Повторение и обобщение изученного по теме: Словообразование и орфография
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Кожевникова Евгения Александровна

Данный учебный материал может быть использован на уроках русского языка в 6 классе  в рамках повторения и обобщения по теме; Словообразование и обобщение. Сам урок постороен в форме путешествия по станциям по маршрутным листам с заданиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Повторение и обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография»

Если нет охоты учиться - учение мучительно и бессмысленно.

К.Д.Ушинский

Цели:

Образовательные: 

Закрепить умения по правописанию приставок ПРЕ-,ПРИ-, гласных, чередующихся в корнях, букв И-Ы после приставок на согласную, соединительных О-Е в сложных словах,

Формировать навык правильно определять способы образования слов

Развивающие:

Развивать у учащихся интерес к русскому языку, углублять их творческий потенциал

Воспитательные: Воспитывать такие личностные качества как смекалка, фантазия, коллективизм

Класс – 6

Предмет – русский язык

Тип урока: урок-путешествие по станциям

Применяемая технология: игровая технология

Оборудование: мультимедийный проектор,  компьютер, маршрутные листы

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, постановка цели.

1)Терминологический диктант (1ученик  работает у доски)


Морфема, окончание, корень, приставка, суффикс, словообразование, сложение, сокращение, изменение, чередование, состав, разбор, правописание, орфограмма.
(14 слов).

Проверка проведенной работы и дополнительные вопросы к работающему  у доски:

- Какой темой объединены термины? (ответ – слово из диктанта)

- Что изучает словообразование? Оценка

- Слово “орфограмма” было уже в терминологических диктантах по “фонетике”, “лексике”. Не лишнее оно здесь? (Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, уметь находить морфемы и точно определять границы между ними.)

- Тема нашего урока: “Обобщение изученного по теме «Словообразование и орфография».  Перед нами стоит цель повторить, обобщить, отработать орфограммы, которые мы изучили в процессе знакомства с темой «Словообразование и орфография» : способы образования слов; правописание чередующихся гласных;  гласных и, ы после приставок; е, и в приставках пре, при; написание сложных слов, употребление сложносокращенных слов.

3. Обобщение изученного по теме.

На уроке мы совершим виртуальное путешествие по станциям. Разрешением  двинуться в путь будет правильное выполнение следующего задания. (Выдаются маршрутные листы- приложение )

 I. Старт. Работа со стихотворными текстами

Живут слова единою семьёй
И от р
одных корней берут начало.
Р
астет язык наш бесконечно молодой.
Так будет впр
едь, так исстари бывало.
(Вс. Рождественский.) 

- Прочитать выразительно, доказать, что это стихотворный текст.

- В какой строчке выражена основная мысль?

- Объяснить лексическое значение слов “впредь”, “исстари”.

I вариант: вставить пропущенные буквы, указать, в какой части слова сделан пропуск

II вариант: сделать таблицу, распределив слова по соответствующим столбикам, озаглавить

Выводы:

I вариант  — в какой части слова пропущены буквы?

II вариант — как озаглавили таблицу?

Продолжение работы по вариантам.
I вариант — образовать формы слова “растёт”.
II вариант — подобрать к этому же слову однокоренные слова.

Почему такое разночтение корней? Какие ещё корни с чередованием А-О мы узнали в 6 классе? Повторить правила.

II. Станция «Узнай и напиши»

Задание: узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите, обозначив орфограмму.

1. Выцвести, потерять окраску. (Выгореть.)
2. Слегка дотронуться до чего-нибудь.
(Прикоснуться.)
3. Приобрести загар.
(Загореть.)
4. В математике: прямая, имеющая общие точки с кривой, но не пересекающая ее.
(Касательная.)
5. Смуглый от загара.
(Загорелый.)
6. Сгореть до конца, погаснуть.
(Догореть.)
7. Масло, добываемое из растений.
(Растительное.)
8. Догадка, предварительная мысль.
(Предположение.)
9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью.
(Изложение.)

