Тесты для подготовки к ГИА по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 9 класс) по теме

Представлено несколько вариантов тестов для подготовки к ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gia_variant_7.docx20.35 КБ
Файл gia_variant_1.docx17.32 КБ
Файл gia_variant_2.docx19.17 КБ
Файл gia_variant_3.docx19.02 КБ
Файл gia_variant_4.docx19.58 КБ
Файл gia_variant_5.docx19.24 КБ
Файл gia_variant_6.docx19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 7

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.

(1) Самая большая ценность народа – его язык, - язык, на котором он пишет, говорит, думает. (2) Думает! (3) Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. (4) Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. (5) Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

 (6) Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

(7) Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры. (8) Итак, есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств.

(9) О русском языке, как языке народа, писалось много. (10) Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в ХIХ веке лучшую в мире литературу и поэзию.  (11) Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

(12) Я хочу писать не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

(13) Ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюётся словами». (14) Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. (15) Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность.

(16) Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении.

(17) Древнерусская народность, из которой выделились в дальнейшем русские, украинцы, белорусы, населяла огромные пространства с различными природными условиями, различным хозяйством, различным культурным наследием. (18) А так как общение даже в эти древние века было очень интенсивным, то уже в силу этого разнообразия жизненных условий язык был богат – лексикой в первую очередь.

(19) Уже древнерусский язык приобщился к богатству других языков – в первую очередь литературного староболгарского, затем греческого, скандинавских, тюркских и пр. (20) Русский язык не только обогатился лексически и грамматически, он стал гибким и восприимчивым как таковой.

(21) Благодаря тому, что литературный язык создался из соединения староболгарского с народным разговорным,  деловым, юридическим, «литературным» языком фольклора (язык фольклора тоже не просто разговорный), в нём создавалось множество синонимов с их оттенками значения и эмоциональной выразительности.

(22) В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру. (23) Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. (24) И всё это должно было отразиться в языке.

(25) Уже из предыдущего ясно, что язык не развивается один, но он обладает и языковой памятью. (26) Ему способствует существование тысячелетней литературы, письменности. (27) А здесь такое множество жанров, типов литературного языка, разнообразие литературного опыта: летописи, разнообразные произведения о Смуте, первые записи фольклора…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

 ( По Д.С.Лихачёву).  

А1 Укажите предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что мы можем понять о человеке, судя по его речи?»

1) Эмоции, ощущения только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком (предложение 5).

2) Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит (предложение 6).

3) Русский язык с самого начала оказался в счастливом положении (предложение 16).

4) В языке сказались «внутренние силы» народа – его склонность к эмоциональности, разнообразие в нём характеров и типов отношения к миру (предложение 22).

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «язык» (предложение 1).

1) орган в полости рта                          

2) система звуков

3) совокупность средств выражения в словесном творчестве

4) речь, способность говорить                                

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности  является экспрессивная лексика.

 1) Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта (предложение 3).

 2) Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» (предложение 11).

 3) Когда такой человек с его словами-плевками говорит, он выявляет свою циническую сущность (предложение 15).

 4) И всё это должно было отразиться в языке (предложение 24).

А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НАРОДА (предложение 1) все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ДУМАЕМ (предложение 5) букв больше, чем звуков.

3) В слове ОЩУЩЕНИЯ (предложение 5) буква Я обозначает два звука.

4) В слове БОГАТСТВУ (предложение 19) все согласные звуки твёрдые.

А5  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) досконально  (3)                           3) положении  (16)

2) замечалось  (7)                              4) писалось (9)

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»?

1) подталкивают  (5)                                   3) прислушаться  (6)

2) приобщился  (19)                                    4) предыдущего  (25)

А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В наречии пишется столько букв Н, сколько их пишется в прилагательном, от которого образовано это наречие»?

1) умственное  (6)                                     3) склонность  (22)

2) жаргонные  (14)                                    4) внутренне (23)

В1 Замените разговорное слово «сказывается»  в предложении 23 синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «культурным наследием» (предложение 17), построенное на основе  согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу  предложения 9.

В4 Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном  слове.

Если мы замечаем манеру человека себя держать,(1) его походку, (2) его поведение, (3) и по ним судим о человеке, (4) иногда, (5) впрочем, (6) ошибочно, (7) то язык человека – гораздо более точный показатель его человеческих качеств, (8) его культуры.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 25.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Древнерусская народность, (1) из которой выделились в дальнейшем русские, (2) украинцы, (3) белорусы, (4) населяла огромные пространства с различными природными условиями, (5) различным хозяйством, (6) различным культурным наследием.

В8 Среди предложений 19-24  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер  этого  предложения.

В9 Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

 



Предварительный просмотр:

Вариант  1

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.

