Главные вкладки

    Современные образовательные технологии обучения на уроках русского языка и литературы
    статья по русскому языку по теме

    Автор рассказывает из опыта работы о современных образовательных технологиях на уроках русского языка и литературы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Современные образовательные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

    Солдатова Ирина Ивановна,

    учитель русского языка и литературы

    первой категории

    Задача учителя - словесника состоит не только в активизации художественно - эстетических потребностей детей, в приобщении их к искусству слова, но и в формировании умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку и непосредственно на уроке. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, если они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

    В результате многолетней работы учителем русского языка и литературы по внедрению в практику новых образовательных технологий мною разработан новый тип занятия, включающий в себя оптимальные приемы и методы различных технологий. Новая форма урока условно получила название «Открытый урок». «Открытый» потому, что на нем состоится открытие, открытие для детей и для учителя самих себя, открытие художественного произведения с новой, неожиданной стороны, открытие новых имен и новых перспектив. Можно выделить следующие основные этапы «открытого» урока, которые требуют включения всего комплекса навыков и умений сразу:

    • Индивидуальное целеполагание, исходя из возникших проблем;
    • Обращение к личному и читательскому опыту учащихся, идейно связанному с темой урока;
    • Обращение к «Копилке мировой мудрости», высказываниям выдающихся людей, связанным с данной темой;
    • Групповая форма работы, включающая обмен мнениями, сотрудничество;
    • Исследовательская деятельность учителя и учащихся на уроке и при подготовке к уроку;
    • Детальный анализ текста (внимание к художественному слову);
    • Афиширование результатов на каждом этапе работы;
    • Творческая работа - эссе в конце урока.

    Все эти формы работы включаются в рамки одного сдвоенного урока (90 минут). Такой урок требует большой предварительной подготовки учителя, а на самом уроке учитель остается «за кадром», он только направляет деятельность учащихся.

    Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации. Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской  позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится как на отдельных уроках (мини-исследования, мини-проекты), так и при изучении целой темы. Вот некоторые примеры практических исследовательских работ учащихся, выполненных на уроках литературы.

    В ходе изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» десятиклассникам было предложено выписать три категории географических названий:

    • названия мест, где происходят события романа;
    • названия, связанные с упоминаемыми персонажами, предметами быта и т. п.;
    • названия, упоминаемые в лирических отступлениях.

    Класс делился на три группы (по желанию). Выписывая топонимы, учащиеся каждой группы составляли мини-карту, у каждой группы своя. В процессе работы ученики обращались и к учителям географии, истории. Следующим этапом была межгрупповая деятельность, результатом которой стала общая карта «Евгений Онегин» на карте». Презентация работы вызвала изумление не только у учащихся, но и у учителей. Юные исследователи убедились в правоте В. Г. Белинского, что «роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни». Один из учеников заметил, что широта размаха охватывает всю Европу и часть Азии.

    Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением  проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти. Выявить, обнаружить и т.п. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников.

    Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.

    К примеру, перед изучением пьес «Гроза» и «Бесприданница» А. Островского я попросила учащихся внимательно познакомиться с афишами произведений и определить значение фамилий по толковым словарям С. И. Ожегова, В.И. Даля. В групповой деятельности учащиеся выявили родственность происхождений фамилий Кабанихи (М. Кабановой), Дикого, Кнурова: Кабан-Дик – Кнур – свинья. Работа выполнялась до прочтения произведений. После знакомства и анализа пьес ребята определяли, насколько они были правы, когда давали характеристики героям только по именам. Заключительным этапом предлагалось эссе на тему «Имя – образ-судьба».

    Следует отметить, проектная технология не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности. Возможности совершенствования навыков исследовательской деятельности предлагает научное общество учащихся. На занятиях НОУ учащиеся овладевают способами обработки информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Такие занятия стараюсь проводить в школьной библиотеке, компьютерном классе. Защита своей презентации - это, безусловно, праздник для учащихся, потому что они представляют завершённую работу, которую выполнили самостоятельно, используя личный опыт. Презентуя проект деятельности, учащиеся рассказывают о своих дальнейших идеях, обсуждают трудности. Так, ученики с интересом знакомились с исследовательскими проектами «Родословная Пушкина», «Венок Пушкину», «Памятники литературным героям», «Аксаковы – олицетворение русской семьи», «Молодежный жаргон» и т. д.

