«Разговорный язык и его разновидности»
материал по русскому языку (10 класс) по теме

Разработка урокаю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 5 г. Конаково

        

Иванова Татьяна Николаевна,

учитель высшей категории.

МБОУ гимназия № 5

г. Конаково Тверской области

г. Конаково

2013 г.


Пояснительная записка

МБОУ гимназия №5 г. Конаково Тверской области – учебное заведение с профильным преподаванием предметов гуманитарного и лингвистического направления в старших классах. Учебным планом гимназии предусматривается элективное изучение предмета «Русская словесность». Преподавание данного курса ведется с использованием УМК  «Русская словесность» для общеобразовательных учреждений (Горшков А.И.). На изучение данного элективного курса в 10 классе отводится 2 часа в неделю. Данная разработка - итоговый урок по теме «Разговорный язык и его разновидности».

Тема: «Разговорный язык и его разновидности»

                                                Эпиграф:   Язык есть исповедь народа:

                                                                        В нем слышится его природа

                                                                    Его душа и быт родной.

                                                                                        П.А.Вяземский

        

                                                                   И мы сохраним тебя, русская речь,

                                         Великое русское слово

                                                                         А.А.Ахматова

Цели урока:

Обучающая - обобщить и систематизировать знания обучающихся о разговорном языке и его разновидностях

Развивающая – развивать аналитико-синтезирующее мышление: умение работать с  различными текстами,  выделяя главное, классифицировать, делать обобщающие выводы.

Воспитывающая – Воспитывать внимательное и уважительное отношение к разговорной русской речи.  

Тип урока:

Комбинированный (повторение, обобщение, систематизация, углубление и расширение знаний)

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Эвристический
  • Словесный
  • Наглядный
  • Репродуктивный
  • Объяснительно-побуждающий
  • Инструктивно-практический
  • Проблемно-поисковый
  • Частично-поисковый

Основные приемы обучения:

  • Коллективный
  • Наблюдение и анализ
  • Работа в группах
  • Взаимообучение

Формы обучения:

  • Беседа
  • Сообщения учащихся
  • Выразительное чтение
  • Творческая работа

Средства обучения:

  • Аудиозапись
  • Раздаточный материал
  • Географическая карта
  • Слайды с изображением писателей
  • Плакаты  с эпиграфами
  • Книги с повестью Н.В.Гоголя «Шинель»

Оборудование и ТСО

  • Компьютер
  • Мультимедийное оборудование
  • Магнитофон
  • Реквизит для инсценировки
  • Гитара для исполнения песни учащимся

Ожидаемый результат:

  • Прочное усвоение учащимися данного материала
  • Получение навыков быстрого и правильного определения разновидностей разговорного языка и применение этих навыков в жизненной практике
  • Формирование уважительного отношения к родному языку, литературе

Ход урока

1. Эмоциональный настрой

Учитель. Здравствуйте, ребята! Русская речь! Красивое, меткое русское слово! Сколько сказано о нем! Сколько написано! О неповторимости его красочности, точности и выразительности писали Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин, И.С.Тургенев и Л.Н.Толстой. А вот как отзывались о нашем русском языке поэты П.А.Вяземский и А.А.Ахматова.

(Зачитываются слова на плакатах).

Эти чудесные строки известных поэтов разных веков я предлагаю взять в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку.

- Какие слова в этих поэтических строках являются ключевыми? Объясните, почему вы так считаете.

(Учащиеся дают свои ответы, объясняя свой выбор)

2. Определение целей и задач урока

Учитель. Тема нашего сегодняшнего урока – «Разговорный язык и его разновидности». Урок итоговый. Исходя из этого, определите, какова его цель.

 -Что вы должны знать и уметь, уходя с него?

Ответ. Мы повторим, обобщим, расширим и углубим наши знания полученные на предыдущих  уроках. Уходя с данного урока, мы  должны с полной уверенностью

              знать - что такое разговорный язык; чем он отличается от литературного языка; каковы его разновидности;

              уметь – различать по определенным признакам разновидности разговорного языка.

