2 класс. Рабочие программы. Русский язык.
рабочая программа по русскому языку по теме

Рабочие программы по русскому языку для 2 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx91.15 КБ

Предварительный просмотр:

РУССКИЙ ЯЗЫК

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для 2 класса составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования,    на основе Примерной программы начального общего образования Министерства Образования, программы по предмету «Русский язык» для 1-4 классов четырёхлетней начальной школы, разработанной авторским коллективом Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой.  Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.  

        Рабочая  программа и тематический план ориентированы на использование учебника УМК «Школа России» «Русский язык» (автор Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова .– М.: Просвещение, 2011 год),  включённого в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2012/2013 учебный год.

        Программа направлена на решение познавательной и социокультурной целей.

Познавательная цель предполагает:

— ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке;

— открытие детям родного русского языка как предмета изучения;

— формирование представления о русском языке как целостной системе, о единицах, её составляющих — звуках речи, слове, предложении.

Социокультурная цель ориентирована на:

— формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию, сохранение чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробуждение интереса и стремления к его изучению;

— развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

2. Общая характеристика курса «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Ведущая идея настоящего курса — изучение родного русского языка с позиции его духовной, культурно-исторической ценности.

Достижение поставленных целей изучения русского языка обеспечивается решением следующих практических задач:

  • формирование знаково-символического восприятия языка учащимися;

развитие речи, мышления, воображения школьников;

  • формирование коммуникативных компетенций учащихся, их готовности к общению на предмет получения, передачи информации, обмена информацией, обсуждения информации, аргументации высказанной точки зрения;
  • освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты-повествования небольшого объема;
  • формирование развёрнутой структуры учебной деятельности, основу которой составляют универсальные учебные действия.

В настоящей программе формирование универсальных учебных действий предполагает развитие интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:

— осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для её успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;

— формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.), организовывать сотрудничество;

— развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памятке, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.

В ходе освоения курса «Русский язык» формируются связанные с информационной культурой умения читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками.

 Содержание курса включает систему понятий, сведений, правил, способов действий (познавательных действий), относящихся:

— к предложению (смысловая и интонационная законченность, связь слов в предложении, словосочетание как распространённое слово, виды предложений по цели высказывания и интонации, распространённые и нераспространённые предложения, простые и сложные предложения);

— к слову (прямое и переносное значение, синонимы и антонимы, морфемный состав слова, части речи, лексико-грамматические признаки имени существительного, имени прилагательного, личного местоимения, глагола, наречия);

— к фонетике (звуки, их фонетическая характеристика, сильная и слабая позиция звуков, анализ звучащего слова, звуки и буквы, обозначение звуков буквами и т.д.);

— к графике (состав русского алфавита, соотношение между звуками и буквами);

— к орфографии и пунктуации (совокупность правил, определяющих написание слов и расстановку знаков препинания).

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются другие единицы языка. В каждой теме выделяются те грамматические знания и познавательный опыт, которые служат основой для усвоения орфографических и пунктуационных правил.

Содержание программы представлено такими содержательными линиями, как: основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис); орфография и пунктуация; развитие речи.

Языковой материал призван сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся служат решению практических задач общения и формируют навыки, определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества.

В программе выделен раздел «Виды речевой деятельности», обеспечивающий ориентацию детей в целях, задачах, средствах и осознание значения различных видов речевой деятельности.

3. Место курса «Русский язык» в учебном плане.

          Учебным планом  и программой предусмотрено 170 часов (из расчета 5 часов в неделю). Годовое календарное планирование выполнено на  170 часов.

Распределение учебного времени по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

44

36

51

39

170

Формой организации учебного процесса является классно-урочная система. Контроль осуществляется через самостоятельные, проверочные, контрольные работы, которые планируются согласно разработанному тематическому планированию по отдельным темам и разделам.

4. Результаты изучения курса.

Данная программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

3. Использование знаково-символических средств представления информации.

4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Предметные результаты:

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

5. Содержание программы

Программа  по русскому языку Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой для 2 класса состоит из  5 разделов:

1. Наша речь – 20 часов

2. Звуки и буквы – 50 часов

3. Слово – 56 часов

4. Повторение – 10 часов

5. Чистописание – 34 часа

    На основе этого материала разработан тематический план и перечень контрольных мероприятий:

Разделы, темы

Кол-во часов по теме

Количество

диктантов

сочинений

контр. списывание

тестов, сам. работ

проектов

контр. работ (тем.)

изложений

слов. диктантов

Предложение.

13

1

2

1

Звуки и буквы.

67

3

1

1

5

2

3

Части речи.

37

1

3

1

1

2

2

Состав слова.

28

2

3

1

1

Связь слов в предложении.

12

1

1

1

1

Повторение изученного за  год

(из них 1резервный час)

13

1

1

1

Всего

170

8

7

4

9

1

1

6

7

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено  значительных изменений.  Часы уроков чистописания переданы в раздел «Предложение» для усиления работы с типами предложений по цели высказывания и по интонации; в раздел «Звуки и буквы» для лучшего усвоения тем «Безударные гласные» и «Парные согласные», а также в раздел «Повторение». Темы по чистописанию распределены на каждый урок русского языка по 5-7 минут.

Содержание тем:

Темы

Содержание

Предложение.

Смысловая  и интонационная законченность предложения. Словосочетание (без определения). Интонация. Предложения, состоящие из одного или нескольких слов. Знаки препинания. Оформление предложений в устной и письменной речи. Текст, как законченное сообщение, состоящее из нескольких предложений. Работа с текстом. Восклицательная и невосклицательная интонация. Вопросительная интонация.

Звуки и буквы.

