Рабочая программа по русскому языку в 9 классе (102 часа) на 2013-2014 учебный год
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Галенко Ольга Александровна

Рабочая программа, пояснительная записка  и календарно-тематическое планирование (102 часа)  на 2013-2014 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основное содержание программы

9 класс (102 часа)

Общие сведения о русском языке

(1+1)

       Международное значение русского языка.

  Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной  степенью свёрнутости.

           РР. Сжатое изложение «Общечеловеческая ценность русского языка».

Повторение пройденного в 5 – 8 класса

(10+1)

              I.  Фонетика. Орфоэпия.  Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Морфология: причастие, деепричастие, наречие, местоимение. Морфология: предлог, союз, частица. Синтаксис словосочетания и простого предложения. Предложения с обособленными членами. Обращения, вводные слова, вставные конструкции в простых предложениях.

             III. Функциональные разновидности языка. Устная и письменная речь. Монолог и диалог.  Сфера употребления, типичные ситуации речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для разговорного языка, научного, публицистического, официально делового стилей. Особенности языка художественной литературы. Языковые средства, характерные для разных стилей.

Синтаксис

Сложное предложение

(1)

        Смысловое, структурное и интонационное единство сложного предложения.

        

Союзные сложные предложения

(4+1)

 

              I. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) сложные предложения.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.

  Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной  степенью свёрнутости. РР. Сочинение в форме дневниковой записи.

Сложносочинённые предложения

(6+2)

               I.  Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Сложносочинённые предложения с соединительными, разделительными, противительными союзами. Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённом предложении с общим второстепенным членом

               Синтаксические синонимы сложносочинённых предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания.

                Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Знаки препинания в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом.

                Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения.

 II. Умение интонационно правильно произносить сложносочинённые предложения.

           

            III. Речевая деятельность. Письмо.  Написание сочинений различных функциональных  

            стилей.          

           РР. Рецензия на литературное произведение.

Сложноподчинённые предложения

(24+6)

Сложноподчинённое предложение, его строение (7+2)

               I.  Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Тестирование по теме «СПП. Главное и придаточное предложения».

                Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Виды сложноподчинённых предложений. Наблюдение за особенностями использования сложноподчинённых предложений в устных и письменных текстах.

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными (2+1)

          Союзные слова в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными (2)

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными (10 + 1)

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (3+2)

Соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение придаточных частей.

              II. Умение использовать в речи сложноподчинённые предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.

Речевая деятельность. Письмо.  Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме.

            РР. Изложение с элементами сочинения - рассуждения в жанре научной статьи.

Написание сочинений различных функциональных стилей.

РР. Сочинение-отзыв  по картине И. Тихого «Аисты».  

РР. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

РР. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

 о родном крае.

Создание собственных текстов.

РР. Деловые бумаги (автобиография, заявление). Инструкция.

.      

Бессоюзные сложные предложения

(8+1)

               I.  Бессоюзное сложное предложение. Определение смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, интонационного и пунктуационного выражения этих отношений. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений и их текстообразующая роль.

             II.Умение передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.

 

              III.  Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости. РР. Контрольное сжатое изложение.

Сложные предложения с различными видами связи

(6)

             I. Типы сложных предложений с разными видами связи.

             Правильное построение сложных предложений разных видов. Синонимия простого и сложного предложений.

Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

             Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи.

 

            II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.

  Урок-практикум «Синтаксический  и пунктуационный разборы предложений с различными видами связи».

Контрольное тестирование по теме «Сложные предложения с различными видами связи».

 Урок-практикум по теме «Подготовка к ГИА. Выполнение заданий типа В1-В9»

Общие сведения о языке (4+1)

        Литературный язык как основа русской художественной литературы.

        Русский литературный язык и его стили.  Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Видные ученые-лингвисты, исследовавшие русский язык.

              III.  Речевая деятельность. Письмо. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости. РР. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

Систематизация  изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

 (21 + 4)

Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли  связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.

Художественные средства выразительности в тексте, их значение и роль.

Тестирование «Художественные средства выразительности».

Типы и стили речи. Особенности  разных стилей  речи. Использование различных стилей речи в художественном произведении. Особенности официально-делового стиля. Публицистический  стиль и его жанры. Эссе.  Особенности жанра.

Понятие культуры речи, природа норм литературного языка.

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Фонетика. Графика. Орфоэпия.

Лексикология и фразеология.

