Система работы по комплексному анализу текста как условие формирования комму-никативной компетентности старшеклассников на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку

Рязанцева Наталья Евгеньевна

Формирование  коммуникативной компетентности в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_raboty_po_kat.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по комплексному анализу текста как условие формирования коммуникативной  компетентности старшеклассников на уроках русского языка.

Актуальность:

Невысокий уровень сформированности коммуникативной компетентности, самой значимой для практической деятельности людей.

Цель:

Формировать коммуникативную компетентность в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы.

    Роль владения речью в жизни социума трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, с одной стороны; различного рода межличностные взаимодействия, с другой , требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний в устной и письменной речи.

     Следовательно, основной проблемой современного речетворчества и, соответственно, современного речеведения является проблема создания свободных и в то же время корректных, влиятельных и в то же время уместных, успешных и в то же время  гармонизирующих окружающую действительность высказываний и текстов. Этому должна научить школа.

    Серьёзным  достижением современной методики преподавания русского языка является система коммуникативного обучения, отражающаяся на традиции развития связной речи. Эта система обеспечивает включение личности в «социально ценную активность», формирует культуру поведения и общения.

    Проблема изучения коммуникативной функции отечественного языка не нова. Уже в двадцатые годы в курсе русского языка появился раздел «Работа по развитию речи». В шестидесятые-семидесятые годы в исследованиях Т.А.Ладыженской и М.Т.Баранова развитие речи получает теоретическое обоснование как аспект обучения языку. Обоснование коммуникативности как категории науки методики определили новые тенденции в теории и практике преподавания родного языка. Эта система выдвигает на передний план цель формирования коммуникативной компетентности, под которой понимаются знания, умения, навыки, небходимые для эффективного общения.

    Обучение речевому общению приобретает особую значимость в связи с современным состоянием русского языка: снижается уровень языковой культуры в средствах массовой информации, художественной литературе, публицистике, повседневном общении носителей языка. Коммуникативная направленность в преподавании нашего предмета состоит не только в практической цели – формировании навыков общения. Очень важно, что и путь к этой цели - практическое пользование языком, то есть речевая деятельность – не только цель, но и средство обучения.

    Мои ученики знают замечательные слова Н.В.Гоголя: «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое ведёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Мудрые слова, потому что, только научившись «погружаться» в язык, учащиеся придут к пониманию законов, правил, системы его. Главное в уроке русского языка, по-моему, - постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и - открытия, пусть маленькие, только для себя. Вот когда учащиеся начнут чувствовать язык, научатся понимать его, почему так, а не иначе говорят и пишут, тогда придёт и желание «изловить» законы языка: через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей наши ребята придут к собственной грамотной устной и письменной речи.

    В практику обучения русскому языку прочно вошла работа по анализу текста. Именно она и является важной ступенью к созданию собственных текстов. На уроке широко применяю (на протяжении всего курса) многоаспектный анализ текста:

- композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и так далее);

-стилистический (обоснование принадлежности текста к определённому стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приёмов);

-типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов);

-лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор слов, указанных учителем, синтаксический анализ словосочетаний и предложений);

-анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разборы).                                                                                                                                                                                

    Нельзя сказать, что какой-то из этих аспектов важнее. Все они усиливают внимание к смысловой стороне речи. Например, лексический анализ слова в большей степени помогает расширить  и обогатить активный словарный запас учащихся, формирует у них умение точно определять значение лексем, устанавливать парадигматические (система форм одного и того же слова, в частности представленная в виде таблицы-склонения имёни, спряжение глагола) и синтагматические (относящиеся к сочетанию единиц языка в данном высказывании) отношения между языковыми единицами, что способствует повышению общего культурного уровня школьников.

    Лексический анализ слова включает следующие характеристики языковых единиц:

-толкование слова;

-определение входящих в него значений и установление связей между ними;

-характеристику типов лексического значения (прямое – переносное) и типов переноса (метафора – метонимия – синекдоха);

-подбор антонимов и синонимов к слову;

-выявление валентных (сочетаемостных) возможностей той или иной языковой единицы.

Последняя характеристика особенно важна при различении паронимов, омонимов и контекстуальных синонимов.

    В процессе преподавания русского языка и литературы приобретает большое значение лингво- стилистический анализ, основанный на учёте нормативности исторической изменчивости литературного языка, с одной стороны, и чётком разграничении и верной оценки индивидуально-авторских и общеязыковых факторов, с другой.