Звуки речи как единицы языка. Гласные и согласные звуки, их фонетическая характеристика. Основные гласные звуки [а], [о], [у], [ы], [и], [э]; гласные буквы: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я. Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков [йэ], [йо], [йу], [йа] в начале слова, после гласных и после разделительного мягкого знака. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Перенос слов по слогам. Звук [й] и буква й. Различение звуков [и] и [й] и букв, их обозначающих.Ударение. Ударение и смысл слова. Место ударения в слове. Сильная и слабая позиции гласного звука в слове (без терминологии). Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по звонкости и глухости. Сильная и слабая позиции парных согласных звуков в слове. Соотношение произношения и обозначения их на письме. Парные и непарные согласные по твердости и мягкости. Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком и буквами е, ё, ю, я. Разделительный мягкий знак (ь). Алфавит. Название букв русского алфавита. Прописная буква в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д. Лексика (представлен в разделах «Предложение», «Части речи», «Состав слова») Обогащение словарного состава речевой деятельности учащихся и расширение тематики их самостоятельных высказываний. Уточнение, сравнение и различение лексического значения изучаемых частей речи (имя существительное, имя прилагательное и глагол). Толкование значения слов через подбор синонимов и антонимов. Многозначные слова и речевые ситуации их употребления. Особенности лексики различных типов текстов (описание, повествование; сказка, загадка и т. д.).

Части речи.

Имя существительное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени существительного. Вопросы кто? что? Изменение существительных по числам. Имя собственное. Глагол. Лексическое значение. Грамматические признаки глагола. Вопросы что делать? что сделать? Изменение глаголов по числам. Имя прилагательное. Лексическое значение. Грамматические признаки имени прилагательного. Вопросы какой? какая? какое? какие? Изменение имен прилагательных по числам. Предлог. Значение предлогов в речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Состав слова.

Понятие о родственных словах. Корень слова. Однокоренные слова. Слова, близкие по смыслу, и однокоренные слова. Слова, имеющие одинаково звучащий и пишущийся корень, но не однокоренные. Многозначные слова. Безударные гласные и их обозначение на письме. Непроверяемые безударные гласные в слове. Парные согласные и их обозначение на письме. Способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова (изменение числа, подбор однокоренных слов). Понятие об орфограмме.

Связь слов в предложении.

Предложение – словосочетание – слово: их сходство и различия. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

Словосочетание (практическое ознакомление).

Повторение изученного за  год.

Звуки и буквы. Буквы и,  а,  у  в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, и  я, ю, ь. Разделительный мягкий знак. Двойные согласные. Главные члены предложения. Слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Предлоги. Корень, однокоренные слова. Проверка безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне  слов.

Чистописание.

  Чистописание распределено на каждом уроке русского языка по 5-7 минут. Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и  т. д. Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных, прописных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, Ч, ч; 4) Сс, Ее, Оо, а, д, б; 5) ь, ы, ъ и их варианты в соединениях; 6) н, ю, Н, Ю, Кк; 7) В, Зз, Ээ, Жж, Хх, ф; 8) ф, у, г, п, т, р, б.

      Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Письмо букв, соединений, в которых наиболее часто допускаются недочеты при их начертании: П, Р, Ж, У, Я, Х, Н, К, Ф и др.; а, у, д, з, в, б, т и др.  Связное, ритмичное письмо слов и предложений.

6. Перечень учебно-методического  и материально-технического обеспечения.

Литература:

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е.. «Русский язык» // Школа России. Концепция и  

      программы для начальных классов / - М.: Просвещение, 2011.

  1. Зеленина Л. М., Хохлова Т.Е.. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В    

     2 ч. – М.: Просвещение, 2011.

  1.  Зеленина Л. М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Дидактический материал, 2 класс. - М.:  

     Просвещение, 2011.

  1. Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык: Проверочные работы. 2класс.- М.:  

     Просвещение, 2011.

4.  Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. Рабочая тетрадь для 2 кл., 2011.

5.  Зелениной Л.М. и др. Русский язык: Поурочные разработки: 2 класс».–  

     М.: Просвещение, 2012.

6.  Сборник рабочих программ «Школа России», - М.: Просвещение, 2011.

ТСО:

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Интерактивная доска

       

7.  Планируемые результаты обучения

В результате работы по теме «Синтаксис и пунктуация» дети научатся:

  • сравнивать и различать группы слов, не выражающих законченную мысль (словосочетания), и предложения;
  • различать предложения, разные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные;
  • правильно произносить повествовательные и побудительные предложения в зависимости от речевой ситуации (от контекста) и правильно оформлять их на письме;
  • правильно произносить и оформлять на письме вопросительные предложения;
  • составлять и записывать предложения из данных слов, заменяя при необходимости форму слов;
  • составлять и записывать предложения, выбирая для них подходящие по смыслу слова из слов для справок;
  • списывать без ошибок небольшие тексты, состоящие из предложений в 7-9 слов;
  • письменно отвечать на вопросы к тексту;
  • писать под диктовку тексты (40—45 слов);
  • записывать по памяти небольшие стихотворные тексты и загадки;
  • пользоваться терминами «повествовательное предложение», «вопросительное предложение», «побудительное предложение», «главные члены предложения».

В процессе работы по теме «Синтаксис и пунктуация» дети учатся:

  • понимать и объяснять: что содержание предложения (цель высказывания), интонация, с которой оно произносится, и знаки препинания в нём взаимосвязаны; возможность различного произношения (интонирования) одного и того же предложения;
  • составлять предложения, различные по цели высказывания;
  • устанавливать, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится;
  • выделять в предложении главные члены предложения (выделять слова, которые указывают, о ком или о чём говорится в предложении и что об этом говорится);
  • устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • выписывать из предложений слова, связанные по смыслу и по форме (словосочетания), с вопросами;
  • устанавливать соответствие между моделью предложения, данной в форме вопросов, и реальным предложением: Какой? Кто? Что делает? Чем? Маленький щенок играет шариком;
  • составлять небольшие тексты (6-7 предложений) по иллюстрации или на заданную тему;
  • определять тему данного текста, его главную мысль, находить в тексте ключевые слова и выражения;
  • записывать текст целиком или выборочно близко к тексту;
  • работать с деформированным текстом (устанавливать последовательность частей текста и отдельных предложений в нём);
  • различать текст-пословицу и текст-загадку;
  • писать изложение небольших повествовательных текстов по совместно составленному плану.

