Повторение и обобщение орфографии
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Абсалямова Айман Утаровна

В целях подготовки к ГИА и ЕГЭ в 9 и 11 классах проводится урок "Систематизация правописания приставок и суффиксов"

« Систематизация правописания приставок и суффиксов» в 9,11 классах.

По тематическому плану данный урок –второй,всего в 9классе я провожу таких уроков систематизации материала -6 , в 11 классе- 3.

Уроки во всех своих классах я начинаю со словарной работы, но в мае идёт уже поторение изученных в течение года слов (их в 9классе –около 130, в 11-156)

При систематизации методически целесообразно проводить проверку домашнего задания и работу над ошибками в конце урока.

Цели данного урока: 1-  систематизировать основные знания по правописанию приставок и суффиксов; 2-  развить логическое и аналитическое мышление; 3-  расширить кругозор учащихся,воспитать интерес к общественной жизни страны в связи с программой «Новая школа» Президента РФ.

При систематизации в сильных классах теоретический материал обобщают ученики ,а в слабых- сам учитель,а учащиеся приводят примеры- таким образом проводится

фронтальная работа по теории.

Закрепление даётся разноуровневое (Дополнительные задания по префиксам,суффиксоидам,циркумпфиксам только для учеников групп»А» и «Б» (во всех классах учащиеся разделены по знаниям на 4 группы:А,Б,В.Г)

Весь учебный материал доступен,посилен,научно обоснован,работа по тренингу идёт с использованием ИКТ ,все ученики включены в работу ,часть тестов полностью создаётусловия для самостоятельного поиска ответа,для самоконтроля.

На 25 минуте обязательно проводится физминутка

Домашние задания дифференцированы: группа «А» «Б»- филворд по приставкам и суффиксам, группа»В»-карточка №5 из индивидуального опроса,группу»Г» -упражнение№321 часть№2

Систематизация изученного материала ставит перед учащимися глобальные,перспективные цели,подготавливает к ЕГЭ,способствует осознанной мотивации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pristavki_i_suffiksy.doc20.5 КБ
Microsoft Office document icon test.doc21.5 КБ
Microsoft Office document icon sistematizatsiya_pravopisaniya_pristavok_i_suffiksov.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            ПРИСТАВКИ

1ГЛАСНЫЕ  и СОГЛАСНЫЕ  в ПРИСТАВКАХ  НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ.

2 КРОМЕ

      а) ПРЕ- ПРИ

     б) НЕ-НИ

     в)приставок  ,заканчивающихся на З-С

    г)Ы-И после приставок.

                        СУФФИКСЫ

1ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ в СУФФИКСАХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ.

2 КРОМЕ

          а)Н-НН  в прилагательных,причастиях,наречиях.

          б)О-Ё  после шипящих

          в)ЧИК- ЩИК в существительных

          г)ЕК-ИК,ЕЦ-ИЦ в существительных

          д)К-СК в прилагательных.

   



Предварительный просмотр:

    I. Укажите ряд, в котором все приставки неизменяемые:

        1. (пред)ставить, (от)бежать, (пре)добрый;

        2. (из)бегать, (за)болеть,(с)жать;

        3. (над)строить, (при)готовить, (пре)рвать.

   II. Укажите ряд, в котором все приставки пишутся через дефис:

  1. (пра)бабка, (контр)атака, (полу)годие
  2. (по)дружески, (во)первых, (кое)что
  3. (пол)листа, (по)французски, (кое)(с)(чем)

               III. Укажите ряд, в котором все слова с НН:

  1. несолен..ый, сужен.ый-ряжен.ый,
  2. поранен..ый, сужен..ные (сосуды), девочка взволнован..на и испуган..на
  3. измучен..на, травян..ой, ингаляцион..ый.

IV. Укажите ряд, в котором все слова с суффиксом О

  1. друж..к, кольц..вой, высок..нький
  2. грош..вый, дириж..р, вооруж..нный
  3. чащ..ба, юбч..нка, горяч…



Предварительный просмотр:

                     Систематизация правописания приставок и суффиксов.

                                        Цели урока:

Обучающие:

систематизировать теоретический и практический материал,

отработать умение использовать алгоритм орфограмм.

Развивающие:

развить умения обобщать материал, логически мыслить, выделять главное, сопоставлять.

Воспитательные:

привить интерес к языку, воспитать коллективизм и сотрудничество в решении задач, уверенность в своих силах и знаниях.  

                                       Оборудование:

1.Учебники русского языка 9, 11 класс

2.Индивидуальные карточки-задания

3.Проектор, компьютер.

                                                         

                                       Ход урока

1.Организационный момент

Сообщение темы, цели урока, этапов работы.

2.Актуализация прежних знаний, умений, навыков.

Сообщение ученика о неизменяемых приставках и суффиксах.