      (1) Я очень люблю вечерние сумерки. (2) Люблю сидеть и смотреть, как они, затушёвывая все резкие линии, плывут по тихому Дону, плывут далеко-далеко, к самому взморью, всё ниже ложась на чуть потемневшие волны и как бы сливаясь с ними.

      (3) Сумерки всегда несут тишину.(4) И даже когда где-то поблизости слышится гудок теплохода или металлический лязг портового крана, тишина эта не нарушается, потому что она - в тебе самом, в твоих мыслях и в твоей душе.

      (5) Вот так я сижу, и вдруг до меня доносится знакомая мелодия. (6) Вначале она едва различима и кажется мне просто отзвуком моих мыслей.(7) Потом звуки нарастают, и я уже ясно слышу мелодию песни « С чего начинается Родина?...».

      (8) Это моя соседка, девчушка Галя Воронина, села за пианино. (9) Она всегда начинает с этой песни.

 (10) Проиграет её раз и другой, подойдёт потом к окну и так же, как я, начинает смотреть на реку, по которой уже плывут огоньки.

     (11) Я знаю, о чём она думает… (12) Когда мне было четырнадцать или пятнадцать лет, я так же, как и она сейчас, не раз задумывался: с чего начинается Родина? (13) Не вообще, а лично для меня. (14) С первого произнесённого мной слова «мама»? (15) Или с синего неба над тихим Доном, в котором я когда-то увидел журавлиную стаю, с громким курлыканьем летевшую к морю?

     (16) Уже много позже, став совсем взрослым, я понял: Родина – это всё, что во мне, без чего я не могу жить и дышать. (17) Это и мой тихий Дон, и журавлиная стая, и память о детстве и, конечно, люди, с которыми я иду по жизни…

     (18) В Париже я видел Сену. (19) Красивая река. (20) Но красота её – холодная, закованная в гранит – не затронула струн в моей душе, и ничто во мне не дрогнуло. (21) Глядя на Сену, я вспоминал свой тихий Дон, и мне становилось тепло.

     (22) В далёкой Африке, за экватором, ошеломляла экзотика, особенно после захода солнца, когда кричат диковинные птицы, визжат чем-то напуганные обезьяны, а у костра исполняют свои древние танцы полуобнажённые негры.

     (23) Наблюдая всё это однажды вечером, я вдруг так остро почувствовал потребность услышать милое моему сердцу курлыканье журавлей и плеск донской волны, что мне стало не по себе. (24) И я понял: это снова голос Родины я услышал в себе, голос, который всегда зовёт, где бы ты ни был, в какие бы дали ни звали тебя пути-дороги.

     (25) Однажды я спросил у Гали Ворониной:

     - Скажи, ты уже поняла, с чего для тебя начинается Родина?

     (26) Девочка долго молчала. (27) Очень долго. (28) Казалось, она не услышала меня, и я уже хотел повторить вопрос, но Галя вдруг сказала:

     - Родина – это счастье. (29) Моё, моего брата Серёжки, ваше… (30) Счастье всех.

                                                                                                           (По П.Лебеденко)

А1   В каком варианте  ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «С чего начинается Родина?»

1) Родина начинается с путешествия по стране.

2) С помощью музыки можно выразить любовь к Родине.

3) Родина – это то, без чего человек не может жить.

4) Вечер приносит тишину и покой.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «смотреть» (предложение 2).

1) производить осмотр, обследование

2) направлять взгляд, чтобы увидеть что-нибудь

3) брать пример с кого-нибудь

4) оценивать кого-нибудь, что-нибудь

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Я очень люблю вечерние сумерки.

2) Сумерки всегда несут тишину.

3) Это моя соседка, девчушка Галя Воронина, села за пианино.

4) Но красота её – холодная, закованная в гранит – не затронула струн в моей душе, и ничто во мне не дрогнуло.

А4 Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ВЕЧЕРНИЕ (предложение 1) звуков больше, чем букв.

2) В слове ВЗМОРЬЮ (предложение 2) количество букв  и звуков совпадает.

3) В слове ТИШИНА (предложение 4) согласный звук [ш] – это мягкий согласный звук.

4) В слове КРАСОТА (предложение 20) все согласные звуки твёрдые.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) сидеть (2)                                         3) смотреть (10)

2) нарастают (7)                                   4) молчала (26)

А6 В каком слове правописание приставки зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) отзвуком (6)                                      3) вспоминал (21)

2) проиграет (10)                                  4) почувствовал (23)

А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных, основа которых оканчивается на Н, пишется две буквы Н»?

1) особенно (22)                                     3) напуганные (22)

2) диковинные (22)                                4) произнесённого (14)

В1 Замените разговорное слово «девчушка» в предложении 8 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «журавлиная стая» (предложение 17), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу из предложения 1.