В результате работы по теме «Фонетика и графика» дети научатся:

  • слушать, анализировать звучащее слово;
  • выделять на слух гласные и согласные звуки в слове;
  • подбирать слова с заданными первым и последним звуком;
  • выделять (различать) в слове ударные и безударные гласные;
  • понимать и объяснять необходимость проверки обозначения на письме: безударных гласных и парных согласных в конце слова;
  • понимать и объяснять способы проверки правописания безударных гласных и парных согласных (изменением формы числа слова) и применять эти знания на практике;
  • понимать и объяснять смыслоразличительную роль гласных и согласных звуков в слове в сильной позиции; ударных гласных в словах, различающихся по звуковому составу лишь ударными гласными;
  • использовать на практике знания о слогообразующей роли гласных; делить слова на слоги и для переноса;
  • анализировать слова, в которых гласные буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука (в начале и середине слова после гласных и после разделительного мягкого знака); делить такие слова на слоги и для переноса;
  • различать и сравнивать слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, и слова, в которых Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных;
  • выделять (различать) мягкие и твёрдые согласные звуки в слове;
  • обозначать мягкие согласные звуки на письме мягким знаком и буквами Е, Ё, Ю, Я;
  • безошибочно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн;
  • различать (сравнивать)мягкий знак как показатель мягкости и разделительный мягкий знак.

В процессе работы по теме «Фонетика и графика» дети учатся:

  • слушать, слышать, узнавать звучание родного слова (русского языка);
  • чётко и правильно произносить согласные звуки и сочетания звуков в слове, слова, фразы;
  • соблюдать орфоэпические правила произношения слов;
  • использовать полученные знания и практический опыт по данной теме для орфографически-правильного письма.

В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:

  • распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
  • характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
  • определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
  • писать имена собственные по правилам;
  • характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
  • определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
  • изменять имя прилагательное по числам;
  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
  • устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
  • характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
  • устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
  • Определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
  • Изменять глаголы по числам;
  • Писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:

  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
  • изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
  • объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
  • различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
  • использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
  • понимать значение предлогов в речи.

В результате работы по теме «Состав слова» дети научатся:

  • подбирать группы родственных (однокоренных) слов;
  • выделять корень в однокоренных словах;
  • различать однокоренные слова и разные формы одного и того же слова;
  • распознавать безударные гласные и парные согласные в слове как орфограммы;
  • использовать в практической деятельности способы проверки безударных гласных и парных согласных (изменение формы числа и подбор однокоренных слов);
  • применять правила проверки безударных гласных в корнях слов с сочетаниями жи-ши.

В процессе работы по теме «Состав слова» дети учатся:

  • различать слова, близкие по смыслу, но не однокоренные;
  • распознавать слова, одинаково звучащие, но не однокоренные;
  • использовать термины «корень слова», «однокоренные слова», «родственные слова», «разные формы одного и того же слова».

Слова с непроверяемыми написаниями:

Алфавит, арбуз, берёза, воробей, ворона, город, горох, девочка, дежурный, деревня, завод, заяц, капуста, карандаш, класс, коньки, корова, лимон, лисица, лопата, мальчик, машина, мебель, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, одежда, пальто, пенал, петух, платок, посуда, работа, ребята, Россия, русский (язык), сапоги, сахар, собака, сорока, стакан, тарелка, тетрадь, ученик, учитель, хорошо, ягода, язык.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выразительности, грамматической правильности, развития активного словаря речи учащихся;
  • выделения главных членов предложения (грамматической основы, без терминологии) и установления связи слов в предложении;
  • составления предложений на заданную тему;
  • использования в устной и письменной речи предложений, различных по цели высказывания и интонации;
  • оформления предложений и текстов в устной и письменной речи (интонационного или пунктуационного);
  • самостоятельного составления или воспроизведения и записи небольших текстов (описание, повествование, письмо другу с элементами описания и повествования, поздравление) по вопросам, плану, рисунку (сюжетным рисункам);
  • выделения частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола — по двум признакам — значению и вопросу;
  • орфографической правильности речи учащихся;
  • проверки обозначения на письме безударных гласных и парных согласных в корне слова изменением числа и подбором однокоренных слов;
  • деления слов на слоги и переноса слов;
  • правильного написания слов с буквой й;
  • обозначения мягкости согласных на письме;
  • написания слов с гласными и согласными орфограммами в слове; с разделительным мягким знаком (ь);
  • использования прописной буквы в именах собственных;
  • использования алфавита в работе со словарем;
  • каллиграфически правильного списывания слов, предложений, текстов без пропусков, вставок, искажений букв;
  • письма под диктовку текстов с изученными орфограммами и пунктограммами.

Общеучебные умения и навыки:

Организация учебного труда.

  • Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
  • Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем в паре.

Работа с книгой и другими источниками информации.

  • Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на  определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
  • Внимательно слушать чтение учителем или товарищами художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.

Культура устной и письменной речи.

  • Отвечать на вопросы, объединённые темой, самостоятельно формулировать вопрос к картинке, предложению, слову.
  • Осваивать основные виды письменных работ - списывание, запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. Темп письма к концу года - 15 знаков в минуту.

Мыслительные умения.

  • Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений.
  • Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
  • Сопоставлять на однотипном материале два предмета, два живых организма. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
  • На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умение элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
  • Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
  • Уметь расшифровывать  понятие, привести 2 - 3 примера, раскрыть по краткому плану данное содержание.
  • Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
  • Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия    под руководством учителя, проверять результат по образцам.


Календарно-тематическое планирование

на 2012-2013 уч.г. (170 часов)

Предмет: русский язык

Класс: 2 класс

УМК: Школа России

Русский язык: учебник для 2 класса: В 2 ч. /Хохлова Т.Е., Зеленина Л.М.  – М.: Просвещение, 2011.

Дата

№ урока

Тема урока и форма контроля

Характеристика деятельности

учащихся

ТСО,

наглядные

 пособия

Стр.

с начала года

по теме

1 полугодие. 80 часов.

1 четверть. 44 часа.

Предложение.13часов.

