Конспект урока: " Однородные члены предложения" для 5го класса
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Волкова Мария Александровна

Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них,  уметь  графически  обозначать  однородные члены,  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_temu_odnorodnye_chleny_predlozheniya5_klass.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык

Класс: 5 «б»

Тема: Однородные члены предложения.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания (первый урок по теме).                                          

Учитель: Волкова М.А.

Деятельностная цель: Создать  условия  для  усвоения  темы, развивать  готовность  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развивать  мыслительные операции  школьников, навыки самоконтроля, схематичного  мышления, развивать  навыки  адекватной  самооценки.

Образовательная цель: Формировать навык нахождения в предложении однородных членов и постановки знака препинания при них,  уметь  графически  обозначать  однородные члены,  составлять  алгоритм  действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами, функцию запятой между однородными членами - знака разделения, правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах, предложений с однородными членами; уметь по опознавательным признакам находить места постановки знака разделения между однородными членами; соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять предложения с однородными членами, связанными интонацией перечисления и союзами и, а, но; составлять схемы предложений с однородными членами, находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов; обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами перед однородными членами ( двоеточие).

Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Оборудование урока: интерактивная доска (экран), компьютермультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник Русский язык, 5 класс М.М.Разумовская, С.И.Львова, Ви.И.Капинос.

Технологическая карта урока

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент (1-2 минуты). Мотивация к учебной деятельности. 

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает  успеха.

Откройте тетради.

Запишите число.

Оставьте одну строчку для того, чтобы записать тему  урока.

Подготовка  класса  к  работе.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний (4-5 минут).

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Работа с текстом

Ребята, я хочу вам рассказать сказку.  Жил да был  в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды он понял, что ветер живой, и в голове родились строки: (Слайд 1)  

Осторожно ветер                        
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше,
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых
И расправил бодро
Молодые крылья,
Полетел  куда-то
Вперегонки с пылью    
                Михаил Исаковский

- О чём это стихотворение?

Слушают, участвуют в беседе.

Предполагаемый ответ:

-Ветер, обычный ветер, подобен молодому  юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему  нужно двигаться, играть, лететь на  молодых крыльях.

Извлечение необходимой информации (П)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Постановка учебной задачи (4-5 минут)

Создает проблемную ситуацию:

-Взгляните на это предложение и ответьте на вопросы.

 Я предлагаю вам в парах обсудить.

-Давайте проверим,   правильно ли вы выполнили это задание.

-Какую  грамматическую  основу предложения вы выписали?

-Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют?

-На какой вопрос они отвечают и какова грамматическая форма этих глаголов?

-С какой интонацией они читаются?

-Как называются подобные члены предложения?

-Cформулируйте тему урока.

А для чего нам надо знать  однородные члены?

Сформулируйте цель нашего урока-

Нарисуем схему к этому предложению

(на доске показывает учитель)

{О, О, О,О,О и О, О}.

Работа в парах, вопросы на Слайде № 2

Отвечают на вопросы, работают в группе, формулируют тему урока, записывают, ставят перед собой цели урока.

(Ветер вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил и расправил, полетел)

(7 сказуемых и 1 подлежащее)

(Сказуемые отвечают на вопрос (что делать?), подлежащее-( что?)

(Интонация перечисления)

(Ответ: Однородные члены предложения)

Однородные члены предложения.

-Для того,  чтобы правильно ставить знаки препинания.

Запись темы урока  в тетради:  «Однородные члены предложения»

(Слайд № 3)

Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения, 7-8 минут) 

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала по теме.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

  1. Предлагаю понаблюдать над материалом  учебника упр. 283,стр. 87 (самостоятельно)

Слайд № 4

Прочитайте предложения, найдите  однородные члены. (Устно)Слайд № 5

1. В этом цирковом номере участвовали львы, тигры и слоны.

2. Злой, коварный, ленивый лев Кай всегда неохотно выполнял команды дрессировщика.

3. Он последним влезал на тумбу, огрызался.

Определите, выражены ли  они одной частью речи или нет?

-Какую особенность интонации вы заметили  в предложении с однородными членами?

- Как  в нём используются знаки препинания?

