Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Нешта Роза Газизовна

Для того чтобы познакомить детей с удивительным сказочным языком, показать, какими художественными приемами и средствами создается «сказочная обрядность» и достигается та прозаическая ясность языка волшебных сказок, которая не перестает восхищать при каждом обращении к тексту народных сказок, мы проводим «Лингвистическую экспедицию в страну Сказочного Языка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка

Для того чтобы познакомить детей с удивительным сказочным языком, показать, какими художественными приемами и средствами создается «сказочная обрядность» и достигается та прозаическая ясность языка волшебных сказок, которая не перестает восхищать при каждом обращении к тексту народных сказок, мы проводим «Лингвистическую экспедицию в страну Сказочного Языка».

Форма экспедиции выбрана с учетом характера заданий, многие из которых включают элементы поиска, исследования. Выполнение заданий позволяет ученикам увидеть некоторые языковые особенности русских народных волшебных сказок: употребление синонимов, антонимов, постоянных эпитетов, гипербол, сказочных выражений, использование большого числа слов с суффиксами субъективной оценки, преобладание предложений с особым порядком слов, повторением одного и того же глагола для указания на продолжительность действия, употребление настоящего времени в значении  прошедшего и др.

Цель нашей экспедиции — сочинить самим не менее трех сказок. Адрес экспедиции — сказка — дает возможность использовать некоторые атрибуты этого вида устного народного творчества: троекратные повторы (три этапа экспедиции), загадки, которые предлагают героям Баба-Яга, Дед-Всевед, объявления (указы) о начале экспедиции, о ее результатах и т. п.

Работа проходит как игра-соревнование между рядами. Судьями выступают Дед-Всевед (учитель) и Главный Сказочник.

Задолго до начала лингвистической экспедиции вывешивается сказочный указ.

Указ тридесятого царства, небывалого государства.

Если в тебе горит огонь сказочного путешественника-исследователя и живет желание узнать, понять и разгадать сказочные тайны, если ты мечтаешь открыть неизведанные сказочные вершины и разгадать белые пятна на карте страны Сказочного Языка,— приглашаю тебя принять участие в «Лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка» (указывается место, дата, час).

Его Величество Сказочный Язык.

К началу лингвистической экспедиции в классе может быть выпущена специальная газета «Загадки страны Сказочного Языка», оформлена выставка детских рисунков, творческих работ, альбомов с собранными материалами, наглядных пособий, изготовленных детьми, и т. д.

Первый этап лингвистической экспедиции «В гостях у сказочного Деда-Всеведа».

Задания первого этапа рассчитаны на индивидуальное выполнение в присутствии Деда-Всеведа. Он передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца — здесь проявляется фантазия организаторов экспедиции) и после выполнения учениками проверяет работы, определяет ряд-победитель. Ответы учащихся на специальном занятии анализируются, отмечаются лучшие работы, подводятся итоги.

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Сегодня мы начинаем путешествие в удивительную страну Сказочного Языка. Много интересных приключений произойдет с нами. Немало препятствий устроили нам на пути сказочные герои, но смекалка, находчивость, любовь к сказочному языку, я надеюсь, помогут нам.

Все сказочники готовы к путешествию. Узнав об этом, к нам на занятие кружка прибыл Его Величество Сказочный Язык. Глубоко уважаемый Сказочный Язык, разрешите приветствовать Вас от имени всех Ваших истинных ценителей, а у нас их немало. Прошу Вас разрешить отправиться в экспедицию всем желающим проникнуть в прекрасный сказочный мир.

Сказочный Язык. Юные сказочники! Впервые в сказочной истории так много любителей сказочного языка одновременно собираются прибыть в мою страну. От всей души я приветствую вас, пытливых, находчивых, остроумных, желающих проникнуть в необычайно интересные, близкие и далекие уголки страны Сказочного Языка. Я не только разрешаю посетить мою великую страну, но и с нетерпением ожидаю вас у себя. Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов приготовили для вас много сюрпризов. Не менее увлекательным будет путешествие на мыс Загадок. Кажется, вы собираетесь подняться и на сказочное Суффиксальное плоскогорье?