1.

1.

Предложение. Знаки препинания в конце предложения.

Выделять отдельные предложения в устной и письменной речи. Сравнивать и различать предложения и словосочетания. Наблюдать за оформлением предложений в устной и письменной речи. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Оформлять самостоятельно предложения на письме. Анализировать текст, определять его главную мысль и тему. Составлять рассказ по рисунку. Озаглавливать текст.

МП,

учебник,

рабочая

тетрадь.

Стр.

3-21

2.

2.

Правила оформления предложения на письме.

3.

3.

Правила оформления предложения на письме.

4.

4.

Предложения, состоящие из одного или нескольких слов.

5.

5.

Р.р.

Повествовательные предложения.  

Составление рассказа по картинке. Упр.9.

Анализировать и определять цель высказывания предложений (сообщение, побуждение к действию, вопрос). Наблюдать и устанавливать, с какой интонацией могут произноситься предложения, разные по цели высказывания. Использовать термины «повествовательное предложение», побудительное предложение», «вопросительное предложение» в практической деятельности. Соотносить интонацию и знаки препинания в предложениях, разных по цели высказывания.

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь.

Стр.

22-26

6.

6.

Повествовательные предложения.  

7.

7.

Вопросительные предложения.

8.

8.

Вопросительные предложения.

9.

9.

Р.р.

Побудительные предложения. Составление рассказа по картинке. Упр.21.

10.

10.

Контрольное списывание текста №1.

Побудительные предложения.

Писать раздельно слова в предложении, оформлять предложения,

записывать слова без пропуска, искажения и замены букв.

Печатный

текст

11.

11.

Закрепление. Виды предложений.

Составлять по рисунку ответы на вопросы о нашей Родине, о столице, о главной площади Москвы. Составлять и записывать предложения, разные по цели высказывания и интонации.

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь.

12.

12.

Контрольный диктант №1 по теме: «Предложение».

Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме.

13.

13.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о предложениях.

Наблюдать, находить в тексте  повествовательные/ побудительные/ вопросительные предложения.

Карточки

Учебник

Звуки и буквы. 67часов.

14.

1.

Гласные и согласные звуки и буквы.

Научиться способам графического обозначения

 звукового состава слова транскрипцией; проводить звукобуквенный анализ звучащего слова; сравнивать буквенный и звуковой состав слова.

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь.

Стр.

27-34

15.

2.

Гласные и согласные звуки. Их обозначение буквами.

16.

3.

Гласные звуки и буквы.

Слушать слова и выделять гласные звуки в слове. Устанавливать особенность звучания гласных звуков. Соотносить гласные звуки и буквы, их обозначающие. Толковать значение пословиц.

17.

4.

Деление слов на слоги.

 Должны усвоить термины «односложные», «двусложные», «трехсложные» слова; уточнить 

 знания о словообразующей роли гласных звуков;

 уметь записывать слова с делением на слоги.

Учебник,

Таблицы,

рабочая

тетрадь.

Стр.

35-44

18.

5.

Перенос слов.

Наблюдать и сравнивать общее и различное деление слов на слоги и для переноса. Формулировать правила переноса слов. Уточнять формулировку правил по учебнику. Строить полные ответы на опросы.

19.

6.

Перенос слов. Тест.

20.

7.

Р.р.

Обучающее изложение по вопросам. Др.источник.

Учиться составлять предложения и текст Грамотно и правильно оформлять предложения.

МП

21.

8.

Работа над ошибками.

Отвечать на вопросы по тексту. Научатся связно излагать текст с опорой на вопросы.

22.

9.

Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я.

Усвоить понятие «йотированные гласные»; уметь производить звуковой анализ слов с этими звуками.

Учебник,

рабочая

тетрадь, МП

Стр.

45-47

23.

10.

Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я.

24.

11.

Ударение.

Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; иметь представление о словесном эмоциональном ударении; Уметь орфоэпически правильно произносить слова.

Систематизировать знания об ударении; привлечь внимание к художественно- изобразительным возможностям эмоционального ударения.

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь.

Стр.

48-57

25.

12.

Ударение.

Словарный диктант №1.

26.

13.

Смыслоразличительная роль ударения в

 словах. Тест.

Уч-ся должен сформировать представление о смыслоразличительной роли

ударения в словах. Подтверждать примерами вывод: «Смысл слова зависит от ударения». Составлять предложения из групп слов. Списывать выборочно текст. Озаглавливать текст. Устанавливать порядок предложений в тексте.

27.

14.

Смыслоразличительная роль ударения в

 словах.

28.

15.

Р.р.

Письменные ответы на вопросы.

 Восстановление деформированного текста.

Упр.49.

Записывать текст, грамотно излагая ход событий.

Озаглавливать текст.

Учебник,

МП

Стр.

56

29.

16.

Согласные звуки. Их обозначение буквами.

Знать отличительные  признаки согласных звуков и

 букв; уметь различать согласные звуки по мягкости-твёрдости, глухости-звонкости, парные и непарные

звуки.

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь.

Стр.

58-62

30.

17.

Согласные звуки и буквы.

Уметь использовать звуковой  анализ слов для

 различения звонких и глухих согласных звуков в

словах, для соотнесения звука и буквы, которая

обозначает этот звук в слове. Обогатить словарный

запас детей.

31.

18.

Звонкие и глухие согласные звуки.

Уметь использовать звуковой анализ слов для различения звонких и глухих согласных звуков в словах, для соотнесения звука и буквы, которая обозначает

этот звук в слове. Обогатить словарный запас детей.

Обобщить и закрепить знания по теме «Звуки и

 буквы».

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь.

Стр.

63-65

32.

19.

Звонкие и глухие согласные звуки.

33.

20.

Парные и непарные согласные.

Знать отличительные  признаки согласных звуков и

 букв; уметь различать согласные звуки по мягкости-твёрдости, глухости-звонкости, парные и непарные

звуки

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь,

таблицы.

Стр.

66-70

34.

21.

Парные звонкие и глухие согласные.