В4 Среди предложений 8-17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Это и мой тихий Дон,(1) и журавлиная стая, (2) и память о детстве и, (3) конечно, (4) люди, (5) с которыми я иду по жизни…

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

В далёкой Африке, (1) за экватором, (2) ошеломляла экзотика, (3) особенно после захода солнца, (4) когда кричат диковинные птицы, (5) визжат чем-то напуганные обезьяны, (6) а у костра исполняют свои древние танцы полуобнажённые негры.

В8 Среди предложений 3-9 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 11-17 найдите сложные предложения с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номера этих предложений.

 



Предварительный просмотр:

Вариант  2

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.

      (1)  Ты, наверное, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон.  (2)  «Вот, - думаешь, - человеческая неблагодарность: жил в моём доме, спал на моей постели, ел за моим столом, моя мать ухаживала за ним, а вернулся в Москву – и испарился, исчез… (3) Ни слова признательности!» ( 4)  Думая так, ты не прав.  ( 5) Я уже послал твоей матери три письма…

(6) Я поклонился её рукам, то лёгким и нежным (помнишь, как она врачевала мою обгоревшую под солнцем спину?), то ловким и быстрым (помнишь, как она взбивала пену в корыте, как полола грядки за домом?).7) Я поклонился её голосу, то тихому, когда она боялась разбудить нас или помешать нашей шахматной игре, то звонкому, приветливому ( «А у меня стол накрыт!»).  (8) Я поклонился её глазам, таким добрым, искусно скрывающим душевную тревогу и грусть. (9) Я поклонился её сердцу, которое любит весь мир, потому что ты, её единственный сын, живёшь в этом мире.

 (10) Да, я послал твоей матери три письма.  (11) Я написал ей и за себя, и за тебя…(12) Ведь ты, кажется, почти никогда не пишешь ей. (13) В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо: «Я забыл дома библиотечную книгу. (14) Она называется «Сага о Форсайтах». (15) Лежит, кажется, в верхнем левом ящике.  (16) Пришли поскорей. (17) Только не потеряй страницы – книга старая и вся рассыпается».  (18) Вот и всё. (19) Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма. (20) Однако же ты чуть не каждый день атаковал посланиями Марину. (21) Она и читать, наверное, не успевала.  (22) Значит, умеешь?..

     (23) Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (24) Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать с ней не очень любишь. (25) Меня, помнится, обжигали твои ленивые, словно в пространство брошенные фразы: «Эх, если бы сейчас скатерть-самобранку!»  (26) Твоя постель расстилалась «сама собой» и «сам собой» накрывался стол. (27) Тебе не нужно было скатерти-самобранки и ковра-самолёта. (28) Всё это заменяла тебе маленькая, сухонькая женщина, которая так искусно владеет мастерством материнской заботы.

( 29) Помнишь, когда ты кончал аспирантуру, твоя мать приехала в Москву, и как раз была встреча Нового года.  ( 30) Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (31) Только в самый ответственный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (32) Ты стеснялся её. (33) И перед тем, как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете…».

( 34) Хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери.  ( 35) Сколько раз за это лето я часами беседовал с ней! (36) Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает! (37) Она каждый раз хвалила тебя – и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновью любовь, за заботу и ласку. (38) Это – её мечта. (39) Быть может, самая большая и последняя мечта в жизни. (40) И ведь так легко воплотить эту мечту в жизнь! (41) Почему же ты не хочешь? (42) Почему?

                                                                                                           (По А.Алексину)

А1   В каком варианте  ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать хвалила сына за сыновью любовь?»

1) Женщина владела «мастерством материнской заботы».

2) Мать мечтает о сыновьей любви и заботе.

3) Сын написал письмо матери.

4) Сын уважает и высоко ценит мать.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «мир» (предложение 9).

1) строй жизни

2) согласные отношения, спокойствие

3) мировое хозяйство

4) Земля, а также люди Земли

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи являются контекстные синонимы.

 1) Ты, наверное, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон.

2) Я поклонился её глазам, таким добрым, искусно скрывающим душевную тревогу и грусть.

3) Твоя постель расстилалась «сама собой» и «сам собой» накрывался стол.

4) И перед тем, как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете…».

А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЖИВЁШЬ (предложение 9) согласный звук [ш] – это твёрдый согласный звук.

2) В слове ЕДИНСТВЕННОЕ (предложение 13) звуков больше, чем букв.

3) В слове РАССЫПАЕТСЯ  (предложение 17) буква  Е обозначает два звука.

4) В слове ОБЖИГАЛИ  (предложение 25) согласный  звук  [ж] – это мягкий согласный звук.

