Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи". 2 курс (СПО)
рабочая программа по русскому языку по теме

Михалькова Ольга Геннадиевна

Рабочая программа дисциплины "Русский язык и культура речи" составлена для работы со студентами 2 курса БОУ СПО "ЧУОР (техникум)" Минспорта Чувашии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_-_rabochaya_pr._dlya_2_kursa_.doc394 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СПО «Чебоксарское училище олимпийского резерва (техникум)» Минспорта Чувашии

Рабочая ПРОГРАММа

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Чебоксары 2012 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 050141 «физическая культура» и в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях  начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Разработчик: Михалькова Ольга Геннадиевна, преподаватель русского языка и литературы  БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии.

Рабочая программа одобрена  методическим объединением преподавателей гуманитарных дисциплин и педагогическим советом БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии.

Протокол педсовета  № 9   от 29 июня 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

1.1.

Область применения программы

4

1.2.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

4

1.3.

Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

4

1.4.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

5

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

2.1.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

5

2.2.

Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»        

6

2.3.

Темы докладов и рефератов.

11

2.4.

Календарно-тематический план.

12

условия реализации программы учебной дисциплины

13

3.1.

Требования к минимальному материально техническому обеспечению.

13

3.2.

Информационное обеспечение обучения.

13

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

15


1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050141 «физическая культура» СПО для 2 курса.

Программа учебной дисциплины может быть использована в профессиональной подготовке студентов 2 курса БОУ СПО «ЧУОР (техникум)» Минспорта Чувашии.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи (орфоэпические, лексические, словообразовательные и др.);
  • пользоваться словарями русского языка; употреблять основные выразительные средства русского литературного языка; продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;
  • участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося: 105 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося: 70 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося: 35 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

105

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

70

в том числе:

  • практические занятия

30

  • контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

35

в том числе:

  • Рефераты

4

  • Доклады    

15

  • Презентации

-

  • Домашняя работа

35

Итоговая аттестация в форме

контрольная работа


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ

6

Тема 1.1.

Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи». Культура речи в аспекте культуры личности и общечеловеческой культуры

3

Предмет и задачи культуры речи, ее взаимосвязь с риторикой, стилистикой и другими гуманитарными науками. Основные аспекты культуры речи. Литературный язык как образцовая форма языка, служащая основой изучения культуры речи и стилистики. Основные признаки и функции литературного языка. Литературный язык в системе форм существования русского национального языка.

2

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа:  найти  дополнительную информацию по теме.

1

Тема 1.2.

Культура речи в аспекте культуры личности и общечеловеческой культуры.

3

Слово как средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на осознание и поступки другого человека. Культура речи  - составная часть общей культуры человека, его образованности, профессиональной подготовки будущего специалиста в области физической культуры и спорта.

Практическое занятие № 1 Культура речи и ее роль в профессиональной деятельности будущего специалиста в области ФК и спорта

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа найти:  дополнительную информацию по теме.

1

Раздел 2.

СТРУКТУРНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЯЗЫКА

13

Тема 2.1.

Язык – знаковая система. Функции языка. Формы существования языка.

3

Социальная обусловленность возникновения и развития языка. Основные функции языка. Язык как знаковая система. Структура языка. Основные единицы языковой системы и принципы их выделения. Национальный русский язык. Формы национального языка. Литературный язык – высшая форма развития национального языка.

1,2

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: работа с дополнительной литературой на тему «Литературный язык – высшая форма развития национального языка»

1

Тема 2.2.

Язык и речь. Особенности речи. Разновидности речи.

3

1,3

Культура речи как уровень практического владения языком, как учение о коммуникативных качествах литературной речи и как система знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование языка для целей коммуникации.

Практическое занятие № 2 «Язык и речь. Особенности речи. Разновидности речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся – поиск дополнительной информации по теме

1

Тема 2.3.

Функциональные стили языка. Общая характеристика.

4

2

Функциональные стили русского языка: разговорный, научный, публицистический, официально-деловой, стиль художественной литературы. Сферы их использования, языковые признаки. Особенности построения текстов  разных стилей.

Практическое занятие № 3 «Характеристика стилей речи русского языка»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: заполнение таблицы «Функциональные стили русского языка»

1

Тема 2.4.

Коммуникативные качества речи.

3

2,3

Язык и речь. Функции языка. Речь и ее особенности. Функции речи. Фоническая  и информативная речь. Информативное речевое поведение.

