Главные вкладки

    План-конспект урока в 6 классе "Степени сравнения имен прилагательных. Прилагательные в сравнительной степени"
    план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

    Шпорова Валентина Александровна

    Основная цель урока - дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных. Урок проводится с применением презентации и карточек для проверки, усвоен ли материал урока.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         Тема урока.                  Степени сравнения имен прилагательных.

                       Прилагательные в сравнительной степени.

         Цели урока.

    • образовательная:

    дать понятие о сравнительной степени имён прилагательных; актуализировать знания о морфологических признаках имен прилагательных;

    • развивающая:

    развивать умение сравнивать и анализировать; развивать творческую фантазию; развивать умение обобщать информацию, делать выводы; развивать коммуникативные навыки учащихся, обогащать словарный запас и грамматический строй речи уч-ся.

    • воспитательная:

    воспитывать культуру общения; воспитывать толерантность; продолжать воспитание трудолюбия и аккуратности.

    • познавательная:

    практическая активизация лексики и грамматического материала по теме, умение вести монологическую и диалогическую речь.

    Задачи урока:

    • приобретение знаний в образовании простой и составной формы сравнительной степени прилагательных;
    • формирование  умения использовать прилагательные в простой и составной форме в речи и умения распознавать их в тексте;
    • совершенствование умений и навыков письменной речи.

    Оборудование урока:  м/медийный проектор, презентация, карточки, тетради для теоретических сведений.

    Тип урока комбинированный.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    Проверка состояния рабочего места.

    II. Постановка целей и задач.  

    Проверка домашнего задания. Вопросы-ответы относительно выполненного дома упражнения 272 (по учебнику М.Т. Баранова,  Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой   под общей редакцией доктора филологических наук Шанского Н.М., 2006). Работа над лексическим значением слова «космы».

    Слово учителя с использованием слайдов презентации.

    За окном по календарю – зима. Но зима в этом году припозднилась, а то, что мы видим за окном больше напоминает осень. Позднюю осень. Ветер каждый день гонит «космы» пепельных облаков. Вспомним, что было два месяца назад. Октябрь. Жёлтые листья… Вот один из них (слайд 2; первый листок), а вот второй (слайд 2; второй листок).

    Беседа с классом по повторению сведений о прилагательном

    с использованием презентации.

    Задание 1.  Сравните эти листочки по величине. (Первый – большой, второй – маленький.)

    – К какой части речи относятся слова «большой» и «маленький» и почему?

    (это прилагательные: отвечают на вопрос «какой?».

    Задание 2. Снова тот же большой листок (слайд 3).

    – Расскажите о выделенных частях в слове «большой». (Выделены  основа слова и окончание. Основа – это часть слова без окончания. Окончание – это изменяемая часть слова, флексия.)  

    Сообщение цели урока.

    Задание 3. Вот второй листок.

    – Что вы можете сказать о втором листочке по отношению к первому? ( Он больше.)

    Слово «больше» – это прилагательное в простой форме сравнительной степени. Сегодня нам предстоит сознательно и прочно усвоить понятие о сравнительной степени имени прилагательного, обратив внимание на то, как образуется сравнительная степень прилагательного, в какой форме может употребляться и каким членом предложения может быть.

    III. Изучение нового материала.

    – Расскажите, как образуется простая форма сравнительной степени. (Простая форма сравнительной степени прилагательного образуется путём прибавления к основе прилагательного суффикса е.)

    Задание 4. Теперь посмотрим, как образуется составная форма сравнительной степени прилагательного (слайд 4). К исходному прилагательному добавляются слова «более» или «менее».

    Составление таблицы. Начертите в тетради по теоретическим сведениям таблицу в соответствии с той, что видите на слайде (слайд 5).

            

    Разъяснение учителя.

    Как всегда мы это делаем, чертите горизонтальную прямую от полей и до конца страницы, делите её на три равные части и вертикальные прямые проводите на 19 клеточек вниз.

    Заполнение таблицы (слайд 6).

    1.

    – Почему слово «больше» является прилагательным в простой форме сравнительной степени, а сочетание «более большой»  – в составной форме? (Первое состоит из одного слова, а второе – из двух.)

    Задание 5. Сравните листочки по красоте (слайд 7).

