Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме:
    Конспект урока по русскому языку в 9 классе на тему: "Бессоюзные сложные предложения".

    Половинкина Татьяна Александровна

    Данный материал используется при изучении темы " Сложные предложения".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tire_v_bsp.doc61.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Тире в бессоюзном сложном предложении».

    Цель: познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП.

    Образовательные задачи:

                 - повторить смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения и правила постановки в нем запятой, точки с запятой, двоеточия;

                 - познакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП;

                 - формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП, а также в простых предложениях.

    Воспитательные задачи:

                 - воспитание культуры обращения с языком, умения правильно и этично им пользоваться,

                 - способствовать нравственному воспитанию.

    Развивающие:

                - развитие речи и познавательного интереса учащихся.

    Тип урока: урок объяснения нового материала.

    Метод урока: объяснительный.

    Вид урока: урок-беседа.

    Оборудование: опорные схемы, текст.

    Ход урока

    І. Организационный момент урока.

    ІІ. Подготовка к восприятию новой темы.

    «О трех золотых куклах».

       Один властитель послал соседу султану в подарок три золотые куклы. Куклы были совершенно одинаковые и с виду, и по размерам, и по весу. Однако властитель велел передать, что цены у них разные. Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже. Он просил объяснить, почему это так.  Подивился султан подарку и велел придворным разгадать, в чем отличие одной куклы от другой. Придворные осмотрели все куклы – никакой разницы между ними нет.  

        И вот один бедный юноша попросил передать султану, что он может разгадать тайну кукол. Султан велел доставить юношу во дворец.

       Юноша осмотрел кукол и заметил, что у них в ушах просверлены дырочки. Тогда он взял стебелек и сунул его в ухо одной кукле: кончик стебелька вылез у нее изо рта. Потом сунул стебелек в ухо другой кукле: кончик стебелька высунулся у нее из другого уха. Наконец, он сунул стебелек в ухо третьей кукле, и весь стебелек остался внутри нее.

      Тогда юноша сказал:

    - Ваше величество, эти куклы сходны с людьми. Первая кукла похожа на того, кто сейчас же расскажет всем и каждому о том, что слышал. Вторая кукла схожа с тем, у кого чужие слова в одно ухо влетают, в другое вылетают. А третья кукла походит на человека, который что ни услышит, то словно проглотит. Это человек, достойный доверия, - цена этой кукле самая высокая. Выслушал его султан, обрадовался и приблизил юношу к себе.

    (Из индийского фольклора)

    1. Работа по тексту «О трех золотых куклах».

                  а) выразительное чтение текста учащимися;

                  б) беседа путем ответов на вопросы:

    2. Какой подарок и с какой просьбой получил султан?

    3. Прочитайте его наказ придворным.

    4. Кто и как разгадал тайну подарка?

    5. Прочитайте объяснение юноши.

    6. Какие качества людей символизируют эти куклы?

    7. Какое из качеств вы цените в человеке?

    8. Какова главная мысль текста? («Уметь держать язык за зубами - признак культуры человека».)

    9. Синтаксический разбор предложений:

        А) Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.

        Б) Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.

       В) Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.

       Г) Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.

      Д) Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.

    10. Знаки препинания при БСП.

    Знаки 
    препинания

    Обоснование

    Схема

    Примеры

    Запятая
    (
    , )

    Предложения небольшие по объему, в них перечисляются какие-то факты

    [ ], [ ], 
    [ ].

    Одна кукла дешевле, другая дороже, третья еще дороже.

    Точка с запятой
    (
     ; )

    Предложения более распространены, не очень близки по содержанию

    [,];

    [, ,].

    Куклы внешне были совершенно одинаковые; тем не менее, всем на удивление, цена на них была разная.

     

    Знаки 
    препинания

    Обоснование

    Схема

    Примеры

    Двоеточие
    (
    : )

    1) вторая часть указывает причину того, о чем говорится в первой части

    [ ] : [ ].

    Султан велел доставить юношу во дворец: заинтересовало его смелое предложение.

    Третья кукла дороже: она умеет держать язык за зубами.

    2) вторая часть поясняет первую

    [ ] : [ ];
    [ ].

    Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, потом говорят; другие прежде говорят, а потом уже думают (Л.Т)

    3) вторая часть дополняет первую, распространяя обычно сказуемое

    [ ] : [ ].

