюстрированием текста, поэтому задания по анализу текста нужно продумывать в соответствии с возрастными особенностями семиклассников.Урок по рассказу Леонида Андреева «Кусака» - «Душа собаки». Цель урока – продолжить формирование навыков анализа художественного текста, проанализировать приемы создания художественного образа героя, его душевного состояния. Для этого дома учащиеся выполняют следующую работу:Выясняют значения слов: имя, обида, страх, злоба, душа.Заполняют таблицу (см. в Приложении 2), выделяя ключевые слова текста.Изображают красками мир, каким его видит собака в 1, 2, 3 и 4 главах. Выполняя эту работу, семиклассники внимательно вчитываются в текст, сопереживают Кусаке, пытаясь представить себе её внутренние переживания, её радости и страдания, подмечают, что её судьба связана с изменениями в природе: зима – весна – лето – осень. Дети чутко воспринимают чувства собаки.Одиночество её в первой главе они рисуют серыми красками, а безысходное одиночество последней главы окрашено в безысходно-черный цвет. Зато весна и лето, счастье Кусаки, обретшей имя и любовь, дети рисуют самыми яркими, разнообразными красками. ( См.Приложение 2)У  старшеклассников интерес к иллюстрированию ослабевает, поэтому задания учитель должен продумывать,  рассчитывая не столько на эмоциональный отклик, сколько на логику мышления.   Язык сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» богат яркими, выразительными метафорами, заключающими в себе очень важное для восьмиклассников воспитательное значение. Цель учителя на уроке – сделать понятным для учащихся скрытый, иносказательный смысл притчи Экзюпери. При анализе восьмиклассники выделяют в тексте краткие образные выражения, пословицы и получают задание – нарисовать плакат, отражающий содержание запомнившейся фразы.За эту работу дети берутся с большим интересом. Глядя на их плакаты, убеждаешься – какие богатые возможности у метафоры. Как по-разному дети интерпретировали одну и ту же фразу! Сколько возможностей имеет художественный текст, будя воображение читателя! ( См. Приложение 2) Таким образом, ученические иллюстрации к тексту являются не только приемом активизации интереса к нему, но и становятся путем к пониманию теста, усиливая его эстетическое, эмоциональное восприятие. 3.  Комплексный анализ текста при повторении изученного на уроках русского языка.На уроках повторения и обобщения комплексный анализ текста дает возможность учащимся наблюдать, как функционирует та или иная языковая единица.Здесь я обращаюсь к различным текстам, подбирая задания к ним, направленные как на целостное восприятие текста, так и на повторение изученного:При изучении лексики (5 кл.)Родные словаРодные, знакомые с детства словаУходят из обихода:В полях – поляши – тетерева,Летятина – дичь, Пересмешки – молва,Залавок – подобье комода.Не допускаются в словариИз сельского лексикона:Сугревушка,Фыпики – снегири,Дежень,Воркуны вне закона.Слова исчезают, как пестери,Как пряслицы и веретена.ВозилкойНеполный мешок с зерномВчера назвала мельничиха,Поднебницей – палку под потолком,Клюкву – журавлихой…Нас к этим словам привадила мать, Милы они с самого детства,И я ничего не хочу уступатьИз вверенного наследства.Но как отстоять его,Не растерять,И есть ли такие средства?(А. Яшин)Тему или главную мысль текста отражает заголовок?Объясните лексическое значение слова - обиход. Какой словарь может вам помочь? Почему слова «уходят из обихода»?Составьте словарик диалектных слов, употребленных в стихотворении. В каком словаре можно узнать значения диалектных слов?Подберите синонимы к слову привадила.Что называет автор «наследством»?Выпишите из толкового словаря лексическое значение слова «наследство». Почему автор боится потерять наследие устаревших и диалектных слов, доставшееся от родителей?Составьте план ответа на вопрос: Как сохранить русскую речь?Для справок. Сугревушка (ласкат.) – родной, милый, сердечный.Дежень – квашеное молоко, творог.Воркун – голубь, громко и много воркующий.Привадить – приучить.Пестерь – большая высокая корзина, плетенная из ивняка или шитая из бересты, для носки сена, или мелкого корма скоту.