    Красивый          красивее

    – Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.

    (К основе исходного прилагательного прибавили суффикс ее.)

    – Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени (слайд 8).

    (К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)

    Заполнение таблицы (слайд 9).

    2.

             

    Задание 6. Сравните листочки по толщине (слайд 10).

    Тонкий          тоньше

    – Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.

    (К основе исходного прилагательного прибавили суффикс ше.)

    При этом суффикс К в исходном прилагательном отсекается.

    – Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени (слайд 11).

    (К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)

    Заполнение таблицы (слайд 12).

    3.

    Задание 7. Сравните листочки по сухости (слайд 13).

    Сухой          суше

    – Расскажите, как образовалась простая форма сравнительной степени.

    (К основе исходного прилагательного прибавили суффикс е.)

    При этом произошло чередование  Х и Ш в основах производного и производящего слов.

    – Расскажите, как образовалась составная форма сравнительной степени (слайд 14).

    (К исходному прилагательному прибавили слова «более» или «менее».)

    Заполнение таблицы (слайд 15).

    4.    

    Работа с учебником. Прочитайте материал учебника на страницах 111-112.

    – О чем мы не говорили ещё на уроке?

    Прилагательные маленький, плохой, хороший образуют форму простой сравнительной степени от других основ: меньше, хуже, лучше.

    Задание 8.  Запишите в тетради для теоретических сведений, как образуется простая форма сравнительной степени этих прилагательных.

    Самостоятельная работа на карточках.

    1. Образование простой  и составной формы сравнительной степени (для слабых учеников).

    Прилагательное

    в простой форме сравнительной степени

    в составной форме сравнительной степени

    красивый

    спокойный

    удобный

    ужасный

    старый

    искусный

    твердый

    богатый

    крутой

    густой

    простой

    чистый

    громкий

    сладкий

    легкий

    старый

    2. Образование простой и составной формы сравнительной степени и обозначение орфограмм-букв в прилагательных с приставками ПРИ- и ПРЕ- (для сильных учеников).

    Прилагательное

    в простой форме сравнительной степени

    в составной форме сравнительной степени

    красивый

    спокойный

    удобный

    ужасный

    старый

    искусный

    твердый

    богатый

    крутой

    густой

    простой

    чистый

    громкий

    сладкий

    легкий

    Старый

    Обозначить выбор орфограмм-букв:

    пр…ятный

    пр…красный

    пр…лежный

    пр…влекательный

    пр…чудливый

    пр…зрительный

    Проверка объяснения выбора орфограмм-букв на месте пропусков (слайд 16).

    Проверка самостоятельной работы (слайд 17).

         

    Работа с учебным материалом (страница 112).

    Задание 9. Прочитайте материал на странице 112-113 (слайды 18-19).

    – Чем же будут являться прилагательные в сравнительной степени в предложении?

    Прилагательное в форме простой сравнительной степени в предложении бывает сказуемым. В форме составной сравнительной степени – сказуемым и определением.

    Посмотрим на слайды (слайды 18-19).

     Задание 10. Запишите предложения в тетрадь для правил, подчеркните основы.

    Обобщение изученного материала.

     О чем мы говорили на сегодняшнем уроке?

    Наблюдали за тем, как образуется простая и составная форма сравнительной степени. Говорили о роли прилагательных в простой и составной форме сравнительной степени в предложении.

    IV.  Итоги урока.

    Выставление оценок за устную работу на уроке.

    Сегодня на уроке

    • Я научился…
    • Я постарался…
    • Я вспомнил…
    • Мне понравилось…
    • Мне было трудно…
    • Мне было интересно…

    Домашнее задание.  Упражнение283,286, стр.111-113.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

    Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

    план-конспект открытого урока сравнение татарских и английских звуков по теме семья в 4 классе

    Максат:1.      Татар телендә [һ], [w], [ә], [ң] авазларының әйтелеше үзенчәлекләрен чагыштырырга һәм анализларга өйрәтү.2.      “Гаилә” темасы буенча ...

    План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

    Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДу.03 Математика. Тема: Корни, степени, логарифмы

    Цель занятия: расширение представления обучающихся о степенных зависимостях, формирование понятий: степень, корень, логарифм, применение полученных знаний для решения задач....

    План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

    Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

    План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

    1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...