3. Работа с таблицей

Учитель. Для того, чтобы систематизировать наши знания, заполним таблицу – схему.

(В ходе фронтальной работы заполняются пробелы на таблице. Используется интерактивная доска)

                                 

                                                                  Язык

                                        …                                                   литературный

                              (разговорный)

             …                                       …                            «общий» разговорный

(просторечие)                         (диалекты)                                    язык                                      

                                     …                                                 …

                       (социальный диалект)                (территориальный диалект)

 

      …                   …        …           …             …

(жаргон)        (арго)                   (северно-        (южно-         (средне-

                                                                  велико-         велико-          велико-

                                                                  русские         русские          русские

                                                                   говоры)         говоры)          говоры)

4. Работа в группах

(повторение теоретического материала)

Учитель. Двигаясь вниз от яруса к ярусу таблицы, остановимся на характеристике и отличительных особенностях каждой разновидности разговорного языка. Перед вами карточки с теоретическими вопросами. Подготовьтесь отвечать по ним. Время на подготовку – 3 мин.

Карточка №1 (1 группа)

1. В чем заключается главное различие между разговорным и литературным языком?

2. Укажите характерные черты разговорного языка.

Ответ. 1.Л.В. Щерба в качестве главного различия называет следующее: в основе разговорного языка лежит неподготовленный диалог, в основе литературного – подготовленный монолог.

                2. а) «линейное протекание без возможности вернуться назад»

            б) в фонетике – утрата звуков, неполное произношение

                               в) использование неполных предложений (эллипсис)

                               г) особый порядок слов (инверсия)

            Учитель: В разговорном языке выделяются три группы: диалекты, просторечия, «общий » разговорный язык (см. 2 ярус таблицы).

Карточка 2 (2 группа)

  1. Дайте определение территориального диалекта.
  2. Укажите их наречия.
  3. Покажите на карте их территориальное расположение

Ответ: 1. Территориальный диалект – разновидность языка, которая характеризуется специфическими чертами на всех ярусах языкового строя и используется как средство непосредственного общения на ограниченной территории.

              2. Северновеликорусские говоры, южновеликорусские говоры, средневеликорусские говоры.

              3. Северновеликорусские (Мурманская, Архангельская, Костромская, Ярославская, Вологодская области); южновеликорусские (Рязанская, Тульская, Смоленская, Калужская, Воронежская области); средневеликорусские (Тверская, Псковская, Московская, Новгородская области)

Учитель(вопрос классу): -А как сложились говоры Сибири?

Ответ: Первыми переселенцами в Сибирь стали жители северных областей, поэтому старожилы Сибири используют диалекты в основе своей северные. Говоры с южной основой – более позднего происхождения.

Карточка 3 (3 группа)

  1. Назовите главные  признаки диалектного членения

Ответ:  Для северновеликорусского наречия – «оканье», произношение звуков   г ,   т  ; для южновеликорусского–«аканье», произношение звуков   ɣ , т'

 для средневеликорусского наречия – «иканье», произношение звуков   г  ,   т  и  т'  

Учитель (вопрос классу): -Какая наука изучает диалекты и их группировку?

Ответ: Диалектология

5. Практическая работа

Учитель: Как же звучит речь  на этих диалектах? Попробуйте это показать. Перед учащимися 2 и 3 групп лежат карточки с текстами. Ваша задача – подготовить его чтение на северновеликорусском (2 группа) и южновеликорусском (3 группа) наречиях, отобрав нужную лексику и учитывая особенности орфоэпического произношения слов, свойственных данному наречию.

(Учащиеся 1 группы в это время готовятся по карточке отвечать на вопрос о социальном диалекте. Их ответ прозвучит чуть позже.)

