Орфографические минутки
учебно-методический материал (русский язык, 5 класс) на тему

Подсекина Альбина Рашитовна

Очень сложно выработать у детей орфографическую зоркость. Для закрепления правил правописания необходимо множество повторений их применения на письме. С этой целью на уроках русского языка я много лет использую «Перфокарты». Этот метод предложила Г.Богданова, она и дала образцы "перфокарт" в своей методичке для 5-го класса(к сожалению,не могу точно указать года издания книги,т.к. ею уже давно не пользуюсь).На основе примера я разработала «перфокарты» практически к каждой теме по орфографии. Часть из них публикую на сайте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Орфографические минутки

                                                  Перфокарты

Очень сложно выработать у детей орфографическую зоркость. Для закрепления правил правописания необходимо множество повторений их применения  на письме. С этой целью  на уроках русского языка я много лет использую «Перфокарты». Этот метод предложила Г.Богданова, она и  дала образцы перфокарт в своей методичке для 5-го класса(к сожалению,не могу точно указать года издания книги,т.к. ею уже давно не пользуюсь).На основе примера я разработала «перфокарты» практически к каждой теме по орфографии.

Применять «перфокарты» можно таким образом. В начале урока диктую слова (по три в каждой строчке). Ученики пишут только  орфограммы , которые проверяются по теме перфокарты. Ответ на первую перфокарту будет выглядеть так:

  1. о о а
  2. о а о
  3. о о о
  4. о а о
  5. о а а
  6. о о о
  7. о о о
  8. а а о

Затем организуется взаимопроверка под диктовку ответов учителем (можно проверять по ответам на доске или  на экране). Затратив около пяти минут, мы можем проверить знания по теме у всего класса и закрепить навыки применения правил правописания на письме. Этот метод доказал свою эффективность: грамотность учащихся заметно повышается при его регулярном применении.

 

              1. Безударные проверяемые гласные в корне слова

                                                        о-а

1.лосиный

насолить

разварить

1.болезнь

роптать

хлопоты

2.переломить

опалить

копна

2.ворсистый

заграждение

кормить

3.босой

молить

корпусной

3.застрочить

укоротить

полоть

4.локтевой

наградной

полосатый

4.выпарка

золотить

очаровать

5.грозить

подмастерье

оправдать

5.полоскать

ромбический

упростить

6.коренья

обновление

сорить

6.молодой

расхватать

хвастун

7.короткий

молотить

тропа

7.борода

хвостатый

копировать

8.трава

убавлять

больной

8.опоясать

старожил

обрамление

     

                 2. Мягкий знак на конце имён существительных (есть ь-+,нет- -)

1.горечь

ералаш

кулич

1.палач

стриж

дочь

2.мелочь

около дач

калач

2.муляж

тушь( для ресниц)

гуашь

3.уж

фальшь

помощь

3.трубач

дичь

нет туч

4.брошь

вояж

глушь

4.корж

мышь

меч

5.печь

сокровищ

задач

5.ложь

смерч

нож

6.ковш

встреч

неудач

6.нет рощ

ключ

грач

7.течь

товарищ

речь

7.сушь

много куч

луч

8.силач

мяч

тишь

8.пляж

шантаж

малыш

                                   3. Чередующиеся е/и в корне слова

1.блистать

замирать

настелить

1.замирать

блестеть

прибирать

2.обжигание

опереться

стереть

2.замереть

запирать

растереть

3.постелить

пробираться

простираться

3.блещу

застелить

блистать

4.запереть

настилать

обсчитать

4.расстелить

соберу

блистательный

5.отмереть

прижигать

протирание

5.устилать

собираю

сдираю

6.рассчитывать

блестеть

выжигание

6.проблески

поджигать

сдерёт

7.соберу

рассчитать

задирать

7.протирать

запереть

вытереть

8.блистать

отблеск

собирать

8.настирать

удирать

блещут

                4. Гласные после шипящих в корнях слов

                                                         ё/о

1.жёлтый

дешёвый

жонглёр

5.шофёр

капюшон

учёба

2.крыжовник

шёпот

решётка

6.жёрдочка

шоу

шоколад

3.чётко

шорты

щёлкать

7.чёрствый

чёрточка

печёнка

4.подчёркнутый

пшёнка

шов

8.шёпотом

трущоба

шорох

               5.  Буквы о-е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях

1.верблюжонок

борщок

грушовка

1.храбрецом

зайцев

молодцом

2.добрячок

ключом

под креслицем

2.солнцем

неудачей

встречей

3.девчонка

с плащом

зрачок

3.ключом

сторожем

чертежом

4.червячок

медвежонок

камешек

4.красавицей

румянцем

овцой

5.горшочек

копьецо

женишок

5.удачей

плечом

бойцов

6.мешочек

рыльцем

светлячок

6.горцев

огурцов

братцем

7.собачонка

с сестрицей

страницей

7.каланчой

колодцев

гребцов

8.крючок

над лицом

зайчонок

8.знаменосцем

гордецом

отцов

                  6.Падежные окончания имён существительных  (е/и)

1.об аварии

по аллее

для дочери

1.о станции

о линии

о дороге

2.у пустыни

в пустыне

на пустоши

2.к  избушке

к деревне

к чаще

3.о герое

в гербарии

в имении

3.по литературе

по истории

по биологии

4.о знамени

о матери

в дороге

4.в зоопарке

в музее

в планетарии

5.на здании

по программе

о трагедии

5.по аллее

.по тропе

.по насыпи

6.от стужи

о стуже

о жребии

6.на берёзе

на сирени

.на тополе

7.на сиденье

  в варенье

о земле

7.о книге

.о повести

.о случае

8.об инее

в постели

в армии

8.к осторожности

.к выдержке

.к смелости

                  7.Буквы н-нн в отымённых прилагательных и образованных от них   существительных (1-2)