Состав слова и словообразование. Орфография.

Морфология. Самостоятельные части речи.

Морфология. Служебные части речи.

Синтаксис словосочетания.

Синтаксис простого осложненного предложения.

Синтаксис сложного союзного предложения. Пунктуация.

Синтаксис сложного бессоюзного предложения. Пунктуация.

Контрольный итоговый тест по программе 9 класса.

III.Функциональные разновидности языка.

Стилистический анализ текста.

Комплексный анализ текста.

III. Речевая деятельность. Письмо. Создание собственных письменных текстов на актуальные темы. Овладение умениями адекватно передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в письменной форме с различной степенью свёрнутости


РР. Контрольное сжатое изложение (часть 1 ГИА)

Пробная аттестационная работа в  форме ГИА.

РР. Контрольное сочинение – рассуждение на лингвистическую тему (часть 3 ГИА)

Пробная аттестационная работа в  форме ГИА.

 

  Раздел I. Пояснительная записка  

Статус документа

Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного образования по русскому языку и программы по русскому языку к учебникам для 5-9 кл. (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009).

В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что доминирующая идея примерной программы – интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся – не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Цели обучения русскому языку

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Преподавание русского языка в IX классе направлено на достижение следующих целей; обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование  умений  опознавать,  анализировать,   классифицировать  языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «СОШ № 12 c УИОП». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в VIII классе – 105 часов.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса основной

школы

Разработчик  Рабочей Программы 2 вида                                                    О.А.Галенко

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата проведения

  Учебное, учебно-лабораторное оборудование

Подготовка

К

ГИА

План

Факт

Общие сведения о русском языке

(1+1)

1

Международное значение русского языка.

1

02.09

.

презентация

2

РР.  Сжатое изложение «Общечеловеческая ценность русского языка»

1

04.09

Таблица «Способы сокращения текста»

 Повторение пройденного в 5-8 классах

(10+1)

3

Устная и письменная речь. Монолог и диалог.

1

05.09.

4

РР. Стили языка. Языковые средства,  характерные для разных стилей.

КУБАН. Особенности говоров Кубани. 

1

09.09

ГИА      С 1

(Стили и типы речи)    А 1,

В 1

5

Фонетика. Орфоэпия.

КУБАН. Формирование навыков литературного произношения.

1

11.09

А 4 (фонетический разбор)

6

Лексика и фразеология.

КУБАН. Влияние диалектных условий на культуру речи.

1

12.09

презентация

7

Морфемика. Словообразование.

КУБАН. Словообразовательные диалектизмы.

1

16.09

презентация

ГИА         А 7

(Правописание суффиксов)

   А 6 (Правописание приставок)

8

Морфология. Орфография.

1

18.09

ГИА         А 5

Правописание корней)

 ГИА       А 7

(Правописание личных окончаний глаголов)

9

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

1

19.09

презентация

ГИА       В2

Словосочета

ние)

ГИА         В 3

(Грамматичес

кая основа)

10

Предложения с обособленными членами.

1

23.09

ГИА        

 В 5 (Пунктуацион

ный анализ)

11

Обращения, вводные слова, вставные конструкции в простых  предложениях.

1

25.09

презентация

12

Контрольный диктант  по теме «Повторение пройденного в 5 – 8 классах»

1

26.09

13

Анализ диктанта.

Практикум. Выполнение заданий типа А1-А7  ГИА.

1

30.09

контрольный лист

А1-А7  Кимы

  Сложные предложения

(1)

14

Понятие о сложном предложении.

1

02.10

Рабочая тетрадь

  Союзные сложные предложения.

(4 +1)

15

Основные виды сложных предложений.

КУБАН. Особенности построения сложных предложений в разговорной речи.

1

03.10

презентация

16

Строение сложных предложений разных видов. Интонация сложного предложения.

1

07.10

«Русский язык в таблицах и схемах»

В1 –В9

17

Разделительные и выделительные знаки препинания в сложных предложениях. Авторская пунктуация.

1

09.10

презентация

18

Закрепление темы  «Разделительные знаки препинания в сложных предложениях»

1

10.10

19

РР. Сочинение в форме дневниковой записи (упр.52)

1

14.10

 Сложносочиненные предложения

(6+2)

20

Понятие о сложносочиненном предложении.   Смысловые отношения в ССП.

КУБАН. Особенности употребления сочинительных союзов в говорах Кубани.