Карточка с текстом (для 2 и 3 группы)

(Квашня, дежа) я еще с вечера замесила. Сама встала рано. Еще  (петух, кочет) прокричать не успел, а я уже печь истопила, (изба, хата) нагрела, пирогов напекла. Надо (муж, хозяин) будить. Ему (конь, лошадь) пора запрягать, в поле ехать (орать, пахать) да (боронить, скородить). На дворе-то весна.

Учитель: Итак, слушаем, как звучит текст на южновеликорусском и северновеликорусском наречии

(Учащиеся 2 и 3 групп зачитывают текст в соответствии с заданием)

Учитель(вопрос классу): -Какие замечания у вас имеются?

(Учащиеся делают свои замечания)

Учитель: А вот как звучит песня, исполненная на северновеликорусском наречии.

(Прослушивается запись песни «Кострома» в исполнении «Ивана Купала»)

                                     

                                            Текст песни « Кострома»

- Здорово, Кострома!

- Здоровенько!

- Что вы делаете?

- А прядиво, милая, мнём

- Ну мните, мните...

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...

А у Костромушки кисель с молоком, молоком

А у Костромушки блины с творогом

- Здорово, Кострома!

- Здоровенько!

- Что делаете?

- А прядем, милая

- Ну прядите на здоровье

- Здорово, Кострома!

- Здоровенько!

- Что вы делаете?

- А, милая, мы от красна** ткём

- Ну помогай Вам Бог

Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...

А у Костромушки кисель с молоком, молоком

А у Костромушки блины с творогом

- Здорово, Кострома!

Учитель: Другая разновидность диалекта – социальный диалект.

Карточка (3 группа)

  1. Что такое социальный диалект?
  2. Какие его разновидности вам известны?
  3. Чем они различаются?

Ответ: 1. Социальный диалект – диалект, характерный для определенной социальной общности людей.

  1. Жаргон, арго
  2. Жаргон – язык открытых социальных, арго – язык обособленных социальных групп.

6. Практическая работа с текстом повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Учитель: Большим знатоком жаргона был Н. В. Гоголь. В его произведениях мы встречаемся с этой разновидностью разговорного языка довольно часто. Вслушайтесь в отрывок из повести Н. В. Гоголя «Шинель».

(Учащиеся работают с текстом повести, отрывок из которой читается  по ролям )

Отрывок из повести Н. В. Гоголя «Шинель»

    Теперь же Петрович был, казалось, в трезвом состоянии, а потому крутнесговорчив и охотник заламливать черт знает какие цены. Акакий  Акакиевичсмекнул это и хотел было уже, как говорится, на попятный двор, но уж дело было начато. Петрович прищурил на него очень  пристально  свой единственный глаз, и Акакий Акакиевич невольно выговорил:

 - Здравствуй, Петрович!

 - Здравствовать желаю, судырь, - сказал Петрович и покосил свой глаз на руки Акакия Акакиевича, желая высмотреть, какого рода добычу тот нес.

 - А я вот к тебе, Петрович, того...

     Нужно знать, что Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения.  Если же дело было очень  затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начав речь словами: "Это, право, совершенно того..." - а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что все уже выговорил. - Что ж такое? - сказал Петрович и обсмотрел в то же время единственным глазом весь вицмундир его,  начиная с воротника  до  рукавов, спинки, фалд и петлей, - что все было ему очень  знакомо, потому что  было собственной его работы. Таков уж  обычай  у  портных: это первое, что он сделает при встрече.

  - А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...  вот  видишь,  везде  в других местах, совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того...  на  спине, да еще вот на плече  одном  немного  попротерлось,  да  вот  на  этом  плече  немножко - видишь, вот и все. И работы немного...

      Петрович взял капот, разложил его сначала на стол, рассматривал  долго, покачал головою и полез рукою на окно за круглой  табакеркой  с  портретом какого-то  генерала,  какого  именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным лоскуточком бумажки. Понюхав табаку, Петрович растопырил капот на руках и рассмотрел его против света и опять покачал головою. Потом  обратил его подкладкой вверх и вновь покачал, вновь снял крышку с генералом,  заклеенным бумажкой, и, натащивши в нос табаку, закрыл,  спрятал  табакерку  и  наконец сказал:

 - Нет, нельзя поправить: худой гардероб!