А5  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) поклонился  (6)                                         3) разговаривать  (24)

2) лежит (15)                                                 4) беседовал (35)

А6  В каком слове правописание приставки не зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) расстилалась  (26)                                      3) испарился  (2)

2) разговаривать  (24)                                    4) обжигали  (25)

А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В именах существительных пишется столько же Н, сколько Н пишется в производящей основе»?

1) драгоценность  (13)                                     3) торжественный  (31)

2) единственный  (9)                                       4) брошенные  (25)

В1 Замените устаревшее слово «врачевала»  в предложении 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «материнской заботы» (предложение 28), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу из предложения 27.

В4 Среди предложений 1-9 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном (-ых) слове (-ах).

Впрочем,(1) ты ведь не только писать, (2) ты и разговаривать с ней не очень любишь. Меня, (3) помнится, (4) обжигали твои ленивые, словно в пространство брошенные фразы: «Эх, (5) если бы сейчас скатерть-самобранку!»

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 34. Ответ запишите цифрой.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятые (-ую) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Все сидели за столом, (1) а она, (2) накрывшая стол, (3) устроившая всё это торжество, (4) была на кухне.

В8 Среди предложений 6-12  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 23-32  найдите сложное предложение с союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 



Предварительный просмотр:

Вариант 3

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.

      (1) Последней военной осенью я стоял на посту возле пушек в большом, разбитом польском городе. (2) Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни. (3) Он ничем не отличался от разрушенных городов России. ( 4) Пахло в нём гарью, трупами, пылью. ( 5) Над городом мрачно стоял купол пожара.

(6) Днём мы заняли город, а к вечеру откуда-то, словно из-под земли, начали появляться люди с узлами, с чемоданами, с тележками, чаще с ребятишками на руках. (7) Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ. (8) Ночь укрыла бездомных людей с их горем и страданиями. (9) И только пожары укрыть не смогла.

 (10) Неожиданно в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (11) От этого дома при бомбёжке отвалился угол, обнажив стены с нарисованными на них святыми и мадоннами, глядящими сквозь копоть голубыми скорбными глазами. (12) До потёмок смотрели эти святые и мадонны на меня. (13) Неловко мне было за себя, за людей под укоряющими взглядами святых, и ночью нет – нет да выхватывало отблесками пожаров лики с повреждёнными головами на длинных шеях.

(14) Я сидел на лафете пушки с зажатым в коленях карабином, слушая одинокий среди войны орган. (15) Когда-то, после того как я послушал скрипку, мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга.  (16) Я так много увидел потом смертей, что не было для меня более ненавистного, проклятого слова, чем «смерть». (17) И потому, должно быть, музыка, которую я слушал в детстве, переломилась во мне, и то, что пугало в детстве, было не страшно: жизнь припасла для нас такие ужасы, такие страхи…

(18) Да-а, музыка та же, и я вроде бы тот же, и горло моё сдавило, стиснуло, но нет слёз, нет детского восторга и жалости, чистой, детской жалости. (19) Музыка разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома, обнажая то святых на стене, то кровать, то качалку, то рояль, то тряпки бедняка, убогое жилище нищего, скрытые от глаз людских – бедность и святость. (20) Всё-всё обнажилось, со всего сорваны одежды, всё подвергнуто уничтожению, всё вывернуто грязной изнанкой, и оттого, видимо, старая музыка повернулась иной ко мне стороною. (21) Музыка звучала древним боевым кличем, звала куда-то, заставляла что-то делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не жались к горящим развалинам, чтобы зашли они в свой дом, под крышу, к близким и любимым, чтобы небо, вечное наше небо, не подбрасывало взрывами и не сжигало адовым огнём.

(22) Музыка гремела над городом, глушила разрывы снарядов, гул самолётов, треск и шорох горящих деревьев. (23) Музыка властвовала над оцепеневшими развалинами…

                                                                                                           (По В. Астафьеву)

А1   В каком варианте  ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему музыка, которую автор-рассказчик слушал в детстве, переломилась в нём?»

1) Музыка, услышанная в детстве, запоминается на всю жизнь.

2) Музыка способна изменить внутренний мир человека.

3) Во время войны должны звучать только марши.

4) После пережитых ужасов войны сердце стало жёстче.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «разбитом» (предложение 1).

1) разрушенный                                                         3) потерявший бодрость

2) обессиленный                                                        4) утомлённый

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

 1) Это был первый иностранный город, который я видел в своей жизни.

 2) Они плакали у развалин, вытаскивали что-то из пожарищ.

 3) Над городом мрачно стоял купол пожара.

 4) Неожиданно в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа.

А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове МУЗЫКА (предложение 18) все согласные звуки твёрдые.

2) В слове ЖИЛИЩЕ (предложение 15) буква Е обозначает два звука.

3) В слове ГАРЬЮ (предложение 4) количество звуков и букв совпадает.

