Интенсивная подготовка к ГИА по русскому языку
методическая разработка по русскому языку по теме

Шамсутдинова Гульнара Рифовна

Интенсивная подготовка к ГИА слабо успевающих учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

08.02.2012 г… Думаю, мало у кого найдутся ассоциации, связанные с этой датой (если только эти цифры не связаны с каким-либо событием из собственной жизни). А для меня эта дата имеет двойное значение: выход из декретного отпуска и знакомство с Ним. Нет, нет, ОН- это не мужчина мечты. ОН- это 9 класс, который был мне  доверен. Первая же диагностическая работа выявила следующее: большая часть учащихся класса – слабо успевающие. Они плохо владели базовыми знаниями по всем разделам лингвистики, отличались бедностью и неточностью лексического запаса, несформированностью слухового восприятия, недостатками в развитии мыслительных операций. При выполнении того или иного задания они просто не понимали, что от них требуется (слишком велики пробелы в знаниях). И если обычному, среднестатистическому школьнику достаточно повторить тему, какое-либо правило, отработать сложные случаи, и он с легкостью выполнит любое типичное задание, так как сразу «видит» все подводные камни, то  ученикам этого класса приходилось объяснять пройденный материал заново и подчас не один раз. Думаю, вы со мной согласитесь, что трудно добиться результатов, если школьники неактивны на уроках (вследствие отсутствия знаний по предмету)- у них пропадает мотивация к изучению.

 Ясно было следующее: класс этот общеобразовательный (а не коррекционный), до сдачи ГИА -4 месяца, при выполнении типичных заданий ГИА дети с трудом могли воспользоваться правилом.

Мы задалась вопросами: как сделать так, чтобы, имея ограниченное количество часов по предмету,  все ученики смогли повторить всю программу русского языка за 5-9 класс и качественно подготовиться  к ГИА?

Так была определена тема проекта «Использование сигнальных подсказок и алгоритмов при выполнении заданий по русскому языку в формате ГИА»

Цель нашего проекта- подготовить учащихся 9 класса  к итоговой аттестации с учетом их реальных возможностей и способностей.

Для ее достижения были поставлены задачи:

  1. изучить лингвистическую, научно-методическую литературу по данной проблеме;
  2. разработать практические подходы к решению этой проблемы.

Определив цель и задачи, мы условно выделили следующие этапы:

  1. подготовительный;
  2. практический;
  3. результативный

Первый этап включал в себя изучение литературы по проблеме. Теоретической   базой  проекта   является,   прежде всего, опыт педагога-новатора В. Ф. Шаталова, его последователя – Ю.С. Меженко, а также учителя русского языка и литературы гимназии №2 г.  Стерлитамак Смольниковой И.А.  Идея их методики – увеличение объема изучаемого материала, сведение данного материала в крупные блоки в виде так называемых «опорных конспектов».

Введение крупных блоков теоретического материала осуществляется с помощью опорных сигналов. Опорный сигнал по В.Ф.Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

 Педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

Взяв за основу опыт В.Ф. Шаталова, упростили его, потому что учащиеся не обладали навыками восприятия информации, затруднялись связывать ее ранее изученным, выделять главное. Чтобы сделать его доступным для слабо успевающих детей,  выработали систему сигнальных подсказок и алгоритмов, на которую учащиеся могли опираться при выполнении заданий ГИА.

Основными принципами нашего проекта стали:

- гуманизм (каждый ученик способен справиться);

- личностно ориентированный подход;

-активизация познавательной деятельности;

- бесконфликтность учебной ситуации, наличие перспективы для исправления, роста;

- учение без принуждения.

Результатом данного этапа стало составление  опорного конспекта , состоящего из «Сигнальных подсказок и алгоритмов при выполнении заданий части А и В в формате ГИА».

На втором этапе апробировали и внедряли проект в учебный процесс. На каждом уроке шла интенсивная подготовка к ГИА. Учебный материал вводился крупными дозами и блоками и оформлялся в «опорный конспект» в виде подсказок или алгоритмов.

Продемонстрируем данный прием работы на примере задания А3 в формате ГИА, которое проверяет знание изобразительно-выразительных средств языка.

Формулировка этого задания может быть следующей: «В каком предложении средством выразительности является эпитет?»

  1. Опять Ассоль закрыла глаза, боясь, что все это исчезнет, если она будет смотреть.
  2. Грэй взял ее руки, и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала лицо на груди друга, пришедшего так волшебно.
  3. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давным-давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись.
  4. В них было все лучшее человека.

Словарь литературоведческих терминов дает следующее определение эпитету:

эпитет - (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

В разработанном нами «опорном конспекте» следующая подсказка по нахождению эпитета:

прилагательное в переносном значении.

Результаты второго этапа фиксировались учителем в диагностической карте учащегося, что позволило отслеживать динамику усвоения учебного материала. Не только учащиеся, но и учитель смогли убедиться на практике, что использование сигнальных подсказок даёт определённые результаты:

- повышается мотивация к обучению, работая   с   опорными   конспектами-подсказками,   дети   постепенно  «раскрепощаются»       (ведь   всегда  можно посмотреть  и  вспомнить,  начал сомневаться  – проверить).  Даже  слабые  ученики   стали  чувствовать  себя  на  каком-то  подъеме:  они  уверены  в  том,  что  не  зря   сидят   на   уроке,   что   способны  разобраться   в   таком   непростом   русском   языке.  

-повышается активизация учебной деятельности. Учащиеся  мыслят,   активно   работают;                

-устанавливается психологический комфорт в классе;  

 - значительно увеличивается объём повторяемого на уроке материала;

-формируется навык самостоятельной работы.

На третьем этапе мы успешно внедрили идеи проекта в работу с учащимися 5-8, 10-11 классов на начальном этапе подготовки к ГИА и ЕГЭ, а также при осуществлении индивидуального подхода к обучающимся, испытывающим трудности в усвоении учебного материала. Так, из краткосрочного проект стал долгосрочным. Основные идеи проекта были представлены на городском образовательном форуме и нашли отражение в публикации. Но главным результатом того, ради чего разрабатывался проект, стали успешная сдача ГИА.

В итоге хочется отметить, что не следует преувеличивать роль опорных конспектов и алгоритмов и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения  зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

Имея значительные «плюсы», опорные конспекты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

В работе предложено несколько занятий  на основные правила орфографии, встречающиеся в тестах на экзамене.  В каждом занятии  предусмотрен краткий обзор правил и рекомендаций выпускника...

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

Подготовка к экзамену по русскому языку...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку на основе опорных схем, таблиц и алгоритмов

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует от учителя использования самых эффективных приёмов в обучении, в основе которых прежде всего должен  лежать принцип интенсивности. А это позволит осущес...

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Интенсивная подготовка к ЕГЭ по русскому языку» для 11 класса...