Интегрированный урок французского и русского языка на тему «Этикетные слова, или секреты речевого общения»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

урок  в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок французского и русского языка на тему «Этикетные слова, или  секреты речевого общения»

Цель урока:

Формировать понятие о правилах речевого этикета.

Задачи:

  • Обучающая:  научить обучающихся правильно, уместно  использовать этикетные формулы      приветствия, прощания, просьбы, благодарности в зависимости от речевой ситуации.
  • Развивающая :продолжение развития навыков связной и диалогической речи учащихся, тренироваться в правильном употреблении этикетных слов на русском и французском языках.
  • Воспитательная: воспитание культуры общения

Оборудование: презентация, карточки-задания.

Эпиграф

– Bonjour, a dit le Petit Prince.
– Bonjour, a repondu la Fleur.

A. De Saint-Exupéry
Le Petit Prince.

ХОД УРОКА

Оргмомент

Учитель французского языка: Bonjour, mes amis! Asseyez vous, s’il vous plaît! 
Учитель русского языка: Здравствуйте, ребята! Мы рады вас видеть! 
Учитель русского языка:  Сегодня  у нас необычный урок, урок по развитию речи, мы отправимся в удивительный мир русского и французского языка.

- Сегодня жизненно необходимо учиться хорошим манерам. Культурный человек должен знать и соблюдать нормы этикета

- Итак, друзья. Позвольте пригласить вас к разговору о речевом этикете.

- Тема нашего урока звучит так: Этикетные слова…
Учитель французского языка:  или «Секреты речевого общения»
 Учитель русского языка: Сегодня вы узнаете: 
– Что такое этикет, и какие слова называются этикетными.
Учитель французского языка: А также откроем секреты: как правильно употреблять этикетные слова и как правильно вести  беседу.

Учитель русского языка: Откройте тетради и запишите дату, тему урока.

Перед тем как отправиться в мир этикетных слов,  мы сделаем с вами разминку, напишем словарный диктант по картинкам,  вспомним словарные слова, но не просто слова, а слова заимствованные, которые пришли к нам из французского языка. (слайд)

Запишите одно предложение со  словарным словом, которое вам понравилось, прочтите.

Учитель фран.языка: А теперь, ребята, давайте прочитаем и запишем данные слова на фран.языке.

Учитель русского языка: Общаясь друг с другом, мы должны соблюдать правила речевого этикета. Чтобы понять эти правила, давайте задумаемся, что такое этикет? (Слайд) (Прикрепляет слово к доске, выделить букву И)
Объясните, пожалуйста, как вы понимаете это слово? 
(Пока дети дают устные ответы, 1-2 ученика ищут объяснение ЛЗ данного слова в Толковом словаре)
Учитель русского языка:  Запишем вывод: Эт…к..т – уст…н.вленный порядок пов…дения. (Дети записывают вывод, а один ученик вставляет пропущенные буквы, работая у доски, подбирает проверочные слова)


Учитель русского языка:  Как вы думаете, из какого языка пришло это слово?

Учитель французского языка: Etiquette, f –c’est l’ordre cérémonial, ou bien, les règles de la conduite verbiale.(Тоже показать словарь– Le Petit Robert) 
(слайд)
Ответ: Слово ЭТИКЕТ пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». Но образовалось оно на основе греческого – «обычай», «характер».

Речевой этикет – правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора.

Задание: Попробуйте назвать как можно больше этикетных слов русского языка. Как часто вы их используете и в каких речевых ситуациях?

- Да, русский речевой этикет необыкновенно богат, самым незаменимымм и волшебными  являются слова приветствия - самое распространенное: Здравствуйте.

Ежегодно 21 ноября отмечается Всемирный день приветствий, этот праздник придумали 2 брата –американца, случилось это в 1973 году, в самый разгар холодной войны, в знак протеста против усиления международной напряженности

По их мнению, люди, приветствуя друг друга, способствуют миру на нашей планете. как вы думаете, почему?

- Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров. То у него хорошее настроение, он весел. Когда мы здороваемся. То вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

- Как вы думаете, что означает слово «здравствуйте»?Сейчас оно стало простым знаком вежливости.

 - Кто из вас расскажет о его происхождении?

-Об этом удивительном слове поэт Вл. Солоухин написал стихотворение, давайте прочитаем

Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хоть были совсем незнакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

-Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

- Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

- Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

- Вот видите, вы поздоровались – и «на капельку радостней сделалась жизнь»

         

Учитель: Итак, мы сказали друг другу «Здравствуйте!» Много это или мало? (слушаю мнение детей)

Действительно, с одной стороны, как будто мало: что нового мы сообщили?

