Главные вкладки

    Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
    план-конспект урока по русскому языку по теме

    Урок русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-masterskaya.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских

    Тема урока: Для чего человеку нужен язык?

    Цель урока: выяснить, для чего человеку нужен язык, возможно ли владение языком вне общества, какой речью должен владеть человек; показать роль языка в жизни общества; показать, что язык – универсальное средство общения, что свободное владение языком – признак культуры человека.

    Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

    Ход урока

    I.Что такое урок-мастерская?

    Вы пришли на урок. А урока в привычном понимании слова не будет. Вместо этого вам предлагается поработать в мастерской - но не в швейной, не в столярной, а в познавательной.

    - Как вы думаете, что вам предстоит сделать, чем заняться? (Стать мастерами… А это значит – что-то создать.)

    - Но что именно? (Собственные знания)

    Сегодня у нас мастерская построения новых знаний.  

    В мастерской никто не дает ее участникам готовых ответов на возникающие вопросы. В мастерской ученики, оказываясь лицом к лицу с проблемой, сами же ищут ответы на свои вопросы.

    II. Работа по теме урока.

    (1 слайд) Тема нашего урока: «Зачем человеку нужен язык?» Ответьте на этот вопрос.

    1. Индуктор.

    -Как вы думаете, можно ли общаться без помощи слов, т.е. без естественного человеческого языка? Давайте попробуем. Каждая группа получит карточку с написанной на ней фразой. Вы должны передать ее содержание через рисунок или через драматизацию так, чтобы остальные ученики смогли понять, о чем там говорится.

    Учащиеся получают карточки такого содержания:

    -Здесь парковка запрещена.

    - Проезд закрыт.

    - Я вас люблю.

    (2 слайд) - Что изображали наши «актёры»?

    - На каком языке они говорили? (Язык мимики и жеста, пантомимы.)

    Вы вполне справились с задачей: взаимопонимание, а значит, и общение, состоялось без помощи языка.

    2. Социоконструкция. (Второе задание призвано усилить вывод о возможности общения без языка.)

    - Прочитайте тексты на карточках и скажите, какими способами люди могут общаться, не прибегая к помощи языка.

    На аллейку выбежала ручная белка – они давно живут в этом парке. Малыш от неожиданности застыл и оглянулся на маму. Увидев её ободряющую улыбку, он засмеялся и смело шагнул навстречу неведомой зверушке.

    С берез неслышен, невесом,

    Слетает желтый лист.

    Старинный вальс «Осенний сон»

    Играет гармонист.

    Вздыхают, жалуясь, басы,

    И, словно в забытьи,

    Сидят и слушают бойцы,

    Товарищи мои.

                            (М.Исаковский)

    Рассказывают, что французский писатель В.Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал издателю записку: «?» Ответ издателя был не менее остроумным и кратким: «!»

    -Назовите различные способы общения без помощи естественного языка. (1-язык глаз, мимики; 2 – язык музыки, звуков; 3 – язык знаков)

    3. Задание обобщает сделанные на предыдущих этапах выводы

    Итак, можно ли общаться без помощи естественного языка? Ответьте на данный вопрос … без слов.

    Вывод: вы снова успешно обошлись без слов.

    4. Подведение к постановке и осознанию учебной задачи – проблемы, которая ждет своего решения.

    - Зачем же в таком случае человеку нужен язык? Поразмышляйте об этом после прослушивания сказки-загадки о трех братьях.

       Жили-были отец с матерью, и было у них три сына. Выросли сыновья и решили пойти по свету поискать счастья. Перед расставанием отец с матерью попросили сыновей не забывать их, не бросать в старости и болезнях и вернуться к этому времени домой. Сыновья, конечно же, пообещали выполнить родительский наказ.

       Но дело молодое: разбрелись сыновья далеко по свету и забыли не только свое обещание, но даже и дорогу к родному дому. И постигло братьев наказание: один из них лишился слуха, другой – зрения, а третий – языка (как способности говорить и понимать речь других людей).

       Много ли мало времени прошло – встретилась каждому из братьев старушка-вещунья и сказала, что они могут избавиться от своего недуга, но лишь при одном условии: если выполнят данное родителям обещание и вернутся домой. Обрадовались братья: что может быть проще! Надо только узнать дорогу к дому.

