игра "Лингвистический бой"
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

игра проверяет знания учащихся по разным разделам языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_boy.docx16.27 КБ

Предварительный просмотр:

                                Интеллектуальная игра «Лингвистический бой».

 Задачи: выявление лучшей команды школьников, показавших высокий уровень  сформированности    лингвистической, языковой , коммуникативной  и  культуроведческой компетенции; формирование у одарённых учащихся аналитического и творческого  мышления, нестандартных подходов к решению лингвистических задач.

 Оборудование: карточки с заданиями команд, листок с ответами для судей, протокол для выставления оценок.

Открытие конкурса.

Уважаемые участники! Здесь собрались те, кто по-настоящему любит русский язык, кого интересует его история, кто желает совершенствовать свои познания в лингвистике. Сегодня вам предстоит применить свои знания русского языка для решения лингвистических задач, отстоять честь своей команды в конкурсе «Лингвистический бой».

Задания.

Станция  « Фонетика»

  1. Какие звуки может обозначать буква «Г» ? Запишите примеры всех случаев. Звуки обозначьте.
  2. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?
  3. В словах рыба и рыбка корень –рыб- представлен двух фонетических вариантах: (рыб) и (рып). А в скольких вариантах представлен корень –вод- в словах подвода. Перевод , переводной , проводит, заводить?
  4. Сколько звуков (с) в предложении : Скоро мы с друзьями будем расшифровать старые рукописи.

Станция «Лексика»

  1. Пара антонимов – это равноправные слова, главного слова среди них нет. Какой же из антонимов в словаре ставится на первое место? Каким правилам пользуются составители словаря антонимов? Исходя из этого принципа, какое слово вы поставите первым из антонимической пары: глупый или умный; мириться или ссориться?
  2. Прочитайте стихотворение. Найдите контекстные синонимы. Какую роль выполняют они в тексте?

                                                                                   Осенняя роза

                                                                                   Осыпал лес свои вершины,

                                                                                   сад обнажил своё чело,

                                                                                   дохнул сентябрь, и георгины

                                                                                   дыханьем ночи обожгло.

                                                                                   Но в дуновении мороза

                                                                                   Между погибшими одна,

                                                                                   Лишь ты одна, царица роза,        

                                                                                   Благоуханна и пышна.

                                                                                  Назло жестоким испытаньям

                                                                                  И злобе гаснущего дня

                                                                                  Ты очертаньем и дыханьем

                                                                                  Весною веешь на меня.

                                                                                                                           А. Фет.

Станция «Морфология»

  1. Как определяется род несклоняемых существительных, обозначающих географические названия и названия печатных зданий? Определите род  данных существительных: Сочи, «Таймс», СНГ, Онтарио.
  2. Найдите третье лишнее.

        А) один, одиночка, одиночество

        Б) пять, пятёрка, пятерня.

        В) четырехугольник, четыре, четвёрка

        Г) троеборье, три, тройка.

       3. Какими частями речи является  слово БОЛЬШЕ в данных предложениях?

                   А) Щенок больше кота                                                Б) Щенок ест больше котёнка.

       4. Запишите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа: яблоко,                                помидор, телёнок, килограмм.

Станция «Синтаксис»

  1. Разделите общий текст на слова и запишите его, расставляя знаки препинания. Приносятзловещилишьтечтозловещи промолвилоднаждыкорнет.-

Адобрыевещиполезныевещикакфлейтатрубаикларнет.

  1. Укажите словосочетание, в котором зависимое слово – наречие:

Работал по своему плану. Бежит по летнему полю.  Уехал в начале осени. Решение неудачно.      

Поднимите повыше.

  1. Найдите речевую ошибку в предложении. Запишите правильный ответ.

Во время соревнований по плаванию наш тренер вёл хронометраж времени.

Контрольные вопросы.

  1. Кропотливая работа по составлению словаря требует от лексикографа физической  выносливости, собранности, аккуратности. Воспитать в себе эти качества помогает спорт. Учёный, о котором идёт речь. Свободное время отдавал гимнастике, конному спорту. Футболу. Величайшая заслуга учёного – создание однотомного толкового словаря, который переиздается чуть ли не каждый год и в народе носит имя своего создателя. Назовите это имя.
  2. Этот словарь помогает обогатить словарный запас человека образными выражениями. Он толкует лексическое значение устойчивых сочетаний слов, выявляет  морфологические  и  синтаксические свойства данных единиц языка. Какой словарь имеется в виду?

Подведение итогов.