Главный Сказочник. Да, Ваше Величество. Намерены мы проникнуть и в сказочную пещеру Архаизмов. Нам очень хочется узнать смысл старых сказочных слов, которые хранятся в глубине этой пещеры. Мы думаем, что самыми увлекательными будут самостоятельные путешествия. Каждый сказочник может выбрать самый дальний уголок страны и со своими друзьями отправиться туда,

Его Величество Сказочный Язык. О, в моей стране много неисследованных уголков: архипелаг Эпитетов, долина Сказочных Выражений, остров Сказочного Времени, озеро Пословиц и Поговорок ждут юных сказочников. Их заметки, сказочные дневники будут интересным и важным материалом для потомков.

Главный Сказочник. Дорогие, сказочники! Вы знаете, какой магической силой обладает в сказке число 3, поэтому лингвистическая экспедиции в мир удивительной страны Сказочного Языка будет проходить в три этапа. На первом этапе сказочный Дед-Всевед проверит, насколько хорошо подготовлены все вы к путешествию по стране Сказочного Языка. На втором этапе Бабушка-Яга предложит вам свои мудрые языковые сказочные загадки. Третий этап проводится по просьбе Несмеяны. Василисы Премудрой и Шабарши. Они предлагают вам написать три новые сказки: одну— веселую, чтобы рассмешить царевну Несмеяну, другую — сказку-загадку, чтобы Василиса Премудрая поломала над ней голову, и третью... А о чем третья, будет сказано позже, когда все справятся со сказочными заданиями.

Победителей ждут награды. Во время нашего путешествия по стране Сказочного Языка будет работать сказочное справочное бюро Деда-Всеведа, в которое вы можете обратиться с любым непонятным вопросом. Оценивать вашу работу будет специальное сказочное жюри, а которое войдут Дед-Всевед, Баба-Яга, царевна Несмеяна с Василисой Премудрой и Шабарша. А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.

Главный сказочный глашатай читает оформленный как грамота указ о начале первого этапа лингвистической экспедиции. Сказочный Дед-Всевед приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить Академию Сказочных Наук, отдел загадок страны Сказочного Языка, где вас ждет много удивительных открытий и сюрпризов.

Дед-Всевед. Добро пожаловать, юные сказочники, в Академию Сказочных Наук! Жители сказочных городов Синонимов и Антонимов, архипелага Эпитетов, долины Сказочных Выражений приготовили для вас немало языковых загадок, над которыми давно бьются сказочные маги и волшебники. Они попросили меня прочитать вам эти загадки. Может быть, вы раскроете какие-то сказочные тайны, узнаете смысл старых сказочных слов, которые хранятся в глубине пещеры Архаизмов. Вы разобьетесь на три группы. Посмотрим, какая группа быстрее разгадает мудрые языковые загадки, в какой группе больше знающих, находчивых и остроумных юных сказочников. Группу-победительницу ждет награда. Кроме того, мы проведем конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника. Дерзайте, юные любители сказочного языка!

Дед-Всевед передает содержание заданий (заранее пишет на доске, оформляет на особой грамоте, достает из златокованого ларца).

Задания для первого этапа лингвистической экспедиции

I. В приведенных ниже примерах выделите слова и предложения, которые обычно употребляются в сказках. Объясните значение каждого из них.

1. Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон — и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать.

2. Ехали по долам, по горам, по зеленым лугам и приехали в дремучий лес; в том лесу стоит избушка на курьих ножках, на бараньих рожках, когда надо — повертывается.

3. Долго ли, коротко ли, низко ли, высоко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается — приехал он в царство змеиное, убил царя-змея, освободил из неволи прекрасную королевну и женился на ней; после того воротился домой и стал с молодой женою жить-поживать да добра наживать.

4. Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели-летели и спустились как раз у того дремучего леса, где своих добрых коней покинули.

II. В сказках вы не раз встречали слова, которые теперь или не употребляются, или употребляются очень редко. Объясните, как вы понимаете такие слова: ведать, посулить, дол (по горам, по долам), грош (коза-дереза поет, что она за три гроша куплена), промеж (промеж себя).

III. Объясните значение выделенных слов в приведенных ниже предложениях.

1. Не стали старик со старухой его удерживать да отговаривать, снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу.

— Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего ты, черный ворон, встрепенулся? Почему ты, черный пес, ощетинился? Или чуете вы, что Иван - крестьянский сын здесь? Так он еще не родился, а если и родился, так на бой не сгодился: я его одним пальцем убью!

— Спасибо,— говорит,— прохожему человеку. С мечами нам куда сподручнее биться будет!