А с другой стороны, КАК вы себя чувствуете?

ЧТО  вы переживаете, если знакомый человек прошел мимо, не поздоровавшись? (досадно, неловко, обидно)

- А что мы подтверждаем, когда приветствуем другого? (ответы детей)

Учитель: Вы правы, мы подтверждаем наше знакомство и готовность продлить его.

- А что мы выражаем, здороваясь с незнакомым человеком? (ответы детей)

Учитель: Да, мы показываем ему свое доброжелательное отношение и наше намерение вступить с ним в контакт.

- Конкурс: поздоровайся со мной. Нужно поздороваться  со мной используя слова и жесты

1) нужно поздороваться с учителем, всем видом показывая пренебрежение, нежелание общаться

2)нужно поздороваться, чтобы  учитель почувствовал  твое расположение и доброжелательность.

- Ученики должны понять, что при встрече необходимо не только поздороваться, но обязательно посмотреть на человека, улыбнуться, отчетливо произнести слова приветствия.

 Итак, многое зависит еще и от того, как вы поздоровались. Ведь это слово можно произнести  с разными оттенками. ( холодно, официально, тепло, иронично)

Все зависит от ситуации и от воспитанности человека.

Задание:  «Поздоровайся с другом»

  1. Учитель: Составьте диалог-приветствие

Диалог 2 учеников: - Здравствуй! (1-ое)

- Привет! (2-ое)

- Как дела? Как жизнь? (3-ье)

- Да неплохо. А у тебя? (4-ое)

-Тоже нормально. Погода-то какая стоит! (5-ое)

- Да, погода замечательная. Подольше бы такая постояла.(6-ое)

- Ну пока. (7-ое)

- Всего хорошего! (8-ое)

2) Le dialogue

М.Т. Bonjour, Annette!
А.В.  Bonjour, Marie!
М.Т. Comment ça va?
А.В. ça va, merci. Et toi, ça va ?
М.Т. ça va bien, merci. Au revoir, Annette !
А.В. Au revoir, Marie!

-А как, чем может выражаться приветствие? (ответы детей: словами, поклоном, наклоном головы, прикосновением щек, похлопыванием рукой, пожатием рук).

 В прошлом в русском языке было много приветствий, употреблявшихся в зависимости от того, чем был занят человек.

Например, если девушка несла воду, ей говорили:

Свеженькой воды!

Если крестьяне молотили зерно, им желали:

По сто пудов на день! По тысяче на неделю!

Все это пожелания, поэтому и отвечали на них: «Спасибо!»

Некоторые из таких ситуативных пожеланий сохранились и сегодня:

(называю ученика и ситуацию. Что вы ему скажете?)

1.Ваня работает, копает грядку - Бог в помощь!

2.Саша идет из бани - С легким паром!

3.Настя обедает в столовой - Приятного аппетита!

4.Семья друга за столом, а вы входите - Хлеб да соль! Чай и сахар!

5.Друг уезжает - Счастливого пути!

6.Друг вернулся из поездки - С приездом!

Учитель: Итак, приветствия! Отчего зависит их выбор? (варианты детей)

Представьте себя

1 - первоклашками (от возраста – привет!)

2 - взрослыми мужчинами, женщинами (от пола – здорово! Приветик! - грубовато или

льстиво)

3 - преподаватель института пришел читать лекцию студентам (от степени близости –

официальное - Позвольте вас приветствовать! Приветствую вас! – фамильярное - При-

ветик!

4 - от времени суток - Доброе утро! Добрый вечер! Добрый день!

5 - пожилой человек - очень почтительны - Доброго здоровья! Мое почтение!

Кланяюсь вам!

Учитель русского языка:  Чтобы соблюдать речевой этикет, необходимо пополнить свой лексикон данными словами. Давайте составим словарик этикетных слов.

Этикетный словарик
Vocabulaire d’étiquette

Прочитайте слова 
(ФР)

Подберите перевод
на русском языке

Выполните задания

Bonjour!
Bonsoir! 
Bonne soirée! 

Здравствуйте! Добрый вечер
Приятного вечера

Подберите проверочное слово, чтоб не ошибиться в написании непроизносимой буквы В
Здравие, здоровье

Salut!