4) В слове МАДОННЫ  (предложение 12) букв больше, чем звуков.

А5  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) пожары  (9)                                         3) укоряющими  (13)

2) появляться (6)                                     4) горящим (21)

А6  В каком слове правописание приставки не зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) бездомных  (8)                                      3) сдавило  (18)

2) отблесками  (13)                                    4) подбрасывало  (21)

А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н»?

1) военной  (1)                                     3) неожиданно  (10)

2) иностранный (2)                             4) нарисованными (11)

В1 Замените разговорное слово «неловко»  в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «польском городе» (предложение 1), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу из предложения 4.

В4 Среди предложений 6-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Всё-всё обнажилось,(1) со всего сорваны одежды, (2) всё подвергнуто уничтожению, (3) всё вывернуто грязной изнанкой, (4) и оттого, (5) видимо, (6) старая музыка повернулась иной ко мне стороною.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Музыка разворачивала душу, (1) как огонь войны разворачивал дома, (2) обнажая то святых на стене, (3) то кровать, (4) то качалку, (5) то рояль, (6) то тряпки бедняка, (7) убогое жилище нищего, (8) скрытые от глаз людских – бедность и святость.

В8 Среди предложений 18-23  найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В9 Среди предложений 10-17 найдите бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

 



Предварительный просмотр:

Вариант 4

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.

(1) Не так уж много найдётся пятнадцати - семнадцатилетних людей, которые ни разу не задавали себе и другим вопрос: «В самом деле, где она, романтика?»

(2) Ответить вроде бы не трудно.

(3) – На Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в Антарктиде.

(4) И обычно никто с этим не спорит, - где, как не там, маячить алым парусам трудной, но желанной романтики.

(5) Мне приходилось много ездить по стране. (6) Бывал я и на Дальнем Востоке.

(7) – Здорово там, небось? – спрашивали меня. (8) – Романтика?

(9) Конечно, здорово – повидал много нового, познакомился с отличными ребятами. (10) А вот насчёт романтики…

  (11) Рассказать, как далёк этот «Край Земли»?

  (12) Далёк, конечно, очень далёк. (13) Но и города, и посёлки отдалённых этих мест слишком уж напоминают Тулу, Курск или Воронеж. (14) Такие же асфальтированные улицы, такие же автобусы бегут по шоссе.

 (15) Думаю, что человек, который ищет романтику по географическому принципу, не найдёт её нигде. (16) Даже в Антарктиде.  (17) Ведь и там люди просто работают – выполняют свои ежедневные, часто однообразные, на первый взгляд, скучные обязанности.

(18) Ладно, допустим, нет романтических мест и краёв. (19) Но профессии-то романтические есть?

        (20) Мы знаем, как мужественно ведут себя врачи, когда возникают неожиданные эпидемии.  (21) Но приходилось ли вам видеть, как девушка с традиционным докторским чемоданчиком внимательно изучает свалки и прочие места, о которых не принято говорить? (22) Она ведь тоже врач, и она настоящий романтик. (23) Её романтика в том, чтобы опасные эпидемии никогда не возникали. (24) И если эта романтика вам не по нутру, не идите в медицинский институт: врач из вас всё равно не получится.

(25) Редко, очень редко романтика приходит к нам под алыми парусами. (26) Куда чаще она из надёжной серой парусины, способной «держать ветер» и честно служить без починки много лет. (27) К сожалению, эту романтику замечают далеко не всегда.

(28) Конечно же, здорово в голой степи вбить в землю колышек и сказать:

- Здесь будет город!

(29) Но первый колышек, увы, один, а чтобы построить город, нужны десятки тысяч строителей. (30) На их долю романтики вроде бы не остаётся. (31) Однако для настоящего строителя романтика выражается довольно скучной формулировкой: обеспечить людей жильём.

(32) Так неужели нигде на Земле нет алых парусов, которые делают человека выше и лучше?

(33) Алые паруса есть. (34) Но искать их за тридевять земель – дело бесполезное. (35) Если ты не видишь романтики вокруг себя, ты не найдёшь её ни в тайге, ни в море, ни в воздухе.

(36) Алый парус – это, прости за высокое слово, любовь к людям, которая горит в твоём сердце, если, разумеется, она горит. (37) Тогда любая, нужная людям работа будет для тебя романтичной. (38) Тогда любой город будет для тебя романтичным.

(39) Хочешь жить под алым парусом – учись любить людей. (40) Думаю, что это единственный надёжный путь к романтике…

                                                                                                           (По Л. Жуховицкому)

А1   В каком варианте  ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Где она, романтика?»

1) Романтика там, где строят новые города.

2) Любовь к людям, живущая в сердце человека, делает всё вокруг романтичным.

3) Профессия врача – это романтическая профессия.

