Контрольные работы по темам "Лексика", "Глагол", "Местоимение", "Имя существительное" для учащихся 10-го класса (учебник Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) по теме

Подловилина Светлана Валерьевна

Контрольные работы по русскому языку в 10-х классах составлены на основе заданий, использующихся для подготовки к ЕГЭ. Помимо записи текста, учащимся предлагается выполнить по вариантам задания, помогающие выявить уровень знаний ученика по теме, уровень сформированных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.r._glagol-10.docx18.71 КБ
Файл k.r._leksika-10.docx14.17 КБ
Файл k.r._mestoimenie-10.docx18.34 КБ
Файл k.r.imya_sushchestv._10_kl.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме «Глагол. Причастие. Деепричастие». 10 класс.

1. Прочитайте внимательно текст. Сформулируйте и запишите одну из проблем данного текста.

2. Сформулируйте и запишите позицию автора данного текста.

(1)Гриш, а Гриш! (2)Гляди-ка, поросенок-то... (3)Смеется... (4)Да-а. (5)А во рту-то у него!.. (6)Смотри, смотри... травка во рту, ей-богу, травка!.. (7)Вот штука-то!

(8)И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. (9)Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. (10)(З,С)десь, освещё(н,нн)ые ярким светом в_сящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблок и апельсинов; ст_яли прав_льные пирамиды мандаринов, нежно з_л_тившихся сквозь окут_вающую их папиросную бумагу; прот_нулись на блюдах, уродл_во разинув рты и выпучив глаза, огромные копчё(н,нн)ые и маринова(н,нн)ые рыбы; ниже, окружё(н,нн)ые гирляндами колбас, крас_вались сочные разреза(н,нн)ые окорока с толстым слоем розоватого сала... (11)Бе(з,с)числе(н,нн)ое множество баноч_к и коробоч_к с солё(н,нн)ыми, варё(н,нн)ыми и копчё(н,нн)ыми закусками довершало эту э(ф,фф)ектную к_ртину, глядя на которую оба мальч_ка на минуту забыли о двенадцат_градусном мороз_ и о важном поручени_, возложе(н,нн)ом на них матерью, - поручени_, оконч_вшемся так (не)ожида(н,нн)о и так плачевно. (12)Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. (13)Он дернул брата за рукав и произнес сурово:

- (14)Ну, Володя, идем, идем... (15)Нечего тут...

(16)Одновременно подавив тяжелый вздох (старшему из них было только десять лет, и к тому же оба с утра ничего не ели, кроме пустых щей) и кинув последний влюбленно-жадный взгляд на гастрономическую выставку, мальчуганы торопливо побежали по улице. (17)Иногда сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки... (18)Но они мужественно гнали от себя прочь соблазнительную мысль: остановиться на несколько секунд и прильнуть глазком к стеклу. (19)По мере того как шли мальчики, все малолюднее и темнее становились улицы. (20)Прекрасные магазины, сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, визг полозьев, праздничное оживление толпы, веселый гул окриков и разговоров, разрумяненные морозом смеющиеся лица нарядных дам - все осталось позади. (21)Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... (22)Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его - собственно подвал - был каменный, а верх - деревянный. (23)Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее. (24)Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. (25)Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам, и к мокрым отрепкам, сушившимся на протянутой через комнату веревке, и к этому ужасному запаху керосинового чада, детского грязного белья и крыс - настоящему запаху нищеты. (26)Но сегодня, после всего, что они видели на улице, после этого праздничного ликования, которое они чувствовали повсюду, их маленькие детские сердца сжались от острого, недетского страдания. (А.И. Куприн)

3. Перепишите 10 и 11 предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

4. Выписать из предложения 9 (1 вариант) /из предложения 17 (2 вариант) по одному слову, образованному суффиксальным способом.

5. В каком предложении есть страдательное причастие?

1 вариант: а) 8                б) 11                в) 12                г) 16;

2 вариант: а) 9                б) 20                в) 22                г) 25.

6. Из предложения 18 (1 вариант) /предложения 16 (2 вариант) выписать переходный глагол, определить его вид, наклонение, время и спряжение.

7. Из предложений 8-9 (1 вариант) /из предложений 12-14 (2 вариант) выпишите одно подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:

1 вариант: а) песни слыш_тся, щекоч_щий щёки ветерок

б) моряки держ_тся, трепещ_щий от страха

в) молнии блещ_т, колыш_щиеся ветки        

г) деревья руш_тся, движ_щаяся колонна

2 вариант: а) усво_шь правило, движ_мый местью

б) печка топ_тся, наруша_мый всеми

в) встрет_шь соседа, расходу_мые материалы        

г) мыло мыл_тся, предполага_мый ответ

9. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И:

1 вариант: А. Зала_вший                Б) Растра_вать                В) Выпил_ть                Г) Обманч_вый

1) А, В                2) Б, В, Г                3) В, Г                4) А, Б, В, Г

2 вариант: А. Высаж_вать                Б. Подраг_вая                В. Вид_мый                Г. Высаж_нный

1) А, Г                2) А, В                        3) А, Б, В        4) В

10. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

1 вариант: Проводя опыты даже с безобидным столовым уксусом,

а) проявляются крупинки соли.