      У Акакия Акакиевича при этих словах екнуло сердце.

- Отчего же нельзя, Петрович?  -  сказал  он  почти  умоляющим  голосом ребенка, - ведь только всего что на плечах поистерлось, ведь у тебя есть  же какие-нибудь кусочки...

 - Да кусочки-то можно найти, кусочки найдутся, - сказал Петрович, -  да нашить-то нельзя: дело совсем гнилое, тронешь иглой - а вот уж оно и ползет.

 - Пусть ползет, а ты тотчас заплаточку.

 - Да заплаточки не на чем положить, укрепиться ей не за  что,  подержка больно велика. Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится.

 - Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!..

 - Нет, - сказал Петрович решительно,  -  ничего  нельзя  сделать.  Дело совсем плохое. Уж вы лучше, как придет зимнее холодное время,  наделайте  из нее себе онучек, потому что  чулок  не  греет.  Это  немцы  выдумали,  чтобы побольше себе денег забирать (Петрович любил при случае кольнуть немцев);  а шинель уж, видно, вам придется новую делать.

      При слове "новую" у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и  все,  что воротника  до  рукавов, спинки, фалд и петлей, - что все было ему очень  знакомо,  потому  что  было собственной его работы. Таков уж  обычай  у  портных:  это  первое,  что  он сделает при встрече.

 - А я вот того, Петрович... шинель-то, сукно...  вот  видишь,  везде  в других местах, совсем крепкое, оно немножко запылилось, и кажется, как будто старое, а оно новое, да вот только в одном месте немного того...  на  спине, да еще вот на плече  одном  немного  попротерлось,  да  вот  на  этом  плече немножко - видишь, вот и все. И работы немного...

      Петрович взял капот, разложил его сначала на стол, рассматривал  долго,покачал головою и полез рукою на окно  за  круглой  табакеркой  с  портретомкакого-то  генерала,  какого  именно,  неизвестно,  потому  что  место,  где находилось лицо, было проткнуто пальцем  и  потом  заклеено  четвероугольным лоскуточком бумажки. Понюхав табаку, Петрович растопырил капот  на  руках  и рассмотрел его против света и  опять  покачал  головою.  Потом  обратил  его подкладкой вверх и вновь покачал, вновь снял крышку с генералом,  заклеенным бумажкой, и, натащивши в нос табаку, закрыл,  спрятал  табакерку  и  наконец сказал: - Нет, нельзя поправить: худой гардероб!

  У Акакия Акакиевича при этих словах екнуло сердце.

- Отчего же нельзя, Петрович?  -  сказал  он  почти  умоляющим  голосом ребенка, - ведь только всего что на плечах поистерлось, ведь у тебя есть  же какие-нибудь кусочки...

 - Да кусочки-то можно найти, кусочки найдутся, - сказал Петрович, -  да нашить-то нельзя: дело совсем гнилое, тронешь иглой - а вот уж оно и ползет.

 - Пусть ползет, а ты тотчас заплаточку.

 - Да заплаточки не на чем положить, укрепиться ей не за  что,  подержка больно велика. Только слава что сукно, а подуй ветер, так разлетится.

 - Ну, да уж прикрепи. Как же этак, право, того!..

 - Нет, - сказал Петрович решительно,  -  ничего  нельзя  сделать.  Дело совсем плохое. Уж вы лучше, как придет зимнее холодное время,  наделайте  из  нее себе онучек, потому что  чулок  не  греет.  Это  немцы  выдумали,  чтобы побольше себе денег забирать (Петрович любил при случае кольнуть немцев);  а шинель уж, видно, вам придется новую делать.