    При применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы естественным  образом достигается оптимизация темпа работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация  обучения, учащийся превращается из объекта в субъект обучения, ибо программа требует от него активного управления; появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке проблемную ситуацию; диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация к учебной деятельности. Ну и, наконец, такие уроки интересны учащимся, занятия в кабинете информатики они воспринимают на «ура».

    Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений в среднем звене эффективным является использование игровых технологий. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры и др.

    Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

    Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации.

    Системная и целенаправленная работа по применению различных современных образовательных технологий позволила достичь положительных результатов. Мои ученики активно участвуют в деятельности школьных, районных, республиканских научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ и добиваются хороших результатов:

    • Петькова Анастасия исследовательской работой «С любовью к земле своей» в районной НПК заняла 2-е место (2011 год);
    • Алексеева Алевтина, успешно защитив исследовательскую работу «Защитники Отечества», заняла 2-е место в НПК(2012 год), а во всероссийском уровне награждена Дипломом 1 степени  в конкурсе «Страницы семейной славы»(2012 год);
    • руководитель Солдатова И.И. удостоилась Грамоты Союза журналистов РФ «Учитель-наставник» (2012 год)

    В заключение хочу подчеркнуть, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из представленных образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

     

    Resource id #4932


    Предварительный просмотр:

    Современные образовательные технологии обучения на уроках русского языка и литературы

    Солдатова Ирина Ивановна,

    учитель русского языка и литературы

    первой категории

    Задача учителя - словесника состоит не только в активизации художественно - эстетических потребностей детей, в приобщении их к искусству слова, но и в формировании умения создавать исследовательские проекты в процессе подготовки к уроку и непосредственно на уроке. Учение только тогда станет для ребят привлекательным, если они сами будут учиться проектировать, конструировать, исследовать, открывать.

    В результате многолетней работы учителем русского языка и литературы по внедрению в практику новых образовательных технологий мною разработан новый тип занятия, включающий в себя оптимальные приемы и методы различных технологий. Новая форма урока условно получила название «Открытый урок». «Открытый» потому, что на нем состоится открытие, открытие для детей и для учителя самих себя, открытие художественного произведения с новой, неожиданной стороны, открытие новых имен и новых перспектив. Можно выделить следующие основные этапы «открытого» урока, которые требуют включения всего комплекса навыков и умений сразу:

    • Индивидуальное целеполагание, исходя из возникших проблем;
    • Обращение к личному и читательскому опыту учащихся, идейно связанному с темой урока;
    • Обращение к «Копилке мировой мудрости», высказываниям выдающихся людей, связанным с данной темой;
    • Групповая форма работы, включающая обмен мнениями, сотрудничество;
    • Исследовательская деятельность учителя и учащихся на уроке и при подготовке к уроку;
    • Детальный анализ текста (внимание к художественному слову);
    • Афиширование результатов на каждом этапе работы;
    • Творческая работа - эссе в конце урока.

    Все эти формы работы включаются в рамки одного сдвоенного урока (90 минут). Такой урок требует большой предварительной подготовки учителя, а на самом уроке учитель остается «за кадром», он только направляет деятельность учащихся.

    Эффективны групповые формы работы, уроки-презентации с участием учащихся старших профильных классов, индивидуальные консультации. Применение компьютера в сочетании с мультимедийным оборудованием и многофункциональной (интерактивной) школьной доской  позволяет сделать обучение более интересным, быстрым, простым, а получаемые знания – более глубокими и обобщенными, особенно если презентации готовят сами учащиеся, проявляя свои творческие способности. Работа по совершенствованию навыков исследовательской деятельности проводится как на отдельных уроках (мини-исследования, мини-проекты), так и при изучении целой темы. Вот некоторые примеры практических исследовательских работ учащихся, выполненных на уроках литературы.

    В ходе изучения романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» десятиклассникам было предложено выписать три категории географических названий:

    • названия мест, где происходят события романа;
    • названия, связанные с упоминаемыми персонажами, предметами быта и т. п.;
    • названия, упоминаемые в лирических отступлениях.

    Класс делился на три группы (по желанию). Выписывая топонимы, учащиеся каждой группы составляли мини-карту, у каждой группы своя. В процессе работы ученики обращались и к учителям географии, истории. Следующим этапом была межгрупповая деятельность, результатом которой стала общая карта «Евгений Онегин» на карте». Презентация работы вызвала изумление не только у учащихся, но и у учителей. Юные исследователи убедились в правоте В. Г. Белинского, что «роман «Евгений Онегин» - энциклопедия русской жизни». Один из учеников заметил, что широта размаха охватывает всю Европу и часть Азии.

