Урок. Однородные члены предложения. 11 класс
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Методическая разработка урока по теме «Однородные члены предложения» 11 класс

Цели: повторить, углубить и закрепить знания пунктуации при однородных членах, развить умение видеть и применять на практике навыки самоконтроля и самопроверки, вызвать интерес и воспитать внимательное отношение к русскому языку, используя высокие технологии, воспитать культуру общения и культуру умственного труда при использовании высоких технологий.

 

Круг вопросов: постановка знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorod-chlen-predl.rar6.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме «Однородные члены предложения» 11 класс класс

Автор: Каргаполова Ольга Александровна.

Цели: повторить, углубить и закрепить знания пунктуации при однородных членах, развить умение видеть и применять на практике навыки самоконтроля и самопроверки, вызвать интерес и воспитать внимательное отношение к русскому языку, используя высокие технологии, воспитать культуру общения и культуру умственного труда при использовании высоких технологий.

Круг вопросов: постановка знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами.

ХОД УРОКА

Орг. момент.

Работа с теоретическим материалом

Тема 1. Знаки препинания при однородных членах предложения, соединенных неповторяющимися союзами (§ 82)

1. Актуализация ранее изученного материала.

•   Какие союзы связывают однородные члены предложения? [Сочинительные.]

•  Назовите основные типы сочинительных союзов.

Типы союзов

Значение

Примеры

Соединительные

Указывают, что события происходят одновременно или последовательно

не, дa = и, тоже, также, ни... ни

Разделительные

Указывают на чередующиеся события или на выбор одного явления из нескольких

или, либо, то... то, не то... не то

Противительные

Указывают на противопоставление событий, на возможность только одного из перечисляемых событий

а, но, да = но, однако, зато

2. Работа с учебником.

Между однородными членами предложения, которые соединены неповторяющимися союзами, запятая может ставиться, а может и отсутствовать.

Запятая не ставится, если однородные члены предложения соединены одиночными (неповторяющимися) соединительными и разделительными союзами: Мы можем купить торт или цветы.

Примечание. От соединительных союзов следует отличать присоединительные союзы и, да, да и, перед которыми запятая ставится: Снег, да и лед тоже служат источником опасности на дорогах.

Запятая ставится, если однородные члены предложения соединены противительными союзами а, но, да = но, однако, зато, тем не менее, хотя (с уступительным значением).

Ставится тире, если однородные члены предложения соединены одиночным союзом и обозначают резкую смену событий, резкое противопоставление.

Примечание.

•  Однородные члены предложения, соединенные одиночным противительным союзом, разделяются запятой по общим правилам, при этом они не обособляются: Светило яркое, но холодное солнце.

•  Не обособляются однородные члены предложения, соединенные присоединительными союзами а то, а также, вводными словами а следовательно, а значит. Однородные члены в этом случае разделяются запятыми, но не выделяются ими: Зимнее, а следовательно, холодное солнце ярко блестело, играло в плотных снежинках, но не давало тепла.

Практическая работа.

Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы, отражающие постановку (или отсутствие) знаков

препинания при однородных членах.

1) Я научилась просто мудро жить смотреть на небо и молиться Богу и долго перед вечером бродить, чтоб утолить ненужную тревогу. (А. Ахматова)

2) Зачем притворяешься ты то ветром то камнем то птицей? (А. Ахматова)

3) Есть в русской природе усталая нежность безмолвная боль затаённой печали безвыходность горя безгласность безбрежность холодная высь уходящие дали. (К. Бальмонт)

4) Дорогая, шути улыбайся не буди только память во мне про волнистую рожь при луне. (С. Есенин)

5) И сердце простило, но сердце застыло и плачет и плачет и плачет невольно. (К. Бальмонт)

6) Ещё последний снег в долине мглистой на светлый лик весны бросает тень, но уж цветёт душистая сирень и барвинок и ландыш серебристый. (И. Бунин)

7) Старинная мебель в пыли да люстры в чехлах да гардины... и вдаль отойдёшь... А вдали — равнины равнины.(А. Белый)

8) Вспомню маму крашеную прялку синий вечер дрёму паутин за окном ночующую галку на окне любимый бальзамин луговых поёмные просторы тишину обкошенной межи облаков жемчужные узоры и девичью песенку во ржи. (Н. Клюев)

9) Ни ясных звезд блуждающие станы ни полные на взморье паруса ни с пёстрым зверем тёмные леса ни всадники в доспехах средь поляны ни гости с вестью про чужие страны ни рифм любовных сладкая краса ни милых жён поющих голоса во мгле садов, где шепчутся фонтаны, ничто не тронет сердца моего. (Вс. Иванов)

10) Людские чужды мне восторги сраженья праздники и торги весь этот шум в земной пыли. (Ф. Сологуб)

Подготовка к ЕГЭ.

Рабочий лист

Ф.И. ученика____________________________                         Дата___________________

Задания A23. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А. С. Пушкиным.

3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом

2) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

3) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.

4) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Для развития личности полезны и искусство и наука и жизненный опыт.

2) Грубое или даже нелюбезное поведение людей может испортить настроение окружающим.

3) Память накапливает добрый опыт и традиции и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

4) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение так и ува­жение окружающих.

Показать пояснение

Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.

2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.

3) Ученье да труд всё перетрут.

4) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.

Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) Гость вошёл и уже через пять минут овладел разговором и сделался центром общества.

2) Много желал да ничего не поймал.

3) В гостиной собрались человек восемь гостей да хозяева.

4) Почти каждый вечер они уезжали в лес или на водопад

Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не рас­ставлены.)

1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.

2) Интонация всегда лежит на грани словесного и несловесного сказанного и несказанного.

3) Иван был почти всегда сонливый да ленивый.

4) Мне хотелось застать медведя где-нибудь на полянке или за рыбной ловлей на берегу реки.

Итог урока.

Домашнее задание.

Вариант ЕГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Однородные члены предложения."

Цель урока - обобщение сведений об однородных членах предложения, закрепление навыков соблюдения перечислительной интонации при однородных членах предложения; сформировать пунктуационную грамотность; ...

Обобщающий урок "Однородные члены предложения. Пунктуация при однородных членах" в 5 классе.

Материал представляет собой конспект урока, включающего в себя тренинг и самоконтроль учащихся при помощи электронного образовательного комплекса "Игры и задачи. 1-4 классы" к УМК "Школа 2100", задани...

Презентация к уроку "Однородные члены предложения" (5 класс)

Презентация содержит наглядный теоретический и иллюстративный материал к теме "Однородные члены предложения" и может быть отнесена к любому построению урока....

Самоанализ урока "Однородные члены предложения", 5 класс

Самоанализ урока "Однородные члены предложения", 5 класс...

Урок "Однородные члены предложения" в 5 классе

Тема «Однородные члены предложения и знаки препинания  при них». Цели:Образовательная. Познакомить учащихся  с понятием однородные члены предложения и постановкой знаков препинания при ...

План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)

План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания  при них. Обобщение" (5 класс)...

Конспект урока: " Однородные члены предложения" для 5го класса

Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них,  уметь  графически  обозначать  однородные члены, ...