Сообщение учителя о приставках пре-при, на з-с, о суффиксах н-нн, о-ё после шипящих, чик-щик, ек-ик, ец-иц.

                                  Диктант с точкой.

Пр.обрести  радипр.ёмник. пр.сильное пр.увеличение, ра.стила.щаяся реч.нка,грош.вый роз.грыш, рас.тёгивать рубаш.нку, по.держка пр.зидента,раз.яснения перевод.ика,ситц.вое плать.це,пр.открытый ларч.к.   

Сообщение теоретического материала и запись схемы –таблицы.

                            ПРИСТАВКИ

1ГЛАСНЫЕ  и СОГЛАСНЫЕ  в ПРИСТАВКАХ  НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ.

2 КРОМЕ

      а) ПРЕ- ПРИ

     б) НЕ-НИ

     в)приставок  ,заканчивающихся на З-С

    г)Ы-И после приставок.

                        СУФФИКСЫ

1ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ в СУФФИКСАХ НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ.

2 КРОМЕ

          а)Н-НН  в прилагательных,причастиях,наречиях.

          б)О-Ё  после шипящих

          в)ЧИК- ЩИК в существительных

          г)ЕК-ИК,ЕЦ-ИЦ в существительных

          д)К-СК в прилагательных.

3.Формирование новых умений, навыков, выработка и составление алгоритма действий в правописании приставок и суффиксов.

А) работа по карточкам, работа по слайдам.

Отметьте ошибочные написания.

1расценивать  2 сдесь  3 расклеить  4 зблизить  5 восдать  6 расстащить  7 безправный

8 исдёрганый  9 взобраться  10 изморось  11 разчувствоваться  12 изтлеть  13сдание

  ВЫПИШИТЕ СЛОВА С ПРИСТАВКОЙ НА – С.

1во..звание 2 ра..задорить 3 бе..связно  4 бе..заветный  5 и..сохнуть  6 ра..зудеться

7 ра..счётливый  8бе..земельный  9 бе..срочный  10 и..вратить  11 во..становить

В КАКИХ НОМЕРАХ ПИШЕТСЯ ПРИСТАВКА –ПРЕ?

1пр.следовать(противника) 2 пр.рвать (разговор) 3 пр.двинуть(стул) 4 пр.открыть(окно)

5 пр.высил(скорость) 6 пр.вокзальная(площадь) 7 пр.ступить(к работе) 8

пр.одолеть(трудности) 9 пр.одолеть пр.пятствие 10 пр.непри.ятное(известие)        

11пр.градить(дорогу) 12 пр.шить(пуговицу) 13пр.спокойно(спать) 14 пр.ломление(лучей)

15 пр.амурский(регион)  16 пр.встать(со стула) 17 пр.вратиться(в лёд) 18 пр.стиж

19 пр.вязанность 20 пр.вышение(полномочий) 21 пр.водной(ремень) 22 пр.важный(вид)

1. Суффикс –чик-  пишется после буквы:

1. ж.

2. г.

3. с.

2. Буква Ч пропущена в слове:

1. свар..ик

2. воз..ик

3. перепис..ик

4. ракет.ик

5. перебеж..ик.

3. Буква Щ пропущена в слове:

1. свериль..ик

2. объезд..ик

3. рассказ..ик

4. бан..ик

5. сбор..ик

4. Чтобы правильно написать гласную букву в суффиксах –ек и –ик, надо:

1. подобрать однокоренное слово, в котором гласный звук под ударением.

2. просклонять существительное

3. определить, какая согласная буква находится перед суффиксом.

5. Суффикс –ек есть в слове:

1. конч..к

2. остаточ..к

3. стульч..к

6. Буква Е пропущена в слове:

1. перебежч..к

2. горош..к

3. перч..к

4. тракторщ..к

5. дружоч..к

Тест.

1. В каком слове пропущена буква с?

а) дерз..кий

б) абхаз..кий

в) близ..кий

г)мерз..кий

2. В каком слове пропущена буква ц?

а) узбек..кий

б) таджик..кий

в) слова..кий

г) тюрк..кий

3. В каком слове пишется суффикс -ск-?

а) елец..ий

б) француз..ий

в) казац..ий

г) рез..ий

4. в каком слове пропущена одна буква с?

а) оде(с, сс)кий

б) черка(с, сс)кий

в) уэль(с, сс)кий

г) дама(с, сс)кий

5. В каком слове пропущен ъ?

а) гаван..ский

б) рязан..ский

в) тайван..ский

г) латин..ский

6. В каком слове ъ не нужен?

а) июн..ский

б) дьявол..ский

в) апостол..ский

г) чемпион..ский

7. В каком слове пропущена буква и?

а) лазор..вый

б) милост..вый

в) алюмини..вый

г)  тюлен..вый

8. В каком слове пропущена буква е?