4) Романтику можно найти на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, в Антарктиде.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «делают» (предложение 32).

1) проявлять деятельность                                                        

2) поступать каким-нибудь образом

3) приводить в какое-нибудь состояние

4) поручать изготовить                                                        

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является аллегория.

 1) Конечно, здорово – повидал много нового, познакомился с отличными ребятами.

 2) Ладно, допустим, нет романтических мест и краёв.

 3) К сожалению, эту романтику замечают далеко не всегда.

 4) Так неужели нигде на Земле нет алых парусов, которые делают человека выше и лучше?

А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕУЖЕЛИ (предложение 32) все согласные звуки мягкие.

2) В слове СЕРДЦЕ (предложение 36) звук [д] является непроизносимым.

3) В слове НАПОМИНАЮТ (предложение 13) звуков больше, чем букв.

4) В слове РЕДКО (предложение 25) звук [д] при произношении заменяется парным глухим звуком [т].

А5  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) приходилось  (5)                                         3) горит  (36)

2) бегут (14)                                                     4) работают (17)

А6  В каком слове правописание приставки не зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) рассказать  (11)                                      3) возникали  (23)

2) бесполезное  (34)                                    4) вбить  (28)

А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательных на -ованный, -ёванный, образованных от глаголов пишется две буквы Н»?

1) традиционным  (21)                                     3) асфальтированные  (14)

2) желанной  (4)                                                4) единственный (40)

В1 Замените разговорное слово «маячить»  в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «с докторским чемоданчиком» (предложение 21), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу из предложения 5.

В4 Среди предложений 25-32 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при междометии.

Но первый колышек,(1) увы, (2) один, (3) а чтобы построить город, (4) нужны десятки тысяч строителей.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Алый парус - это, (1) прости за высокое слово, (2) любовь к людям, (3) которая горит в твоём сердце, (4) если, (5) разумеется, (6) она горит.

В8 Среди предложений 18-24  найдите сложноподчинённое (-ые) предложение (-я) с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер (-а)  этого (-их) предложения (-ий).

В9 Среди предложений 22-32  найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

 



Предварительный просмотр:

Вариант 5

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.

(1) Людей, знавших Бирюкова близко, прикоснувшихся к его судьбе, всегда поражало одно и то же: откуда у человека силы? (2) Всё, казалось, у него отнято, конфисковано неумолимой болезнью. (3) А он борется – каждый день, каждый час – и из этой схватки выходит победителем.

(4) Один раз, потеряв всякий такт, я спросил его:

- Скажи честно – тяжело?

(5) – А ты как думаешь?

(6) -  Думаю, очень.

(7) – Угадал.

(8) – Ну, и как же ты? (9) Только честно давай, по-дружески.

(10) – Как подумаю: то недоделано, это только начато, другое ждёт своей очереди – сразу новые силы откуда-то являются. (11) Не спрашивай, откуда. (12) Знаю одно: времени нам отпущено мало. (13) Предельно мало. (14) Мне, кажись, меньше всех. (15) Вот и нажимаю на все педали…

(16) Больше мы никогда не возвращались к этому разговору. (17) Я его не заводил. (18) Николай и подавно – не любил про болезни и хвори. (19) И всех окружавших его людей учил презирать недуги. (20) Я установил совершенно точно: чем больше с ним общаешься, тем меньше замечаешь, в каком он положении. (21) И люди больше всего ему нравились такие, которые ни перед чем и ни перед кем головы не склонят. (22) Это был его взгляд на жизнь. (23) Даже на природу он смотрел неожиданным образом.

(24) Однажды, увидав, что я залюбовался его садом, Николай спросил:

- Нравится?

(25) – Это чудо какое-то!

(26) – А что лучше всего?

(27) – И лавры необыкновенно хороши, и платаны прекрасны, - смерил я глазами самые пышные и высокие деревья, желая польстить хозяину. (28) – Стоят как правофланговые.

(29) Николай задумался. (30) Я продолжал нахваливать. (31) Он посмотрел на меня очень внимательно:

- Платаны – красавцы. (32) И лавры тоже. (33) Сам любуюсь ими всякий раз. (34) И всё-таки правофланговым я бы назначил вот этого, - Николай кивнул в сторону маленького самшита, видно, с невероятным трудом пробившегося через трещину в скале. (35) – Сразу видно, что это настоящий богатырь! (36) Присмотрись внимательно.

(37) Я подошёл к самшиту поближе. (38) Деревце и впрямь было необыкновенным. (39) Кривобокое, низкое. (40) Дотянуться до солнечного луча надежды у него не было, но оно тянулось, тянулось изо всех своих сил.

(41) Мне на секунду показалось даже, что под его напором камень трещит. (42) Трещит и рушится – в тишине осеннего сада я отчётливо уловил звук лопнувшего гранита.