Пряслица – самопрялка, снаряд для прядения без веретена: одна рука тянет нитку из кудели, а нога вращает колесо.Значения диалектных слов взяты из словаря В.И. Даля.На уроках повторения и обобщения изученного, предлагая учащимся тексты для комплексного анализа, использую различные формы урока: урок – игра, деловая игра, семинарское занятие, урок – зачет. В 6 кадетском классе, ребята работают группами. Так как групповая форма работы на уроках русского языка у них вошла в систему, группы занимаются слаженно, лидер контролирует работу группы.На доске задания для анализа текста:Запишите текст под диктовку:Весна вступила в свои права. Сильнее грело солнышко, все чаще веял легкий ветерок. Весь день слышится журчанье ручейков. Из земли уже высовываются цветки мать – и – мачехи. Скворцы располагаются в своих прошлогодних скворечниках. Почки готовы раскрыться. Над полями клубится туман. Только в оврагах снег еще не растаял. Все радуются весне. Готовьтесь снять теплые одежды. Выберите свободный денек и съездите за город4. Не пожалеете!Определите тему текста. Сформулируйте главную мысль. Озаглавьте текст, отражая главную мысль.Подчеркните орфограммы, проверьте правильность написания слов.Объясните все пунктограммы, проверьте правильность постановки знаков препинания.Определите наклонение всех глаголов, над глаголами изъявительного наклонения напишите время.Выполните морфемный разбор слов: вступала2, высовываются2, выберите2.Выпишите возвратные глаголы.Выполните морфологический разбор слова: радуются3.Выполните синтаксический разбор предложения, обозначенного индексом 4. Как правило, при такой форме организации урока работоспособность учащихся повышается.При повторении темы «причастие».Текст № 1.К утру дождь прошел, но небо еще в тяжелых серых тучах /…/. От снега не осталось и следа. Широкий двор покрыт синими /…/ лужами. Через лужи по /…/ бурой траве тянулась узкая /…/ дорога. /…/ лиловые ветки тополей трепались весело и бойко. С юга между /…/ туч появился /…/ ослепительный лазурный клочок неба./А.Н. Толстой/Текст № 2.К утру дождь прошел, но небо еще в тяжелых серых тучах, летевших с юга на север. От снега не осталось и следа. Широкий двор покрыт синими, рябившими под ветром лужами. Через лужи по измятой бурой траве тянулась узкая, не вся еще съеденная дождем дорога. Разбухшие лиловые ветви тополей трепались весело и бойко. С юга между разорванных туч появился летящий со страшной быстротой ослепительный лазурный клочок неба./А.Н. Толстой/Текст № 3.Люди, ходящие по траве, вырастающей за отделяющей решеткой, ломающейся и вырывающейся граблями, а также толкающиеся, приставающие к гулящим, бросающиеся в пользующихся произрастающими растениями, подставляющие ноги посещающим, плюющие на проходящих и сидящих, пугающие имеющихся детей, ездящие на велосипедах, заводящие животных, загрязняющих и кусающихся, вырывающие цветы и засоряющие, являются штрафующимися.(В. Ардов «Суконный язык»)Задание к тексту № 1. Вставьте в текст свои причастия и причастные обороты, запишите готовый вариант.Задание к тексту № 2.Выпишите причастия, обозначьте суффиксы, определите действительное или страдательное причастие, время.Задание к тексту № 3.Прочитайте текст. Почему он вызывает у вас улыбку? Отредактируйте текст, заменить, где нужно, причастия.Таким образом, при комплексном анализе текста на уроках повторения и обобщения учащиеся рассматривают языковые единицы, их функционирование в образцовой речевой среде. Что позволяет учителю реализовать как обучающие, так и развивающие задачи4. Комплексный анализ текста как основной вид   работы при подготовке к экзаменам.Знания о тексте накапливаются у школьников постепенно, начиная с 5 класса. К 8 классу основные параметры текста учащимся уже знакомы. И все же в 9 классе, хотя ученики обладают всеми необходимыми знаниями, КАТ вызывает у них некоторые затруднения, особенно когда надо определить стиль, тип текста, смысл заглавия, найти языковые средства связи предложений в тексте. С чем это связано, и как преодолеть возникающие трудности и подготовить детей к успешной сдаче экзамена?