Уметь использовать звуковой анализ слов для

различения звонких и глухих согласных звуков в

словах, для соотнесения звука и буквы, которая

обозначает этот звук в слове. Обогатить словарный

запас детей.

35.

22.

Непарные звонкие и глухие согласные.

Словарный диктант №2.

должен знать, что произношение и обозначение на

письме непарных согласных в конце слов не расходятся; перед гласными парные согласные пишутся так же, как

 произносятся.

36.

23.

Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласного на письме.

Усвоить, что согласные звуки бывают мягкие и

твердые; закрепить способы обозначения мягкости согласных букв на письме.

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь.

Стр.

71-77

37.

24.

Обозначение мягкости согласного на

письме.

38.

25.

Контрольный диктант №2. по темам 1 четверти.

Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме. Писать слова с изученными орфограммами.

39.

26.

Работа над ошибками. Обозначение

мягкости и твердости согласных звуков на

письме.

Усвоить, что согласные звуки бывают мягкие и

твердые; закрепить способы обозначения мягкости согласных букв на письме.

40.

27.

Обозначение мягкости согласного на

письме.

Усвоить, что согласные звуки бывают мягкие и

твердые; закрепить способы обозначения мягкости согласных букв на письме.

41.

28.

Обозначение мягкости и твердости

согласных звуков на письме.

Уч-ся должен сформировать четкое представление о

 том, что мягкость согласных обозначается на письме мягким знаком или гласными буквами и, ю, е, е, я; закрепить знания звукобуквенного анализа слов.

42.

29.

Буква Й (и краткое).

Произносить и слушать слова со звуками [й] и [и]. Сравнивать произношение звуков [й] и [и] в слове. Устанавливать количество слогов в словах со звуками [й] и [и]. Упражняться в делении слов со звуком [й]  для переноса.

Учебник

МП

Стр.

78-80

43.

30.

Буква Й (и краткое). Перенос слов с Й.

Тест.

44.

31.

Текст-описание. Текст-повествование.

Различать текст-описание и текст-повествование. Составлять самостоятельно небольшие тексты-описания и тексты-повествования.

Учебник

МП

Стр.

81-82

1 четверть:

Контрольных диктантов-2

Контрольное списывание-1

2 четверть. 36 часов.

45.

32.

Парные и непарные твёрдые и мягкие согласные звуки.

Познакомиться  с парными по твёрдости-мягкости согласными звуками.

Учебник,

рабочая

тетрадь.

Стр.

83-84

46.

33.

Произношение и обозначение на письме

гласных звуков.

Анализировать звучащее слово, выделять ударный звук в слове. Анализировать звучащие слова, выделять в них ударные и безударные звуки. Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных звуков. Формулировать вывод по результатам сравнения. Наблюдать за правописанием слов с безударными гласными. Формулировать правило правописания слов с безударными гласными. Продолжать высказывания, данные в учебнике. Устанавливать способ проверки безударных гласных. Применять на практике правило и способ проверки правописания безударных гласных в слове. Толковать значение выражения через контекст, в котором оно употребляется.

Учебник,

рабочая

тетрадь.

Стр.

85-98

47.

34.

Произношение и обозначение на письме

гласных звуков.

48.

35.

Произношение и обозначение на письме

гласных звуков.

49.

36.

Произношение и обозначение на письме

гласных звуков.

50.

37.

Произношение и обозначение на письме

гласных звуков.

51.

38.

Правописание безударных гласных в

 словах.

МП,

Учебник,

рабочая

тетрадь.

52.

39.

Правописание безударных гласных в

 словах.

Словарный диктант №3.

53.

40.

Правописание безударных гласных в

 словах.

54.

41.

Р.р.

Составление рассказа по картине А. Пластова «Первый снег».

Составлять связный текст с элементами описания. Грамотно и правильно оформлять предложения.

Репродукция картины, карточки.

55.

42.

Произношение и обозначение согласных

звуков на письме.

Уметь использовать звуковой анализ слов для

различения звонких и глухих согласных звуков в

словах, для соотнесения звука и буквы, которая

обозначает этот звук в слове. Обогатить словарный  

 запас детей. Усвоить, что во множественном числе

парные согласные  в конце слова слышатся четко, в единственном- оглушаются. Научиться самостоятельно

 подбирать проверочные слова, записывать их через

тире; закрепить написание парных согласных на конце слова.

МП

Учебник,

рабочая

тетрадь.

Стр.

99-104

56.

43.

Произношение и обозначение согласных

звуков на письме.

57.

44.

Контрольный диктант №3.

 По теме «Мягкие и твердые согласные

 звуки и их обозначение на письме».

 Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме.

Писать слова с изученными орфограммами.

58.

45.

Работа над ошибками. Произношение и обозначение согласных

звуков на письме.

Подбирать проверочные слова, записывать их через тире;

 закрепить написание парных согласных на конце слова.

Учебник,

рабочая

тетрадь

59.

46.

Произношение и обозначение согласных

звуков на письме.

Составлять связный текс с элементами описания.

Учебник,

рабочая

тетрадь

Стр. 105-108

60.

47.

Произношение и обозначение согласных

звуков на письме.

Научиться самостоятельноподбирать проверочные

 слова, записывать их через тире; закрепить написание парных согласных на конце слова.

61.

48.

Р.р.

Обучающее изложение по вопросам. Упр.155.

Записывать текст, грамотно излагая ход событий. Озаглавливать текст.

Учебник,

МП

Стр.

109

62.

49.

Произношение и обозначение согласных

звуков на письме.

подбирать проверочные слова, записывать их через

тире; закрепить написание парных согласных на конце слова.

Учебник,

рабочая

тетрадь

Стр. 110-111

63.

50.

Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

 Повторение и закрепление по теме

«Звуки и буквы

Научиться самостоятельно подбирать проверочные

слова, записывать их через тире; закрепить написание парных согласных на конце слова.Должен усвоить 

способы проверки безударных гласных и парных

 согласных в словах.

64.

51.

Правописание сочетаний с твёрдыми

согласными звуками.