    Один бедный юноша попросил передать султану: он может разгадать тайну кукол.

    ІІІ. Объяснение новой темы.

    1. Тире в простых предложениях.

             А) Держать язык за зубами – очень жизненный фразеологизм. (Между подлежащим и сказуемым)

             Б) Ни дерево, ни вода - ничто не шелохнется. (Перед обобщающим словом после однородного члена предложения)

            В) Одежда очищается от стирки, душа – от задушевной беседы. (В неполном предложении для обозначения пропуска члена предложения)

    2. Тире в бессоюзных сложных предложениях.

    А) Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли.

    Б) Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет

    В) Ласково заговоришь – змея из норы выползет.

    Г) Дети стали большими – им надо серьезно учиться.

    Д) Ученый без трудов – дерево без плодов.

    Знаки 
    препинания

    Обоснование

    Схема

    Примеры

    Тире
    ( - )

    1) части противопоставлены по содержанию

    [ ] - [ ].

    Придворные осмотрели все три куклы – никакой разницы между ними они не нашли

    Уместное слово свое место найдет - неуместное слово хозяина накажет

    2) первая часть указывает на время и условие того, о чем говорится во второй части

    [ ] - [ ].

    Ласково заговоришь – змея из норы выползет.

    Будешь книги читать – будешь все знать.

    3) вторая часть заключает вывод, следствие из того, о чем говорится в первой части

    [ ] - [ ]

    Солнце дымное встает – будет день горячий.

    Скажешь слово – добавят десять.

    Дети стали большими – им надо серьезно учиться.

    4) Содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго

    [ ] - [ ]

    Ученый без трудов – дерево без плодов.

    5) Быстрая смена событий

     

    Вагоны тронулись-поезд стал.

    Игнат спустил курок – ружье дало осечку.

    ІV. Закрепление темы.

    1. Самостоятельная работа.

    - Объясните случай постановки тире в БСП.

    - Замените БСП сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

         Настанет утро - двинемся в путь. Будешь книги читать – будешь все знать.  Хочешь получить великую истину - начинай с азбуки. Труд человека кормит – лень портит.   Дрова все вышли – топить нечем.

      2. Графический тест.

    Закрепим знаки препинания при БСП.  (Детям раздать такие листочки)

    Знаки
    препинания

    Предложения

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Запятая

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Двоеточие

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Тире

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1. Кончил дело – гуляй смело.
    2. За селом синел далекий лес, рожь качалась, колос созревал.
    3. Желтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам.
    4. Он на пороге остановился: ему хотелось пожать мне руку.
    5. Поедем домой: будет холодно.
    6. В поле потемнело: надвигалась гроза.
    7. Скучно тебе жить – займись чем-нибудь.
    8. Мы очень зябли : ночи были уже холодные.
    9. Солнце дымное встает – будет день горячий.
    10. День становился все более ясным, облака уходили, гонимые ветром.

    V. Итог  урока.

    - Какую тему рассмотрели сегодня?

    - В каких случаях в БСП ставится тире?

    - Чем можно заменить БСП?

    VI. Домашнее задание.

    Выписать из художественной литературы по два предложения на каждый случай постановки тире в БСП.

    VIІ. Оценка деятельности учащихся.

    VIІІ. Заключительное слово учителя о пользе знаков препинания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по географии в 9 классе на тему:"Хозяйство, экология и здоровье человека"

    Конспект урока на тему "Хозяйство, экология и здоровье человека"  в 9 классе построен на основе использования современных образовательных технологий....

    Конспект урока по геометрии в 9 классе на тему:"Площадь трапеции"

    На данном уроке у детей развивается умения обобщать, логически мыслить, применять в своих рассуждениях аналогию, наблюдение ,рационально применять свои знания;Воспитание интереса к ма...

    План-конспект урока по русской литературе (8 класс) на тему: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба".

    Данная разработка урока включает в себя интерактивные методы обучения....

    Конспект урока по физике для 9 класса на тему "Реактивное движение. Ракеты."

    Урок физики в 9 классе на тему "Реактивное движение. Ракеты".Автор: Галеева Лилия Мунировна, учитель физики МКОУ "Тайчинская ср...

    Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»

    Тема урока по кубановедению  для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»...

    План-конспект урока по русскому языку 9 класс

    Разработка урока по русскомы языку  9 кл. На данном уроке используется сингапурская методика обучения...

    План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

    Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...