    Предметом лингвостилистического анализа текста являются категории языкового употребления: тема – идея - материал действительности – сюжет – архитектоника – композиция – естественный ряд – образ автора.

    Пути и приёмы лингвостилистического анализа: текст можно анализировать в его соответствии с другими текстами («внешний анализ») и в его внутреннем единстве («внутренний анализ»). Эти два пути лингвостилистического анализа не противоречат друг другу и могут совмещаться, но один из путей может преобладать, выходить на первый план – в зависимости от задач исследования и особенностей анализируемого текста.

    Основные приёмы лингвостилистического анализа:

- семантико-стилистический;

- сопоставительно-стилистический;

- лингвостилистический эксперимент;

- вероятно-статистический ;

- лингвистический комментарий.

    Пути и приёмы связаны между собой. Часто приёмы выступают в той или иной комбинации, поэтому невозможно всегда применять какую-то одну стандартную схему этого анализа. Но самое важное и основное в данном анализе – исследовать текст как языковое целое.

    Знания, добытые  посредством лингвостилистического анализа текста, являющегося научным исследованием языковой и образной материи литературного произведения, имеют большое практическое значение как для преподавания литературы, так и при обучении языку. Исходя из этого, можно выделить данные, позволяющие учителю-словеснику воспитать учеников чуткими к красоте и выразительности русского языка, сформировать лингвистическое и стилистическое видение текста как единого языкового целого:

- лингвистический аспект, который несёт в себе умение свободно владеть всеми видами речевой деятельности;

- коммуникативный аспект;

- нравственный аспект, который помогает формированию русского национального самосознания и духовного здоровья учащихся.

     Конечно, приучаю школьников свободно ориентироваться в соответствующей лингвистической терминологии. Учу их отличать языковые антонимы и контекстуальные, находить последние в тексте, различать омофоны, омографы и омоформы, они знают, что такое паронимы. К сожалению, в наши дни из лексикона подрастающего поколения уходят фразеологические обороты, школьники затрудняются определить их значение. Именно лексический анализ слова помогает выявить семантическое своеобразие той или иной языковой единицы и правильно употребить её в речи.

    Фонетический анализ слова – один из сложных  и интересных разборов, позволяющий не только увидеть, но и услышать слово, он требует большой сосредоточенности и внимания. Данный вид работы повышает уровень речевой культуры учащихся.

    В старших классах систематически проводится работа по комплексному анализу текста.

            Порядок анализа художественного текста.

1.Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок).

2.Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием.

3.Отразить в нём авторскую позицию, образ автора.

4.Выявить признаки жанра, литературного стиля.

5.Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.

                                                                                                                                                             Порядок речеведческого анализа текста.

      1.Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём.

      2.Определить тему, основную мысль, озаглавить текст.

      3.Определить тип речи, стиль, жанр.

 4.Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические,  композиционные.

      5.Выделить микротемы, составить план.

      6.Указать средства связи между частями текста.

           

           

            Особенности анализа лирического текста.

      1.Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям.

      2.Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и так далее).

      3.Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием.

      4.Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста.

      5.Указать особенности рифм.

      6.Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста.

           Порядок разбора лексики и фразеологии.

      1.Дать толкование слова.

      2.Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений 1-2 слов.

      3.Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов.

      4.Привести синонимы и антонимы к выделенным словам.

      5.Найти в тексте архаизмы, неологизмы, профессионализмы, дать их толкование.

      6.Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы.

      7.Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте, особенности морфемного состава.

            Схема лингвистического анализа текста.

      1.Выразительно прочтите текст.

      2.Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.

      3.Укажите, к какой части речи относятся подчёркнутые прямой чертой слова. Докажите.

      4.Подберите к подчёркнутым волнистой линией  словам   антонимы, синонимы, омонимы, где это возможно.

      5.От подчёркнутого двумя чертами глагола образуйте все возможные формы.

      6.Расставьте знаки препинания.

      7.Сделайте грамматический разбор указанных слов.

 

    При выборе текста для анализа необходимо соблюдать ряд условий. Он должен быть воспитывающего, познавательного характера, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствовать его знания об окружающем мире. Необходимо при работе с текстом использовать задания, которые призваны стимулировать их творческое воображение, образное мышление. Приучаясь всматриваться в текст, учащиеся вырабатывают у себя потребность и способность выбирать наиболее точные и эффективные языковые формы для выражения собственных мыслей. Вырабатывается не только чувство языка, но и развиваются аналитические и творческие способности школьников- как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств.

