Элективный курс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности». 5 – 9 классы (автор программы Р.И. Альбеткова), опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Класс 5-9, 10-11. – М.: Дрофа, 2011 

   Программа  элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 174 аудиторных  часов и  является дополнением к программе по русскому языку  в 5-9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_slovesnost_6klass.doc173 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №16»

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/ Черных Н.В. /

Протокол № ___ от      

«__» _______________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по НМР МАОУ «СОШ №16»

_______________/Горшкова Е.А./

 «__»________________2013г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ«СОШ №16»

____________ /Гаврилова Р.П./

Приказ № ___ от «__»_________________2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Мокроусовой Надежды Алексеевны

высшая квалификационная категория

учебного курса «Русская словесность»

для учащихся 6 «Б» класса

 

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе

  • авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности». 5 – 9 классы (автор программы Р.И. Альбеткова), опубликованной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений. Класс 5-9, 10-11. – М.: Дрофа, 2011  

   Программа  элективного курса «Русская словесность» рассчитана на 174 аудиторных  часов и  является дополнением к программе по русскому языку  в 5-9 классе.

   Словесность, в широком смысле слова, — это словесное творчество, способность описывать с помощью языка людей, предметы, картины, повествовать о человеческих поступках и событиях, выражать мысли и чувства в разговоре и письменно. В узком смысле слова, собственно словесностью, называется искусство слова, совокупность произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью мы называем также все науки о языке и литературе.

   Словесность — важнейшее проявление духовной жизни человека. Главным образом в словесности выражаются самосознание нации, народа, нравственные, политические, социальные основы жизни общества. Благодаря словесности личность сознает свою включенность в общество, нацию, историю, познает мир и самое себя, осваивает культуру и развивает способность мыслить, чувствовать, творить, общаться с людьми. Художественная словесность создаст новую реальность, осваивая которую, люди обретают способность самосовершенствования.

   Говоря русская словесность, мы имеем в виду все произведения устного народного творчества и письменные произведения, созданные на русском языке, при этом мы рассматриваем язык как материал словесности, а все произведения — как явления словесного искусства. Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова — и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как явления искусства слова.

Основная цель данного курса состоит в том, чтобы заложить у учащихся основы знаний о русской словесности через раскрытие своеобразия языка художественной литературы, выразительных средств языка, создание собственных текстов, а также знакомство с основными видами и жанрами словесности.

   К задачам элективного курса относятся:

  • Учить ребят читать и понимать любой текст (в том числе художественный).
  • Учить анализировать текст с учётом поставленной учебной задачи.
  • Учить ребят создавать собственный текст.
  • Учить правильно определять роль ритма и интонации в стихах и прозе.
  • Познакомить детей с родами, видами и жанрами словесности.
  • Раскрыть перед детьми своеобразие языка художественной литературы, выразительных средств.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. И вместе с тем имеет собственные задачи. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности – изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности – прежде всего как явление искусства слова.

    Работа в соответствии с поставленными целями и задачами  даст представление ученикам о богатстве, красоте и выразительности русского языка, поэтому  итогом изучения курса словесности должны стать следующие приобретённые детьми умения и навыки:

    Ученики должны знать:

  • Теоретические сведения об основах словесности
  • Роды, виды и жанры словесности
  • Роль выразительных средств языка в художественной речи
  • Особенности устной и письменной речи

Ученики должны уметь:

  • Понимать художественное произведение
  • Создавать собственные тексты в соответствии с нормами литературной речи

Программа «Русская словесность» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом выделяются два концентра: первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности — 5—6 классы, второй — более глубокий, основы словесности, важнейшие, базовые категории искусства слова — 7-9 классы..

В 6 классе осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях;

  • развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Предлагаемая программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приёмы словесного выражения содержания. Теоретические сведения рассматриваются в определённой системе; сущность этой системы составляет единство языка, выражающего определённое содержание, и произведения, содержание которого выражено посредством языка. Естественно, что в программу по словесности вошел ряд понятия, которые изучаются в школе в соответствии с действующими программами по литературе и русскому языку. Но это не повторение и не механическое соединение сведений, изученных на уроках русского языка и литературы, на уроках словесности осуществляется особый подход к явлениям языка и литературы, рассмотрение их в новой системе.

   Так, в программе по русскому языку обозначены понятие диалог и правила постановки знаков препинания при прямой речи. В программе  по  словесности  диалог  рассматривается  как  одна  из форм  словесного  выражения  содержания,  говорится  об  употреблении диалога в разговорном  и книжном языке, в эпическом и драматическом произведениях. В программах  по  литературе изучаются басни Крылова. В  программе по словесности басня рассматривается как вид эпического произведения, в котором содержание выражается определёнными языковыми средствами.

   Кроме известных учащимся понятий, в программу по словесности включён ряд новых понятий, например, понятие о словесности, о различных видах авторского повествования, о стилизации и другие. При этом особо следует заметить, что теоретические сведения служат   инструментом    постижения смысла произведений и опыт изучения употребления различных средств языка в произведениях должен использоваться учащимися в их собственных высказываниях.

Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень умений,   которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений  самостоятельно постигать   смысл,    выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески  употреблять   язык   в   собственных  высказываниях.

   В программе предлагается и создание учащимися собственного произведения — сказки, рассказа, сценки и др. Цель такого практического освоения словесности двоякая. Во-первых, совершенствуются читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями. Замечательный словесник-методист М. А. Рыбникова так называла этот путь: «от маленького писателя к большому читателю». Во-вторых, школьники учатся наиболее точно и ярко выражать средствами языка собственные мысли и чувства.

   Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5—6 классах, а также важнейших базовых понятий, основ русской словесности — в 7—9 классах должно помочь формированию умений учащихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный  смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приёмы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьник

   Для наиболее полного усвоения курса при планировании учебных занятий следует опираться на возможности следующих средств обучения:

- Электронные словари

- Возможности Интернет

- Телевизор сDVD, диски с художественными и мультипликационными фильмами.

Требования к уровню подготовки обучающихся

6 класс:

К концу второго года обучения учащиеся должны:

  • различать слова по их стилистической окраске;
  • уметь находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их значение;
  • уметь работать со словарями синонимов, антонимов, омонимов;
  • понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою;
  • уметь сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя в нём элементы различных типов речи, диалога и монолога;
  • уметь отличать произведения различных жанров друг от друга.

Для повышения уровня знаний, для приобретения практических навыков анализа, переработки изучаемого научного материала, а также для развития связной речи учащихся программой предусматривается:

- составление тестов по изучаемым темам;

- написание сочинений-миниатюр с использованием изучаемых изобразительно-выразительных средств;

- творческие работы по составлению оригинальных тропов;

- проведение практикумов;

- творческие отчёты учащихся по итогам прохождения курсов.

Ожидаемый результат:

При реализации данного учебного курса результативность будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ,  уровнем развития связной речи школьников.

Оценивание знаний обучающихся предполагается осуществлять по балльной системе: «5», «4», «3» по учебным четвертям.

 

Учебно–тематический план элективного курса

  • 6 класс – 35 часов

Класс

Раздел

Кол-во часов

Основные темы раздела

6

Употребление языковых средств

8

Стилистическая окраска слов и предложений. Общеупотребительные слова.

Диалектные слова.

Специальные слова (профессионализмы).

Заимствованные слова.

Неологизмы. Употребление имени существительного.

Употребление имени прилагательного.

Употребление глагола.

Средства художественной изобразительности

6

Сравнение, аллегория, эпитет.

Метафора, олицетворение.

Метонимия, синекдоха, гипербола.

Порядок слов в предложении.

Инверсия, речевой повтор.

Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза.

Юмор в произведении словесности

2

Что такое юмор. Комическая неожиданность.

Соединение несоединимого. Остроумная речь.

 Произведения устной народной словесности

2

Былины. Особенности языка былин. Легенда, предание.

Эпическое произведение, его особенности

5

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, характер литературного героя.

Как раскрывается характер литературного героя в сюжете.

Герой произведения и его автор.

Особенности языка эпического произведения.

Лирическое произведение, его особенности

6

Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения.

Двусложные размеры стиха.

Трехсложные размеры стиха.

Аллитерация. Ассонанс. Рифма.

Главные свойства стихов.

Драматическое произведение, его особенности

6

Особенности языка драматического произведения.

Как изображается характер героя в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

Язык как материал словесности.

Произведение словесности.

Календарно-тематический план

«Русская словесность»   6 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Материал учебника

Материал рабочей тетради

Употребление языковых средств - 8 часов

1

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

1

04.09

Стр.3-4,

§1

§1,

упр. 1-6

2

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика.

1

11.09

§2, стр.14-19

§2,

упр. 7-17

3

Диалектизмы. Профессионализмы.

1

18.09

§§3 4,

стр. 19-25

§§3, 4,

упр.18-24

4

Заимствованные слова.

1

25.09

§§5-6,

стр. 26-35

§§5,6;

упр.25-36

5

Стилистические возможности имени существительного.

1

02.10

§7,

стр.35-43

§7,

упр.37-41

6

Стилистические возможности имени прилагательного.

1

09.10

§8,

стр.44-50

§8,

упр. 42-48

7

Стилистические возможности глагола.

1

16.10

§9,

стр.50-55

§9,

упр. 49-52

8

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

1

23.10

стр.55-59

упр. 53-55

Средства художественной изобразительности - 6 часов

9

Сравнение, аллегория, эпитет.

1

30.10

§10,

стр.60-66

§10,

упр.56-63

10

Метафора, олицетворение.

1

13.11

§§11-12,

стр.66-75

§§11-12,

упр. 64-71

11

Метонимия, синекдоха, гипербола.

1

20.11

§§13-15,

стр.75-87

§§13-15,

упр.72-84

12

Порядок слов в предложении.

Инверсия, речевой повтор.

