Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Климочкина Марина Николаевна

 

Урок  русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков

 Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слов, закрепить  способы проверки безударных гласных.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_korney.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка в 5 классе (Преподаватель Климочкина М.Н.)

Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков

Тип урока. Урок развития умений.

Цели:

Личностные:  ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

Регулятивные: составление плана и последовательности действий;

Коммуникативные: умение работать в группах, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Познавательные: выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Предметные: повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корнях слов, закрепить  способы проверки безударных гласных.

Оборудование:

  • информационный лист.

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята.

Теперь  присаживайтесь на свои места. Я надеюсь  на вашу активную работу на уроке.  

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

Цель – создание доброжелательной атмосферы

Обобщение ранее изученного.

Актуализация

знаний

(4 минуты)

3. Постановка учебной цели.

(1минута)

Проверка д/з.   Взаимопроверка упр.56.

Комментированное письмо.

Р.димой груди, р.дной язык, уд.вительный ч.ловек, увл.кательная прогулка, з.леный луг

- Ребята, скажите, какими правилами вы пользовались, чтобы правильно написать слова в данных словосочетаниях? (Орфографическими)

- Как называется орфограмма, которая встретилась в записанных вами словосочетаниях?

(Правописание безударной  гласной в корне слова)

Сформулируйте тему урока.

Орфограмма. Правописание  проверяемых безударных гласных в корне слова.

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков.»

- Исходя из темы  урока, сформулируйте  цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

( Выясним, что называется орфограммой, повторим написание безударной гласной в корне слова)

Комментируют ответы учащихся

Записывают словосочетания, комментируют выбор гласной.

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Запись учащимися числа,  темы урока

Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

       (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

 (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

4 минуты

Первичное закрепление знаний.

   10 минут

Физ. минутка (пауза релаксации)

2 минуты

5 минут

1.Понятие об орфограмме.

На прошлом уроке мы сопоставляли звуковой облик слова с буквенным. Выяснили, что существует написание по произношению: стол, рука, сутки и т. д. Но многие слова пишутся не так, как произносятся.

Почему мы пишем в слове вода гласную о? В слове чаша — гласную а? В слове живет — гласную и? Вслушаемся: в первых двух словах есть безударные гласные звуки, в третьем слове - [ы].

2.Запишем эти слова на доске и в тетрадях.

Эти гласные можно проверить ударением: воды, чашка. Но слово живет нельзя проверить ударением: в проверочном слове жизнь все равно слышится [ы|. В этом слове по традиции пишется гласная и. Дело в том, что когда-то в русском языке существовали мягкие звуки |ж'|, [ш). Поэтому мы пишем лыжи по традиции

— Что же такое орфограмма? Сформулируйте определение. 

Уточним определение по учебнику, узнаем происхождение слова орфограмма (§ 13, с. 25).

Запишем в тетрадь термин : орфограмма.

Упр. 61 (устно)

3.Повтореие  понятия «морфема»

—        Как вы понимаете выражение: «Орфограммы являются  "точками" применения правил»? Найдите такие «точки» в словах вода, чашка, живет, лыжи

В каких частях слова вы обнаружили «точки» применения правил? (В слове «лыжи» — в окончаниях, в остальных словах — в корнях.)

—        Найдите общее слово для значимых частей, из которых состоят слова. (Морфемы.)

— Как обнаруживать орфограммы в словах?

Чтение материала на стр.25.

Запись на доске и в тетрадях. Учебник стр.25.

Опознавательные признаки для орфограмм — гласных букв:

-  безударные гласные: моряк, линейка;

 - шипящие и ц: щука, расческа, панцирь;
для орфограмм — согласных букв:

  • стечение согласных (рядом стоящие согласные): опасный, просьба, мощный;
  • конец слова: сад, гриб, род и т. д.

Задание. Добавьте по одному примеру на каждый признак.

Упр.62. Наблюдение над правилом.

Упр. 62

- Назовите способы проверки правильности написания безударной гласной в корне слова.

Знакомство с правилом  обозначения орфограммы

Для объяснения орфограмм мы будем применять специальные знаки. Договоримся кратко указывать часть речи, выделять часть слова с орфограммой — букву, которую надо проверить, подчеркивать одной чертой, а букву, которая определяет правильный выбор, — двумя чертами.

Чтение  теоретического материала  стр.25, наблюдение за обозначением орфограммы

Отвечают на вопросы.

Записывают слова, делают транскрипцию.

Формулируют определение «Орфограммы»

Знакомятся с понятием «орфограмма», записывают в тетрадь значение слова, запоминают его написание.

Выполняют 59 упр., читают теоретические сведения на с.25

Записывают слова в тетради, делают транскрипцию.

Выполняют задание.

Выполняют физкультминутку для глаз

Знакомятся с материалом учебника.

Записывают в тетрадях опознавательные признаки орфограмм.

Выполняют физкультминутку

Наблюдают над правилом, называют способы проверки правильности написания безударной гласной в корне слова

находят  изученную орфограмму «Безударные проверяемые гласные в корне слова»

Принцип деятельности. (коммуникативные, познавательные) развитие внимания учащихся, работа над формированием логических умений: анализ,  обобщение

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

умение обосновать свою точку зрения)

Закрепление изученного материала

13 минут

Закрепление изученного материала

. Работа с упр. 60. Запись с объяснением и обозначением изученной орфограммы «по цепочке».

. Работа в парах.  

Распределите  слова из упр.61

- 1группа  записывает слова с проверяемой безударной гласной в корне слова, другая  – с непроверяемой  гласной в корне слова.

Взаимопроверка выполненной работы.

Коллективное выполнение упр. 63

Записывают слова, комментируют их написание.

Работают в парах, проверяют друг друга.

Проверяют друг друга

Коллективная работа, выполнение упр.63

Принцип деятельности, непрерывности

 познание (опирается на уже известное);

коммуникация (учит способам взаимодействия).

Рефлексия деятельности.

3 минуты

Подведение итогов работы. Работа в парах.

Задайте друг другу вопросы по изученной теме.

- Что называется орфограммой? Как проверить правильность написания орфограммы «Безударная проверяемая гласная в корне слова? В каких морфемах мы можем встретить орфограммы?

Выставление оценок

Отвечают на вопросы.

Обобщение, формулировка вывода, самооценка

Домашнее задание.

2 минуты

  1. Вып.упр.64
  2. (дополнительно) Ответьте на вопросы так, чтобы получился связный рассказ «Наш язык» (упр.65)

Запись учащимися задания в дневники.


Источники:

1.Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку 5 класс. М. «ВАКО» 2011

       2. http://www.uroki.net  Разработки уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне, проверяемые и непроверяемые ударением»

Урок русского языка в 5 классе.Тип урока: повторение и обобщение изученного материала.Вид урока: традиционный.Технология: на диалоговой, групповой и игровой основах....

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Приложение-презентация к уроку русского языка в 5 классе "Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков"....

Тренировочное тестирование по теме Орфограммы в корне слова (9 класс)

Тестирование в googl форме https://docs.google.com/forms/d/15nhj1758N9ZzGrQslOX7175x9KJOfRWyRHIur4eZW5k/viewform?usp=send_form#start=invite...

Тетрадь для индивидуальной работы по теме "Орфограммы в корне слова"

В тетради собран материал для индивидуальной  работы  с отстающими или слабоуспевающими  обучающимися  по теме "Проверяемые  гласные  и согласные  в корне слова...