Конспект бинарного урока по русскому языку и производственному обучению Тема " Правописание глаголов». Приготовление щей»
план-конспект урока по технологии на тему

Стерхова Ольга Викторовна

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ       НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                    « ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ  №47»

 

Конспект бинарного урока по русскому языку и производственному обучению

Тема " Правописание глаголов». Приготовление щей»

Учитель русского языка: Смирнова С.А.

Мастер производственного обучения:  Стерхова О.В.

Конспект бинарного урока по русскому языку

и производственному обучению.

Тема урока по русскому языку: "Правописание глаголов".

Тема урока по производственному обучению: "Приготовление  щей".

Цели 1) сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, учить обучающихся активным приемам здорового образа жизни, познакомить учащихся с рецептами приготовления щей щей, на практике показать приготовление  2) закрепить правописание глаголов , 3)   содействовать воспитанию любви к родному языку; осуществлять межпредметную связь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr._urok_shchi_rus.yaz_.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ       НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

                    « ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ  №47»

Конспект бинарного урока по русскому языку и производственному обучению

Тема " Правописание глаголов». Приготовление щей»

Учитель русского языка: Смирнова С.А.

Мастер производственного обучения:  Стерхова О.В.

Конспект бинарного урока по русскому языку

и производственному обучению.

Тема урока по русскому языку: "Правописание глаголов".

Тема урока по производственному обучению: "Приготовление  щей".

Цели 1) сформировать полное представление о правильном питании, о его влиянии на здоровье организма, учить обучающихся активным приемам здорового образа жизни, познакомить учащихся с рецептами приготовления щей щей, на практике показать приготовление  2) закрепить правописание глаголов , 3)   содействовать воспитанию любви к родному языку; осуществлять межпредметную связь.

Оборудование урока: Мультимедиа ; слайды: , ложки,  салфетки, продукты для приготовления щей.

Межпредметные связи: русский язык, литература, , история.

Ход урока:

Организационный момент.

I Актуализация знаний.

- Сегодня у нас урок необычный, совместный урок по русскому языку и  производственному обучению. А какие темы вы будете изучать на каждом из них, сейчас узнаете. Еда, пища, питание… Эти слова мы произносим довольно часто.  Мы проводили анкетирование, и в анкетах был вопрос, что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас,  учащихся и вообще молодых людей.

 Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что чуть ли не половина продуктов ему вредна, он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания.

 С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Востока Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, а русский физиолог Мечников И.И. полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек питающийся рационально, может жить 120-150 лет. 

Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности.

Правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к. ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию. Так например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме. Известно, что рак желудка широко распространен в тех странах, где едят много жаренного и часто готовят на жире, оставшимся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак). Такое питание способствует преждевременному старению кожи и провоцирует опасные заболевания. Нужно разнообразить каждодневное меню. Обязательное требование , чтобы в состав комплексного обеда входили первые блюда; супы, щи, борщи.

Расшифруйте пословицу «Русского мужика без  щей не накормишь».(1 слайд)

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

-О  щах.

-Сегодня на уроке мы поговорим о продуктах , о способах и рецептах приготовления  щей.

-Ещё раз обратите внимание на пословицу и скажите, какие орфограммы можно выделить? (Правописание не с глаголом, правописание безударных личных окончаний глаголов, правописание ь знака в глаголах 2 лица.

-Учащиеся сами формулируют темы уроков.

ІІ Объяснение нового материала.

Тема урока: «Приготовление  щей». Правописание глаголов.

Запись в тетрадь.

Мастер производственного обучения:  Щи - одно из самых древнейших блюд в России.  "Щи да каша - пища наша". Так говорили в старину. Щи являются основным горячим блюдом русской кухни уже долгое время. По-видимому, прообраз современных щей возник не ранее IX века, то есть когда крестьянами стала выращиваться капуста[4]. С тех пор «неистребимый ничем аромат щей — „щаной дух“ — всегда стоял в русской избе»[5]. О большом значении щей в питании русских говорит и неисчислимое количество пословиц и поговорок, где упоминается блюдо: «Щи да каша — пища наша», «Где щи, там и нас ищи», «Тех же щей, да пожиже влей», «Это тебе не лаптем щи хлебать», «Поучи жену щи варить» и т. д.

Несмотря на местные различия в приготовлении блюда и многочисленные его варианты, оставался неизменным принцип приготовления: в глиняном (позже чугунном) горшке в русской печи, которая позволяла выдержать мягкий температурный режим во время приготовления. Сам щаной горшок также был предметом почитаемым, его даже мыли особо тщательно, при этом заговаривая[6].

В целом за долгую историю щей в принцип их приготовления была внесена только одна поправка (исключая, естественно, расширение букета пряностей, становившихся доступными). В XIX веке, когда русская кухня за счёт приглашаемых знатью поваров испытала влияние французской кухни, из щей была удалена мучная заправка, ранее традиционно вносимая.

Разновидности щей

Вид

Особенности

Полные (богатые)

Наиболее полный вариант щей с использованием квашеной капусты. Характерно использование белых грибов, как сухих, так и свежих.

