УРОК – ПРАКТИКУМ по русскому языку в 6 классе по теме «Словообразование и орфография»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Пашкова Татьяна Ивановна

Цели урока:

повторить орфограммы, изученные в разделе "Словообразование", условия их выбора, опознавательные приметы;

формировать умение морфемного и словообразовательного разбора; применять изученное на практике;

прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

Оборудование:

конверты с заданиями, таблица в виде кроссворда, карточки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_6_kl_slovoobrazovanie.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ПРАКТИКУМ

по русскому языку

в 6 классе

по теме

«Словообразование

и орфография»

Урок-практикум в 6 классе

Повторение изученного по теме "Словообразование и орфография". 

Цели урока: повторить орфограммы, изученные в разделе "Словообразование", условия их выбора, опознавательные приметы; формировать умение морфемного и словообразовательного разбора; применять изученное на практике; прививать детям интерес к изучению русского языка, любовь к русскому слову.

Оборудование: конверты с заданиями, таблица в виде кроссворда, карточки.

 Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Беседа с классом.

-Какой раздел науки о языке изучает способы образования слов? (словообразование)

- Какие способы словообразования мы знаем? (приставочный, суффиксальный, приставочно – суффиксальный, бессуффиксный – морфемные; сложение основ слов, сложение целых слов, сложение сокращенных основ, переход одной части речи в другую)

-А какая наука учит нас правильно писать слова? (орфография)

- Что изучает этимология? (происхождение слов)

- Сегодня мы повторим орфограммы, изученные в разделе "Словообразование", вспомним условия их выбора, будем применять изученное на практике.

(Запись темы урока)

III. Практикум (Работа по заданиям)

1 задание «Корни» 

- Узнайте слово по толкованию лексического значения, запишите его, обозначив орфограмму.

1. Масло, добываемое из растений. (растительное)

2. Выцвести, потерять окраску. (выгореть)

3. Слегка дотронуться до чего-нибудь. (прикоснуться)

4. Приобрести загар.(загореть)

5. Нежно дотрагиваться (прикасаться)

6. Смуглый от загара. (загорелый)

7. Догадка, предварительная мысль.(предположение) или свернуть лист (сложить)

9. Что-то описывать, передавать устной или письменной речью. (излагать)

10. Закрывать дверь на замок (запирать)

Вопросы классу:

-В какой части слова (морфеме) находится данная орфограмма?

-Что такое корень? Дайте определение.

-А как вы думаете, может ли существовать слово без корня?

- Найдите такое слово: вылить, сделать, набрать, вынуть, свернуть. (на доске)

2 задание: Распределительный диктант.

В левый столбик выпишите слова с приставкой при- , а в правый  -  с приставкой пре-

Пр..интересный рассказ, пр..держиваться за край стола, пр..вокзальная площадь, пр..ехать на поезде, неожиданная пр..града, пр..миленький ребенок, пр..поднять тяжелый шкаф, пр..мчаться сломя голову, пр..красное настроение, пр..ступить к делу, пр..зреть сироту, пр..бывать в санатории, предать друга, пр..клониться  головой, мой правопр..мник.

(придерживаться за край стола, привокзальная площадь, приехать на поезде, приподнять тяжелый шкаф, примчаться сломя голову, приступить к делу, призреть сироту, приклониться  головой,

преинтересный рассказ, неожиданная преграда, премиленький ребенок, прекрасное настроение, пребывать в санатории, предать друга, мой правопреемник.)

Физкультминутка. Игра «Ассоциации» (показать то, что написано на карточке)

3 задание: Составьте три предложения или текст на тему "Футбольный матч", используя словосочетания: сверх..нтересная игра, великолепно с...граться, под...тожить результаты.

-Графически обозначить орфограммы.

-Вспомните еще слова (с «интересными» приставками) на данную орфограмму (дезинфекция, суперигра, предынфарктный, изысканный, )

Игра "На вершине горы".

4 задание: Заполните таблицу словами.

л

у

н

о

х

о

д

п

ч

е

л

о

в

о

д

о

б

щ

е

ж

и

т

и

е

б

е

н

з

о

з

а

п

а

с

м

о

р

е

п

л

а

в

а

т

е

л

ь

1. Путешественник по морям

2. Запас бензина

3. Помещение для совместного проживания людей

4. Человек, занимающийся пчеловодством

5. Аппарат, передвигающийся по луне

- Вот мы и добрались до вершины горы!

- Как называются эти слова "? ( Сложные слова)

- Как называются гласные, соединяющие части сложного слова? ( Соединительные)

- В каких случаях пишется соединительная -е-, а когда -о-? (-е-после мягких согласных, шипящих и ц, а -о – после твердых согл.)

5  задание.  Восстановите словообразовательные цепочки ( в конверте)

Безобидность – (         безобидный -         обидный        )        - обида

Переделанный - (        переделать        )         делать

Бесконечный - (         конечный        )          конец

6  задание.  Морфемный разбор слов (как реализация домашнего задания)

1) Летчик, парашютистка, птицефабрика, сотрудник, пасынок, правнучка

2) Разговорчивость, беспринципный, земледелие, мячик, огурчик, баснописец, сбербанк, РОСГОССТРАХ

3) Преподнести, извини, обереги, защити

IV  Подведение итогов

V. Домашнее задание: (по выбору)

1. Составить карточку на тему «Словообразование и орфография», например, словарный диктант (15 – 20 слов)

2. Составить карточку на тему «Словообразование и орфография», например, составить связный текст, используя слова с изученной орфограммой.

3. Составить тест (5- 7 заданий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока - практикума по русскому языку для 11 класса.

Разработка урока практикума - по русскому языку и информатике для 11 класса....

Контрольная работа по русскому языку 6 класс по теме "Словообразование " (программа Разумовской)

Контрольная работа теме "Словообразование" для 6 класса 2 варианта...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» (10 КЛАСС)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Практикум по русскому языку» разработана для 10 классов на основе программы по русскому языку 10-11 класс под редакцией Н.Г.Гольцовой (М.: «Русск...

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография» Святое слово «МАМА»

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография»Святое слово «МАМА»...

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография» Святое слово «МАМА»

Урок - поздравительная открытка русского языка 6 класс «Словообразование и орфография»Святое слово «МАМА»...

Открытый урок на РМО. Урок-практикум по русскому языку в 9 классе «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения–рассуждения 9.3»

Структура написания сочинения (написание определения, первого и второго аргументов в сочинении 9.3)...