Сформировать навык правописания сочетаний

ЧУ- ЩУ; уметь распознавать звуки Ч, Щ.Иметь

 представление о данных звуках , как всегда мягких

Сформировать представление о  правописании

сочетаний ЧК, ЧН, ЩН; уметь заменять сочетания

 слов одним словом, близким по смыслу, составлять предложения из данных слов. Уметь писать раздельно

 слова в предложении, оформлять предложения, записывать слова без пропуска, искажения и замены

 букв.

Учебник,

рабочая

тетрадь

Стр.

112-127

65.

52.

Правописание сочетаний жи-ши.

66.

53.

Правописание сочетаний жи-ши.

67.

54.

Правописание сочетаний с мягкими

 согласными.

68.

55.

Правописание сочетаний ча-ща.

69.

56.

Правописание сочетаний чу-щу.

Контрольное списывание №2.

Упр.6 с.43

70.

57.

Р.р.

Правописание сочетаний чн, чк, щн.

Письменные ответы на вопросы.

Наблюдать (анализировать) за правописанием слов с сочетаниями чн, чк, щн. Формулировать вывод о правописании слов с данными сочетаниями. Составлять текст из групп слов. Записывать текст, грамотно излагая ход событий.Озаглавливать текст.

Печатный

текст,

МП.

71.

58.

Проверочная работа по теме «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, щн, чк.»

Текст – рассуждение.

Закрепить знания о правописании сочетаний; отработать до автоматизма безошибочное

 написание слов с данными сочетаниями.

Познакомиться с текстом-рассуждением. Отличать от других видов текста.

Иллюстрации, МП

72.

59.

Контрольный диктант №4  за 2 четверть по изученным темам.

Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме. Писать слова с изученными орфограммами.

73.

60.

Работа над ошибками.

подбирать проверочные слова, записывать их через

 тире; закрепить написание парных согласных на

конце слова.

74.

61.

Разделительный  мягкий знак.

Анализировать звучащие слова, выделять мягкие согласные в словах, наблюдать за произношением (слитное или раздельное) согласного и следующего за ним звука в словах типа семя-семья. Объяснять употребление разделительного мягкого знака в словах. Сравнивать произношение и написание слов. Использовать знания о правописании слов с разделительным мягким знаком. Толковать значение пословиц. Объяснять роль выразительных средств (антонимов), использованных в пословицах.

Учебник,

МП,

рабочая

тетрадь

Стр.

128-134

75.

62.

Разделительный  мягкий знак.

Словарный диктант №4.

76.

63.

Упражнения в написании слов с

разделительном ь и ь- показателем мягкости согласных.

77.

64.

Упражнения в написании слов с разделительном ь и ь- показателем мягкости согласных.

78.

65.

Закрепление знаний по разделу «Звуки и

буквы».

Повторить материал по изученным темам. Применять изученные правила в практической деятельности.

79.

66.

Закрепление знаний по разделу «Звуки и

буквы».

80.

67.

Закрепление знаний по разделу «Звуки и

буквы».

За 2 четверть:

контрольных диктантов – 2

контрольное списывание – 1

За 1 полугодие:

  контрольных диктантов – 4

  контрольное списывание – 2

2 полугодие. 89 часов.

3 четверть. 51 час.

Части речи. 37 часов.

81.

1.

Общее понятие об имени существительном.

Выделять в тексте (предложении) слова, отвечающие на вопросы кто это? Что это? Использовать термин «имя существительное». Определять, является ли слово именем существительным по лексико-грамматическим признакам.

Учебник 2 часть

МП,

рабочая

тетрадь

Стр.

3-12

82.

2.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

83.

3.

Изменение имен существительных по

 числам.

Различать существительные, отвечающие на вопросы кто? что? Наблюдать за существительными и устанавливать, изменяются ли они по числам. Формулировать вывод по результатам наблюдений.

84.

4.

Р.р.

Обучающее изложение «Снежинки». Др. источник.

Связно передавать содержание текста. закрепить знания о лексическом значении имён существительных.

МП,

85.

5.

Работа над ошибками в изложении.

Имя собственное. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях.

Различать имена собственные и нарицательные (без терминологии). Наблюдать и объяснять переход нарицательных имён в собственные. Наблюдать, как пишутся имена собственные. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Использовать правило правописания имён собственных в практической деятельности.

86.

6.

Имя собственное. Клички животных.

МП,

Рабочая тетрадь.

87.

7.

Имя собственное. Географические названия.

88.

8.

Р.р.

Составление рассказа по картинке (текста-описания). Упр.32

Составлять текст-описание. Подготавливать варианты предложений. Выбирать и записывать наиболее удачные из них.

Учебник

МП

Стр.

18

89.

9.

Закрепление знаний об имени существительном.

Обобщить знания об имени существительном, правила написания имён собственных.

МП,

Рабочая тетрадь.

Стр. 13-23

90.

10.

Закрепление знаний об имени существительном.

91.

11.

Контрольный диктант №5. По теме «Заглавная буква в именах собственных».

Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме.

Писать слова с изученными орфограммами.

МП

92.

12.

Работа над ошибками.

93.

13.

Общее понятие о глаголе.

Выделять в тексте (предложении) слова, называющие действия предмета. Использовать термин «глагол». Наблюдать и устанавливать могут ли глаголы отвечать на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? И т.д.

Характеризовать глагол по его лексико-грамматическим признакам. Различать глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Наблюдать за глаголами и устанавливать, изменяются ли они по числам. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Анализировать текст и устанавливать: в предложении форма числа та же, что и форма числа имени существительного, с которым этот глагол связан. Изменять форму числа глагола. Составлять текст по рисунку, подбирать глаголы, которые можно использовать в тексте.

Учебник,

МП,

рабочая тетрадь

Стр.

24-28

94.

14.

Изменение глаголов по числам.

Словарный диктант №5.

95.

15.

Изменение глаголов по числам.

96.

16.

Р.р.

Составление  рассказа по картинке «Поздравление с праздником».Упр.48.

Стр.

30

97.

17.

Изменение глаголов по числам.

Стр. 29-36

98.

18.

Обобщение знаний о глаголе.