Сборные

Бульон для щей готовится из различных видов мяса и возможно колбасных изделий. В отличие от обычного приготовления, мясо отваривается не крупными кусками

Постные

Овощные щи возможно с добавлением грибов. Существуют их разновидности по главному компоненту (щавель, крапива и т.п.)

Серые (рассадные)

Главным компонентом супа являются молодые капустные листья, возможно заранее заквашенные

Рыбные

Используется сочетание солёной рыбы осетровых пород и различной речной рыбы

Зелёные щи

Как правило, щавелевые, как постные, так и нет.

Суточные щи

Особый вид щей, характерный не особенностями компонентов, а приготовлением, предусматривающим укутывание ёмкости с супом после приготовления во что-то, что позволяет сохранить тепло в течение 3-4 часов, и затем выставление на холод на сутки.

Учитель русского языка

  • Так как тема урока связана с глаголом, давайте вспомним
  •  что знаете о глаголе;
  • категория вида (совершенный и несовершенный), переходность, возвратность, категория времени, спряжение.
  • 2слайд-9слайд

У вас было домашнее задание : подготовить рецепты приготовления щёй. У каждого из вас есть распечатка с рецептом.

Выберите глаголы , определите лицо,  вид, возвратность, переходность,наклонение.

ПЕРВЫЙ УЧЕНИК

                 

 Рецепт кислых щей

Первым делом  сварите бульон, для этого положите  в трехлитровую кастрюлю свиные ребрышки и копчёный окорок, залейте водой и отправьте вариться на среднем огне. Как только вода закипит, снимаем пену, убавляем огонь. Добавьте в бульон заранее очищенные морковь, лук и корень петрушки и продолжайте варить, накрыв крышкой. Затем добавьте зелень, разлейте по тарелкам и добавьте сметану сметану.

Сварите- глагол,сов.вид,невозвратн.переходный,2 лицо, мн.ч. повелит.наклонение, глаголы пов. Накл не изм. по временам.

Рецепт приготовления полных щей.

    Почистите  морковь и натрите  ее на терке с крупными делениями. В сковороде  разогрейте растительное масло, обжарьте  лук и добавьте  морковь.  Помойте  мясо и нарежьте  кусочками, ставьте  вариться в воде. Картофель нарезаем кубиками. Когда бульон вскипит, необходимо снять пену и дать ему повариться 15 минут, когда порежешь капусту, картофель и варим еще 10 минут, затем добавляем зажарку.  Добавьте  соль, перец, лавровый лист и перец горошком. Разлейте по тарелкам, добавьте сметану.

Порежешь –глаг.сов.вид,невозв, переход.2 лицо,.ед.ч повелит.накл

Обжарьте-глаг.сов.вид, невозв. переход.2лицо, мн.число

Повариться-глаг.инфинитив, сов.вид, возв.неперех.

Обратите внимание на правописание  последних  трёх глаголов и сделайте вывод о правописании мягкого знака в глаголах, о правописании не с глаголами.

III Закрепление.

Учитель русского языка: Какие пословицы можно назвать со словом щи., с присутствием глагола 2-го лица.
-Ешь щи с мясом, а нет, так хлеб с квасом.

-Щи да щи — захочешь и лапши.

-Не вырастишь овощей — не сваришь и щей.

 Чем живешь? — Долгами. А что ешь? — Щи с пирогами.

-Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь!

-Ну и щи, – на кобеля плеснешь, и шерсть соскочит

-Такие щи, что плетью ударишь, пузырь не вскочит!

-Во всех пословицах прозвучало, то что нужно есть щи-это очень важное блюдо

Стихи  про ЩИ

Игорь Секач Секачёв
 

Во мне так много всякой разной крови,
но Русской больше чем какой другой,
поэтому питаюсь я конечно,
лишь Русскою исконную едой

К примеру щами, только покислее,
что толку будет мне в некислых щах?
горячие и с ложкою сметаны,
я знаю толк в таких то вот вещах

Щи-это гвоздь хорошего обеда,
они так повышают аппетит,
за стол садишься,аромат вдыхаешь,
и от желанья есть душа горит!

Берёшь ты ложку и в тарелку сразу,
чтоб пузыри заклокотали всласть,
потом всё в рот не расплескав ни капли,
и начинаешь сладостно живать

Капуста на зубах хрустит блаженно,
сама собой улыбка лезет в ширь,
я щи люблю наверное побольше,
чем Бога любит честный христианин

В тарелке хлебом вымокнув остатки
и если надо облизав все пальцы,
себе ещё я попрошу добавки
и снова щами буду наслаждаться!

Горячими,кислющими,крутыми,
какие ели предки в старину,
питали щи столетиями Россию,
и не дадут сейчас пойти к одну

Поешь и на душе не так тоскливо,
и тянет на глобальные дела,
пока есть щи у Русского народа,
то будет жить великая страна!

Мастер производственного обучения: А какие загадки, высказывания , вы знаете про щи?.

Из капусты, но без свёклы
Мы готовим суп с тобой.
Есть придётся со сметаной.
Как назвать «бульон» такой?
(ЩИ)

А у Пушкина в «Послании к Юдину», его лицейскому товарищу, есть такие строки:

Но вот уж полдень.— В светлой зале
Весельем круглый стол накрыт;
Хлеб-соль на чистом покрывале,
Дымятся щи, вино в бокале,
И щука в скатерти лежит.