Изучая основные параметры текста в 5 – 7 классах, учащиеся, в силу возрастных особенностей, не способны были к глубокому анализу и широким обобщениям. К седьмому классу дети хорошо определяют тему  текста, но затрудняются в определении типа речи,  так как с трудом структурируют текст. Стилистическая характеристика текста представляет для детей особую трудность, потому что для характеристики стиля нужны знания всех языковых уровней, жанровых  особенностей текста.  Таким образом, в 8 – 9 классах перед учителем и учащимися стоит задача обобщить и систематизировать  сведения, необходимые при анализе текста, ликвидировать пробелы в знании теории и практически закрепить умение проводить комплексный анализ текста, что важно как на письменном, так и на устном экзамене.Для осуществления этой задачи в начале года в 8 классе ученики завели тетради для КАТ. Первая запись, которая появилась в тетради – слова М. И. Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов. Чтение - прежде всего сотворчество». На сотворчество, на внимательную, кропотливую  работу с текстом были настроены восьмиклассники. А для этого нужно овладеть инструментами – теоретическими сведениями о тексте. Работая с лингвистическими словарями, энциклопедиями, ученики записывают возможные определения понятия текст; узнают о том, что текст даёт три вида информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую. Фактуальная информация лежит на поверхности,  а для того, чтобы выявить концептуальную и подтекстовую информации, нужно внимательно проанализировать текст.( Таблицы, схемы учеников см. в Приложении 3)Так в тетрадях для комплексного анализа появляются схемы: единицы текста, типы текста, средства связи предложений. Отдельные уроки посвящены изучению стилей речи: художественного, публицистического, официально-делового. Учащиеся заполняют таблицы, характеризующие каждый стиль (см. Приложение 3 ) сведения в таблицах намного шире тех, которые даются учебником, зато они становятся реальной опорой для учеников при анализе текста. Полученные сведения учащиеся применяют при анализе текстов разных  стилей. Аналитическая работа с текстом сменяется творческими заданиями. Выявляя стилистические особенности разных  текстов, учащиеся пишут творческие работы: «Реклама как образец публицистического стиля», сочинение – призыв в публицистическом стиле «Твори добро», анализ  научной статьи из энциклопедии. Изучив официально-деловой стиль, восьмиклассники пишут заявление, характеристику, соблюдая строгие требования их оформления. На примере изученных произведений ученики создают тексты различных типов речи.Уроки русского языка в 9 классе учащиеся начинают с подготовки публичного выступления: «В защиту русского языка».  Выступления получаются удачными, выдержанными в стиле публичной речи. Девятиклассники внимательно выслушивают друг друга, подмечают достоинства и недостатки в работах  товарищей. Очень важным приемом на уроках, посвященных анализу текста, я считаю Самокритику и Взаимокритику. Девятиклассники учатся видеть ошибку как в своих  работах, так и в речи товарищей; учатся исправлять свои ошибки. Очень много времени на уроке уделяем самоанализу – это обычная работа после написания изложения или сочинения. В самоанализ включены следующие задачи:Подумайте, соответствует ли содержание теме (сочинение)Насколько близко передан исходный текст. Не искажены ли факты, мысли автора? (изложение)Определите тип текста. Соответствует ли композиция структуре повествования, описания или рассуждения? Нет ли нарушения логики?Определите стиль текста. Насколько текст выдержан в стиле? Нет ли нарушений?Насколько выражена идея?Найдите речевые ошибки – исправьте их.Найдите грамматические ошибки – исправьте их.Выполните работу над орфографическими и пунктуационными ошибками.  Анализ и критика – это путь к развитию мышления, это главный прием при подготовке к экзаменам. Анализируя образцовые тексты и тексты, требующие обработки, девятиклассники находятся в процессе исследовательской деятельности, практически познают законы языка, законы создания текста.