        При слове "новую" у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и  все,  что ни было в комнате, так и пошло пред  ним  путаться.  Он  видел ясно одного  только генерала с заклеенным бумажкой лицом,  находившегося на крышке  Петровичевой табакерки.

 - Как же новую? - сказал он, все еще как будто находясь во сне, -  ведь у меня и денег на это нет.

 - Да, новую, - сказал с варварским спокойствием Петрович.

 - Ну, а если бы пришлось новую, как бы она того...

 - То есть что будет стоить?

 - Да.

 - Да три полсотни с лишком надо будет приложить, -  сказал  Петрович  и сжал при этом значительно губы. Он очень любил сильные эффекты, любил  вдруг   как-нибудь озадачить совершенно и потом поглядеть искоса, какую  озадаченный  сделает рожу после таких слов.

 - Полтораста рублей за шинель! -  вскрикнул  бедный  Акакий  Акакиевич, вскрикнул, может быть, в первый раз от роду, ибо отличался  всегда  тихостью голоса.

 - Да-с, - сказал Петрович, - да еще какова  шинель.  Если  положить  на воротник куницу да пустить капишон на шелковой подкладке,  так и в двести войдет.

 - Петрович, пожалуйста, - говорил Акакий Акакиевич умоляющим голо-сом, не слыша и  не  стараясь  слышать  сказанных  Петровичем  слов  и  всех  егоэффектов, - как-нибудь поправь, чтобы хоть сколько-нибудь еще послужила.

  - Да нет, это выйдет: и работу убивать и деньги попусту тратить, -сказал Петрович, и  Акакий  Акакиевич после таких слов вышел совершенно уничтоженный.

   

            Учитель(вопрос классу): - Можно ли догадаться по речи Петровича о том, какова его профессия?

- Отметьте слова, выражения, свойственные речи лиц этой профессии.

        Ответ: Петрович – портной. Об этом говорят следующие слова и выражения:худой гардероб, дело совсем гнилое, заплаточки положить, подержка больно велика, положить на воротник куницу, пустить капишон на шелковой подкладке и другие. 

7.Практическая работа с текстами, в которых используется лексика языка «арго» и жаргонизмы.

        Учитель: А вот другое произведение, малохудожественное, но тем не менее…

- Слова какого «языка» вы в нем услышите? Докажите свою точку зрения.

(Учащийся под гитару исполняет песню «Мурка»)

Текст песни «Мурка»

Прибыла в Одессу банда из Амура,
В банде были урки, шулера.
Банда занималась темными делами,
И за ней следила ГубЧеКа.
Верх держала баба, звали ее Мурка,
Хитрая и смелая была.
Даже злые урки - и те боялись Мурки,
Воровскую жизнь она вела.

Припев:
Мурка, ты мой Муреночек!
Мурка, ты мой котеночек!
Мурка, Маруся Климова,
Прости любимого.

Вот пошли провалы, начались обвалы,
Много стало банде попадать.
Как узнать скорее, кто же стал шалявым,
Чтобы за измену покарать!
Раз пошли на дело, выпить захотелось,
И зашли в шикарный ресторан.
Там сидела Мурка в кожаной тужурке,
А из-под полы торчал наган.

Мурка, в чем же дело, что ты не имела,
Разве я тебя не одевал?
Кольца и браслеты, юбки и жакеты,
Разве ж я тебе не добывал!
Здравствуй, моя Мурка, здравствуй, дорогая,
Здравствуй, моя Мурка, и прощай.
Ты зашухерила всю нашу малину,
А теперь маслину получай!

            Ответ: Язык «арго». (Выслушиваются ответы учащихся, их версии, рассуждения, доказательства)

            Учитель: Язык «арго» не является эталоном для подражания, как, наверное, и тот, который вы сейчас услышите. Но они существуют, и с этим нельзя не считаться.

