Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Бинарный урок

По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бинарный урок

По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы)

Ващелюк Татьяна Михайловна                                                                                                        Учитель литературы

Толстунова Лариса Александровна                                     Учитель русского языка

Статья отнесена к разделу: Преподавание русского языка

Цели урока:

  • Образовательные:
  • Развитие лингвистической компетенции через умение анализировать текст, создавать вторичное устное высказывание по теме «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения»
  • Развивающие:
  • Развитие мыслительной и коммуникативной деятельности учащихся на основе технологии сотрудничества
  • Воспитательные:
  • Воспитание сознательного интереса к родному языку, бережного отношения к слову;
  • Воспитание интереса к русской литературе, уважения к творчеству великих писателей;
  • Поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи.

Тип урока: комбинированный

Методы:

  • Репродуктивный
  • Наглядный
  • Практический
  • Аналитический

Форма работы на уроке: фронтальная, в группах, самостоятельная.

Используемые технологии: технология проблемного обучения; интегративная.

Оборудование:

  • Русский язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.

13-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2011 г.

  • Бунин И.А. Легкое дыхание: Рассказы, стихотворения. – Л.: Дет. лит.,  1991.-207с. (Школьная библиотека)
  • Бакулина Г.А. Конспекты уроков для учителя русского языка. Интеллектуальное развитие школьников. 8кл М.: Владос, 2006г.
  • Интерактивная доска

Ход урока

  1. Мобилизующий этап

На интерактивной доске запись:

  1. На дворе холодно, неуютно.
  2. Но синицы прыгают возле кормушки…
  3. Синицы – зимние птахи.
  4. Вот одна из них пытается схватить клювом семечко.
  5. Смотрю и любуюсь: какая же она красивая, ловкая, сообразительная.

У. р. яз.    Прочитайте предложения.

Найдите в них общее. (Учащиеся характеризуют общие синтаксические признаки                                             предложений)

Задание выполняется письменно в парах.

  1. Актуализация знаний

У. р. яз.    Сравните между собой сказуемые записанных вами предложений. Возникли ли у вас сомнения?... Почему? ( Не всегда сказуемое выражено глаголом)

Найдите известный вам вид сказуемого и расскажите о нем.

(Учащиеся выделяют простое глагольное сказуемое)

                                        3.    Целеполагание

У. р. яз.    Назовите сказуемые в остальных предложениях. Обратите внимание, из скольких слов они могут состоять, какой частью речи выражены. В связи с этим скажите, как они могут называться, сформулируйте тему урока. (Учащиеся с помощью учителя выполняют это задание и формулируют тему урока:

    Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения).

Тему урока учитель записывает на доске.

У. р. яз.    Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с видами сказуемого; узнать, чем оно может выражаться; научиться различать сказуемые по составу слов, по способу упражнения лексического и грамматического значения.

У. р. яз.  Наша задача – провести небольшое исследование: выявить грамматические особенности сказуемого. Как вы думаете, для чего нужны эти знания? (Совершенствовать свою речь.) Итак, тема урока: Виды сказуемого и способы его выражения.

                                        4.    Изучение нового материала

У. р. яз.  Знания будете «добывать» самостоятельно ( в группах – 5), работая с учебником.

§14 стр. 49.

Этап погружения учащихся в теоретический материал, чтобы найти ответ на вопросы, предложенные каждой группе. Материалы оформить на листах в виде схем-алгоритмов .   (Учитель-помощник.)

Вопросы – задания группам:

1 гр. Что обозначает сказуемое. Виды сказуемых.

2 гр. Особенности простого глагольного сказуемого.

3 гр. Признаки составного глагольного сказуемого.

4 гр. Особенности составного именного сказуемого.

Этап взаимообучения.  Обмен приобретенными знаниями обо всех признаках сказуемого.

(учащиеся выбирают одного (сильного) ученика, который подведет итог всей работе).

  1.   Закрепление.

Языковой анализ стихотворения И.А. Бунина.

Уч. литерат.   Мы предлагаем вам стихотворение И.А. Бунина.

  • Вам всем известно его имя. Родился он в 1870 г. в Воронеже, детство прошло на хуторе Бутырки и в деревне Орловской губернии, а умер он в большой бедности и полузабвении в 1953 г. в Париже.

Не видно птиц. Покорно чахнет                                                                                                             Лес, опустевший и больной.                                                                                                                Грибы сошли, но крепко пахнет                                                                                                                        В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,                                                                                                                          В кустах свалялася трава,                                                                                                                              И, под дождем осенним тлея,                                                                                                                            Чернеет темная листва

А в поле ветер. День холодный                                                                                                                 Угрюм и свеж – и целый день                                                                                                         Скитаться стал я по степи свободной,                                                                                                        Вдали от сёл и деревень.

И, убаюкан шагом конным,                                                                                                                         С отрадной грустью внемлю я,                                                                                                                     Как ветер звоном однотонным                                                                                                                     Гудит – поет в стволы ружья.

  • Какова тема и основная мысль стихотворения?
  • Что вы можете сказать о настроении лирического героя?

Совпадает ли оно с вашим восприятием содержания? (ученики отвечают. Учитель обобщает.)

Уч. л-ры.   Описание природы в стихотворениях И.А. Бунина побуждают нас более внимательно всмотреться в окружающую жизнь и самого себя! И в этом стихотворении унылая пора осени созвучна грустным размышлениям человека: ведь снова часть жизни канула в вечность, а впереди зима и долгие ожидания весны.

Уч. л-ры.   В стихотворении есть слова «чахнет». Его значение? (сохнуть) Скитаться? (странствовать без цели, вести бродячий образ жизни).

Уч. рус. яз.    Вернемся к исходному тексту.

  • Соотнесите поэтический текст с языковым материалом, который мы исследовали.
  • Задания группам (каждая группа приводит примеры в соответствии со своими заданиями).

Приведите примеры простого глагольного сказуемого; составного глагольного и составного именного сказуемого.

Уч. л-ры.    Подумайте, какова роль их в тексте?

(Все виды сказуемого играют изобразительно-выразительную роль; помогают развить творческие способности и художественный вкус; развивают интерес к поэзии; учат правильно употреблять разные формы сказуемого в речи).

7. Рефлексия.

-Один из авторов учебного пособия по русскому языку произнес фразу «Сказуемое – смысловой центр высказывания». Как вы это объясните?

Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Сказуемое – смысловой центр высказывания. Оно чаще, чем подлежащее, выражает «новое».

Resource id #458

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ НА ТЕМУ «УНЫЛАЯ ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!». 6 КЛАСС....

Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Конспект бинарного урока по русскому языку и производственному обучению Тема " Правописание глаголов». Приготовление щей»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ       НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительных Цели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «имя существительное»; формирование...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Единственное и множественное число имён существительных, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Единственное и множественное число имён существительныхЦели деятельности учителя: актуализация знаний о числе имени существительного»; формирование умения опре...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...