    Все эти качества позволяют старшеклассникам создавать свои собственные тексты: высказывания на заданную тему, сочинения различных жанров и стилей, что является потребностью времени. К этому ведёт и  ЕГЭ. Главное, не забывать, в этой работе – выработка умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях.

         Формы обучения традиционны: это, конечно, урок, но и внеурочная работа несёт в себе серьёзный потенциал в организации естественной речевой среды, например, проведение конкурсов, олимпиад, дебатов, выпуск школьных газет, составление книг памяти, поисковая краеведческая работа, отражающаяся в рукописных книгах, музейная деятельность ребят –всё это формирует речетворческие навыки, в частности, навык публичных выступлений.

    Обучение рецензированию, т.е. написанию аннотации, отзыва, рецензии, эссе очень актуально в современных условиях. В области познавательной деятельности рецензирование даёт учащимся возможность попрактиковаться в исследовании связей жизненных реалий, литературных приёмов и языковых явлений, научиться определять актуальность проблем рецензируемого произведения, использовать элементы предметного, причинно-следственного и структурно-функционального анализа темы, идеи, сюжета, композиции, языка и стиля. Учебное сочинение в жанре рецензии вырабатывает у школьника умение давать характеристики героев, оценивать специфику языка и авторскую манеру повествования и т. д.

    В области информационно-коммуникативной деятельности работа над рецензией любого вида требует от учащегося умения найти нужную информацию в тексте, школьники учатся самостоятельно формулировать тезис и систему доказательств к нему, развёрнуто обосновывать своё суждение, В итоге формируется умение редактировать и перерабатывать текст.

      В области рефлексивной деятельности рецензирование помогает учащимся вырабатывать собственную позицию, учит высказывать собственное мнение, развивает умение оценивать свои поступки, отстаивать свою точку зрения. Дидактические возможности процесса обучения рецензированию велики и ценны.

    Сочинение-рассуждение в жанре эссе также привычный для старшеклассников вид работы, где требуется создать текст небольшого объёма и свободной композиции, в котором оригинально выражаеся индивидуальное впечатление о прочитанном. Этот жанр учит свободно владеть литературным языком и ярко и образно высказывать свои мысли о прочитанном.  Умение анализировать текст является необходимостью для создания таких сочинений, как рецензия и эссе.

    Одним словом, в такой работе, как формирование коммуникативной культуры учащихся, должен быть последовательно и чётко реализован принцип системности в обучении, необходимыми компонентами этой системы должны быть комплексный анализ текста и создание собственных текстов (высказываний, сочинений и т.д.)

   В старших классах (10-11) я работаю по учебнику А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой «Русский язык». В нём представлен очень полный материал, необходимый для овладения и закрепления умения анализировать текст и писать сочинения различных жанров. Систематизирован теоретический материал по разделам «Текст и его строение», «Стили речи». Разнообразны задания к упражнениям, они в основном творческого характера, замечательны и тексты в упражнениях, в большей части это отрывки из лучших литературных произведений признанных мастеров слова.

    Большую помощь  в работе оказывает книга Г.Я.Солганика «Стилистика русского языка». Её содержание полно и доступно знакомит школьников с такой серьёзной наукой о языке, как стилистика.Удачно составлен не только сам ознакомительный материал, но и вопросы для самопроверки, задания.

    Книга Н.В.Францовой, Т.В Дорониной «Анализ эпизода и стихотворения» обязательна на моих уроках русского языка. Много и другого материала помогает решать такую важную проблему, заявленную выше.

    В систему моей работы по проблеме входит обязательное знакомство  в начале 10 класса учащихся с элективным курсом «Тайны текста», который состоит из курса лекций и практических занятий. Теоретическую основу курса составляют темы: «Речевая коммуникация и её виды», «Текст в структуре коммуникативного акта», «Функциональные стили», «Восприятие текста», «Создание текста по структурным моделям» и другие. Тематика практических занятий курса: «Анализ ситуации общения, зафиксированной в тексте», «Текст как основная единица общения», «Характеристика и определение жанров», «Смысловой анализ текста» и другие.