б) лабораторная работа была закончена без приключений.

в) получаются разнообразные химические соединения.        

г) следует соблюдать аккуратность и осторожность.

2 вариант: Изобразив ряд разных по мимике и настроению детских лиц,

а) получился необычный медальон.

б) на века сохранился семейный портрет.

в) создаётся произведение «педагогической» скульптуры.

г) скульптор проявил себя как умелый физиономист.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме "Лексика. Фразеология".10 класс.

Диктант

1. Едва Чичиков вступил в тёмные широкие сени, пристроенные кое-как, на него повеяло холодом, как из погреба. 2. Из сеней он попал в комнату со спущенными шторами, чуть озарённую светом, восходящим к потолку. 3. Распахнувши дверь, он был поражён представшим беспорядком. 4. Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и все вещи снесли сюда и нагромоздили как попало. 5. На одном столе стоял даже сломанный стул и здесь же - часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил причудливую паутину. 6. Тут же стоял шкаф со старинным серебром, графинчиками и превосходным китайским фарфором, приобретённым бог весть когда. 7. На бюро, выложенном некогда перламутровою мозаикой, лежало превеликое множество всякой всячины: куча испещрённых мелким почерком бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с ручкой, какая-то старинная книга в кожаном переплёте, высохший лимон ростом с лесной орех, отломленная ручка давно развалившихся кресел, рюмка с какой-то непривлекательной жидкостью и тремя мухами, кусочек где-то поднятой тряпки да два пера, испачканные чернилами. 8. В довершение этого странного интерьера по стенам было весьма тесно и бестолково навешано несколько картин.  (По Н.В.Гоголю)

Грамматические задания.

1. Выписать из предложений 4-6 фразеологизм, подобрать к нему синоним-фразеологизм и антоним-фразеологизм.

2. Подберите пароним к слову старинный. Объясните их различие. Составьте предложения.

3. Выпишите из предложения 2 (1 вариант) / из предложения 6 по 1-му многозначному слову, указав его прямое и одно из переносных значений.

4. Замените заимствованные слова русскими синонимами:

1 вариант - банкротство, имитация, стресс, оппозиция, мобильность;

2 вариант - контракт, анкета, камуфляж, резонанс, толерантность.

5. Вариант 1: Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.

Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.

Вариант 2: Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО

А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого.

Б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение полугода.

6. Определите средство выразительности:

а). В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть.

 А) эпитет         Б) метафора                 В) антитеза                 Г) оксюморон

б). Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

 А) сравнение                 Б) олицетворение                 В) эпитет                 Г) инверсия

в). Туча с громом сговорилась: ты, гром, греми, а я дождем разолью.

 А) анафора         Б) сравнение                 В) эпитет                 Г) олицетворение

г). И луч блеснул с него чудесный, как с черной тучи день небесный.

 А) сравнение                  Б) метафора                 В) олицетворение                 Г) литота

д). Не то на серебре – на золоте едал.

 А) метафора     Б) гипербола                 В) литота                  Г) метонимия



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по теме: «Правописание прилагательных, числительных и местоимений».

10 класс.

1. Перепишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, буквы и раскрывая скобки. Дату напишите прописью.

1)Творчество каждого из великих русских кла(с,сс)иков имеет за рубежом свою собстве(н,нн)ую (не)повторимую судьбу. 2)В этом смысл_ судьба автора Записок охотника и Отцов и детей была на редкость счас(?)ливой.

3)И.С. Тургенев один из первых русских п_сателей XIX века который получил всеобщее пр_знание за рубежом. 4)Авторитет Тургенева как выдающ_ся мастера слова пр_зн_вали самые крупные (Е,е)вропейские п_сатели.

5)Когда перед европейцами предстал бл_стяще образова(н,нн)ый человек со свет(ц,ск)ими манерами они были изумле(н,нн)ы. 6)Русский п_сатель свободно ра(з,с)говар_вал на (не)скольких (Е,е)вропейских языках пр_красно ра(с,з)б_рался не только в литератур_ но и в живопис_ и философи_. 7)Он к_зался (не)обыкнове(н,нн)о интересным соб_седником. 8)От его рослой ф_гуры веяло перв_зда(н,нн)ой физической силой. 9)Мужестве(н,нн)ая внешность Тургенева мягкий х_рактер нежная и чуткая душа прон_цательный ум нав_дили всех знавших его на мысль что этот русский вопл_щает в себе лу(?)шие стороны человеческой натуры.