Контрольная работа  «Стилистический анализ текста»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: работа с текстами различных стилей речи

1

Раздел 3.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

8

Тема 3.1.

Из истории русского литературного языка

2

1

Языковое древо мира. Индоевропейский праязык, основные ветви. История происхождения современного русского языка (от общеславянского языка к украинскому, русскому, белорусскому языкам).

Самостоятельная работа обучающихся – подготовить доклады на тему «История происхождения современного русского языка»

1

Тема 3.2.

Русский язык как способ существования русского национального языка

3

2

Русский язык - основа национального единства и русской культуры. Язык и нация. Консолидирующая роль языка. Информационная роль языка. Язык как способ национального мировидения. Язык - особый мир, стоящий между действительностью и человеком.

Практическое занятие № 4 «Русский язык как способ существования русского национального языка»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить доклады по теме

1

Тема 3.3.

Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке.

3

2,3

Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке. Способы нормирования русского литературного языка. Виды и причины языковых неудач.

Практическое занятие № 5 «Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке»

1

Самостоятельная работа обучающихся – работа с текстами

1

Раздел 4.

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

20

Тема 4.1.

Орфоэпическая норма

5

1,2

Нормативное произношение и ударение. Произношение гласных и согласных звуков. Русское ударение – нефиксированное и подвижное. Трудности ударения в словах разных частей речи.

Практическое занятие № 6  «Орфоэпическая норма»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: работа со словарем

2

Тема 4.2.

Лексическая норма

5

2,3

Правильность и точность словоупотребления. Многозначность и омонимия, плеоназм и тавтология, паронимы, синонимы, антонимы, заимствования, устаревшие слова и неологизмы. Фразеологические средства языка – фразеологические обороты, языковые афоризмы, устойчивые словосочетания. Слова ограниченного и неограниченного употребления – профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы и терминологическая лексика.

Практическое занятие № 7  «Лексическая норма»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: подготовить сообщения на тему «Крылатые слова»

2

Тема 4.3.

Морфологическая норма

5

2

Правильное использование грамматических форм имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, причастия и деепричастия.

Практическое занятие № 8  «Морфологическая норма»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: морфологический разбор частей речи

2

Тема 4.4.

Синтаксическая норма

5

2

Порядок слов в предложении, согласование сказуемого с подлежащим, определения с определяемым словом. Труднее случаи именного и глагольного управления – управление при однородных членах предложения, «нанизывание» падежей, придаточных предложений с одинаковыми союзами, выбор правильного падежа и предлога. Употребление обособленных конструкций.

Практическое занятие № 9  «Синтаксическая норма»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашняя работа: составление схем предложении и их характеристика

2

Контрольная работа за семестр № 1

2

Раздел 5.

УСТНАЯ РЕЧЬ

14

Тема 5.1.

Устная речь. Ее отличие от письменной.

2

1

Отличительные особенности устной и письменной речи. Черты устной речи, формы реализации звучащей речи.

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: заполнить таблицу «Черты устной и письменной речи»

1

Тема 5.2.

Устная разговорная речь

3

2

Разновидности устной речи. Диалог. Монолог. Полилог.

Практическое занятие № 10 «Устная разговорная речь»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме

1

Тема 5.3.

Устная деловая речь

3

2,3

Деловая  беседа; собеседование; интервью; переговоры.

Практическое занятие № 11 «Деловая речь»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме

1

Тема 5.4.

Устная публицистическая речь

3

2

Особенности устной публичной речи. Почему устное выступление эффективнее письменного. Трудности публичного выступления. Требования к публичному выступлению Позиции оратора в ходе публичного выступления. Правила успешного выступления. Значение личности.

Практическое занятие № 12 «Устная публицистическая речь»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения с примерами по теме

1

Тема 5.5.

Ораторская речь, ее особенности. Основы ораторского искусства.

3

1

Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Практическое занятие № 13 «Словесное оформление публичного выступления»

1

Самостоятельная работа обучающихся – подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи.

1

Раздел 6.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ

12

Тема 6.1.

Письменная речь: ее стилевые и жанровые разновидности.

3

1

Письменные высказывания. Конспект, тезисы, резюме, их особенности. Аннотация. Реферат. Отзыв и рецензия (сходство и различие). Биография и автобиография. Характеристика.

Практическое занятие № 14 «Жанровые разновидности письменной речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных жанров письменной речи

1

Тема 6.2.