слайд проверка

Физкульминутка

Мы топаем ногами. Топ, топ, топ(ходьба на месте) 

Мы хлопаем руками. Хлоп, хлоп, хлоп (хлопки в ладоши)

 Качаем головой (наклоны головы влево, вправо).

 Мы руки поднимаем (руки вверх).

 Мы руки опускаем (руки вниз).

 Мы руки разведем (руки в стороны).

 И побежим кругом (бег на месте).

  

 III. Станция “Новые слова”

Прежде вспомним, какие способы образования новых слов в русском языке вам известны?

(Предполагаемые ответы: приставочный, суффиксальный, сложение (основ и целых слов), бессуфиксный, сложение сокращенных основ, переход из одной части речи в другую).

Задание: определите, как образованы следующие слова, поставив против каждого из слов номер способа словообразования.

летчик

электровоз

престранный

преподнести

птицефабрика

учительская

выход

кресло-кровать

ВВС

турпоход

подоконник

сероватый

1.приставочный

2.суффиксальный

3.приставочно-суффиксальный

4.сложение (основ и целых слов)

5.бессуффиксный

6.сложение сокращенных основ

7.переход из одной части речи в другую

IV. Станция “Орфографическая”

1)Задание: вставить пропущенные буквы и определить, на какое правило даны примеры.        

лед..ход

везд..ход

черн..морец

земл..коп

пеш..ход

вод..пой

песн..пение

земл..делие

хлеб..резка

2)Экспресс-тест

 Обведите кружочком номера слов, в которых после приставок  следует писать Ы

Раз..скивать 2. Сверх..дейный 3. Без..скусный 4. Раз..грать 5. С..скать 6. Сверх..нтересный

7. Меж..институтский 8. Без..мянный 9. Под..скать 10. Раз..грать

Ответы: 1,3,4,5,8,9,10

 

V. Станция “Шифровальная”

Участники команд должны расшифровать аббревиатуры
(сложносокращенные слова)

Завхоз

МХАТ

ТЮЗ

Спецкор

Универмаг

юннат

VI.  Станция “Лингвистическая”  

Дети получают карточку с предложениями, из которых следует составить связный текст, озаглавить его, определить тип и стиль текста.

Рассвет тяжело разгорался над городом.

В самом разгаре стремительное лето.

За окном легко несутся облака, солнце горячими пятнами лежит на куполах. Летает обильный пух от одуванчиков.

Нева шла громадой железной воды, волны грозно рокотали около мостовых, в домах горели свечи.

VII. Финиш-

Заключительное слово учителя:

Итак, закончился наше путешествие.  Вы показали хорошие знания по теме.

4. Рефлексия.

Какие вопросы показались вам особенно интересными?
Какие вопросы вызвали затруднения?
Как вы думаете, что нужно еще повторить вам самим, чтобы запомнить?

5. Домашнее задание.

 Составить словарный диктант( объем 15-20слов) на следующие пройденные орфограммы: сложносокращенные слова, правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-,

И и Ы после приставок, проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

конспект с презентацией "Повторение по теме "Словообразование и орфография"

Разработка позволяет повторить раздел русского языка "Словообразование и орфография". В презентации представлены таблицы обобщающего характера, на основе которых дети легко и быстро вспомнят все изуче...

Урок – практикум Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6 класс)

Цели урока:- повторить орфограммы, изученные в разделе «Словообразование и орфография», условия их выбора, опознавательные признаки;- формировать умение применять изученное на практике;- привива...

Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)

Тест Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» (6класс)...

«Систематизация и обобщение знаний по теме «Словообразование. Морфемика. Орфография»

Повторение и обобщение знаний по теме «Словообразование и орфография»...

Урок « Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография»)( не ФГОС)

« Путешествие по стране русского языка» (повторение по теме «Словообразование» и «Орфография») Дети любят приключения, и именно это их ожидает на данном уроке. Задания простые, доступные каждому учени...

УРОК – ПРАКТИКУМ по русскому языку в 6 классе по теме «Словообразование и орфография»

Цели урока:повторить орфограммы, изученные в разделе "Словообразование", условия их выбора, опознавательные приметы;формировать умение морфемного и словообразовательного разбора; применять и...