Конспект урока "Однородные члены предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Шульгина Татьяна Викторовна

Конспект урока соответствует требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny_predlozheniya.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока на тему:

«Однородные члены предложения»

Цели урока:

Обучающие: вырабатывать навыки и умения в составлении предложений с однородными членами, знакомство с союзами при однородных членах, тренировка в нахождении однородных членов;

Развивающие: развивать речь, память, внимание, наблюдательность, самостоятельность;

Воспитывающие: воспитание сознательного отношения к учебе, интереса к изучению русского языка и литературного чтения.

Личностные: потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Регулятивные: анализировать, сравнивать, делать выводы, строить суждения.

Познавательные: распознавать в предложении смысловые отрезки – однородные члены.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Этапы урока.

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сядьте на своих местах поудобнее, успокойтесь,  прислушайтесь к своему дыханию. Мы начинаем урок. 

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Повторительно – обучающая работа по пройденному материалу. 

 Итак, решите, пожалуйста, лингвистическую задачу:

  1. из предложения Я вышла на улицу возьмите подлежащее
  2. из предложения Котёнок осторожно подошёл ко мне возьмите обстоятельство
  3. из предложения Я шагнула вперёд возьмите сказуемое
  4. из предложения На лесную полянку вышел лось возьмите определение
  5. из предложения Я увидела чуть заметную тропинку возьмите дополнение

Полученное предложение записывается на доске, и один из учеников разбирает его по членам предложения.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

1. Проблема

- Дети, что написано на доске?

Гр…чи, скв…рцы, жур…вли возвращ…ются в р…дные кр…я и строят гнезда.

- Какие задания мы можем выполнить? (Вставить пропущенные орфограммы, найти грамматическую основу предложения, выделить знакомые части речи, выделить словосочетания).

- Выполним эти задания. (Дети выходят к доске и работают над предложением).

- Назовите грамматическую основу этого предложения.

  • Грачи возвращаются.
  • Грачи возвращаются и строят.
  • Грачи, скворцы, журавли возвращаются.
  • Грачи, скворцы, журавли возвращаются и строят.

- Мы работали с вами над одним предложением?

IV. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности

- Мы выяснили, что работали над одним предложением. Почему оно здесь одно? (все слова связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль).

- А почему же получились разные ответы?

- Правильно, нам не хватает каких-то знаний.

- Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (формулирование проблемы).

V. Построение проекта выхода из затруднения

- Какие знания нам понадобятся, чтобы ответить на этот проблемный вопрос?

- Что надо вспомнить?

- Что такое подлежащее? Что такое сказуемое? Какую роль играют в предложении?

- Итак, о ком говорится в предложении, перечислите. (о грачах, скворцах, журавлях).

- Что о них говорится? (что они возвращаются и строят).

-А теперь ответьте на проблемный вопрос. Может ли в предложении быть несколько подлежащих и сказуемых? (Да).

- Какой вывод можно сделать? (В предложении может быть несколько сказуемых и подлежащих).

- Какова тема урока? (Однородные члены предложения).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Реализация построенного проекта

- Работаем по группам. Каждая группа получит по одному предложению. Постарайтесь найти в этих предложениях однородные члены.

1 группа: Старый дуб часто навещали синицы, поползни и пищухи.

2 группа: Скачут в ветвях дуба нарядные сойки и лакомятся желудями.

3 группа: Густая крона укрывает птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.

- Что интересного заметили, при разборе предложений? (однородными могут быть не только подлежащее и сказуемое, но и второстепенные члены предложения).

- Каковы же признаки однородных членов? (Отвечают на один и то же вопрос и относятся к одному и тому же слову)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- У каждого из вас есть карточки с предложениями. Нужно найти однородные члены и подчеркнуть их. Работу выполняем в карточках с комментированием.

  • В октябре березы и осины стали золотыми.
  • Опавшая листва кружится и ложится на землю.
  • Листья осины не желтеют, а краснеют.

- Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Списать, подчеркнуть однородные члены предложения.

Зима

Подула зима холодом, сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. Собрались птицы, покричали и полетели за высокие горы в теплые края. Остались только воробьи, вороны, галки, чижи и синички. Накинулась зима на зверей, запорошила снегом поля, завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом. Морозы бойко бегут, сердито молотками постукивают по озерам, прудам, рекам и морям мосты строят.

IX. Включение в систему знаний и повторение

- Посмотрите на запись на доске. Что вы можете сказать о предложениях? (Их нужно дополнить однородными членами).

  • В наших краях зимуют … .
  • Совсем скоро лес … .
  • Вылетают из своих убежищ … .

- Составьте свои предложения с однородными членами. (Проверка).

X. Рефлексия учебной деятельности

Однородные члены предложения

Отвечают на один и тот же вопрос

Относятся к одному и тому же члену предложения

Обычно выражены одной и той же частью речи

Являются одним членом предложения

Произносятся с перечислительной интонацией

- Что вам понравилось сегодня на уроке?

- Какие члены предложения мы называем однородными?

- Для чего нужны однородные члены предложения?

- Если вы в чём-то ещё не уверены, не огорчайтесь. Это тема не одного урока. У вас будет возможность хорошо во всём разобраться.

XI. Домашнее задание: правило на с.112, упр.137 или 139 (по выбору)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе «Распространённые и нераспространённые предложения. Второстепенные члены предложения».

Урок объяснения новых знаний. Цель урока:1.     Формирование представления о второстепенных членах предложения.Задачи:1.     Сформировать умения:·...