Официально-деловая письменная речь.

3

2

Основные виды деловых документов. Деловая корреспонденция. Деловые бумаги. Деловые письма и их разновидности. Служебная документация. Заявление. Объяснительная. Доверенность.

Практическое занятие № 15 «Понятие о деловых бумагах»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных типов деловых бумаг

1

Тема 6.3.

Качества письменной научной речи и ее языковые особенности

3

2,3

Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. Конспект, аннотация, реферат как вторичные научные тексты и их разновидности.

Практическое занятие № 16 «Качества письменной научной речи и ее языковые особенности»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных типов научных текстов

1

Тема 6.4.

Письменные жанры публицистической речи

3

3

Научная статья, монография и их структурно-смысловые компоненты. Хроника, репортаж, интервью, статья, очерк, фельетон,

Практическое занятие № 17 «Жанры публицистической речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка письменных работ различных жанров письменной публицистической речи

1

Раздел 7.

ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ

13

Тема 7.1.

Общие требования к публичному выступлению

3

1

Почему устное вступление эффективнее письменного. Трудности публичного выступлении. Требования к публичному выступлению. Позиции оратора в ходе публичного выступления. Правила успешного выступления. Значение личности.

Практическое занятие № 18 «Требования к публичному выступлению»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщение на тему «Правила публичного выступления»

1

Тема 7.2.

Средства воздействия на слушателей

3

3

Образность речи. Повторение. Призыв. Цитирование. Противопоставление. Игра слов. Намек. Цепь. Вставка. Короткие рассказы. Напоминание. Использование неожиданной статистики. Юмор. Остроты. Ирония. Невербальные средства воздействия.

Практические занятия № 19 «Средства воздействия на слушателей»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Невербальные средства общения»

1

Тема 7.3.

Композиция речи

3

2,3

План – основа композиции. Начало речи. Этикетные формулы. «Зацепляющий крючок». Вступление. Главная часть: основная мысль, последовательность ее раскрытия. Заключение. Свободная композиция. Эффект визуального имиджа. Эффект первых фраз. Эффект аргументации. Эффект квантового выброса информации. Эффект паузы. Эффект художественной выразительности.

Практические занятия № 20 «Композиция речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Риторические приемы в публичном выступлении»

1

Тема 7.4.

Механизмы порождения и восприятия речи

4

1

Сознательное овладение способами подготовки речи и ее контроля.

Практические занятия № 21 «Способы подготовки речи»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка сообщений по теме

1

Раздел 8.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА

15

Тема 8.1.

Россия в первой половине XIX столетия

3

Основные функции речевого этикета. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.

Практическое занятие № 22 «Речевой этикет и культура общений»

1

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка сообщений по теме «Национальные особенности речевого этикета»

1

Тема 8.2.

Вербальные и невербальные средства общения

2

2

Жестикуляция и язык жестов; жесты механические, ритмические, изобразительные, интенсивности. Стилистические различия жестов. Национальный характер жестов.

Мимика и пантомимика.

Самостоятельная работа обучающихся – домашнее задание: подготовка докладов по теме

1

Тема 8.3.

Техника речи ,постановка голоса. Профессиональные качества голоса учителя

3

2,3

Постановка голоса, техника речи. Профессиональные качества голоса учителя: благозвучность (широкий диапазон по высоте, громкости и тембру); гибкость, подвижность; хорошая слышимость; выносливость, адаптивность. Учет индивидуальных особенностей при постановке голоса.

Практическое занятие № 23 «Профессиональные качества голоса учителя»

1

Самостоятельная работа обучающихся – подготовить текст речи и оценочную таблицу

1

Практическое занятие № 24 - Защита рефератов по разделам, изучаемым в течение 2 семестра

7

Контрольная работа за 2 семестр № 2

2

3

Всего:

105


2.3. Темы докладов и рефератов.