1

16.10

презентация

21

ССП с союзами (сочинительными, разделительными, противительными)

1

17.10

А1-А7  Кимы

22

Закрепление темы «ССП с союзами»

1

21.10

23

Разделительные знаки препинания в ССП. Синтаксические синонимы ССП, их текстообразующая роль.

1

23.10

24

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП

1

24.10

презентация

А1-А7  Кимы

25

РР. Подготовка к написанию рецензии на литературное произведение.

1

06.11

презентация

26

РР. Написание рецензии на литературное произведение.

1

07.11

27

Повторение изученного по теме «ССП». Тестирование по теме «Сложносочиненное предложение»

1

11.11

контрольный лист

Сложноподчиненные предложения

(24+6)

1.Строение сложноподчиненного предложения.

7+2

28

Понятие о СПП и его особенностях.  Главное и придаточное предложения.

1

13.11

презентация

В7, В8

29

Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные  знаки препинания в СПП.

1

14.11

30

Союзы и союзные слова как средства связи придаточного предложения с главным.

КУБАН.  Особенности употребления подчинительных союзов.

1

18.11

В7, В8

31

Указательные слова в  главном предложении.

Словарный диктант.

1

20.11

32

Тестирование по теме «СПП. Главное и придаточное предложения».

1

21.11

контрольный тест

33

РР. Подготовка к контрольному  лингвистическому  изложению  с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи.

1

25.11

Таблица «Способы сокращения текста»

34

РР. Написание контрольного  лингвистического изложения с элементами сочинения-рассуждения в жанре научной статьи.

1

27.11

35

Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.

1

28.11

презентация

В7, В8

36

Урок-практикум. Выполнение заданий типа В6-В9 (часть 2 ГИА).

1

02.12

контрольный лист

В6-В9 (часть 2 ГИА).

2.Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

2 + 1

37

СПП с придаточными определительными.

1

04.12

презентация

38

Союзные слова в сложноподчиненных предложениях  с придаточными определительными.

1

05.12

В6-В9 (часть 2 ГИА).

39

РР. Сочинение – отзыв (по картине И.Тихого «Аисты») упр.92.

1

09.12

иллюстрация

3. Сложноподчиненные предложения  с придаточными изъяснительными.

2

40

СПП с придаточными изъяснительными.

1

11.12

презентация

41

Способы присоединения придаточного изъяснительного предложения  к главному.

1

12.12

4. Сложноподчиненные предложения с придаточными  обстоятельственными.

10+1

42

Виды придаточных  обстоятельственных.

СПП с придаточными времени и места.

1

16.12

презентация

В7, В8

43

СПП с придаточными   образа действия и степени.

1

18.12

В7, В8

44

СПП с придаточными  условными.

1

19.12

45

СПП с придаточными  причины и цели.

1

23.12

46

СПП с придаточными сравнительными.

 

1

25.12

47

РР.  Деловые  документы (автобиография, заявление). Инструкция.

1

26.12

48

СПП с придаточными уступительными.

 

1

30.12

49

СПП с придаточными следствия и придаточными присоединительными.

1

13.01

50

РР. Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

15.01

51

Обобщение по теме «Виды придаточных обстоятельственных».

1

16.01

ГИА    В3, В6, В7,  В9.

52

Контрольная работа по теме «Виды придаточных предложений».

1

20.01

контрольный лист

5.Сложноподчиненные  предложения с несколькими придаточными.

3+2

53

СПП с несколькими придаточными.

1

22.01

ГИА    В3, В6, В7,  В9.

54

РР. Реферат небольшой статьи на лингвистическую тему.

1

23.01

55

Закрепление темы «СПП с несколькими придаточными»

1

27.01

В7, В8

56

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП.

1

29.01

презентация

ГИА    В3, В6, В7,  В9.

57

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения»

1

30.01

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

(8 + 1)

58

Понятие о бессоюзном сложном предложении и его особенностях. Интонация в БСП.

1

03.02

презентация

ГИА    В3, В6, В7,  В9.

59

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП.

1

05.02

60

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП.

1

06.02

ГИА    В3, В6, В7,  В9.

61

РР. Контрольное сжатое изложение.

1

10.02

Таблица «Способы сокращения текста»

62

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП.

1

12.02

63

Синтаксические синонимы БСП, их текстообразующая роль.

1

13.02

64

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

1

17.02

ГИА    В3, В6, В7,  В9.

65

Обобщение по теме: «Бессоюзные сложные предложения».