    5. Как вы думаете, ребята, кто из братьев пришел домой первым, кто – вторым, кто – третьим? А может быть, кто-то и вовсе не сумел добраться до родного дома? Поделитесь своими рассуждениями.

    Социализация. Вывод: третьему, безъязыкому, брату не суждено прийти домой. Для проверки предлагается следующее задание.

    6. Одному учащемуся нужно изобразить с помощью жестов заданную фразу, а другим разгадать её смысл: «Где находится город Элиста?»

    Вывод: Оказывается, не всю и не всякую информацию можно передать без помощи естественного языка.

    7. Само- и социоконструкция. Давайте придумаем счастливый конец для сказки о трех братьях. Что может помочь несчастному безъязыкому брату? (Брату ничего не остается, как приняться за изучение своего родного, но «забытого» языка.)

    8. На доске фраза: Язык мой – враг мой

    - запишите это предложение и поставьте в конце вопросительный или восклицательный знак.

    9.Социализация. Поднятием руки выясняется, кто какой знак поставил. Объясните свой выбор (по желанию)

    10. Самоконструкция. (3 слайд) На экране появляется репродукция. Вся она закрыта, кроме небольшого участка посередине в виде треугольника. Задание: додумайте, дофантазируйте, что изображено на остальном пространстве картины. Опишите свое видение.

    11. Социализация в группе и в классе.

    12. Самоконструкция. (4 слайд)Открывается картина Михаила Александровича Врубеля «Царевна-лебедь»

    -Поделитесь своим внутренним состоянием, расскажите об открытиях, которые сделали для себя.

    -Сравните свои впечатления и мысли автора данного текста. Чтение текста Н.Дмитриева о картине М.А.Врубеля «Царевна-лебедь». (Г.М.Щипицына. Дидактические материалы, с. 163)

    - Смог бы автор передать свои мысли о картине без помощи языка?

    13.Социоконструкция. Подумайте и назовите такие ситуации в жизни современного человека, когда общение без слов совершенно невозможно.

    14. Социализация. (Общение по телефону, по радио, через письмо и телеграмму, а также чтение книг и др.)

    15. Вопрос урока (5 слайд)

    «Зачем человеку нужен язык?»

     (Язык нужен для передачи мыслей от одного человека к другому, для общения, взаимопонимания.)

    16. Самоконструкция. (6 слайд) Прочитайте пословицы, которые вы нашли самостоятельно. Затем ученики читают пословицы, объясняющие роль языка в жизни людей (на слайде).

    -Выберите одну, которая вам больше других понравилась, и запишите в своем листочке на середине строки.

    -Худо в чужой земле безъязыкому.

    -Язык до Киева доведет.

    -Без языка и колокол нем.

    -Языком не расскажешь, так и пальцами не растычешь.

    -Язык мал, а великим делом ворочает.

    -Ласковое слово и кость ломит.

    17. Рефлексия. Вспомните, чем вы занимались сегодня на мастерской. Подумайте, какие новые знания, мысли, чувства появились у вас после проделанной работы, какие из них особенно важны для вас.

    III. Д/З.Запишите свои размышления в виде текста, заголовком к которому будет выбранная вами пословица.

    Литература

    1. В поисках смысла: Мастерские по русскому языку и литературе. – Ижевск: Изд-во ИПКи ПРО УР, 2003. – 88с.

    2. Г.М.Щипицына. Русскийязык: Изложения и сочинения.  8 кл. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2001.- 224 с. – (Дидактические материалы).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Творческая мастерская "Современная педагогическая технология в практике обучения математике"

    В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как пр...

    Презентации к уроку по литературе "Цветопись в поэзии" (творческая мастерская по литературе)

    Презентация учителя содержит вводный урок по литературе по теме "Цветопись в поэзии". Творческая мастерская по литературе. Данный урок можно проводить в 5-6 классах. Краткая аннотация §...

    Французская (творческая) мастерская (педагогическая технология)

    На своих уроках часто использую данную технологию. Прошу и вас, уважаемые коллеги, если вы еще не знакомы с ней или знакомы, но не используете - обратите своё внимание. В условиях реализации ФГОС данн...

    Применение технологии французских мастерских как способ развития коммуникативной компетентности на уроках литературы

    I Вуступление на РЕГИОНАЛЬНЙ  НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ «ПЕРВЫЕ СТУПЕНИ БОЛЬШИХ ОТКРЫТИЙ»...

    «КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских

    Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное  им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...