  1. Язык и речь, отличия речи от языка. Основные речевые понятия.
  2. Основные единицы языка: слово, словосочетание, предложение.
  3. Русский язык как инструмент межнационального общения на территории России и бывших советских республик.
  4. Культура речи как неотъемлемая часть культуры личности: почему важно говорить и писать правильно.
  5. Речь в сферах межличностного и социального общения: отличительные особенности.
  6. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.
  7. Лексическая составляющая языка как основа грамотности и точности выражения мысли.
  8. Богатство выразительных и изобразительных средств русского языка (лексические и синтаксические средства).
  9. Устная речь, особенности подготовленной и неподготовленной устной речи.
  10. Письменная речь, ее отличие от устной формы речи.
  11. Структура высказывания (синтагма, тембр и темп речи, мелодика, интонация, типы ударения).
  12. Функционально-смысловые типы речи: повествование.
  13. Функционально-смысловые типы речи: рассуждение.
  14. Функционально-смысловые типы речи: описание.
  15. Функциональный стиль речи: научный.
  16. Функциональный стиль речи: официально-деловой.
  17. Функциональный стиль речи: публицистический.
  18. Функциональный стиль речи: стиль художественной литературы.
  19. Функциональный стиль речи: разговорно-бытовой.
  20. Общая характеристика спора. Дискуссия и полемика как виды спора.
  21. Логические и социально-психологические аспекты спора.
  22. Служебное общение, виды деловых бесед.
  23. Деловые переговоры. Правила делового этикета.
  24. Виды служебной документации.
  25. Требования к оформлению служебной документации.
  26. Источники и причины засорения речи.
  27. История ораторского искусства.
  28. Оратор и его аудитория.
  29. Речь как средство коммуникации.
  30. Этикетные формулы русского языка.

2.4. Календарно-тематический план.

п\ п

Разделы и темы

Распределение часов

Всего часов

Дата проведения

Лекции

Практические занятия

Раздел 1.

ВВЕДЕНИЕ

3

1

4

Тема 1.

Предмет, цели и задачи курса «Русский язык и культура речи». Культура речи в аспекте культуры личности и общечеловеческой культуры.

2

-

2

Тема 2.

Культура речи и ее роль в профессиональной деятельности будущего специалиста в области ФК и спорта.

1

1

2

Раздел 2.

СТРУКТУРНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА ЯЗЫКА

6

3

9

Тема 1.

Язык – знаковая система. Функции языка. Формы существования языка.

2

-

2

Тема 2.

Язык и речь. Особенности речи. Разновидности речи.

1

1

2

Тема 3.

Функциональные стили языка. Общая характеристика.

2

1

3

Тема 4.

Коммуникативные качества речи. Стилистический анализ текста.

1

1

2

Раздел 3.

ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА

3

2

5

Тема 1.

Из истории  русского литературного языка.

1

-

1

Тема 2.

Русский язык как способ существования русского национального мышления и русской культуры.

1

1

2

Тема 3.

Русский язык конца ХХ века. Новые явления в русском языке.

1

1

2

Раздел 4.

НОРМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

8

4

12

Тема 1.

Орфоэпическая норма.

2

1

3

Тема 2.

Лексическая норма.

2

1

3

Тема 3.

Морфологическая норма.

2

1

3

Тема 4.

Синтаксическая норма.

2

1

3

Контрольная работа № 1

--

2

2

Раздел 5.

УСТНАЯ РЕЧЬ

5

4

9

Тема 1.

Устная речь,  ее отличие от письменной.

1

-

1

Тема 2.

Устная разговорная речь.

1

1

2

Тема 3.

Устная деловая речь.

1

1

2

Тема 4.

Устная публицистическая речь.

1

1

2

Тема 5.

Ораторская речь, ее особенности. Основы ораторского искусства.

1

1

2

Раздел 6.

ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.

4

4

8

Тема 1.

Письменная речь, ее стилевые и жанровые разновидности.

1

1

2

Тема 2.

Официально-деловая письменная речь. Понятие о деловых бумагах.

1

1

2

Тема 3.

Качества письменной научной речи и ее языковые особенности.

1

1

2

Тема 4.

Письменные жанры публицистической речи.

1

1

2

Раздел 7.

ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ

7

4

11

Тема 1.

Общие требования к публичному выступлению.

1

1

2

Тема 2.

Средства воздействия на слушателей.

2

1

3

Тема 3.

Композиция речи.

2

1

3

Тема 4.

Механизмы порождения и восприятия речи.

2

1

3

Раздел 8.

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ И КУЛЬТУРА

4

4

8

Тема 1.

Особенности речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета.

1

1

2

Тема 2.

Вербальные и невербальные средства общения.

1

-

1

Тема 3.

Техника речи, постановка голоса. Профессиональные качества голоса учителя.

1

1

2

Тема 4.

Защита рефератов.

1

2

3

Контрольная работа № 2

--

2

2

Итого:

40

30

70

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории.