1

19.02

66

Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

1

20.02

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

(6)

67

Различные виды сложных предложений с союзной (сочинительной и подчинительной)  и бессоюзной связью.

1

24.02

презентация

В9

68

Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными  видами связи.

1

26.02

В9

69

Сочетание знаков препинания.

 Контрольный словарный диктант.

1

27.02

70

Урок-практикум. Синтаксический и пунктуационный разборы предложений с различными  видами связи.

1

03.03

контрольный лист

ГИА    В3, В6, В7,  В9.

71

Контрольное тестирование  по теме «Сложные предложения с различными  видами связи».

1

05.03

контрольный лист

72

Урок-практикум «Подготовка к ГИА» Выполнение заданий типа В1 – В9.

1

06.03

контрольный лист

ГИА    В1-В9

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ

(4 + 1)

73

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. 

КУБАН. Языковые семьи и группы, представленные на Кубани.  

1

10.03

74

Русский литературный язык и его стили.

КУБАН. Влияние диалектных условий на культуру речи.

1

12.03

презентация

75

Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения.

1

13.03

76

Место русского языка среди языков мира. Видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.

1

17.03

77

РР Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.

1

19.03

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ФОНЕТИКЕ, ЛЕКСИКЕ, ГРАММАТИКЕ И ПРАВОПИСАНИЮ, КУЛЬТУРЕ РЕЧИ

21+4

78

Признаки текста. Тема и основная мысль связного высказывания. Средства связи частей текста.

1

20.03

79

Подготовка к пробной контрольной работе в форме ГИА.

РР. Контрольное сжатое изложение (часть 1)

1

31.03

Таблица «Способы сокращения текста»

ГИА часть 1

80

Комплексный анализ текста. Обучение комплексному анализу текста

1

02.04

презентация

ГИА часть 1

81

Художественные средства выразительности в тексте, их значение и роль.

1

03.04

ГИА    А3

82

Тестирование по теме «Художественные средства выразительности».

1

07.04

контрольный лист

ГИА    А3

83

Урок-практикум «Подготовка к ГИА». Работа с текстом, выполнение заданий типа А1 – А3, В1.

1

09.04

контрольный лист

ГИА    А1-А3, В1

84

 Типы и стили  речи. Особенности разных стилей речи.

1

10.04

ГИА    часть1,3

85

Стилистический анализ текста. Обучение стилистическому анализу.

1

14.04

86

Понятие культуры речи, природа норм литературного языка.

1

16.04

87

Общие сведения о языке. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

1

17.04

88

 Фонетика. Графика. Орфоэпия.

1

21.04

ГИА    А4

89

Лексикология  и  фразеология.

 КУБАН. Обогащение языка за счет диалектной и профессиональной лексики.

1

23.04

презентация

ГИА    А2, В1

90

РР. Подготовка к пробной контрольной работе в форме ГИА.

Выполнение  заданий А и В (часть 2).

1

24.04

контрольный лист

ГИА    А1-А7

В1-В9

91

РР. Подготовка к пробной контрольной работе в форме ГИА.

Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (часть 3)

1

28.04

ГИА   часть3

92

Состав слова и словообразование. Орфография.

КУБАН.  Словообразовательные диалектизмы и культура речи.

1

30.04

ГИА    А3

93

РР. Пробная контрольная работа в форме ГИА.

1

02.05

ГИА   КИМ

94

РР. Анализ ошибок, допущенных учащимися в пробной контрольной работе в форме ГИА.

1

05.05

95

Морфология. Самостоятельные части речи. Орфография.

1

07.05

тренажер

ГИА    А5, А6, А7

96

Морфология. Служебные части речи. Орфография.

1

08.05

тренажер

ГИА    А5, А6, А7

97

Синтаксис словосочетания.

1

12.05

тренажер

ГИА    В2

98

Итоговый контрольный диктант.

1

14.05

99

Синтаксис простого осложненного предложения.

Пунктуация.

1

15.05

презентация

ГИА    В3, В4, В5

100

Синтаксис  сложного  союзного предложения.

Пунктуация.

1

19.05

тренажер

ГИА    В6, В7, В8, В9

101

Синтаксис  сложного   бессоюзного предложения.

Пунктуация.

1

21.05

В9

102

Контрольный  итоговый тест по программе

9 класса.

1

22.05

контрольный лист

                                                             Итого часов

102

                                       Практическая часть программы

диктанты

 изложения

сочинения

тестирование

практикумы

контрольные работы

анализ текста

словарный диктант

КУБАН.