    Данный элективный курс помогает систематизировать и обобщать имеющиеся знания, познакомить учащихся с базовыми понятиями теории текста и теории коммуникации, с различными критериями оценки текстов и научить применять их на практике.

    Теперь класс получил теоретическую базу и готов к знакомству с таким жанром сочинения, как рецензия. Хотя уже в 9 классе предполагается знакомство с таким жанром, зачастую десятиклассники плохо осведомлены о нём. Обычно на уроках знакомства с рецензией я пользуюсь картой, где собран весь необходимый материал, в котором школьник очень нуждается на первых порах. Как правило, это спаренный урок:

- теоретическая часть (знакомство с терминами, составление плана написания рецензии, клише).

Знакомство с рецензией.

      Рецензия(от лат. recensio – ра(с,сс)мотрение, обслед...вание) – письме(н,нн)ый р...збор, отзыв, содержащий кр..тическую оценку  научного, художестве(н,нн)ого пр..изведения, (спектакля, кин..фильма).                                                                        

      В рецензии даётся анализ произведения, высказывается и обосновывается его оценка. Рецензент не должен подробно пересказывать содержание прочитанного, ему нужно лишь в краткой форме отразить, о чём он узнал.

      В рецензии используют публицистический или научный стиль речи. Если цель рецензирования состоит в том, чтобы привлечь внимание читателя к произведению, заинтересовать его, то обычно выбирается публицистический стиль. Если стоит иная задача – помочь читателю понять книгу, то рецензия пишется в научном стиле.  

     По типу речи  рецензия, как правило, бывает рассуждением.

ПЛАН.

1. Вступление. Об авторе. Определить жанр.

11.Основная часть. Анализ текста.

     1.Обозначить тему.

     2.Определить главную мысль.

     3.Основное содержание текста (герои, их действия,

       мысли или проблемы, рассматриваемые автором).

     4.В чём художественное своеобразие текста?

     5.К каким изобразительно-выразительным средствам

       прибегает автор?

111. Заключение. Ваша общая оценка прочитанного.

Советы:

1.Не надо жёстко придерживаться стандартного плана. В рецензии могут   быть отражены не все, а лишь некоторые пункты  из обозначенных в плане, и ,наоборот, в неё могут быть включены вопросы, отсутствующие в схеме.

2.Не следует увлекаться опорными конструкциями. Помните, что это  шаблон, связки – и ничего больше.

Текст посвящён…(затрагиваются вопросы…)

Автор ставит задачу описать…(показать..,изобразить..,раскрыть…)

В центре внимания находятся…

Автор отмечает...(касается..,напоминает..,анализирует..,обращает внимание…)

Далее подчеркнём…

Необходимо остановиться на…

Приведём пример…

Можно отметить…

В заключение хочется сказать…

 

   Практическая часть (работа с текстом: комплексный  анализ, решение тестов и написание рецензии).

   (1)Пушкин…(2)Как говорить о нём?(3) Говорить о нём можно только по праву любви и только любви… (4)Любовь к Пушкину входит в нас с детства.(5) Это больше, чем любовь к великому поэту.(6) Это любовь к народу, имеющему такого поэта.(7) Россия немыслима без Пушкина…

   (8)Тайна пушкинского гения не перестаёт и никогда не перестанет приковывать к себе внимание людей всего мира.

  (9) Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нём больше нет.(10) Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным.(11) Новый опыт людей подскажет новое прочтение Пушкина, раскроет доселе неизвестные особенности его наследия.(12) Пушкин развивается и движется вместе с жизнью.(13) Он существует в настоящем, а принадлежит будущему.

  (14)Судьба Пушкина – и отдельная судьба, и судьба народная. (15)Пушкин – человек в его высших духовных проявлениях.(16) К нему не зарастёт «народная тропа». (17)Его, как «первую любовь, России сердце не забудет».

                                                                                                      (  Л. Озеров)

1. Какие вопросы волнуют автора? Исключить ошибку.

       1) В чём секрет пушкинского гения?

       2) Почему до сих пор нас волнуют его творения?

       3) Любят ли Пушкина новые поколения?

2.Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

       1) Любовь к Пушкину входит в нас с детства.

       2) Никаких загадок в творчестве поэта не осталось.

       3) Новый опыт людей подскажет новое прочтение его произведений..

       4) Пушкин развивается и движется вместе с жизнью.

  3.Какое художественное средство выразительности не используется в тексте?

       1) Метафоры.