IV. Найдите в правом столбце слова и выражения, которыми можно объяснить значение выделенных сочетаний,

1. Воротился Иван-царевича, — Что, хозяин, царевич в свои палаты

невесел, ниже плеч буйну голову повесил,

2. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства — такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать.

3. Здравствуйте, молодцы! Куда путь держите? Чинишься, а мне правды не сказываешь?

4. Царевичи принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их.

5. Едем мы, бабушка, на реку Смородину, на калиновый мост...

V. Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

1. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу

во двор и упала у красного крыльца.

2. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек чтобы пособили им ткать ковры.

3. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.

VI. В русских народных сказках некоторые прилагательные как бы навсегда прикрепляются к существительным, становятся постоянными определениями (эпитетами): молодец всегда добрый, девица— красная, поле — чистое. Какие определения употребляются при словах ночь, небо, трава, вода, леса, реки, горы, пески, конь?

VII. Найдите постоянные эпитеты к существительным в следующих предложениях,

1. — А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие лука и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.

2. Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые.

3. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым поплыли по озеру белые лебеди.

4. Вышел он (Иван-царевич) к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит-издыхает щука-рыба.

5. — Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец?

VIII. В сказках часто встречаются характерные для них повторы, иногда синонимические: путь-дорога, хитрей-мудрей, бить-колотить, ждать-пождать. Выделите подобные сочетания в приведенных ниже предложениях и определите, какой частью речи они выражены.

1. Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть...

2. Снарядили они (старик со старухой) всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братьи дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью, сели на добрых коней и поехали.

3. Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут.

4. Плохо пришлось Ивану: чудо-юдо свистом его оглушает, огнем его жжет-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет.

5. Поутру рано Иван встал, начал одеваться-обуваться.

6. Захотят братья полежать отдохнуть — тут-то их и спалит огнем.

IX. К выделенным словам найдите синонимы в предложениях правого столбца, Какой частью речи они являются?

1. — Ква-ква, Иван-царевич — говорит лягушка-квакушка,— что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?

2. — Не тужи, Иван-царевич! Ложись лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

3. — Как мне не печалиться? — ответил царевич, — говорит квакушка,— почему так печалишься? Иль услышал от отца своего слово недоброе? — Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее. — Как мне не кручиниться? — отвечает Иван-царевич,— Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай мягкого белого хлеба.

4. Взяла она... замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрашен каравай разными узорами мудреными.

5. Долго ли шел, коротко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается,— две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал.

6. Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым. Иван-царевич,— Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый.

...обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз—хитрые узоры идут. Шел-шел, третьи пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор.

Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил...

X. Найдите противоположные по смыслу слова (антонимы), выделите среди них антонимы разнокоренные (день — ночь, добро — зло) и образованные от одного корня при помощи отрицательной частицы не (добрый — недобрый, счастье — несчастье).

1. Долго ли, коротко ли ехали — увидели яблоньку.

2. Много ли, мало ли проехали — вдруг небо потемнело, ветер завыл, земля загудела.

3. Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

 Эх, Иван-царевич,— говорит старичок,— зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее снимать было!

— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

XI. В сказках часто неодушевленные предметы наделяются признаками живого существа. Найдите в сказке «Пузырь, соломинка и лапоть» неодушевленные имена существительные, которые выступали бы как одушевленные.

Жили-были пузырь, соломинка и лапоть. Пошли они а лес дрова рубить, дошли до реки, не знают, как через реку перейти?

Лапоть говорит пузырю:

— Пузырь, давай на тебе переплывем?

— Нет, лапоть, пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, а мы перейдем по ней.

Соломинка перетянулась. Лапоть пошел по ней, она и переломилась. Лапоть упал в воду, а пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул!

Второй этап лингвистической экспедиции «Загадки старой Бабушки-Яги».

Задания второго этапа являются более сложными, они требуют работы с текстом, наблюдения над которым позволяют подобрать достаточное количество примеров и сделать выводы. Эти задания предлагаются для Домашнего выполнения; отчитывается не каждый в отдельности, а вся группа в целом, то есть на основе индивидуальных ответов составляется один общий, который вырабатывается предварительно на сборе группы. Ученики могут выполнять некоторые задания небольшими группами, совместно. Оформленные ответы (внешне и по содержанию они, например, могут быть представлены в виде письма Бабушке-Яге, от имени которой будут даны задания) проверяются, оцениваются, публично анализируются.