1.бедственный

временный

глиняный

5.старинный

торфяник

юный

2.ледяной

оловянный

серебряный

6.деревянный

жасминный

именной

3.лунный

ладонный

лиственница

7.пламенный

свиной

багряный

4.берестяной

лекционный

кожаный

8.воспитанник

нитяной

пустынный

              8.  Правописание безударных личных окончаний глагола

                                 (а/я-у/ю)                                                                 (е/и)

1.зависят

топят

обклеят

1.держит

носит

строит

2.строят

пашут

стелют

2.слышит

полет

красит

3.усилят

борются

катят

3.борется

вяжет

тает

4.сеют

прячут

посмотрят

4.надеется

увидит

бродит

5.рубят

тают

хлопочут

5.клеит

жалит

веет

6.дышат

колют

колышут

6.гонит

дышит

сеет

7.взбираются

учатся

знакомят

7.читает

портит

пишет

8.кланяются

пенятся

носятся

8.ломает

торопит

Блещет

                                             

                  Правописание безударных личных окончаний глаголов (е-и)

1.держит

носит

строит

1.строим

крутим

выпишем

2.слышит

полет

красит

2.спишем

вертим

слышим

3.борется

вяжет

тает

3.купаем

колем

слушаем

4.увидит

надеется

бродит

4.клеим

услышим

таем

5.веет

клеит

жалит

5.стелем

думаем

дремлем

6.гонит

читает

дышит

6.сеем

рубим

тащим

7.торопит

пишет

портит

7.смотрим

заселяем

прячем

8.блещет

сеет

ломает

8.кормим

знакомим

маним

                                          9. Орфограммы в приставках

                                  (з/с)                                                                       (при- - пре-)

1.безболезненный

вскрикнуть

испортить

1.пришкольный

преодолеть

пришить

2.разжимать

бесшумный

разгадать

2.придорожный

препятствие

приблизить

3.вспорхнуть

распилить

вздыхать

3.преградить

примолкнуть

престарый

4.рассмотреть

расписание

бесцельный

4.предатель

преобразовать

прервать

5.безжалостный

безграничный

бесконечный

5.неприступный

преподавать

приморский

6.бесчувственный

безвкусица

разбить

6.привинтить

привнести

пренебречь

7.разносить

искусать

бездомный

7.знак

препинания

придумать

предание

8.беспросветный

безумный

вскипеть

8.презирать

приготовить

привлечь

                 10. Правописание не с различными частями речи (+/-)

1.необходимый

.не читать

неправда

1.ненависть

недруг

не сделан

2.непобедимый

не покрашен

не один

2.ненавидящий

неправильный

не смог

3.не правда,

а ложь

неплохой

несколько

3.нелепый

не сделанный вовремя

пока не вспаханный

4.нечем

не ты

не у кого

4.не убрана

неуклюжий

неверный

5.не радуется

не далёкий,а близкий

неинтересный

5.ничуть не

скучный

неоконченный

нетронутый

6.нечто

не у меня

недорогой

6.неизвестный

неприятель

не сдал

7.не было

.не читая

ненавидеть

7.недотрога

некогда

не каждый

8.не хватает

.не промыт

неумелый

8.не пять

невнятно

не с кем

                                                   11. Суффиксы причастий

(-ащ- /ящ- - -ущ-/-ющ-)                                                                  (-ем---им-)

1.строящий

дышащий

тающий

1.рекомендуемый

уничтожаемый

лелеемый

2.охраняющий

ненавидящий

режущий

2.преодолеваемый

исследуемый

уносимый

3.дремлющий

смеющийся

веющий

3.увлекаемый

рисуемый

видимый

4.прячущийся

скачущий

реющий

4.объявляемый

насаждаемый

гонимый

5.колющийся

хлещущий

держащий

5.ободряемый

слышимый

значимый

6.борющийся

пенящийся

поющий

6.прерываемый

собираемый

любимый

7.расстилающийся

хвалящийся

роющий

7.продвигаемый

приводимый

оберегаемый

8.плачущий

маячащий

плещущий

8.выплескиваемый

терпимый

стираемый

                                                  12.Чередование а/о в корне слова

                        рос-/раст-/ращ-                                      гар-/гор-,зар-/зор-,кас-/кос_

                                 (а/о)                                                                        (а/о)

1.расти

выросла

вырастить

1.гореть

загар

угореть

2.отрасти

отрасль

росли

2.прикосновение

пригореть

угар

3.заросла

росток

вырос

3.касаться

догорающий

заря

4.вырастать

растение

оброс

4.касательно

разгореться

сгорят

5.выращенный

водоросли

возраст

5.сгорают

касание

гарь

6.приращение

взрастить

подрасти

6.зоренька

выгореть

загореть

7.нарастить

обрастать

заросли

7.коснуться

угоревший

заря

8.разросся

поросль

врасти

8.горящий

озарил

зорька


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Орфографические минутки

Презентация к урокам русского языка для 5-9 классов...

Орфографическое списывание – источник орфографической грамотности учащихся.

В этой статье говорится о роли орфографического чтения и списывния, его важности при обучении школьников и пополнения их словарного запаса....

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Развитие орфографической грамотности учащихся через этимологический анализ слова при решении орфографических задач

РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯЧЕРЕЗ ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА ПРИ РЕШЕНИИОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧСловарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей сис-тем...

Тренажер "Орфографическая минутка" 5 класс

Проверка знаний словарных слов в 5 кл....

Приставки пре- и при- ( орфографическая минутка в 6 классе )

Данный вид работы помогает усвоить правила написания приставок пре- и при на письме....

Тренажер "Орфографическая минутка" 5 класс

Проверка знаний словарных слов в 5 кл....