(43) Николай тоже прислушался.

(44) – По ночам, когда не спится, слышу, как самшит с этой скалой воюет. (45) Всю ночь, до самого рассвета.

( По В. Тельпугову).  

А1   В каком варианте  ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Николай Бирюков вызывает восхищение у людей, прикоснувшихся к его судьбе?»

1) Люди, которые ни перед кем не преклоняются, могут понравиться Бирюкову.

2) Бирюков имеет свой взгляд на жизнь.

3) Николай Бирюков ежедневно борется с болезнью и выходит победителем.

4) Николай умеет любоваться природой.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поражало» (предложение 1).

1) победить кого-нибудь

2) причинить ущерб здоровью

3) повредить что-нибудь

4) сильно удивить

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

 1) Всё, казалось, у него отнято, всё конфисковано неумолимой болезнью.

 2) Вот и нажимаю на все педали…

 3) Даже на природу он смотрел своим образом.

 4) По ночам, когда не спится, слышу, как самшит с этой скалой воюет.

А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ЗНАВШИХ (предложение 1) звук [в] глухой.

2) В слове ПЫШНЫЕ (предложение 27) буква Е обозначает два звука.

3) В слове БОРЕТСЯ (предложение 3) количество букв и звуков совпадает.

4) В слове ЛОПНУВШЕГО (предложение 42) все согласные звуки твёрдые.

А5  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) являются  (10)                                         3) замечаешь  (20)

2) прикоснувшихся  (1)                              4) продолжал (30)

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением – «высшая степень качества»?

1) прислушался  (43)                                      3) прекрасны  (27)

2) презирать  (19)                                            4) присмотрись  (36)

А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном с помощью суффикса –Н- от имени существительного, основа которого оканчивается на Н,  пишется две буквы Н»?

1) совершенно  (20)                                     3) необыкновенным  (38)

2) неожиданным  (23)                                  4) осеннего (42)

В1 Замените слово «предельно»  в предложении 13  синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «до солнечного луча» (предложение 40), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу из предложения 33.

В4 Среди предложений 1-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Людей,(1) знавших Бирюкова близко, (2) прикоснувшихся к его судьбе, (3) всегда поражало одно и то же: откуда у человека силы? Всё, (4) казалось, (5) у него отнято, (6) конфисковано неумолимой болезнью.

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

В7 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И всё-таки правофланговым я бы назначил вот этого, (1) – Николай кивнул в сторону маленького самшита, (2) видно, (3) с невероятным трудом пробившегося через трещину в скале. – Сразу видно, (4) что это настоящий богатырь!

В8 Среди предложений 37-45  найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер  этого  предложения.

В9 Среди предложений 10-23 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

 



Предварительный просмотр:

Вариант 6

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А-1 – А7; В-1 – В-9.

(1) Помню, в детстве бабка по утрам опускалась перед образом на колени и шептала всегда одну и ту же молитву: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» (2) Слова непонятные, но я знал: бабка говорит с Богом о хлебе.

(3) Первое, самое раннее воспоминание. (4) Едем с поля. (5) Высокий воз со снопами. (6) Воз плавно качается. (7) Летают комары, скрипит телега. (8) Запах тёплых, степных стогов.

(9) Когда мне было пять лет, отец ушёл работать в город. (10) В городе он заслужил все почести рабочего человека – в доме у нас полсундучка отцовских почётных грамот. (11) Но всю жизнь отец тосковал по земле. (12) Я не ходил за сохой, но, странное дело, вздохи отца мне дороги, понятны…

(13) В сорок седьмом году после засухи не было хлеба. (14) Собирали жёлуди, сушили и толкли лебеду. (15) В селе у нас пухли от воды и умирали. (16) Умирали в первую очередь самые крепкие и здоровые мужики. (17) Мать вынула из сундучка и завязала в узел последнее, что было: два старинных, оставшихся от бабки холста, отцовские сапоги, вышитые божницы, сняла со стены часы… (18) На Украине, в Шепетовке, за весь узел добра мы с отцом выменяли два пуда пшеницы. (19) С тем и приехали. (20) Хлеба не испекли. (21) В чугун мать сыпала две горсти муки. (22) Еду можно было пить кружкой. (23) А когда поспел новый хлеб, мы с сестрёнкой шли за комбайном и собирали обронённые ржаные колосья.  (24) Мать сделала маленький, с тарелку, хлебец, мы, ребятишки, сидели у печки и ждали: когда же? (25) Мать достала хлебец, разломила и вдруг заплакала от радости, что может нас накормить. (26) Людям, не пережившим такие дни, трудно объяснить, что нет ничего вкуснее куска чёрного хлеба…

(27) «Без хлеба нет песен». (28) Это только одна из многих пословиц о хлебе. (29) В нашем языке сотни тысяч слов. (30) Если подумать, что стоит за каждым из них, слово «хлеб» надо поставить на самое первое место. (31) Древнейшая профессия на земле – хлебопашец. (32) В египетской гробнице, простоявшей три с половиной тысячи лет, был найден печёный хлеб. (33) Кусок окаменевшего хлеба хранится в музее Цюриха. (34) Его нашли археологи в иле пересохшего озера. (35) Шесть тысяч лет назад испечён был этот хлеб. (36) В каменном веке, когда люди ещё не знали, что такое металл, они уже сеяли хлеб.