- Сделайте вывод о постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Составляют план достижения цели. Слайд № 4

На  основе  материала  учебника упр. 283, стр. 87 делают вывод о постановке знаков препинания   в предложениях с   однородными членами  и составляют алгоритм: Слайд № 5

  1. Найду в предложении однородные члены.
  2. Определю, есть ли союзы при них.
  3. Выберу нужный знак препинания.

Метапредметные результаты

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные  результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их  обоснование (П – моделирование)

Первичное закрепление (4-5 минут) 

Цель этапа: усвоение учащимися правильной постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами; проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений уч-ся; проведение коррекции

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

Разбивая детей на пары, предлагает выполнить ряд заданий к упражнениям.

Работа в паре: (Слайд № 6).

-Запишите предложения, расставьте знаки препинания, графически обозначьте однородные члены предложения, составьте схемы:

Мы без устали катались на велосипеде или гоняли голубей.

Ветер нес вороха бумажных лент,  полосок и обрезков.

В школе ребята рисовали, писали, лепили играли.

Работают в паре, выполняя упр. 

(Слайд № 6). Записывают предложения, расставляют знаки препинания,

графически обозначают однородные члены предложения и составляют схемы.

Взаимопроверка (Слайд № 7)

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция  (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)  

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Физминутка

А теперь немного отдохнём. Встали, вышли из-за парт. Я вам читаю предложения с однородными членами предложения и без них. Если с однородными, вы хлопаете 2 раза, если нет – то поднимаете руки вверх.

На клумбе растут цветы.

На клумбе растут астры, розы, лилии.

Зимой солнце светит редко.

Летом солнце светит и греет.

И берег, и море молчали

Выполняют упражнения

(Слайд № 8)

Самостоятельная работа с проверкой по эталону. (4-5 минут)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Внимательно прочитайте текст и выполните задания (Слайд № 10)

  1. В знойном воздухе ещё с самого обеда со всех сторон тяжело громоздились облака.
  2.  А потом на юге засинелась, неизвестно откуда стала расти и приближаться грозная темно-синяя туча.
  3. Солнце закрылось передними облаками.
  4.  Вода в пруду  приняла зловеще-черный оттенок.
  5.  Вдруг поднявшийся свежий ветер сильнее подул  в лицо, пригнул траву, пробежал  по ней, поднял с дороги пыль и листья, закружил их и понес на деревню.
  6. Стало вдруг пасмурно, сумрачно.
  7. Наступила тишина.

Найдите предложения с однородными членами.

Напишите номера этих предложений.

2, 5, 6 - предложения с однородными членами

Самостоятельно работают:

Взаимопроверка.  Слайд №10

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Информация о домашнем задании

Объясняет домашнее задание

Параграф 21, упражнение 291

Записывают задание в дневник  (Слайд № 11). Подают дневники для оценки учителю.

Рефлексия деятельности (Итог урока, 2-3 минуты)

 Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.

-Придумайте в группе   и запишите кластер на тему «Однородные члены». (Слайд № 12)

 (Прочтение  кластеров)  (Слайд № 13)

Организует рефлексию (Слайд № 14):

 -Оцените то, как вы усвоили материал:

  • Я узнал…
  • Я научился…

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь.

Работают в группах, составляют кластер, представляют его.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Рефлексия способов и условий действий (П)

Контроль и оценка результатов деятельности (П)

Самооценка (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л)

Дифференцированные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Однородные члены предложения"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения. Урок построен по принципу разноуровневой дифференциации. Языковой материал к уроку подобран из сказок А.С. Пушкина....

Презентация к уроку "Однородные члены предложения" (5 класс)

Презентация содержит наглядный теоретический и иллюстративный материал к теме "Однородные члены предложения" и может быть отнесена к любому построению урока....

Урок. Однородные члены предложения. 11 класс

Методическая разработка урока по теме «Однородные члены предложения» 11 классЦели: повторить, углубить и закрепить знания пунктуации при однородных членах, развить умение видеть и применять на практик...

Самоанализ урока "Однородные члены предложения", 5 класс

Самоанализ урока "Однородные члены предложения", 5 класс...

План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Обобщение" (5 класс)

План-конспект урока "Однородные члены предложения и знаки препинания  при них. Обобщение" (5 класс)...

Конспект урока "Однородные члены"

Конспект урока "Однородные члены"...

Конспект урока "Однородные члены предложения"

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....