Н и НН в разных частях речи
методическая разработка по русскому языку по теме

Антонов Анатолий Викторович

Правописание Н и НН в разных частях речи – одно из самых трудных правил для учащихся. Поэтому при подготовке к ГИА и ЕГЭ целесообразно повторить данное правило, используя таблицу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n_i_nn_tablitsad.docx16.32 КБ

Предварительный просмотр:

Н и НН в разных частях речи.

                                                                 ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

                                    НН

                                  Н

1)Одна Н в корне, а другая в суффиксе

Карманник-карман

2) В существительных,   образованных от соответствующих основ, пишется столько же н, сколько их было в прилагательном.

Лимонник – лимонный

Утренник – утренний

                   ЗАПОМНИ!

Мошенница

Племянник

путешественник

1) В существительных,   образованных от соответствующих основ, пишется столько же н, сколько их было в прилагательном.

Ветреник – ветреный

Путаник – путаный

ЗАПОМНИ!

Труженик

Леность

Пудреница

Вареник

Гостиная

                                                                              ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (полное)

1)Одна Н в корне, а другая в суффиксе

Карманный – карман

2) В суффиксах –ОНН, -ЕНН

Клюквенный

Революционный

Искл: ветреный, но безветренный

                    ТРУДНЫЕ СЛОВА

Безымянный, подлинный, старинный

                        РАЗЛИЧАЙ

1) Ветреный : день, человек

 

2)Масленый=а)запачканный, смазанный, пропитанный маслом (масленые руки, масленая каша);

б) употреблено в переносном значении (масленые глаза, масленая неделя)

1)В суффиксах –АН, -ЯН, -ИН

Песчаный

Земляной

Гусиный

Искл: оловянный, стеклянный, деревянный

               ТРУДНЫЕ СЛОВА

Багряный, румяный, рдяный, зеленый, пряный, юный, свиной

2) В притяжательных прилагательных на –ий

Бараний

                          РАЗЛИЧАЙ

1)Ветряной: двигатель, оспа

2) масляный = (из масла, работает на масле)

масляная лампа

масляное пятно

                                                                      ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (краткое)

                  В кратком прилагательном пишется столько же Н, сколько и в полном

Ценна – ценная

В ж. р.  длинна - длинная        бесшумна – бесшумный

                                                                                                        В м. р.  длинен – длинный

                                          ПРИЧАСТИЕ (ПОЛНОЕ) И ОТГЛАГОЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

                 ПРИЧАСТИЕ

ОТГЛАГОЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

1)Есть приставка, кроме не;

2)есть зависимое слово;

3)образовано от глагола совершенного вида

(что сделать?)

Есть одно из условий – это причастие.

Пиши НН

вспаханное поле

ИСКЛ:  раненый,    тяжелораненый,

                     НО

        израненный, раненный в руку

                                                         

                                                                                   

                                                                                   РАЗ                                                                                        

                                                                                   

 Названный ( выше)

Посаженный (дуб   )

Конченная (работа)  

прощенный                                                                          

1)Нет приставки,

2)нет зависимого слова;

3)образовано от глагола несовершенного вида

(что делать?)

Пиши Н.

паханое поле

4) Оканчивается на – ованный, -еваннный,

-ированнный

Пиши НН.

асфальтированный

ИСКЛ: жеваный

           Кованый

НО

        (пережеванный, жеванный коровой;

           подкованный,  кованный кузнецом)

ТРУДНЫЕ СЛОВА

нежданный                     невиданный

медленный                    неслыханный

нечаянный                           желанный

деланный                        священный

жеманный                       обещанный

данный                             отчаянный

неожиданный               виденный

                                  смышленый

ЛИЧАЙ

Названый брат

Посаженый отец

Конченый человек

Прощеное воскресенье

                                                            КРАТКОЕ ПРИЧАСТИЕ

Всегда Н

Поле вспахано

                                                                  НАРЕЧИЕ

В наречии пишется столько же Н, сколько и в слове, от которого оно образовано

Говорил взволнованно (взволнованный)                       Говорил прекрасно (прекрасный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 11 кл. Урок по теме Типы речи. Н и НН в разных частях речи. Для интерактивной доски

Рууский язык Урок в 11 классе по повторению типов речи и Н и НН с применением Интерактивной доски...

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Открытый урок русского языка "Буквы о-е после шипящих в словах разных частей речи"

Представлена методическая разработка открытого урока по русскому языку для 8-го класса....

интерактивный тест не с разными частями речи

Готовимся к ЕГЭ. Задание А18. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи для 10 класса...

Планы морфологических разборов слов русского языка разных частей речи

Документ содержит планы разборов самостоятельных и служебных частей речи, а также планы синтаксического рабора предложений. Данный материал необходим на каждом уроке русского языка....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Написание не с разными частями речи" по технологии РКМ

Учебно-методические материалы  к  урокам русского языка в 6 - 7 классах, связанных с изучением правил написания не с разными частями речи ( «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Прич...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...