10)Как отм_чали многие зарубежные л_тераторы крас_та стиля (Т,т)ургеневских произв_дений заключает(?)ся в умени_ поэтически изобр_зить буднич(?)ное облечь высокой поэзией простейшие жизне(н,нн)ые факты.

11)Тургенев пок_рил мир совершенством своих произв_дений высокими личнос(?)ными достоинствами. 12)Но самое главное он открыл зарубежной ч_тательской публик_ русскую литературу во всём её многообрази_ и величи_ выступил как «посол» русского романа. (По Ю. И. Сохрякову)

2. Выпишите из предложений 1-4 (1 вариант) , из предложений 5-9 (2 вариант) все местоимения, определите их разряд.

3. Определите способ образования 1 вариант -  слова РЕДКОСТЬ, 2 вариант - слова ПРИЗНАНИЕ.

4. Просклонять словосочетание 1 вариант - 379 страниц; 2 вариант - 751 рубль.

5. Выпишите из предложения 10 (1 вариант) одно словосочетание с типом связи ПРИМЫКАНИЕ; 2 вариант - из 4 предложения выпишите одно словосочетание с типом связи УПРАВЛЕНИЕ.


КЛЮЧ к контрольной работе по теме "Правописание прилагательных, числительных и

местоимений". 10 класс. Подготовка к ЕГЭ.

1)Творчество каждого из великих русских классиков имеет за рубежом свою собственную неповторимую судьбу. 2)В этом смысле судьба автора «Записок охотника» и «Отцов и детей» была на редкость счастливой.

3)И.С. Тургенев — один из первых русских писателей XIX века, который получил всеобщее признание за рубежом. 4)Авторитет Тургенева как выдающегося мастера слова признавали самые крупные европейские писатели.

5)Когда перед европейцами предстал блестяще образованный человек со светскими манерами, они были изумлены. 6)Русский писатель свободно разговаривал на нескольких европейских языках, прекрасно разбирался не только в литературе, но и в живописи и философии. 7)Он казался необыкновенно интересным собеседником. 8)От его рослой фигуры веяло первозданной физической силой.9)Мужественная внешность Тургенева, мягкий характер, нежная и чуткая душа, проницательный ум наводили всех знавших его на мысль, что этот русский воплощает в себе лучшие стороны человеческой натуры.

10)Как отмечали многие зарубежные литераторы, красота стиля тургеневских произведений заключается в умении поэтически изобразить будничное, облечь высокой поэзией простейшие жизненные факты.

11)Тургенев покорил мир совершенством своих произведений, высокими личностными достоинствами. 12)Но самое главное — он открыл зарубежной читательской публике русскую литературу во всём её многообразии и величии, выступил как «посол» русского романа. (По Ю. И. Сохрякову)

Ответы на задания

2. 1 в.- каждого-опред., свою-притяж., этом- указ., который-относ., самые- опред.

    2 в.- они, он, его- личн., нескольких- неопред., его (фигуры) - притяж., всех- опред., что- относ., этот- указ., себе- возвр.

3. 1 в. - суффиксальный, 2 в. - суффиксальный.

4. 1 в. - И. - триста семьдесят девять страниц = В.п.

            Р. - трёхсот семидесяти девяти страниц

            Д. - трёмстам семидесяти девяти страницам

           Т. - тремястами семьюдесятью девятью страницами

           П. - о трёхстах семидесяти девяти страницах

 2 в.   И. - семьсот пятьдесят один рубль = В.п.

          Р. - семисот пятидесяти одного рубля

          Д. - семистам пятидесяти одному рублю

          Т. - семьюстами пятьюдесятью одним рублём

          П. - о семистах пятидесяти одном рубле

5.   1 в. - поэтически изобразить, как отмечали, в умении изобразить, в умении облечь.

      2 в. - авторитет Тургенева, мастера слова, признавали авторитет.



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме "Имя существительное". 10 класс. Подготовка к ЕГЭ.

Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы.

(1)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (2)Мы узнали, что со(?)нце может (не) взойти утром, потому (что) его блеск, его тепло сп_собна уничтожить бомбёжка, когда гор_зонт тонет в (чёрно) б_гровой завес_ дыма. (3)Порой мы (не)навид_ли со(?)нце — оно об_щало лётную погоду и, значит, косяки п_кирующих на траншеи «юнкерсов». (4)Мы узнали, что со(?)нце может ласково согр_вать не только летом, но и в ж_сточайшие январ(?)ские м_розы, вместе с тем равн_душно и бе(з,с)пощадно обн_жать своим светом во всех деталях (не)давнюю к_ртину боя, р_звороче(н,нн)ые пр_мыми попа_даниями орудия тела убитых, которых ты м_нуту назад наз_вал по им_ни. (5)Мы узн_вали мир вместе с человеческим мужеством и стр_даниями.