Оборудование учебного кабинета:

  • ученические парты;
  • ученические стулья;
  • классная доска;
  • экран для мультимедиа проектора;
  • исторические карты;
  • учебники.

Технические средства обучения:

  • компьютер;
  • мультимедиа проектор;
  • телевизор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. Голуб И.Б. Русский  язык и культура речи:  Учебное  пособие для  студентов вузов. – М.: Логос, 2009. – 432с.
  2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф. В.И.Максимова.-  2-е изд. стереотип. - М: Гардарики, 2007.- 413 с.
  1. Русский язык и культура речи: Практикум  / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М., 2001.
  1. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.
  2. Кукушин В.С. Психология делового общения: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 364 с.
  3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/Под ред. В. Н. Лавриненко. – М., 2006.

Дополнительная литература

  1. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Уч. для студ. вузов/Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528с.
  2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Уч. пособ. для вузов/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 544с.
  3. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации? Учеб. пособ. по развит. навыков письмен. речи. – М.: Флинта, Наука, 2002. – 288с.
  4. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред.: д-р филол. наук, проф. Л.К. Граудина, д-р филол. наук, проф. Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, НОРМА-ИНФРА-М, 2001. – 560с.
  5. Розенталь Д.Э. и др. Современный русский язык: Учеб. пособ. /Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Рольф, 2010. – 448с.
  6. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие / М.Ю.Федосюк, Т.А.Ладыженская, О.А.Михайлова, Н.А.Николина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 256с., ил.
  7. Серова М.Б. Русский язык: Орфография. Правила. Схемы. Обучающие диктанты. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 240с.
  8. Современный русский язык: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис: Учеб. для  студ.вузов / Под ред. Л.А. Новикова. – 3-е изд. – СПб: Лань, 2001. – 864с.
  9. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 2000.
  10. Федотова Л.С. Правила и тесты: Пособ. по рус. языку для поступающих в вузы.  – 2-е изд. – М.: Высш.шк., 2001. – 320с.

Словари и справочники:

  1. Абрамов Н. Словарь русских синонимов. (Любое издание)
  2. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. – М.,      2000.
  3. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. – М., 1994.
  4. Большой орфографический словарь русского языка.  (Любое издание)
  5. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1999.
  6. Орфоэпический словарь русского языка / Ред. Р.И. Аванесов. (Начиная с 6 издания).
  7. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б. Голуб. – 3-е изд., испр. – М.: Рольф, 2001. – 368с.
  8. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Практическая стилистика. – М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2001. – 381с.
  9. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Пунктуация. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 263 с.
  10. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М.: ОНИКС 21 век, Мир и образование, 2002. – 303с.
  11. Современный словарь иностранных слов. – М., 2000. (Любое издание)
  12. Толковый словарь русского языка. (Любое издание)
  13. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. – СПб., 1998.

Интернет-ресурсы:

  • Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru
  • Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
  • Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
  • Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
  • Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы - http://www.lrc-lib.ru
  • Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
  • Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
  • Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
  • Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
  • Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru
  • Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru
  • Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
  • Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
  • Словарь смыслов русского языка – справочное он-лайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
  • Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать:

  • различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли;

Практическое занятие № 1;

Практическое занятие № 10;

Практическое занятие № 11;

Практическое занятие № 12;

Практическое занятие № 13;

Практическое занятие № 18;

Практическое занятие № 19;

Практическое занятие № 20;

Практическое занятие № 21

Практическое занятие № 22;

Практическое занятие № 23

  • социально-стилистическое расслоение современного русского языка, качества грамотной литературной речи и нормы русского литературного языка, наиболее употребительные выразительные средства  русского литературного языка;

Практическое занятие №1;

Практическое занятие № 2;

Практическое занятие № 3;

Практическое занятие № 6;

Практическое занятие № 7;

Практическое занятие № 8;

Практическое занятие № 9;

Практическое занятие № 10;

Практическое занятие № 11;

Практическое занятие № 12;

Практическое занятие № 13;

Практическое занятие № 14;

Практическое занятие № 15;

Практическое занятие № 16;

Практическое занятие № 17;

Практическое занятие № 18;

Практическое занятие № 19;

Практическое занятие № 20

 Контрольная работа № 1;

  • специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов основных деловых и учебно-научных жанров;

Практическое занятие № 3;

Контрольная работа № 1; 

Практическое занятие № 10;

Практическое занятие № 11;

Практическое занятие № 12;

Практическое занятие № 13;

Практическое занятие № 14;

Практическое занятие № 15;

Практическое занятие № 16;

Практическое занятие № 17

  • единицы языка: фонетические, лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические.