№№

№№

№№

№№

№№

№№

№№

№№

№ №

12,  57, 66, 98

2, 34, 61,79,93

19, 25, 39, 50, 91, 93

27,32,71, 82, 93, 102

13, 36, 70, 72,83

52,90

80, 85

31, 69

4, 5, 6, 7, 15,20, 30, 73, 74, 89,92

     4

     5

    6 (3)

       6

      5

    2

    2

   2

   11

                                                                    Пояснительная записка  

Статус документа

  Данная Рабочая программа 2 вида  составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), Примерной программы основного общего образования по русскому языку

 (сайт  www.mon.gov.ru)  и Программы для  общеобразовательных учреждений  «Русский  язык. 5-9 классы». Авторы: М Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение,  2009 год.

Базовый учебник:  Тростенцова Л. А. Русский язык: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; научн. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010.

     Выбор авторской  программы мотивирован тем, что она

- рекомендована Министерством образования  и науки РФ для общеобразовательных классов,

- соответствует  Образовательному  стандарту среднего (полного) общего образования по     русскому языку,

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности  и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает

  возрастную    психологию учащихся.

      В результате сопоставления примерной и авторской программ выявлено, что доминирующая идея примерной программы – интенсивное  речевое и интеллектуальное развитие учащихся – не нашла полного отражения в авторской программе, которая представляет в основном перечень дидактических единиц, отражает устройство языка, но недостаточно обеспечивает речевую деятельность и одним из основных направлений преподавания русского языка считает организацию работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Особое внимание уделяется вопросам теории, которые служат базой для формирования орфографических, пунктуационных умений и навыков.

Структура документа

Рабочая  программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся; календарно-тематический план; содержание тем учебного курса; формы и средства контроля; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

  Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

   Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

   Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

     Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

      Курс русского языка для IX класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

     Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их двух тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Примерная программа наряду с этим использует курс русского языка для достижения целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русского языка.

Цели обучения русскому языку в 9 классе

Главная цель обучения русскому языку в общеобразовательном учреждении состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно, правильно и выразительно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.

Преподавание русского языка в IX классе направлено на достижение следующих целей; обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

 совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

 освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

формирование  умений  опознавать,  анализировать,   классифицировать  языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

 воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МБОУ СОШ № 15.

По Программе  для  общеобразовательных учреждений  «Русский  язык. 5-9 классы». Авторы: М Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение,  2009 год.    на изучение русского языка в 9 классе отводится  68 часов. В соответствии с федеральным БУП и приказом МОН Краснодарского края от 17 июля 2013 года № 3793, количество часов, предусмотренное для изучения русского языка в  9  классе следующее: базовый уровень 9 класс – 3 часа в неделю, 102 часа за год.

   Согласно учебному плану МБОУ СОШ № 15, на  преподавание русского языка в 9 классе добавлен еще 1 час из компонента общеобразовательного учреждения. В итоге на преподавание русского языка

в 9 классе  выделяется  3 часа в неделю, т.е.  102 часа  (из расчета 34 учебные недели) Дополнительное учебное время (34 часа) отводится на повторение, обобщение и систематизацию знаний учащихся по русскому языку, повышение орфографической  и пунктуационной грамотности, на совершенствование речевой деятельности во всех ее видах, на изучение всех языковых явлений на основе текста («Методические рекомендации  МОН для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании РУССКОГО ЯЗЫКА в 2013-2014 учебном году»)

В связи с условным распределением часов по классам в Примерной программе основного общего образования и отсутствием  часов по темам, в данной Рабочей Программе 2 вида предусмотрены часы на повторение пройденного в начале и в конце учебного года, усилена практическая направленность предмета, а также детализировано содержание изучаемого материала.

 В СОДЕРЖАНИИ ОБУЧЕНИЯ курсивом выделены темы, не предусмотренные Примерной программой основного общего образования. Данная рабочая программа 2 вида  утверждена решением педагогического совета школы  от 30.08.2013 г., протокол №1.  

Основные направления работы по русскому языку в 9 классе

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Распределение часов по темам откорректировано с учетом усвоения учебного материала учащимися.

Результаты обучения представлены в «Требованиях к уровню подготовки учащихся IX класса основной школы».