99.

19.

Обобщение знаний о глаголе.

100.

20.

Общее понятие об имени прилагательном.

Выделять в тексте (предложении) слова, называющие признаки предметов. Использовать термин «имя прилагательное». Устанавливать вопросы, на которые отвечают имена прилагательные. Устанавливать, какие признаки предметов (размер, форма, цвет, вкус) может называть имя прилагательное. Характеризовать прилагательное по его лексико-грамматическим признакам. Выделять в тексте имена прилагательные по их лексико-грамматическим признакам. Наблюдать и устанавливать, изменяются ли имена прилагательные по числам. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Подбирать к существительному прилагательные, называющие разные его признаки. Выделять словосочетания имени существительного с прилагательным. Выбирать из групп имен прилагательных-синонимов наиболее подходящие.

Учебник,

МП,

рабочая тетрадь

Стр.

37-44

101.

21.

Лексическое значение имён прилагательных.

102.

22.

Связь имени прилагательного с именем существительным.

103.

23.

Изменение прилагательных по числам.

104.

24.

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

105.

25.

Р.р.

Синонимы и антонимы в речи.

106.

26.

Тематическая  работа «Части речи».

МП

Стр. 45-50

107.

27.

Работа над ошибками. Обобщение знаний о существительных, прилагательных, глаголах.

Учебник,

МП,

рабочая тетрадь.

108.

28.

Обобщение знаний о словах—названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

109.

29.

Обобщение знаний о словах—названиях предметов, признаков предметов, действий предметов.

110.

30.

Общее понятие о предлоге.

Выделять предлоги в тексте. Понимать значение (роль) предлогов в нашей речи. Выделять в предложении существительное, к которому относится предлог. Наблюдать, всегда ли предлог стоит перед существительным, к которому он относится. Выбирать предлоги, наиболее подходящие по смыслу и дополнять ими данные предложения. Упражняться в раздельном написании предлогов с другими словами. Использовать правило правописания предлогов с другими словами в практической деятельности. Составлять предложения об одноклассниках, используя данные предлоги. Определять тему рисунка. Отвечать письменно на вопросы. Чётко и правильно произносить скороговорки. Списывать текст без ошибок. Определять изученные части речи по их лексико-грамматическим признакам.

Учебник,

МП,

рабочая тетрадь.

Стр.

51-55

111.

31.

Р.р.

Употребление предлогов в речи.

Составление рассказа по картинке. Упр.80

112.

32.

Обобщение знаний о предлоге.

113.

33.

Обобщение изученного материала о частях речи.

Словарный диктант №6.

114.

34.

Р.р.

Обучающее изложение по совместно составленному плану «Глоток молока».

Др.источник.

115.

35.

Работа над ошибками. Обобщение изученного материала о частях речи.

116.

36.

Контрольное списывание №3.

Обобщение изученного материала о частях речи.

Печатный

текст

117.

37.

Обобщение изученного материала о частях речи.

Состав слова. 28 часов.

118.

1.

Понятие о корне, родственных (однокоренных) словах.

Анализировать и объяснять  смысл понятий «родственные слова», «однокоренные слова». Выбирать из текста группы родственных (однокоренных) слов.  Подбирать к данным словам родственные (однокоренные) слова. Сравнивать однокоренные (родственные) слова и устанавливать, что общего и чем различаются однокоренные слова. Различать слова, близкие по звучанию, но не однокоренные (рис – рисунок). Выделять корень в однокоренных словах. Объяснять, почему данная группа слов – однокоренные слова.

Учебник,

МП,

рабочая тетрадь.

Стр.

56-63

119.

2.

Однокоренные слова. Корень.

120.

3.

Однокоренные слова. Корень.

121.

4.

Корень слов.

122.

5.

Обобщение знаний об однокоренных словах. Тест.

123.

6.

Контрольный диктант №6  по темам 3 четверти.

Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме.

Писать слова с изученными орфограммами.

124.

7.

Работа над ошибками.

125.

8.

Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант №7.

Наблюдать за произношением и обозначением на письме ударных и безударных гласных в корне слова. Сравнивать произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в корне. Формулировать вывод по результатам наблюдений. Объяснять смысл правила : «Безударные гласные в корне проверяются ударением». Выбирать в группах однокоренных слов проверочные слова. Самостоятельно подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне.

Учебник,

МП,

рабочая тетрадь,

таблицы.

Стр.

64-72

126.

9.

Правописание безударных гласных в корне слова.

127.

10.

Правописание безударных гласных в корне слова.

128.

11.

Правописание безударных гласных в корне слова.

129.

12.

Р.р.

Работа с текстами.

Находить границы предложений, расставлять знаки препинания, определять содержание предложений, виды текстов, правильно выбирать написание безударных гласных.

Учебник

МП

130.

13.

Правописание безударных гласных в корне слова.

Формулировать способы проверки безударных гласных в корне слова (подбором однокоренных слов и изменением формы числа). Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Учебник,

МП,

Рабочая тетрадь.

131.

14.

Правописание безударных гласных в корне слова.

За 3 четверть:

    контрольных диктантов – 2

    контрольное списывание -1

    тематическая работа – 1

4 четверть. 39 часов.

132.

15.

Правописание безударных гласных в корне слова Проверочная работа.

Формулировать способы проверки безударных гласных в корне слова (подбором однокоренных слов и изменением формы числа.  

Выбирать в группах однокоренных слов проверочные слова. Самостоятельно подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, правильно выбирать написание безударных гласных. Упражняться в подборе проверочных слов и правописании безударных гласных в корне слова.

Карточки

учебник

Стр.

73-78

133.

16.

Правописание безударных гласных в корне слова после шипящих согласных.

Учебник,

МП,

Рабочая тетрадь.

134.

17.

Обобщение знаний о правописании безударных гласных в корне слова.

135.

18.

Р.р.

Обучающее изложение по вопросам. Др. источник. Проверка безударных гласных в корне.

136.

19.

Работа над ошибками. Проверка безударных гласных в корне слова.

137.

20.

Правописание парных согласных в корне слова.