(Несколько учащихся показывают инсценировку фрагмента из повести Сергея Довлатова «В гору»)

Отрывок из повести С. Довлатова

 Жбанков закурил и начал:

— Жизнь, девчата, в сущности — калейдоскоп. Сегодня - одно, завтра — другое. Сегодня поддаешь, а завтра, глядишь, и копыта отбросил... Помнишь, Серж, какая у нас лажа вышла с трупами?

Белла подалась вперед:

— Расскажите. <...>

— Еще не то бывает, — воодушевился Жбанков, — я расскажу, как один повесился... Только выпьем сначала <...>

— А как один повесился — это чистая хохма. Мужик по-черному гудел. Жена, естественно, пилит с утра до ночи. И вот он решил повеситься. Не совсем, а фиктивно. Короче -завернуть поганку. Жена пошла на работу. А он подтяжками за люстру уцепился и висит. Слышит — шаги. Жена с работы возвращается. Мужик глаза закатил. Для понта, естественно. А это была не жена. Соседка лет восьмидесяти, по делу. Заходит — висит мужик....

— Ужас, — сказала Белла.

— Старуха железная оказалась. Не то, что в обморок... Подошла к мужику, стала карманы шмонать. А ему-то щекотно. Он и засмеялся. Тут старуха раз, и выключилась. И с концами. А он висит. Отцепиться не может. Приходит жена. Видит — такое дело. Бабка с концами и муж повесивши. Жена берет трубку, звонит: «Вася, у меня дома — тыща и одна ночь... Зато я теперь свободна. Приезжай...». А муж и говорит: «Я ему приеду <...>» Тут и жена отключилась. И тоже с концами...

           Учитель (вопрос классу): -Какую разновидность разговорного языка использовал писатель? С какой целью?

Ответ: Жаргон. (Выслушиваются ответы учащихся, их версии, рассуждения, доказательства)

Учитель(вопрос классу): Ну, а в нашей повседневной жизни мы чаще всего пользуемся какой разновидностью разговорного языка?

Ответ: «Общим» разговорным языком.

8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Таким образом, мы с вами узнали, что русский разговорный язык интересен и разнообразен. Он имеет целый ряд разновидностей, Теперь, я надеюсь, вы сможете отличить их друг от друга по определенным признакам.

-Зачем же нам необходимо было  как можно больше узнать о разговорном языке перед тем, как перейти к изучению литературного языка, а конкретнее, его разновидности – языка художественной литературы?

Ответ: С разговорным языком, его разновидностями мы встречаемся в художественной литературе, когда писатель создает определенный образ или обрисовывает определенную ситуацию. Поэтому нам необходимо знать его особенности и разновидности, чтобы лучше понять произведение и замысел автора художественного произведения.

Учитель: О языке художественной литературы и начнем мы с вами разговор на последующих занятиях. Спасибо за урок. Вы показали замечательные знания и умения. Я верю в то, что вы теперь будете бережно и внимательно относиться к нашему разговорному языку.

(Учитель оценивает работу учащихся на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разговорный язык и его разновидности

Разговорный язык - один из двух видов литературного языка, употребляемый в условиях непринужденного общения и противопоставленный кодифицированному книжному языку. Основная форма реализации разговорно...

Модель русского разговорного языка

Данная работа знакомит со стилистическими и синтаксическими особенностями русского разговорного языка....

Программа курса по английскому языку"Современный разговорный английский язык" к учебно-методическому комплексу "Tempo3" для 6 класса

Данная программа может быть использована на кружковых факультативных и  занятиях по английскому языку....

открытый урок по русскому языку в 5 классе "Функциональные разновидности языка"

Открытый урок дан в рамках  обучающего семинара  для студентов 2 курса  Самарского государственного социально-педагогического университета.Для достижения планируемых результатов  ...

Презентация по русскому языку. Функциональные разновидности языка. 5 класс

Презентация по русскому языку. Функциональные разновидности языка. 5 класс...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Функциональные разновидности языка"

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Функциональные разновидности языка»Цель: расширить знания учащихся о стилях речи; дать понятие о функциональных разновидностях языка; отр...