Привет

Подберите однокоренные слова 
Приветик, приветствую

Au revoir
A bientôt
A tout à l’heure

До свидания
Пока
До скорой встречи

Подобрать синонимичные слова и выражения
До скорой встречи, до скорого, до встречи

Adieu

Прощай

 

Merci
Merci beaucoup

Спасибо

Подобрать синонимичные слова и выражения
Благодарю, благодарствую

Je vous en prie

Пожалуйста

 

Je vous prie

Прошу Вас

 

S’il vous plaît
S’il te plaît

Пожалуйста

Запиши с этим словом предложение, правильно расставив знаки препинания

 

Excusez-moi
Excuse-moi

Извини(-те)

Подберите однокоренные слова 
Вина
Подобрать синонимичные слова и выражения
Прошу прощения

Soyez gentils

Будьте добры

 

 

Permettez-moi

 

Разрешите

 

Un moment, un instant, s’il vous plaît

Одну минуту, один момент

 

Mais oui, bien sûr

Ну да, конечно

 

Passe-moi, s’il te plaît

Передай мне, пожалуйста

 

Bon, d’accord!

Хорошо, согласен

 

Vous pouvez (tu peux) compter sur moi

Можете (можешь) на меня рассчитывать

 

Je regrette, mais

Сожалею, но…

 

Non, bien sûr

Конечно, нельзя

 

Pas de problèmes

Что за вопрос, без проблем

 

Voulez-vous me passer ce livre

Дайте, пожалуйста, эту книгу.

 


Учитель: : правила речевого этикета нужно придерживаться и при ведении беседы. Вот такие советы нам предлагают. (слайд)

Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентном общении

- Сейчас, в нашем современном мире , не обойтись без телефона. Для разговора по телефону тоже есть особые правила. (слайд)

 - Поисхождение слова «Алло»

 

 Вы очень любите общаться при помощи смс.  

Задание: попробуйте составить смс другу, придерживаясь норм речевого этикета ( Тема: просьба о чем- либо)

Учитель французского языка:  Мы познакомились с этикетными словами, а теперь попробуем употребить их в речи.

Учитель русского языка: Переделайте предложения, добавив этикетные слова

  1. ___________________________ сколько времени?
  2. ___________________________ позовите Дашу к телефону.
  3. ___________________________ я занят(-та).
  4. ___________________________ передай мне линейку.
  5. ___________________________ как пройти в музей?

3. Вывод:

Учитель русского языка: Что изменилось в предложениях, когда появились этикетные слова?
Учитель французского языка: Как здорово говорить друг другу добрые, приятные слова. 
Учитель русского языка: Merci beaucoup. Vous êtes gentille. 

 Заучивать правила этикета наизусть, конечно, можно, но без постоянного применения их на практике они станут только лишним грузом для вашей памяти.  Сказанное слово показывает уровень культуры человека. Не зря гласит пословица: « По  одежке встречают – по уму провожают». А древний поэт  Саади сказал: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал!» И завершить урок хочется такими словами:

Слова с рожденья ждет жестокий выбор-

Не всякий возглас в речи выжить мог.

Но вот звучит во все века спасибо-

Спаси, мол, брат, тебя за это бог!

Касаются веков сквозные грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши русские слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и русского языка на тему "Числа в нашей жизни"

Цели урока Русский язык Математика Обучающие Вспомнить и обобщить материал по теме «Числительные», опираясь на материал, изученный по русскому языку. Актуализировать з...

Интегрированный урок алгебры и русского языка по теме «Степенные функции, их свойства и графики».

Задачи урока:  1. Научить оперировать имеющимся потенциалом знаний по теме «Степенные функции» в конкретной ситуации.   2. Учить практически применять функциональные стили речи на уроках математики.  ...

Интегрированный урок биологии и русского языка по теме : «Я дышу, а значит- я живу…»

Интегрированный урок биологии и русского языка по  теме : «Я дышу, а значит- я живу…»Учитель биологии: Журавлева Л.В.Учитель русского языка : Винокурова Н.М....

Конспект урока русского языка по теме "Этикетные слова"

К данному уроку собрано огромное количество дополнительного материала: используйте его по  своему усмотрению, пусть он поможет вам реализовать свои идеи по данной теме....

Интегрированный урок изо и русский язык по теме «Открытка - поздравление»

Предлагается технологическая карта интегрированного урока изо и русского языка во 2 классе. Тема «Открытка-поздравление» с подробным описанием действий учителя и ученика, способов и средств обучения У...

Интегрированный урок английского и русского языков по теме "Какая погода в Лондоне?" для учащихся 6 класса.

Интегрированный урок английского и русского языка.Урок – телеконференция для учащихся 6 класса по теме «What’s the weather like in London?»Цель урока – формирование универсальных учебных де...

Интегрированный урок математики и русского языка по теме «Эти трудные, трудные числительные. Сложение и вычитание чисел с разными знаками».

          Тема: «Эти трудные, трудные числительные» Цели:Развивать вычислительные навыки учащихся.  Научить учащихся различать имена числительные и числа...