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Первый этап лингвистической экспедиции закончился. Сказочное жюри в составе сказочного Деда-Всеведа, Бабушки-Яги, царевны Несмеяны с Василисой Премудрой, Шабарши проверили ваши работы, отметили лучшие среди них. А теперь я предоставлю слово сказочному Деду-Всеведу, который ознакомит нас с результатами первого этапа лингвистической экспедиции.

Сказочный Дед-Всевед. Юные сказочники! Сказочное жюри проверило ваши работы. Вы оказали неоценимую услугу жителям сказочных городов Синонимов и Антонимов, архипелага Эпитетов, долины Сказочных Выражений, разгадав те языковые загадки, которые они вам предложили. Наиболее полно и правильно ответили юные сказочники ... группы, которая и стала победительницей первого этапа лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка.

Кроме этого, был проведен конкурс на самого знающего, находчивого и остроумного юного сказочника. Им оказался ... Ему вручается диплом почетного члена Академии Сказочных Наук.

Главный Сказочник. А теперь я предоставляю слово главному сказочному глашатаю.

Главный сказочный глашатай читает указ (оформленный как грамота) о начале второго этапа лингвистической экспедиции.

Указ тридесятого царства, небывалого государства

Старая Бабушка-Яга приглашает всех истинных ценителей сказочного языка посетить диковинную избушку на курьих ножках, что стоит в дремучем лесу, где вас ждет много интересных сказочных загадок.

Главный Сказочник. Интересное и увлекательное путешествие предстоит совершить нам, дорогие сказочники. Большой чести удостоила нас с вами Бабушка-Яга. Ведь даже не все сказочные герои побывали в ее диковинной избушке. Придется нам с вами быть очень внимательными и осторожными. А теперь, как говорится, в путь-дорогу. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, но вот мы, наконец, и оказались в дремучем лесу около избушки на курьих ножках, Но как же войти в эту избушку? Наверное, нужно знать какие-то волшебные слова? Может, кто-нибудь из вас знает их?

Ученик. По чудесному заклятию «Стань к лесу задом, а ко мне передом» избушка повернется к нам, и мы сможем войти в нее.

Главный Сказочник. Избушка, избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом. Вот видите, избушка повернулась, и мы можем в нее войти.

Бабушка-Яга. Фу, фу, фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано. Нынче русский дух сам ко мне пожаловал. Заходите, заходите, юные сказочники. Много мне о вас рассказывали и Его Величество Сказочный Язык, и Дед-Всевед. и всякие звери и птицы, что находятся у меня в услужении. Хочу и я вас испытать. Много у меня накопилось сказочных загадок, которые нужно разгадать. Все загадки мудрые, придется вам над ними как следует подумать, заглянуть в волшебные сказочные книги. Слышала я, что вы разделились на три группы и соревнуетесь, кто лучше и быстрее разгадает загадки. Поэтому дам я вам три грамотки с одинаковыми заданиями, и посмотрим, кто быстрее на них ответит. Прилететь к вам я. Не смогу, да и в избушке меня не будет, поскольку, хочу я еще раз облететь белый свет, так что ответы свои пришлите мне в письме на имя Бабушки-Яги, чтобы я смогла их проверить и дать вам ответ. А вот вам и три грамотки с заданиями.

Представителям от каждой группы вручаются грамотки с заданиями. Задания могут быть следующими.

I. Вы знаете, что буква ф встречается в основном в заимствованных словах. Попытайтесь найти слова с этой буквой в русских народных сказках. Удалось ли вам это? Нет ли в сказках других заимствованных слов? Почему?

II. В сказках очень часто встречаются гиперболы (преувеличения). Приведите примеры гиперболического ускорения или удлинения времени. (Иван-царевич в сказке «Марья Царевна» от последней своей сестры добирается до Кощея пешком за неполных три дня, А когда едет назад, то путь его, видимо, длится неопределенно долго. Во всяком случае, конь Кощея дает своему хозяину много времени на отдых, прежде чем пуститься в погоню за Иваном-царевичем (можно поле пшеницей засеять, дождаться, когда созреет, убрать, перемолотить, хлебов напечь). В сказке «Иван Быкович» герои росли не по дням, а по часам.)

Приведите примеры гиперболически трудных сказочных заданий.

В сказке «Мудрая жена» царь дает дураку следующие задания:

Первое задание.

— Ну, коли ты сумел за одну ночь дворец поставить, ты построй к завтрашнему дню от своего дворца до моих палат мост — одна мостина серебряная, а другая — золотая.