       2) Антитеза.

       3) Риторический вопрос, повторы.

       4)Авторские неологизмы.

Возьмите на заметку!

Рассказывать – описывать, показывать, изображать, рисовать, знакомить с,

вводить  в.

Понравиться – произвести впечатление, глубоко взволновать, привлечь внимание, запомниться.

Интересный – увлекательный, занимательный, занятный, замечательный, любопытный.

Исключительный – необыкновенный, выдающийся, редкостный, незаурядный.

Выделить – подчеркнуть, особо отметить.

    Первый шаг к ЕГЭ сделан. Конечно, не очень легко и гладко проходит работа над рецензией, ещё много времени пройдёт, прежде чем учащиеся освоят этот жанр. Чтобы помочь им в этом, выбираем такой вид работы: предлагается текст (чаще всего публицистического стиля) со следующими заданиями для письменной работы:

1. Укажите приметы стиля.

2. Определите способ связи предложений в тексте.

3. В чём проявляется индивидуальность авторского стиля?

4. Найдите односоставные предложения, определите их тип, какова их роль в тексте.

5.Почему глаголы в тексте употреблены, к примеру, в настоящем времени?

6.Какова роль тавтологии в тексте?

7.Какой из тропов – метафору или метонимию – использует автор?

    Чтобы облегчить работу по анализу текста, знакомлю учащихся углублённо с такими понятиями, как «оксюморон» и провожу урок на тему: «Оксюморон в творчестве М.Ю.Лермонтова». Приведу лишь примеры данной фигуры речи:

             Конец! Как звучно это слово,

             Как много-мало мысли в нём.

             ...ему хотелось плакать, хотелось смеяться…

       

            И часто тайную отраду

            Находит в муке неземной.

 

            А он, мятежный, просит бури,

            Как будто в буре есть покой!

    Углубляю понятия учащихся об индивидуально-авторских словах и роли их в тексте. Знакомлю с понятием «парцелляция» и обязательно провожу урок «О функции парцелляции в современном русском литературном языке», где обязательно рассматриваются парцеллированные конструкции. Ведь этот материал не из простых, и старшеклассники им должны владеть.

    Ещё один вид работы, который закрепляет навык анализа текста и формирует в какой-то мере коммуникативную культуру – это мини-диктанты с творческими и грамматическими заданиями. Например:

-объясните смысл слова письменно;

-выпишите устаревшие слова;

-произведите словообразовательный разбор;

-выпишите малоупотребляемые слова и объясните их смысл.

    Вместо итоговой контрольной работы провожу контрольное изложение с лингвистическим анализом.

Например, к тексту Б.Шергина о сказительнице М.Д.Кривополеновой ставлю следующие задания:

1.Озаглавьте текст.

2.Объясните значение слов «аккомпанемент», «аудитория», «повойник», «обычай».

3.Какие синонимы к слову « старый» используются в тексте? Запишите словосочетания с ними.

4.Составьте план текста.

5.Какова роль в тексте последнего абзаца? Докажите, что это заключительная часть.                             6.Какие слова употребляются в переносном значении?

7.Готовясь к изложению, запомните слова с трудными орфограммами.

    Осуществляю на своих уроках межпредметный принцип обучения. На уроках литературы анализируется стихотворный  текст или проводится сравнительный анализ поэтических произведений, и как итог – письменная работа по нему на уроке русского языка.

    Внеклассная работа тоже даёт широкое поле деятельности для формирования коммуникативной культуры. Одной из форм такой работы является устный журнал «Искусство владения словом» как совместное произведение учащихся и учителя.

    Другое внеклассное мероприятие, посвящённое современному состоянию русского языка,- дискуссия «На каком языке мы говорим?», главной целью которой является не только обратить внимание учащихся на актуальные проблемы состояния современного русского языка, но и побудить их к более бережному, обдуманному владению собственным словом, речью.

    Все вышеназванное помогает  формированию коммуникативной компетентности старшеклассников и готовит к выходу во взрослую самостоятельную жизнь.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Обобщение опыта работы по комплексному анализу текста

Методические разработки уроков, тексты и задания к ним, методические рекомендации по работе с текстом на уроках русского языка и литературы...

«Система условий формирования читательской компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»

Из разнообразия задач, стоящих перед любым учителем словесности, выделяется основная - формирование социально необходимого уровня читательской компетентности, который обеспечивает не только обучающему...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...