(37) Хлеб. (38) Нет на земле важнее работы, чем вовремя бросить семена в поднятую землю и вовремя взять у земли поспевшие зёрна.

(39) Сейчас осень. (40) Когда летишь над равниной, видишь два цвета: зелёный – леса и сады, жёлтый – хлеба. (41) В степях желтизна от горизонта до горизонта. (42) Пролетая над степью, даже сверху чувствуешь, как земле сейчас жарко. (43) Дрожат, струятся прозрачные волны марева, а над комбайнами, если взглянуть против солнца, стоит белая пыль перебитой соломы. (44) Вся степь в белых дымках.

( По В. Пескову).  

А1   В каком варианте  ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему на земле нет важнее профессии, чем хлебопашец?»

1) По утрам бабка шептала одну и ту же молитву.

2) Отец работал в городе, но всю жизнь тосковал по земле.

3) Хлеб – кормилец, без него нет ни жизни, ни песен.

4) Хлеб убирают комбайнами.

А2 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «крепкие» (предложение 16).

1) стойкий                                                       3) прочный

2) сильный физически                                   4) насыщенный

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.

 1) Людям, не пережившим такие дни, трудно объяснить, что нет ничего вкуснее куска чёрного хлеба…

 2) Слова непонятные, но я знал: бабка говорит с Богом о хлебе.

 3) Древнейшая профессия на земле – хлебопашец.

 4) Пролетая над степью, даже сверху чувствуешь, как земле сейчас жарко.

А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ПОМНЮ (предложение 1) буква Ю обозначает один звук.

2) В слове СТРУЯТСЯ (предложение 43) звуков меньше, чем букв.

3) В слове ОБРОНЁННЫЕ (предложение 23) количество букв и звуков совпадает.

4) В слове ПОСТАВИТЬ (предложение 30) мягкость согласного [т'] на письме обозначена буквой Ь.

А5  Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) качается  (6)                             3) собирали  (23)

2) скрипит  (7)                              4) тосковал (11)

А6 В каком слове правописание приставки не зависит от глухости / звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой?

1) воспоминание  (3)                                   3) разломила  (25)

2) сделала  (24)                                            4) взглянуть  (43)

А7 В каком слове правописание НН определяется правилом: «В полном страдательном причастии, имеющем приставку, пишется две буквы Н»?

1) раннее  (3)                                     3) обронённые  (23)

2) старинных  (17)                            4) каменном (36)

В1 Замените разговорное словосочетание «узел добра»  в предложении 18 нейтральным синонимичным словосочетанием. Напишите это синонимичное словосочетание.

В2 Замените словосочетание «отцовские сапоги» (предложение 17), построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В3 Выпишите грамматическую основу из предложения 3.

В4 Среди предложений 17-26 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

В5 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном (-ых) слове (-ах).

Я не ходил за сохой,(1) но, (2) странное дело, (3) вздохи отца мне дороги, (4) понятны…

В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Дрожат, (1) струятся прозрачные волны марева, (2) а над комбайнами, (3) если взглянуть против солнца, (4) стоит белая пыль перебитой соломы.

В8 Среди предложений 27-35  найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер  этого  предложения.

В9 Среди предложений 1-12 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Данные виды тестов использую на уроках и во внеурочной деятельности для подготовки одиннадцатиклассников к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Можно также использовать материал для подготовки к ГИА...

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Для успешной сдачи ЕГЭ нужно проработать не один тест. Я предлагаю Вам 2 варианта, один из которых- из демоверсии....

Виды тестов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тесты – это больше, чем средство контроля, это средство рационализации школьного дела  и образования в целом....

Тест для подготовки к ГИА по русскому языку

Тест для подготовки к ГИА по русскому языку...

тест для подготовки к гиа по русскому языку

Данный материал поможет при подготовке к ГИА по русскому языку части А4....

4 Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 10-11 класс.

методическая разработка по литературе в 7 классе...

Тест для подготовки к ЕГЭ по русскому языку "Морфологические нормы" (А3)

Тест составлен на основе базовых заданий  подготовки к ЕГЭ по русскому языку (учебно-методический комплекс Н.А.Сениной)....