Второе задание.

— Теперь сделай за единую ночь, чтоб по обе стороны моста росли яблочки, пели бы птицы райские да мяукали котики морские.

Третье задание.

— Ну, братец, коли ты так хитер, то сходи на тот свет к моему отцу-покойнику и спроси, где его деньги запрятаны.)

III. Назовите сказочные персонажи, целиком построенные на гиперболе.

(Объедало, Опивало, Мороз - Трескун.)

IV. 1. Назовите сказочные выражения, имеющие целью пробудить интерес слушателей, их внимание.

(«Это не сказка, а присказка; сказка будет впереди...»; «Это что за служба! Это — службишка, служба будет впереди...»; «Не плачь, не тужи; это еще не беда, беда впереди!»)

2. Приведите примеры сказочных выражений, определяющих образ сказочных персонажей или описывающих принадлежащие им предметы.

(«На поляне горит, в огне девица сидит, да такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать»; «Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом».)

3. Назовите сказочное выражение, посредством которого сказочник указывает на быстроту бега коня. («Выше леса стоячего, ниже облака ходячего»)

4. Назовите сказочные выражения, обозначающие длительность и неопределенность времени пути.

(«Долго ли, коротко ли»; «близко, ли, далеко ли»; «низко ли, высоко ли»; «далеким далеко, высоким высоко»; «скоро ли, долго ли»; «ни много, ни мало»; «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».)

V. Найдите в сказках слова с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными суффиксами. Для чего используются такие слова?

VI. Грамматическая основа предложения — это подлежащее и сказуемое.

Обычно подлежащее стоит перед сказуемым. Такой порядок слав называют прямым. Но может быть и другой порядок слов, когда подлежащее идет после сказуемого. Проверьте, какой порядок слов — прямой или обратный — чаще используется в сказках. Почему?

VII. В сказках часто настоящее время глагола употребляется вместо прошедшего. Почему? Подберите из сказок примеры на употребление времен. Бабушка-Яга, Лечу я недавно в ступе над дремучим лесом, вижу, идет Василиса и что-то шепчет про себя. Увидела она меня и говорит: «Бабушка-Яга, хочешь я тебе загадку загадаю?» Нельзя мне тогда было остановиться и послушать ее, но уж очень мне хотелось разрешить ее загадки. И решила я ее пригласить к себе в гости. Давайте, дорогие сказочники, вместе разгадывать загадки Василисушки. А вот и она сама пожаловала к нам.

Василиса Премудрая. Здравствуйте, Бабушка-Яга и вы, дорогие сказочники! Много трудных сказочных заданий приготовила я для вас, попробуйте справиться с ними. (Во время викторины продолжается соревнование трех групп).

Викторина

I. Назовите известные вам пословицы о сказке.

(Сказка — складка, а песня — быль. Сказка — ложь, а песня — правда. Сказка складом, песня ладом красна. Сказка вся, больше сказывать нельзя. Из сказки слово не выкидывается. Не за былью и сказка гоняется.)

II. Продолжите следующие присказки:

а) Было это дело на море, на океане, на острове Кидане стоит древо золотые маковки, по этому древу ходит кот Баюн ... (вверх идет — песню поет, а вниз идет — сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть. Это не сказка, а еще присказка идет, а сказка вся впереди).

б) Начинается сказка от Сивки от бурки, от вещей каурки. На море, на океане, на острове Буяне стоит ... (дуб зеленый, садись, кушай, мою сказку слушай).

в) А было это, голубчики, в старину ... (когда задумал дед Архип залезть на Луну; тогда сказки по воздуху летали, друг друга за крылышки хватали, а я за ними на золотом коне скакала да в мешок эти сказки собирала).

Ш. Продолжите следующие концовки:

а) Вот и сказка вся ... (больше врать нельзя);

б) Вот вам сказка ... (а мне бубликов связка);

в) Я там был ... (мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало);

г) Долго ли они жили — мне старики не говорили ... (знал про то один кот-колоброд, что сидел у ворот, да убежал кот в овес, коней сказки на хвосте унес!).

 

IV. Какими сказочными выражениями можно охарактеризовать Бабушку-Ягу, Змея, Ивана, Василису?

(Баба-Яга, костяная-нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает; доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух воочию является; Змей — чудо-юдо; Иван — добрый молодец-красавец, что ни в сказке сказать, ни пером написать; растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет; свистнет, гаркнет молодецким посвистом, богатырским покриком; Василиса — Золотая Коса, непокрытая краса.)