Анализировать звучащие слова, выделять в них парные и непарные согласные звуки. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных и непарных согласных в конце слова. Наблюдать за произношением и обозначением на письме парных согласных перед гласными. Сравнивать произношение и обозначение на письме парных согласных перед гласными. Формулировать вывод по результатам сравнения. Устанавливать способ проверки парных согласных в конце слова. Формулировать правило правописания парных согласных в конце слова. Применять на практике правило и способ проверки правописания парных согласных в конце слова. Толковать значение пословиц, слов и выражений. Составлять предложения из данных  групп слов. Отвечать на вопросы по тексту.

Учебник,

МП,

Рабочая тетрадь,

таблицы

Стр. 79-88

138.

21.

Правописание парных согласных в корне слова.

139.

22.

Правописание парных согласных в корне слова.

140.

23.

Правописание парных согласных в корне слова.

141.

24.

Правописание парных согласных в корне слова. Проверочная работа.

Учебник.

МП,

карточки.

142.

25.

Правописание парных согласных в корне слова.

143.

26.

Проверка парных согласных и безударных гласных в корне.

144.

27.

Контрольный диктант №7. по темам «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слов».

Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме.

Писать слова с изученными орфограммами.

МП

145.

28.

Работа над ошибками.

Связь слов в предложении. 12 часов.

146.

1.

Предложение. Связь слов в предложении.

Сравнивать и различать предложения и словосочетания. Объяснять, какая группа слов составляет предложение. Объяснять, как связаны слова в предложении. Анализировать предложения и устанавливать, о ком (о чём) говорится в предложении и что говорится.

Учебник,

МП,

Рабочая тетрадь,

таблицы

Стр.

89-110

147.

2.

Главные члены предложения. Словосочетания.

148.

3.

Р.р.

Обучающее изложение по совместно составленному плану. Др.источник.

Анализировать текст, определять его главную мысль и тему. Связно излагать текст, писать слова с безударными гласными и парными согласными.

МП

149.

4.

Работа над ошибками.

150.

5.

Главные члены предложения.

Выделять в предложении главные члены, используя термин «главные члены предложения». Устанавливать соответствие между представленной моделью предложения и предложением. Толковать значение слов и выражений через контекст, в котором они употребляются, через подбор синонимов. Выписывать из предложений словосочетания с вопросами. Составлять предложения из данных слов, записывать их и выделять главные члены предложения. Понимать роль предлогов в нашей речи. Составлять текст-описание. Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.

Учебник,

МП,

Рабочая тетрадь,

таблицы

151.

6.

Связь слов в предложении.

152.

7.

Роль предлогов в предложении.

153.

8.

Р.р.

Роль предлогов в предложении.

Составить устно текст (по предлагаемой ситуации)

154.

9.

Роль предлогов в предложении.

Тест.

155.

10.

Обобщение знаний о связи слов в предложении.

МП

156.

11.

Осложнённое контрольное списывание №4.

Списывать текст без ошибок.

Печатный текст

МП

157.

12.

Работа над ошибками.

Повторение в конце учебного года. 13часов.

158.

1.

Обобщение знаний о предложении и тексте как единице речи.

Повторить материал по изученным темам.

МП, учебник

Стр. 112-125

159.

2.

Обобщение знаний о звуках и буквах, о слоге.

160

3.

Итоговый контрольный диктант №8. по темам, пройденным за год.

Уметь записывать текст под диктовку, оформлять предложения при письме.

Писать слова с изученными орфограммами

161.

4.

Работа над ошибками.

162.

5.

Повторение правописания слов с изученными правилами.

Закрепить знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн, безударные гласные, парные согласные; отработать до автоматизма безошибочное написание слов с данными орфограммами. Работать в паре, подготавливать самостоятельно (или совместно) в паре варианты выполнения задания, аргументировать свой выбор, выполнять задание, обсуждать и оценивать результат выполнения работы.

Учебник,

МП,

Рабочая тетрадь,

таблицы

163.

6.

Повторение правописания слов с изученными правилами.

164.

7.

Правописание безударных гласных, парных согласных в корне  слов.

165.

8.

Правописание безударных гласных, парных согласных в корне  слов.

Словарный диктант №7.

166.

9.

Повторение сведений о существительном, прилагательном, глаголе. Работа над ошибками.

Повторить материал об изученных частях речи. Определять часть речи по его лексико-грамматическим признакам. Работать в паре, подготавливать самостоятельно (или совместно) в паре варианты выполнения задания, аргументировать свой выбор, выполнять задание, обсуждать и оценивать результат выполнения работы.

Учебник,

МП,

Рабочая тетрадь,

таблицы

167.

10.

Повторение сведений о существительном, прилагательном, глаголе.

168.

11.

Текст-описание, повествование, рассуждение.

 Находить границы предложений, расставлять знаки препинания, определять содержание предложений, виды текстов. Озаглавливать текст, обсуждать тему текста, выбирать из предложенных заглавий более точное.

МП, учебник.

169.

12.

Текст-описание, повествование, рассуждение.

Проект «Наш толковый словарь».

Закрепить знания о правописании сочетаний; отработать до автоматизма безошибочное написание слов с данными сочетаниями.

170.

13.

Резервный час

За 4 четверть:

контрольных диктантов – 2

контрольное списывание – 1

За 2 полугодие:

  контрольных диктантов – 4

  контрольное списывание – 2

  тематических работ – 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)

-         Авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыж...

5 класс. Рабочая программа. Русский язык. (авторы М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская)

-         Авторы программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская.  - М....

5 класс.Рабочая программа.Русский язык

-          Авторы программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыжен...

6 класс.Рабочая программа.Русский язык

-          Авторы программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыжен...

7 класс.Рабочая программа.Русский язык

-          Авторы программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыжен...

8 класс.Рабочая программа.Русский язык

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская.  - М.: «Просвещение», 2010....

9 класс.рабочие программы.Русский язык

Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы. Н. М. Шанский,  М.Т.Баранов, Т. А. Ладыженская.  - М.: «Просвещение», 2010....