С целью развития творческих способностей каждого ученика на уроках  по анализу текста применяю различные формы и приемы обучения. 1) Работа в группах  очень эффективна, т. к. многие задания по анализу текста требуют спорных и неоднозначных ответов, а в споре рождается истина. Слабые или имеющие пробелы в знаниях учащиеся имеют возможность поучиться у своих товарищей, выслушав их рассуждения. Работа учащихся группами организуется по  следующей методике: для группы предлагается текст с заданиями к нему, даётся определенное время на выполнение заданий. Как выполнить упражнение, ученики решают сами, т. о. учитель ставит их в проблемную ситуацию и предоставляет детям самим искать пути решения проблем. Наблюдая за учениками в группах, можно увидеть, что работу они организуют по-разному, в зависимости от уровня развития и знаний членов группы, от сложности заданий. Первый тип – в группе выявляется лидер, который организует работу более слабых учащихся, контролирует правильность выполнения упражнений. Второй тип – дети разбиваются на пары, дифференцируя задания, что позволяет экономить время выполнения упражнений. Третий тип – распределяют задания, выполняя их самостоятельно. Так они экономят время. Обычно так организуется работа в сильных группах. И четвертый тип – учащиеся работают сообща, споря, доказывая свою точку зрения, приходя к общим выводам. При такой организации учащиеся выполняют задания медленно, но очень плодотворно.Ученики знают основные принцип организации групповой работы на уроке: задания должны быть у всех членов группы выполнены одинаково: ошибка одного – это ошибка группы.Тексты с заданиями для групп в классе могут быть как одинаковыми, так и разными, объединенными общими чертами.Следующий этап – учащиеся рассказывают своим товарищам и учителю о результатах работы своей группы. Причем другие группы выполняют роль оппонентов, их цель – внимательно выслушать выступающих, отметить правильные и не правильные ответы; если нужно – поспорить. Учитель при такой форме организации урока выполняет роль консультанта, на последнем этапе урока – рефлексии, учитель  наравне с учащимися высказывает свою точку зрения, оценку работы класса.2) Следующая форма организации комплексного анализа текста – индивидуальная работа с учащимися. Подбирая тексты и задания к ним соответственно разным уровням подготовки учащихся, учитель дает их для самостоятельного выполнения. Во время самостоятельной работы консультирует и контролирует тех учеников, которые требуют особого внимания . Причем это могут быть и слабые ученики, и учащиеся, выполняющие задания повышенного уровня сложности.3) Также при работе с текстом используются элементы коллективного способа обучения (КСО). Это необходимо, когда в индивидуальных консультациях и контроле нуждаются многие, и учитель не может уделить внимание каждому. Тогда он проверяет работы сильных учеников, которые в свою очередь играют роль учителя, консультируя и контролируя своих одноклассников.В 10 классе учащиеся, усвоив разные виды работы с текстом, сами подбирают тексты для анализа и продумывают комплекс заданий к ним в зависимости от своей учебной задачи.Тексты и задания к ним подбираются из различных сборников, методических пособий, художественных произведений, литературно-критических статей и монографий. Уроки анализа текста в старших классах можно интегрировать  с уроками литературы. Так, например, анализ фрагмента поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» в 9 классе готовит учащихся к изложению с элементами сочинения. Большую помощь в подготовке к изложению, сочинению в 9—11 классах оказывают пособия Т. М. Пахновой и тексты с заданиями, опубликованные  в журнале // Русский язык в школе.  Комплексная работа с текстом помогает учащимся успешно готовиться к экзаменам по русскому языку, в какой бы форме они ни проходили: изложение, сочинение, диктант, комплексный анализ текста, ответы по билетам.( Образцы текстов с заданиями см. в Приложении 3)