1

27.11

§§16-18,

стр.87-93

§§16-18,

упр.85-96

13

Риторический вопрос и риторическое восклицание.

1

04.12

§19,

стр.93-96

§19,

упр. 97-100

14

Антитеза. Тестирование по теме «Средства языка».

1

11.12

§20,

стр.96-105

§20,

упр.101-103

Юмор в произведении словесности - 2 часа

15

Что такое юмор. Комическая неожиданность.

1

18.12

§§21-22,

стр.106-112

§§21-22,

упр.104-112

16

Соединение несоединимого. Остроумная речь.

1

25.12

§§23-24,

стр.113-128

§§23-24,

113-125

Произведения устной народной словесности - 2 часа

17

Былины. Особенности языка былин.

1

15.01

§§25-27,

129-139

§§25-27,

упр. 126 -43

18

Легенда, предание.

1

22.01

§§28-29,

стр.139-151

§§28-29,

упр. 144-152

Эпическое произведение, его особенности - 5 часов

19

Отличие эпического произведения от лирического и драматического.

1

29.01

§30,

стр.152-153

§30,

упр. 153-159

20

Литературный герой, характер литературного героя.

1

05.02

§§31-32,

стр.154-159

§§31-32,

упр. 160-165

21

Как раскрывается характер литературного героя в сюжете.

1

12.02

§33,

стр.160-062

§33,

упр. 166-167

22

Герой произведения и его автор.

1

19.02

§34,

162-165

§34,

упр. 168-171

23

Особенности языка эпического произведения.

1

26.02

§35,

стр.165-181

§35,

упр. 172-177

Лирическое произведение, его особенности - 6 часов

24

Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения.

1

05.03

§§36-37,

стр.182-189

§§36-37,

упр. 178-184

25

Двусложные размеры стиха.

1

12.03

§38,

стр.189-195

§38,

упр. 185-186

26

Трёхсложные размеры стиха.

1

19.03

§39,

стр.196-199

§39,

упр. 187-188

27

Аллитерация. Ассонанс. Рифма.

1

02.04

§§40-41,

стр.199-205

§§40-41,

упр. 189-192

28

Главные свойства стихов.

1

09.04

§42,

206-208

§42,

упр. 193-194

29

Практическая работа по теме «Размеры стиха».

1

16.04

стр.209-216

195-196

Драматическое произведение, его особенности - 6 часов

30

Особенности языка драматического произведения.

1

23.04

§43,

стр.217-224

§43,

упр. 197-202

31

Как изображается характер героя в пьесе.

1

30.04

§44,

стр.224-228

§44,

упр.203-207

32

Сюжет драматического произведения.

1

07.05

§45,

стр.229-239

§45,

упр. 208-210

33

Язык как материал словесности.

1

14.05

§46-47,

стр.240-246

упр. 211-214

34

Итоговая контрольная работа за курс 6 класса.

1

21.05

стр.246-252

Стр. 136-153

35

Итоговый урок-конференция

1

28.05

Стр. 153-157

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

6 класс

Употребление языковых средств

            Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

            Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

            Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

            Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке  и  в  художественных произведениях.        

  /// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической  окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью.

Средства художественной  изобразительности

            Понятие о средствах художественной изобразительности.                        

            Метафора,   олицетворение,  метонимия,  синекдоха.

            Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

            Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

  /// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности

            Юмор в жизни и в произведениях словесности.

            Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

            Значение употребления средств создания юмора в произведении.

  /// Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Произведения устной народной словесности

            Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

            Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

            Легенда как создание народной фантазии.

            Предание о реальных событиях.

  /// Выразительное чтение былин. Рассказывание предания, легенды.

Эпическое произведение, его особенности

          Что такое эпическое произведение.

          Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

          Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом  произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

  /// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение, его особенности

            Что такое лирическое произведение.

            Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

            Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

            Рифма: её смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

            Роль аллитерации в стихотворном тексте.

            Стиховая пауза.

  /// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Драматическое произведение, его особенности

            Что такое драматическое произведение.

            Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

            Сюжет драматического произведения.

  ///  Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

Список литературы:

  1. Литература для учителя.
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Пособие для учителя. М.: Дрофа, 2007
  • Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. От слова к словесности». М.: Дрофа, 2000
  • Жаркова З. Читаем поэзию вместе./ Учитель, 1998, №2
  • Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М: Просвещение, 1970
  • Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 класс: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997
  • Носкова В.Б. Формирование жанрового мышления как начало литературного образования школьников./Дискурс, 1996, №1
  • Суворова Е. Праздник, который всегда с тобой./Литература, 1994, № 14

  1. Литература для учащихся.
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.  Учебное пособие.  6 класс.  М.: Дрофа, 2012
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 6 класса. М.: Дрофа, 2011
  • Арсирий А.Т. В страну знаний – с дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Дрофа, 2007
  • Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007
  • Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. М.: Дрофа, 2007
  • Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005
  • Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2007
  • Шанский Н.М. Занимательный русский язык. М.: Просвещение, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...