Даже у Маяковского в «Сказке о Пете, толстом ребенке и  о Симе, который тонкий» находим упоминание о щах:

Папа явится под вечер,
поздоровавшись для встречи,
скажет маме:
- Ну-ка,
щи
нам с товарищем тащи! -
Кашу съев
да щи с краюшкой,
пьют чаи цветастой кружкой.

А в заключение представляю читателям шутливую песенку про щи, исполнявшуюся рок-группой «Сектор Газа»:

…Знаешь мать, с тобой мне хорошо, но решил жениться я ещё,
Ты мне, мать, невесту подыщи, чтоб она варить умела щи ,
Я без щей и дня не проживу, в жёны даже дуру я возьму,
Пусть она кривая и в прыщах, лишь бы разбиралась она в щах .

Возьми мясо и хрящи, навари крутые щи ,
Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи ,
Кидай больше овощей – не могу я жить без щей ,
Чтоб я толстый был ваще, навари мне русских щей !

Мать, иди сюда – чего скажу, в армию я, мама, ухожу,
Мне повестка только что пришла, ну, вот, опять ты плакать начала,
Хорошо служить я буду, мать, буду все приказы выполнять,
Ну, а если не дадут мне щей , убягу из армии ваще.

Возьми мясо и хрящи, навари крутые щи ,
Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи ,
Кидай больше овощей – не могу я жить без щей ,
Чтоб я толстый был ваще, навари мне русских щей !

Мастер производственного обучения: Прежде чем приступить к выполнению практической работы, ознакомимся с технологической картой. (на мультимедиа технологическая карта)

- На карточках поставьте правильно этапы работы.

Мастер производственного обучения: Перед практической работой мы должны повторить технику безопасности и санитарно-гигиенические правила. На парте лежат карточки с буквами "С", "ТБ". Я зачитываю правила, а вы поднимаете соответствующую карточку.

1. Вымойте руки с мылом.

2. Перед включением электроприборов в сеть проверьте исправность шнура.

3. Наденьте фартук и косынку.

4. Снимая горячую посуду с плиты, пользоваться прихваткой.

5. Включайте и отключайте приборы сухими руками

6. Засыпать в кипящую жидкость крупу осторожно.

Выполнение практической работы.

Учащиеся занимаются приготовлением щей.

Подготовка к работе:

1. когда едят щи ? (кто утром, кто в обед, кто вечером);

2. почему  в основном щи  едят  в обед? (потому что организму нужна энергия на весь день);

3. какой вывод можно сделать? (если будешь есть щи– будешь здоровым и бодрым).

 Щи дают заряд бодрости на весь день. В щах много полезных веществ, которые помогают человеку хорошо учиться и работать. . Недаром говорят: «Если про щи  не забудешь, здоровым будешь»

Также идёт закрепление по теме «Правописание глаголов». Вывод делают сами учащиеся.

IV Подведение итогов.

Мастер производственного обучения:

 А в заключение представляю читателям шутливую песенку про щи, исполнявшуюся рок-группой «Сектор Газа»:

…Знаешь мать, с тобой мне хорошо, но решил жениться я ещё,
Ты мне, мать, невесту подыщи, чтоб она варить умела щи ,
Я без щей и дня не проживу, в жёны даже дуру я возьму,
Пусть она кривая и в прыщах, лишь бы разбиралась она в щах .

Возьми мясо и хрящи, навари крутые щи ,
Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи ,
Кидай больше овощей – не могу я жить без щей ,
Чтоб я толстый был ваще, навари мне русских щей !

Мать, иди сюда – чего скажу, в армию я, мама, ухожу,
Мне повестка только что пришла, ну, вот, опять ты плакать начала,
Хорошо служить я буду, мать, буду все приказы выполнять,
Ну, а если не дадут мне щей , убягу из армии ваще.

Возьми мясо и хрящи, навари крутые щи ,
Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи ,
Кидай больше овощей – не могу я жить без щей ,
Чтоб я толстый был ваще, навари мне русских щей !

-Закончить цитатой Л.Н. Толстого: “Если бы люди ели только тогда, когда они очень голодны, и если бы питались простой, чистой и здоровой пищей, то они не знали бы болезней, и им легче было бы управлять своею душой и телом”.

Домашнее задание: сварить щи , записать последовательность действий, употребляя глаголы во 2 лице единственного числа;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок По русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Бинарный урок по русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»

Бинарный урокПо русскому языку и литературе на тему «Сказуемое. Виды сказуемого и способы его выражения 8 класс»(Реализация метапредметного подхода как основы для формирования ключевых компетенций уча...

Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".

Конспект урока по русскому языку для 5 классаТема "Правописание приставок на -з,-с".цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Значение глаголов в речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Значение глаголов в речиЦели деятельности учителя: формирование представления о глаголе как части речи, о роли глаголов в речи; формирование умения распознавать глаг...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Правописание частицы не с глаголамиЦели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания ча...