«Второстепенные члены предложения».
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Иванова Оксана Владимировна

 

Повторить и обобщить всё то, что  изучили по теме «Второстепенные члены предложения»: умение находить и определять их, ставить к ним вопросы, графически обозначать, правильно писать и ставить знаки препинания.                                                                                                      

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию администрации Шипуновского района

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Шипуновская  средняя общеобразовательная школа №1

Шипуновского района Алтайского края

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 8 КЛАССЕ

Учитель русского языка

и литературы :

Иванова Оксана Владимировна

Шипуново 2013

Ход урока:

I. Организация.

-Здравствуйте. У нас урок русского языка.

1.Сообщение темы и целей урока

- Ребята, у нас сегодня последний урок по теме «Второстепенные члены предложения». На следующем уроке будет контрольная работа

- Что нам необходимо сделать на этом уроке? (Наша цель - повторить и обобщить всё то, что мы изучили по теме «Второстепенные члены предложения»: умение находить и определять их, ставить к ним вопросы, графически обозначать, правильно писать и ставить знаки препинания)        

(Повторить, какие члены предложения называются второстепенными членами предложения; будем находить их, выделять графически , определять  их значение)

2. Проверка д/з

-Проверим домашнее задание. Что было задано? (Каждой группе сделать опорную схему  или книжку-малышку по второстепенным членам и представить ее)

- Расскажите, что такое определение, используя опорную схему (ответ первой группы)

-  О дополнении нам расскажет вторая группа

- Об обстоятельстве третья группа

Вывод:

  • На какие группы делятся второстепенные члены предложения?
  • Что такое определение?  На какие вопросы отвечает? Чем может быть выражено?
  • Какие бывают определения в зависимости от характера подчинительной связи?
  • Какую особую группу выделяют среди определений?  Когда ставится дефис?
  • Что такое дополнение? На какие вопросы отвечает?  Чем может быть выражено?
  • Какие бывают дополнения?
  • Что такое обстоятельство? На какие вопросы отвечает? Чем может быть выражено?
  • Назовите виды обстоятельств?

Поставьте себе оценку в рабочую карту урока.

II.Работа по теме урока.

1) «Грамматическое лото»

-Проверим, как вы усвоили теоретический материал. Я вам предлагаю игру «Грамматическое лото»

- У вас на партах находятся таблицы «Второстепенные члены предложения» и карточки. Распределите соответствующие карточки в ячейки этой таблицы.

- Проверим, правильно ли мы сложили лото. Смотрим на первую строчку. Всё ли верно? Сформулируйте правильный ответ на вопрос «Что такое дополнение?» Проверьте вторую строку. Что такое определение? Проверьте третью строку. Дайте определение обстоятельства.

Я вижу, что теоретический материал по теме вы хорошо знаете.

- Поставьте себе оценку в рабочую карту урока.

2) Лингвистический эксперимент. 

-Какова роль второстепенных членов в тексте

- Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент.

Вот перед нами вариант стихотворения (Слайд 2):

Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.

Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов (Слайд 3)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

- Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств. (Слайд 4) -Благодаря чему возникает целостная картина, полный образ?

-Найдите  в этом тексте второстепенные члены предложения. (Листочки с текстами у каждого учащегося находятся на парте).

- Вспомним памятку, «Как определить вид второстепенных членов»  ( отвечает).

Чтобы определить вид второстепенного члена предложения, нужно

  • найти слово, от которого он зависит;
  • выяснить, что он обозначает;
  • на какой вопрос отвечает;
  • какой частью речи выражается.

(Самостоятельная работа учащихся).

Проверьте, правильно ли все  нашли требуемые второстепенные члены предложения. (Самопроверка по тексту на слайде ). (Слайд 5)

- Какого члена предложения нет в этом тексте? (Дополнения) В этом мастерство поэта: нет дополнения, а значит, действия героев не переходит на предмет, ещё больше подчёркивая их одиночество.

Вывод: Какова роль  второстепенных членов предложения  в стихотворении? (Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ).

- Поставьте себе оценку в рабочую карту урока.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

3)  Исследовательская работа

-А сейчас  я предлагаю вам провести исследовательскую работу.

 Найдите карточку №3,  в каждом предложение нужно будет найти  глагол в неопределенной форме и определить, каким членом предложения он является, и сделать вывод.

1.Отец  научил меня слушать музыку. 2. Попрощаться с теплым летом выхожу я за овин.   3.Природа с затаенной грустью будет ждать зимы.  4.Охота странствовать захватила его. 5. Сохранить дружбу на всю жизнь – большое счастье.

 Проверка ( каждая группа по одному предложению, объясняет, делается вывод)

- Поставьте себе оценку в рабочую карту урока.

4)  Следующий этап работы называется «Синтаксический конструктор»

Для каждой группы

1группа:

-Замените согласованные определения несогласованными, и наоборот, несогласованные – согласованными и укажите вид синтаксической связи в словосочетании:

Безмолвие леса,  листья берёзы,  горные вершины,  дубовые заросли,  осеннее золото, кожаный портфель,  домик из дерева, мальчик лет пятнадцати,   фарфоровая посуда, люстра их хрусталя.

2группа:

-Добавьте в данные предложения обстоятельства.

1. Вадим отстал от своих товарищей …..(обстоятельство причины, дееприч. оборот)

2. Мы отправились в лес ….( обстоятельство цели)

3. (Обстоятельство места) … поднималось солнце.

4.  (Обстоятельство времени)…. Над лесом занялся пожар.

3группа:

Составьте и запишите  предложение:

 1. Осенью птицы улетают на юг.

 Из этого предложения возьмите наречие, являющееся в предложении обстоятельством времени, употребив его как существительное в именительном падеже единственного числа («Осень»).

 2. Осенний морозец разрумянил щеки.

 Возьмите сказуемое, употребив его без приставки в настоящем времени («румянит»).

 3. Кисти винограда свисают до земли.

 Возьмите слово, обозначающее подлежащее, употребите его в качестве дополнения («кисти»).

 4. Рябины украшают наши леса.

 Возьмите существительное в роли подлежащего, сделайте его дополнением, употребив его в родительном падеже («рябины»).

- Подчеркните второстепенные члены предложения

- Какое предложение у нас получилось? (Осень румянит кисти рябины.)

Проверка  по презентации

- Поставьте себе оценку в рабочую карту урока.

  5)-Последнее задание самое главное – оно проверяет,  насколько вы хорошо усвоили тему «Второстепенные члены», с какими знаниями  подошли к контрольной работе

Тестирование (презентация)

Проверка по ключу

Критерий:

«5»- все правильно

«4»-1-2 ответа неправильно

«3» - 3-4 ответа неправильно

-Поставьте себе оценку в рабочую карту

  III. Итог урока

Оцените работу на уроке. Посмотрите, какие у вас были оценки

Поставьте себе оценку за урок, но она не должна быть выше той оценки, которую вы получили за тестовое задание. (спросить какие оценки и почему)

Если вы хотите, чтобы я эту же оценку поставила в журнал, обведите ее

-Какая была цель урока? достигли ли мы ее ?

- Что вам было трудно на уроке? Что еще нужно повторить?

Рефлексия.

Вместе оценим наш урок. Закончите предложения

Прошёл урок (какой?)…

Мы работали (как?)…, говорили о (чём?)…

Мы готовы к контрольной работе (как?)…

Домашнее задание: подготовиться к к/р :стр. 82-83 вопросы и задания,упр.160 стр.80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...