(6)Время уже тронуло память: потускнели детали, (полу)забыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспом_наниях зап_хи ра(з,с)вороче(н,нн)ых сн_рядами окопов, ты (не) пр_гибаеш(?)ся на улице при о_далё(н,нн)ом звуке о_бойного молотка, напом_нающем бой крупн_калиберного пул_мета. (7)При в(з,с)пышках праз(?)ничных ракет над крышами домов (не) рвёт(?)ся из горла (не)вольный крик: «Ложись!» (8)Уже пр_вычно (не) выискиваеш(?) в(з,с)глядом место на углу улицы, а случайно услыша(н,нн)ый в сумерках крик ребенка (не) выз_вает в памят_ чёрные контуры ра(з,с)битых деревен(?), печ(?)ную гарь дымящихся р_звалин, обугле(н,нн)ые сады, плач(?) в темноте.

(9)Долгожда(н,нн)ый мир проч(?)но вошёл в сознание — мир с блеском утре(н,нн)его со(?)нца на мостовых, с шелестом переполне(н,нн)ых по вечерам тро(л,лл)ейбусов и уютной на ра(с, сс)вете вознёй голубей на карнизах. (По Ю. Бондареву)

Грамматические задания

1. Укажите способ образования слова: 1 вариант - страданиями; 2 вариант - пулемёта.

2. Из предложения 2 (1 вариант) и 7 (2 вариант) выпишите по три имени существительных, определите их грамматические признаки по одушевлённости/неодушевлённости, конкретности/ отвлечённости/ собирательности/ вещественности.

3. У какого из существительных неправильно определены грамматические признаки:

1 вариант - 8 предложение:                                                  2 вариант - 9 предложение:

А. Ребёнка - сущ., нариц., одуш., конкр.,                          А. Троллейбусов - сущ. нариц., одуш., конкр., м.р., 2

    м.р., 2 скл., в ед.ч., в Р.п.                                                     скл., во мн.ч., в Р.п.

Б. Гарь - сущ. нариц., неодуш., отвл., ж.р.,                       Б. (На) рассвете - сущ. нариц., неодуш., конкр., м.р.,

    1 скл., в ед.ч., в В.п.                                                             2 скл., в ед.ч., в П.п.

В. Деревень - сущ. нариц., неодуш., конкр., ж.р.,            В. Голубей - сущ. нариц., одуш., конкр., м.р., 2 скл.,

     1 скл., во мн.ч., в Р.п.                                                          во мн.ч., в Р.п.

Г. (В) темноте - сущ. нариц., неодуш., отвл.,                     Г. (В) сознание - сущ., нариц., неодуш., конкр.,

    ж.р., 1 скл., в ед. ч., в П.п.                                                     ср.р., 2 скл., в ед.ч., в В.п.

4. Укажите количество грамматических основ: 1 вариант - в 6-м предложении; 2 вариант - во 2-м предложении.

5. Среди предложений 1-4 (1 вариант) укажите номера тех предложений, в которых сказуемое является составным глагольным; среди предложений 4-7 укажите номер предложения, в котором сказуемое является составным именным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа для учащихся негимназических 5 классов. Учебник М.З. Биболетова "Enjoy English-5"

Данная контрольная работа содержит слелующий материал:1) неправильные глаголы;2) разделительные вопросы;3) общие вопросы;4) конструкции there is/ there are;5) лексика по теме "Школьные предметы"...

Контрольная работа для учащихся негимназических 3 классов. Учебник Биболетова М.З.

В данной работе собраны задания по следующему грамматическому и лексическому материалу:1) множественное число имен существительных;2) правило построения специальных вопросов;3) порядковые числительные...

Контрольная работа для учащихся негимназических 2 классов. Учебник Биболетова М.З. "Enjoy English-2"

Грамматический материал, содержащийся в данной работе:1) глаголы have got/ has got2) общие вопросы;3) отрицательные предложения;4) лексика по пройденным темам5) местоимения....

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (УМК Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.)

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе следующих     нормативных документов:- Федерального Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образова...

Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой

Презентация к уроку по теме"Местоимение. Употребление, правописание" русский язык 10 класс, учебник под редакцией Гольцовой...

Контрольная работа по теме "Числительное. Местоимение" 5 класс

Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса по учебнику Л.М.Рыбченковой составлена как практическое задание для проверки усвоения материала по темам "Местоимение", "Чи...