        Разработчик Рабочей Программы 2 вида           О.А.Галенко

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально – делового стилей, языка художественной литературы

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально – делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально – смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;

- формулировать вопросы по содержанию текста;

- замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;

ЧТЕНИЕ:

- понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;

-понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этиморганизовывать процесс чтения;

- составлять конспект прочитанного текста;

- оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;

- прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

- создавать устные монологические высказывания на актуальные социально – культурные, нравственно – этические, социально – бытовые, учебные темы;

- владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения(развёртывание содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

- строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;

ПИСЬМО:

- владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развёртывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);

- писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;

- вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);

- писать небольшие по объёму сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;

- составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента небольшой статьи);

- совершенствовать написанное, исправляя недочёты в построении и содержании высказывания, речевые недочёты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

- производить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

- правильно произносить употребительные слова с учётом вариантов их произношеня;

- анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

- владеть приёмом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;

- толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа – ЛОГ, - ПОЛИ, - ФОН и т.п.);

- пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;

- опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

- разъяснять значение слов общественно – политической и морально – этической тематики, правильно их определять;

- пользоваться разными видами толковых словарей;

- верно использовать термины в текстах научного стиля;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;

-проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём изобразительно – выразительные приёмы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

- распознавать части речи и их формы в трудных случаях;

- правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- определять синтаксическую роль слов с использованием словаря грамматических трудностей;

- опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРОГРАФИЯ:

- применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;

- пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;

- проводить орфографический анализ текста;

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:

- различать изученные виды простых и сложных предложений;

- интонационно выразительно читать предложения изученных видов;

- составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;

- уместно пользоваться синтаксическим синонимами;

- правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;

- проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;

- устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической, пунктуационной характеристики предложения;

- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;

- применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;

- строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;

- проводить пунктуационный анализ текста;

- аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

Пояснительная записка.

     Рабочая программа П вида составлена на основе примерной программы основного образования по русскому языку и авторской программы «Русский язык», 5-9 кл. (авторы; М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2009).

        Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что в соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка выделено 3 часа в неделю вместо 2 часов, предусмотренных программой М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской.

        Отличие рабочей программы от авторской. Произведена корректировка авторской программы:

Добавлены темы на повторение, обобщение и систематизацию знаний по русскому языку (эти темы не предусмотрены авторской программой), что способствует повышению орфографической и пунктуационной грамотности, культуры речи. Расширение материала основного содержания рабочей программы позволяет больше внимания уделить трудным вопросам синтаксиса, синонимии в системе языка, заданиями, направленными на предупреждение грамматических ошибок в речи учащихся.  

В 9  классах раздел  «Общие сведения о языке»  - 3часа добавлен в начале года,

 что позволяет на первых уроках расширить не только сведения о русском языке, но и плавно перейти к знакомству с русскими учеными- лингвистами и их трудами.

Учитывая специфику уроков русского языка в 9 классе (подготовка к ГИА), считаю целесообразным добавить в разные разделы темы по изучению работы с разными информационными источниками, культуры  работы с книгами, аудированию, выбору языковых средств, нормам речевого поведения. Это позволит формировать у учащихся сознательно-коммуникативный подход, направленный на совершенствование речевой деятельности во всех её видах: речевое общение, совершенствование умений и навыков создания и переработки текстов разных стилей,  жанров.

С целью подготовки учащихся к ГИА продумана система практических и контрольных работ, включающих задания всех частей экзаменационной работы и все виды языкового анализа. Особое место отводится трудностям орфоэпии, видам морфемного и словообразовательного разборов (тесты, лингвистический анализ, сжатые изложения, мини-сочинения).

 Задачи курса

  - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования;

     - обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

     - освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

     - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(68 часов)

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса ( 68 часов), включает в себя пояснительную записку,тематическое планирование, содержание,требования к уровню подготовки,календарно- тематическое планир...

Рабочая программа по русскому языку, 7 класс (4 часа )

 В качестве основы данной программы используется программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторами-составителями  которой  являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженск...

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (6 часов в неделю, 204 часа в год). Учебник Т.А. Ладыженской

В помощь учителю русского языка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (136 часов в год) по программе М.М. Разумовской

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса рассчитана на 136 часов в год. В пояснительной записке к программе Вы найдете контрольные работы на весь учебный год....

Рабочая программа по русскому языку 11 класс 105 часов программа Н. Г. Гольцовой.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 11-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пре...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...