    Высокий уровень напряженности мышления учащихся, когда знания добываются собственным трудом, достигается применением  проблемного обучения. В процессе урока учащиеся заняты не столько заучиванием и воспроизведением знаний, сколько решением задач-проблем, подобранных в определенной системе. Учитель организует работу учащихся таким образом, что они самостоятельно отыскивают в материале нужные для решения поставленной проблемы сведения, делают необходимые обобщения и выводы, сравнивают и анализируют фактический материал, определяют, что им уже известно, а что еще надо найти. Выявить, обнаружить и т.п. При таком методе работы внимание учащихся обращается не только на содержание усваиваемых знаний, но и на способы организации учебной деятельности по их усвоению. Кроме того, усвоение знаний осуществляется путем совместной, коллективной деятельности учителя и учеников.

    Проведение уроков с использованием проблемного обучения предполагает применение эвристического (частично поискового) метода.

    К примеру, перед изучением пьес «Гроза» и «Бесприданница» А. Островского я попросила учащихся внимательно познакомиться с афишами произведений и определить значение фамилий по толковым словарям С. И. Ожегова, В.И. Даля. В групповой деятельности учащиеся выявили родственность происхождений фамилий Кабанихи (М. Кабановой), Дикого, Кнурова: Кабан-Дик – Кнур – свинья. Работа выполнялась до прочтения произведений. После знакомства и анализа пьес ребята определяли, насколько они были правы, когда давали характеристики героям только по именам. Заключительным этапом предлагалось эссе на тему «Имя – образ-судьба».

    Следует отметить, проектная технология не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности. Возможности совершенствования навыков исследовательской деятельности предлагает научное общество учащихся. На занятиях НОУ учащиеся овладевают способами обработки информации, получают основы библиографической грамотности, приобретают навыки конспектирования, реферирования, учатся представлять результаты исследования. Такие занятия стараюсь проводить в школьной библиотеке, компьютерном классе. Защита своей презентации - это, безусловно, праздник для учащихся, потому что они представляют завершённую работу, которую выполнили самостоятельно, используя личный опыт. Презентуя проект деятельности, учащиеся рассказывают о своих дальнейших идеях, обсуждают трудности. Так, ученики с интересом знакомились с исследовательскими проектами «Родословная Пушкина», «Венок Пушкину», «Памятники литературным героям», «Аксаковы – олицетворение русской семьи», «Молодежный жаргон» и т. д.

    При применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы естественным  образом достигается оптимизация темпа работы ученика, легко достигается уровневая дифференциация  обучения, учащийся превращается из объекта в субъект обучения, ибо программа требует от него активного управления; появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке проблемную ситуацию; диалог с программой приобретает характер учебной игры, и у большинства детей повышается мотивация к учебной деятельности. Ну и, наконец, такие уроки интересны учащимся, занятия в кабинете информатики они воспринимают на «ура».

    Для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений в среднем звене эффективным является использование игровых технологий. В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры и др.

    Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

    Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведения пропаганды и агитации.

    Системная и целенаправленная работа по применению различных современных образовательных технологий позволила достичь положительных результатов. Мои ученики активно участвуют в деятельности школьных, районных, республиканских научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ и добиваются хороших результатов:

    • Петькова Анастасия исследовательской работой «С любовью к земле своей» в районной НПК заняла 2-е место (2011 год);
    • Алексеева Алевтина, успешно защитив исследовательскую работу «Защитники Отечества», заняла 2-е место в НПК(2012 год), а во всероссийском уровне награждена Дипломом 1 степени  в конкурсе «Страницы семейной славы»(2012 год);
    • руководитель Солдатова И.И. удостоилась Грамоты Союза журналистов РФ «Учитель-наставник» (2012 год)

    В заключение хочу подчеркнуть, что учитель по своему культурно-образовательному уровню и психологическому настрою должен быть готов к принятию любой из представленных образовательных технологий. Только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена ее главным автором – Учителем.

     

    Resource id #4934

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

    Современные технологии обучения на уроках русского языка

    Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?1. Игровые технологии.2. Дифференцированное обучение3. Технология модульного обучения4. Здоровьесберегающие технологии5. Информационно-комму...

    Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

    Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

    Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

    В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

    Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"

    Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"...

    «Современный урок. Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы»

    laquo;Человек достигнет результата, только делая что-то сам...»    Александр Пятигорский...