Конспект урока по русскому языку для 5 класса Тема "Правописание приставок на -з,-с".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шабалина Ольга Юрьевна

Конспект урока по русскому языку для 5 класса

Тема "Правописание приставок на -з,-с".

цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,

        - находить слова с приставками на -з,-с, правильно их писать, выбирать букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограммы в приставках,

Урок состоит из следующих частей:I. Оргмомент.II. Формулирование  цели и постановка проблемного вопроса урока(1.Чтение ключевых слов урока,2.Открытие новых знаний.)III. Развитие правописных и речевых умений.IV. Итог урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_5.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для 5 класса

Тема "Правописание приставок на -з,-с".

цель: -"развертывать" информацию из ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения,

        - находить слова с приставками на -з,-с, правильно их писать, выбирать букву з или с на конце приставки, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы, разграничивать разные виды орфограммы в приставках,

                                               Ход урока.

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Формулирование  цели и постановка проблемного вопроса урока.

1.Чтение ключевых слов урока

приставка, орфограмма- буква согласного.

-Какова цель урока? ( Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы- буквы согласного бывают, научиться  писать эту орфограмму).

2.Открытие новых знаний. 

Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова.
…дельник, …порядок, …трепенуться,
…конечный, …жалобить, …чезнуть
 

А если бы нужно было записать слова, с какой
проблемой вы бы столкнулись? Почему?
 Сравните.

без/сдельник, без/спорядок, вз/стрепенуться,

без/сконечный, раз/сжалобить, из/счезнуть

Возникает проблемный вопрос урока:

Какую букву нужно писать в приставке?

Сравнить приставки в парах слов. Обратить внимание на согласную на конце приставки и на гласную после нее

РАЗРЕЗАТЬ-РАСТОЛКАТЬ

БЕЗВОДНЫЙ-БЕСЧИСЛЕННЫЙ

ВЗДРОГНУТЬ-ВСХОДИТЬ

ВОЗГОРДИТЬСЯ-ВОСПРОТИВИТЬСЯ

Какая закономерность прослеживается? (Ученики формулируют закономерность, указывают на основное условие выбора  буквы з или с на конце приставок).

Сравнивается предположение учеников с правилом в учебнике, обращается внимание на выделение орфограммы.

Запомнить его вам поможет песенка:

Живут на свете, людям помогая,

Приставки воз-, из-, через-, раз- и без-.

Но звук глухой согласный их встречает,

И мы их пишем только с буквой с.

Глухие звуки- это непоседы.

Они спокойно не желают жить,

Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

III. Развитие правописных и речевых умений.

1.Упражнения, формирующие орфографические умения:

- (неосложнённое выборочное списывание) – развивается умение находить слова с приставками на -з (-с), отличать их от сходных в звучании слов, графически обозначать условие выбора написаний.

Вспахать, бесконтрольный, издавать, чрезмерный, искра, разведка, рассматривать, восковой, безрадостный, исторический, вздыхать, разный, изумрудный, растить, испечь,разбить.

Коллективно разрабатывается алгоритм поиска слов с орфограммой.

1) Выделить приставку, подобрав слово без приставки (закрыв её).

2) Если нет приставки, нет и орфограммы в приставке, слово не выписываем.

3) Если есть приставка, проверить, оканчивается ли она на з или с.

4) Выбрать написание в зависимости от первого согласного звука корня.

5) Записать выбранное слово. Подчеркнуть следующую за приставкой букву, указать, звонким или глухим является звук, обозначенный этой буквой.

-В данных словосочетаниях замените приставки на  приставки с орфограммой на -з,с . Запишите полученные слова.

Например: чайник закипел-вскипел.

1) Бутоны открылись. 2) Яблони зацвели. 3) Створки окна отворились. 4)Соль просыпалась. 5)Мебель поставили. 6) Неспокойный человек.

-Подберите к данным словам антонимы (слова, противоположные по смыслу) с приставками на -з,с.

Порядок, одаренный, честный, корыстный, жалостливый.

-Распределительное осложнённое списывание) – развивается умение правильно писать слова с орфограммой – буквой з или с на конце приставок, группировать слова в зависимости от выбора буквы з или с.

В...дыхать, бе...делье, бе...порядок, ра...ведывать, в..думать, ра...читать, и...лить, во...ложить, бе...цельный, и...пугаться, во...стание.

Самостоятельно (или в парах)  разрабатывается алгоритм написания слов с орфограммой – буквой з или с на конце приставок.

1) Выделить приставку.

2) Проверить, оканчивается ли она на з или с.

3) Установить, глухим или звонким является звук, обозначенный расположенной за ним буквой.

4) Если звук глухой, выбрать букву с; если звук звонкий, выбрать букву з.

5) Проверить написание.

IV. Итог урока.

– Составьте схему правила, изученного на уроке.

– Чему учились на уроке?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

V. Домашнее задание :

1. Уметь воспроизвести правило в виде схемы, модели, таблицы (на выбор).

2. Упражнение на закрепление из  учебника.

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98706048

o.y.shabalina@gmail.com

Данная презентация поможет учителю при изучении темы "Правописание приставок".В ней рассказывается , что для разных приставок разные законы. В зависимости от правописания они делятся на три группы. К первой группе относятся приставки, которые всегда пишутся  всегда одинаково, их надо просто узнавать в словах. Особое внимание уделяется приставке с-. и словам, которые нужно запомнить. Нарушителями "главного"  правила являются приставки  на з-,с-.  Самыми трудными являются приставки пре-, при-. Их правописание зависит от смысла. К каждому правилу подобраны занимательные упражнения ( игры с приставками. На слайдах показаны не только  правила написания приставок, но приведены некоторые примеры правильного написания и ошибкоопасные места. Использованы занимательные материалы, что,надеюсь, поможет  с интересом изучить тему. Данную презентацию возможно также использовать при повторении в начале учебного года в 6 классе, при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"

урок опубликован в  электронном  журнале"Учительский  журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...