V. Какие заговорные сказочные формулы вы знаете?

(«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»; «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом. (Стань, белая береза, у меня назади, а красная девица напереди!»)

VI. Как рисуется в сказках появление чуда-юда двенадцатиголового?

(«Сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйны ветры завыли, на дубах орлы закричали ... Выезжает чудо-юдо двенадцатиголовое. Все двенадцать голов свистят, все двенадцать огнем-пламенем пышут. Конь чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железные. Только въехал чудо-юдо на калиновый мост — конь под ним споткнулся, черный ворон на плече встрепенулся, черный пес позади ощетинился. Чудо-юдо коня плеткой по бокам, ворона — по перьям, пса по ушам: «Что ты, мой конь, споткнулся? Отчего, черный ворон, встрепенулся? Почему, черный пес, ощетинился? Или чуете, что Иван-крестьянский сын здесь? Так он еще не родился; а если и родился — на бой не сгодился: только дуну — его и праху не останется!»)

VII. Сколько попыток делает Иванушка-дурачок, чтобы доскочить до высокого терема, у окна которого сидит царевна Елена Прекрасная? (Три попытки.)

VIII. В «Сказке об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке» герой подъезжает к необыкновенному столбу с надписью. Что написано на столбе? О чем подумал Иван-царевич, прочтя надпись?

(«Кто поедет от столба сего прямо, тот будет голоден и холоден, поедет в правую сторону, тот будет здрав и жив, а конь его будет мертв; а кто поедет в левую сторону, тот сам будет убит, а конь его жив и здрав останется». Иван-царевич прочел эту надпись и поехал в правую сторону, держа на уме: хотя конь его и убит будет, зато сам жив останется и со временем может достать себе другого коня.)

Третий этап лингвистической экспедиции "Попробуй сочини"

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Второй этап лингвистической экспедиции закончился. Мы совершили с вами увлекательное путешествие в дремучий лес, где находится диковинная избушка Бабушки-Яги. Интересные загадки загадала она нам. Чтобы разрешить эти загадки, нужно было поработать с волшебными книгами, совершить путешествие на остров Сказочного Времени, подняться на сказочное Суффиксальное плоскогорье, походить по долине Сказочных Выражений. Бабушка-Яга ознакомилась с вашими ответами на вопросы и определила победителя.

Бабушка-Яга. Друзья мои! С большим интересом прочитала я ваши письма с ответами на поставленные вопросы. Вы показали себя очень осведомленными, знающими, находчивыми и остроумными юными сказочниками. Победительницей на этом этапе лингвистической экспедиции оказалась ... группа. Письмо этой группы написано в интересной, увлекательной форме, сказочным языком, ответы на вопросы полные и правильные, письмо красочно оформлено.

Главный Сказочник. Ребята, сказочные герои тридесятого царства, небывалого государства внимательно следят за вашим путешествием по стране Сказочного Языка. Многие из них решили обратиться к вам с просьбой написать для них новые сказки: одну — веселую, чтобы рассмешить царевну Несмеяну, другую — сказку-загадку, чтобы Василиса Премудрая поломала над ней голову, а находчивый батрак Шабарша просит продолжить сказку, рассказывающую о его невероятных приключениях, а заканчивается она так: «С той поры, с того времени зажил батрак на славу». Продолжить можно так: «Мало ли, много ли времени прошло, но вот...» А дальше вы должны предложить свой вариант. Это и будет ваше третье задание. Выполняя его, вы разбиваетесь на более мелкие группы, и каждая пишет свою сказку. На следующем занятии мы проведем конкурс на лучшую веселую сказку для царевны Несмеяны, сказку-загадку для Василисы Премудрой и продолжение сказки «Шабарша».

Третий этап лингвистической экспедиции по стране Сказочного Языка начался.

В оставшееся время учащиеся отвечают на вопросы сказочной газеты «Загадки страны Сказочного Языка».

Заключительный этап лингвистической экспедиции по стране сказочного языка «До скорой встречи, страна Сказочного Языка!»