Практическое занятие № 3;

Практическое занятие № 4;

Практическое занятие № 5;

Практическое занятие № 6;

Практическое занятие № 7;

Практическое занятие № 8;

Практическое занятие № 9;

Практическое занятие № 14;

Практическое занятие № 15;

Практическое занятие № 16;

Практическое занятие № 17;

 Контрольная работа № 1;

Контрольная работа за 1-2 сем.

уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами

Практическое занятие № 1;

Практическое занятие № 2;

Практическое занятие № 10;

Практическое занятие № 11;

Практическое занятие № 12;

Практическое занятие № 13;

Практическое занятие № 14;

Практическое занятие № 15;

Практическое занятие № 16;

Практическое занятие № 17;

Практическое занятие № 18;

Практическое занятие № 19;

Практическое занятие № 20;

Практическое занятие № 21

Практическое занятие № 22;

Практическое занятие № 23;

Контрольная работа за 1-2 сем.

  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности

Практическое занятие № 1;

Практическое занятие № 2;

Практическое занятие № 3;

Контрольная работа № 1;

Практическое занятие № 6;

Практическое занятие № 7;

Практическое занятие № 8;

Практическое занятие № 9; 

Практическое занятие № 10;

Практическое занятие № 11;

Практическое занятие № 12;

Практическое занятие № 13;

Практическое занятие № 14;

Практическое занятие № 15;

Практическое занятие № 16;

Практическое занятие № 17;

Практическое занятие № 18;

Практическое занятие № 19;

Практическое занятие № 20;

Практическое занятие № 21

Практическое занятие № 22;

Практическое занятие № 23;

  • пользоваться словарями русского языка

Практическое занятие № 4;

Практическое занятие № 5;

Практическое занятие № 6;

Практическое занятие № 7;

Контрольная работа за 1-2 сем.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • продуцирования связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуации общения;

Практическое занятие № 1;

Практическое занятие № 2;

Практическое занятие № 3;

Практическое занятие № 10;

Практическое занятие № 11;

Практическое занятие № 12;

Практическое занятие № 13;

Практическое занятие № 14;

Практическое занятие № 15;

Практическое занятие № 16;

Практическое занятие № 17;

Практическое занятие № 18;

Практическое занятие № 19;

Практическое занятие № 20;

Практическое занятие № 21

Практическое занятие № 22;

Практическое занятие № 23;

 Контрольная работа № 1;

  • участия в диалогах и полилогах, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Практическое занятие № 1;

Практическое занятие № 2;

Практическое занятие № 3;

Практическое занятие № 10;

Практическое занятие № 11;

Практическое занятие № 12;

Практическое занятие № 13;

Практическое занятие № 18;

Практическое занятие № 19;

Практическое занятие № 20;

Практическое занятие № 21

Практическое занятие № 22;

Практическое занятие № 23;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Русский язык и культура речи" 5-7 классы

Рабочая программа по русскому языку и культуре речи для детей-сирот с отклонениями в развитии....

Образовательная программа «Русский язык и культура речи» для обучающихся колледж - класса по специальности «Технология получения свекловичного сахара»

Рабочая программа по русскому языку для колледж - класса содержит следующие разделы: пояснительную записку, содержание рабочей программы, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обуча...

Рабочая программа по внеаудиторной деятельности "Культура речи" Для 6 класса

Главная цель общения _ правильно понимать друг друга." Единственное средство умстенного общения людей есть слово, -  говорил Л.Н.Толстой, и для того чтобы это общение было возможно, нужно уп...

Рабочая программа факультатива «История мировой культуры (углубленный курс)»

Рабочая программа ориентирована на углубленное изучение истории мировой культуры в старших классах школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД10. КУЛЬТУРА РЕЧИ (профессиональный цикл) по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для подготовки преподавателей начальных классов, в  дополнительномпрофессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональ...

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах (элективный курс)

Рабочая программа по "Стилистике и культуре речи" в 10-11 классах рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) и представляет собой элективный курс для углублённого изучения русского языка....

Программа "Русский язык и культура речи". 6 класс

     Модифицированная программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования в соответствии с требованиями федерального  обр...