а) вежл..вый

б) затейл..вый

в) причудл..вый

г) эмал..вый

9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) гряз..вой, марл..вый, участл..вый

б) услужл..вый, забывч..вый, куч..вой

в) плох..нький, настоя..вый, фасон..стый

г) зареч..нский, насмешл..вый, лег..нький

Б) работа над упражнением в учебнике(карандашом)

В)Индивидуальная работа (по карточкам)

1. Бледн..ватый, рыж..ватый, дар..витый, глуп..ватый, вити..ватый, дом..витый, дик..ватый, аляп..ватый, кедр..ватый, син..ватый, плод..витый, род..витый, яд..витый, рубц..ватый, скуп..ватый, прост..ватый, замысл..ватый.

2. Печор..нский, молчал..нский, благовещ..нский, рождеств..нский, пенз..нский, во..нский, керч..нский, элл..нский, химк..нский, наш..нский, сестр..нский, кладбищ..нский, гагр..нский, нищ..нский, мытищ..нский, зареч..нский, ялт..нский, грозн..нский, соч..нский, фрунз..нский, ельн..нский.

Г) тестовая работа с разным уровнем сложности.

Пишется Н в слове:

  1. очище..ый; (экземпляр);
  2. решё..ый (вопрос);
  3. переписа..ая (биография);
  4. жаре..ая (рыба);
  5. ране..ый (боец).

Пишется НН в слове:

  1. иллюстрирова..ая (книга);
  2. кова..ый (подсвечник);
  3. кваше..ая (капуста);
  4. нечая..ая (радость);
  5. нежда..ый (гость).

Допущена ошибка в написании слова:

  1. избалованый (ребенок);
  2. невиданный (урожай);
  3. раненый (в прошлом году медведь);
  4. крашеный (пол);
  5. огороженный (участок).

Пишется Н в слове:

  1. безнравстве..ый (поступок);
  2. петуши..ый (характер);
  3. воздела..ый (участок);
  4. вяза..ый (шарф);
  5. белокоча..ая (капуста).

 Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных

            Обведите номера правильных ответов.

1. Одна буква Н пишется:

    1) в суффиксах кратких страдательных причастий;

    2) в суффиксах кратких прилагательных;

    3) в суффиксах кратких прилагательных во множественном числе, если они образованы от

    глаголов с суффиксом -ова-.

2.Правильно объяснено условие выбора Н и НН
в предложении:

  1. Он исключен (кр.прич.) из школы.
  2. Деньги давно истрачены (кр.прич.).
  3. Мы были взволнованы (мн.ч.) произошедшим.

3.Пишется Н в слове в предложении:

  1. Его роль насыще..а цитатами.
  2. Интересна и насыще..а их жизнь.
  3. Ее представления о жизни очень возвыше..ы.

4.Пишется НН в слове в предложении:

  1. Девочка укута..а в одеяло.
  2. Ее движения были скова..ы.
  3. Помещение было загромождено мебелью.

5.Допущена ошибка в слове в предложении:

  1. Поле было засеяно кукурузой.
  2. Девочка была рассеяна.
  3. Все ошибки были исправлены.

6.Допущена ошибка в слове в предложении:

  1. Ее слова были искренни.
  2. Эти блюда были приготовленны вчера.
  3. Движения танцоров были медленны.

4.Рефлексия, подведение итогов.

     Распределительный диктант: пре-при; приставки на з-с; о-ё,е после щипящих. Суффиксы чик-щик; ек-ик; ец-иц ; н-нн

4.Выставление оценок, инструктаж по домашнему заданию.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии

С помощью презентации учащиеся могут систематизировать и повторить материал по фонетике, графике и орфографии...

Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография

Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе  в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия п...

Повторение и обобщение темы "Фонетика. Орфография.Графика."

Данный урок предназначен для повторения и обобщения изученного по теме "Фонетика. Орфография. Графика" в 5 классе по учебнику русского языка под редакцией Ладыженской и Баранова....

урок русского языка "Повторение и обобщение знаний по разделу "Словообразование и орфография"

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе. Тип урока - повторительно-обобщающий, форма урока - игра "Умницы и умники 5 класса".базовая технология - игроваяЦели урока:- закрепление получе...

Повторение и обобщение темы «Фонетика. Орфография. Графика»

Повторить, обобщить и систематизировать изученное в разделах: «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия». Умение проводить фонетический анализ текста. Совершенствовать знания, полученные учащимися....

УРОК-ПОВТОРЕНИЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений.

Повторение и обобщение методов решения линейных и квадратных уравнений....

Тема: Повторение и обобщение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». «Путешествие по стране знаний: Морфемика и Орфография»

Цели:  - повторить, закрепить  и обобщить знания по данному разделу; - формирование навыка грамотного письма...