Главный Сказочник. Дорогие сказочники! Сегодня нам предстоит совершить самое увлекательное и в то же время очень ответственное путешествие в город Сказочных Сочинителей. Каждый из вас покажет свое искусство сочинять сказки. Как вы помните, во время предыдущего нашего путешествия по стране Сказочного Языка сказочные герои обратились с просьбой написать для них новые сказки. Сейчас мы проведем конкурс на лучшую веселую сказку для царевны Несмеяны, сказку-загадку для Василисы Премудрой и продолжение сказки «Шабарша». Победители будут награждены дипломами лучших сказочников класса.

На этом занятии юные сказочники знакомят весь класс и жюри со своими сказками. Здесь могут быть использованы элементы драматизации: в специальное сказочное жюри входят и царевна Несмеяна с Василисой Премудрой и Шабаршой, которые потом объявляют победителей в соревновании и вручают призы от Золотого, Серебряного и Медного царств. Заключительное слово Главного Сказочника.

Друзья мои! Лингвистическая экспедиция по стране Сказочного Языка подходит к концу. Мне хочется поблагодарить всех участников этой экспедиции. Я думаю, что путешествие в страну Сказочного Языка на этом не закончится. Все новые и новые любители сказочного языка будут стремиться побывать в этой удивительной стране, познать и разгадать ее сказочные тайны. Счастливых открытий вам, юные сказочники.

А сейчас я предоставляю слово нашему сказочному жюри, которое подведет итоги соревнования трех групп и объявит его победителей.

Сказочное жюри. Дорогие сказочники! На долю сказочного жюри выпала очень трудная задача — определить группу-победительницу. Трудная потому, что все участники экспедиции показали себя превосходными путешественниками-исследователями, помогли жителям страны Сказочного Языка узнать многие сказочные тайны. Поэтому сказочное жюри решило вручить призы всем трем группам: первой группе — ключ от Золотого царства, второй — ключ от Серебряного царства и третьей — ключ от Медного царства.

Главный Сказочник. Юные сказочники! Его Величество Сказочный Язык хочет обратиться к вам с напутственной речью.

Его Величество Сказочный Язык. Совсем недавно я говорил с вами, приглашая в мою прекрасную, удивительную страну. И вот наша экспедиция в страну Сказочного Языка подходит к концу. С каким удовольствием рассказывали мне жители многих сказочных городов о том, что вы побывали там, стали друзьями, помогли некоторым в беде! С вашей помощью наконец-то удалось рассмешить царевну Несмеяну, а Василисе Премудрой вы загадали столько мудрых загадок, что ей теперь долго придется ломать голову над ними. А сколько увлекательных путешествий совершит благодаря вам находчивый Шабарша! Жители сказочного города Синонимов и Антонимов, долины Сказочных Выражений, острова Сказочного Времени и мыса Загадок с увлечением рассказывали мне о прекрасной осведомленности, находчивости и остроумии юных сказочников.

Друзья мои! Лингвистическая экспедиция в страну Сказочного Языка закончилась, но я не думаю, что огонь путешественников-исследователей угаснет в вас. Еще не открыты многие сказочные вершины, не разгаданы белые пятна на карте страны Сказочного Языка. Она ждет вас всегда, мои друзья. На вашу любовь она ответит своей и раскроет перед вами двери в прекрасный город, который называется Сказка, Только тогда вы будете достойными жителями этого города, когда в вас постоянно будет жить желание узнать, понять, разгадать сказочные тайны.

Я не прощаюсь с вами, я жду вас. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспедиция в страну дроби

Материал для проведения урока  по математике в 6 классе...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"

Урок русского языка в 7 классе "Лингвистический марафон по стране "Деепричастие"...

Интерактивная презентация с гиперссылками для обучающихся 6 класса по теме: "Расширение лингвистических знаний о стране изучаемого языка "Шотландия""

Интерактивная презентация является дополнением к технологической карте урока  по теме: "Scotland" (6 класс)....

Сценарий внеклассного мероприятия "Экспедиция в страну КОТЛАНДИЮ"

«Экспедиция в страну Котландию» познавательно-развлекательная программа, посвящённая Дню защиты животных - 4 октября, для обучающихся кружка эколого-биологической направленности 9-12лет Цель: развити...

Урок – лингвистическая экспедиция»Чудодейственная сила глагола»

Цели урока:nоказать роль глагола в построении связных высказываний,обогатить речь учащихся глаголами различных лексико - семантических групп ,воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка....

Игра-квест "Лингвистическая экспедиция"

Игра-квест предназначена  развивать познавательную активность школьников, прививать интерес к истории и особенностям русского языка, формировать  информационную компетенцию учащихся (самосто...