5. Заключение.Опора на чувство языка (языковую интуицию) является одним из важнейших принципов обучения родному языку. По словам Л.П. Федоренко, «чувство языка приобретается путем подражания говорящим, путем запоминания речи, звучащей (написанной) в окружающей среде». Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живет, дышит, развивается ребенок. Вот почему так важно организовать обучающую речевую среду на уроках русского языка. Эта среда должна влиять на развитие чувства языка, чувства слова, обладать развивающим потенциалом. Развитие, совершенствование чувства языка происходит в процессе работы с текстом на уроках русского языка и в старших классах. Через текст происходит приобщение школьников к национальной культуре; уроки русского языка включаются в единую систему филологического образования.Работа с текстом на уроках русского языка создает условия для осуществления функционального подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных (межуровневых), а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы;для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности. Опора на текст как речеведческое понятие не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для духовно-нравственного воспитания учащихся, для развития их творческих способностей.Текст является одним из средств создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся, на воспитание у них чувства слова. Развивающая речевая среда может быть средой духовной, если ученики обращаются при изучении родного языка к тому бесценному богатству, каким является произведения русской классики. Ведь «истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам питаясь от нее, стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о сохранении и укреплении, расширении языковой «духовной среды» его существования».


6.БиблиографияАндреева Т.Н. Уроки словесности. Дидактические материалы по русскому языку и литературе.- М., 2001.Арефьева С.А.  К вопросу о систематических ошибках в письменной речи учащихся \\ РЯШ.Власенков А.И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе.- М., 1999.Волков С. Стань себе редактором! (о работе с текстами для редактирования по методу Н.А. Шапиро)\\ Русский язык № 18 (282), май 2001, - с. 5-9.Вязоветская И.А. Копилка текстов \\ РЯШ- 2000 - №6 – с. 37-39.И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. Занимательная стилистика – М., 1988.И.б. Голуб. Русский язык и культура речи. – М., 2002.Горшков А.И. Русская словесность – М., 1996.Зотина Т.В. Готовимся к комплексному анализу текста на экзамене \\ РЯШ – 2001 - №6 – с. 39-41.Ипполитова Н.А. Роль текста при изучении вводных слов и предложений \\ РЯШ – 1996 - №2 – с. 11-16.Карпушин С.В. России верные сыны. Дидактические материалы по русскому языку и литературе – М; 2000.Коровина В.Я. От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. – М; 1996.Лимонад Т.В. С изложением на «ты» (пособие для абитуриентов и школьников) – М; 2001.Лойченко А.Б. Комплексный анализ текста на уроке по теме «Глагольные категории» // РЯШ – 2000 - № 1 – С. 44-46.Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста, Рабочая тетрадь. 10—11класс,М.2004.Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации – выпускников основной школы по русскому языку. 9 кл.\ Авт. – сост. С.И. Львова, Л.М. Рыбченкова . – М; 2002.Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл. – М, 2001.Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом в старших классах \\ РЯШ – 1996 - № 3-6; \\ РЯШ – 1997 – № 1,2.Пахнова Т.М. От текста к слову \\ Русский язык № 17 (281), май 2001, - с. 5-11.Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды \\ РЯШ – 2000 - № 4 – с. 3-11.Розенталь Д., И. Голуб, Н. Кохтев. Русский язык. (путешествие в страну слов) – М; 1995.Русский язык: Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс \ Авт. – сост. Т.М. Пахнова; - М; 2001.Светлышева В.Н. Давыдова О.А. Русский язык: сборник диктантов: 5-7 кл. – М., 1999Степанова Л.С. Анализ текста как основной вид работы при подготовке к экзамену \\ РЯШ.Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс \\ РЯШ – 2001 - № 6 – с. 3-10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Обобщение опыта работы по теме "Анализ текста как средство развития языковой компетентности учащихся"

В данной статье описан опыт работы по анализу текста на уроках русского языка....

"Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста"

Этот материал может помочь учителю-словеснику при изучении этой темы при самообразовании....

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...

Система работы по комплексному анализу текста как условие формирования комму-никативной компетентности старшеклассников на уроках русского языка.

Формирование  коммуникативной компетентности в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы....

«Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста».

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творче...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста

Рaзвивающее обучение возможно только при творческом подходе педaгога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие aнaлитических и т...