Культуроведческий подход к преподаванию русского языка в школе
статья по русскому языку по теме

Макарова Светлана Александровна

Вопрос о приобщении детей к национальной культуре в настоящее время стоит очень остро.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultorovedcheskiy_aspekt_v_prepodavanii_russkogo_yazyka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 14 г.Владимира»

Реферат

Культуроведческий подход к преподаванию

 русского языка в школе

Учитель русского языка

Макарова Светлана Александровна

Русская школа всегда была школой, где не только обучали, но и воспитывали в процессе самого обучения. Уже замечено, что особые условия для воспитания и развития ученика в процессе обучения создаются на уроках русского языка. Об этом писали и К.Д. Ушинский, и Ф.И. Буслаев. Язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения к ее неисчерпаемым богатствам. Приобщение человека к культуре происходит, конечно, не только при изучении русского языка и других предметов (прежде всего литературы, истории, мировой художественной культуры), но и под влиянием того, что мы читаем, слышим, видим, с кем общаемся, - одним словом, под влиянием той среды, в которую мы погружены, от которой зависим постоянно, ежедневно, ежечасно.

        А что делать, если мы видим, что естественная среда, окружающая ребенка, - язык радио и телевидения, газет и современных книг, речь взрослых и сверстников – не только не приобщает к культуре, но и отторгает от нее? Если современный ребенок живет в среде антикультуры? Многие взрослые, родители и учителя смирились с тем, что ребенок мало читает, что общение с книгой вытеснено общением с компьютером и телевизором, что давно исчезла традиция семейного чтения. Как противостоять этому?

        Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка, одним из компонентов которого является овладение ценностями духовной и материальной культуры через язык. Язык, культура и человеческая деятельность тесно взаимосвязаны:

а) культура не может обойтись без опоры на ту или иную знаковую систему; б) язык и культура не могут существовать вне сферы человеческой деятельности. Это родство позволяет рассматривать проблему в едином контексте: язык – культура – человек. В методическом плане это можно представить как приобщение учащихся, членов социума, к национально-нравственным ценностям своего народа (живописи, скульптуре, музыке) в процессе изучения родного языка. В основе их лежит культура духовная, плод человеческой мысли.

        Вопрос о приобщении школьников к родной национальной культуре стоит сегодня особенно остро. Возможно, это связано и с тем, что отсутствие четко выраженной национальной идеи, идеологии призвана восполнять культура. Люди инстинктивно тянутся к прекрасному, чтобы легче было перенести тяготы жизни. Действительно, пушкинское «духовной жаждою томим» в последнее время все чаще витает в воздухе.

        Очевидно, применительно к школьному образованию, национальная идея должна выразится в историко-культурном наполнении содержания обучения. Не случайно, в образовательном стандарте по русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся к культуре своего народа в процессе изучения русского языка, на формирование культуроведческой компетенции, «включающей в себя сведения о языке как национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа, закрепляющем основные нравственные ценности, представления о связях языка с национальными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических  возможностей родной речи».

        Если одной из примет времени, к сожалению, является усиливающаяся нравственная глухота общества, то особенно остро стоит такая воспитательная проблема как развитие эмоциональной культуры и чуткости людей друг к другу, чувства прекрасного, воображения и умения видеть красоту в обыденном, бережного отношения к окружающему миру. В этом плане живопись обладает исключительно сильным воспитательным потенциалом. Возьмем, например, портрет девочки Любы владимирской художницы Натальи Бритовой. Простая композиция, яркая гамма зелено-желтых тонов луга, оживленная красочной одеждой девочки – все создает впечатление покоя и умиротворенности и одновременно радости жизни, любви к ней. И этот необычный наряд наряд подчеркивает душевную чистоту и искренность девочки, так бережно относящейся к традициям народа. Забыты игры, подруги ради возможности нарядиться в старинный бабушкин костюм. И вот она пришла на душистый луг и о чем-то задумалась, бесхитростная в своей грусти, святом неведении юности, у которой все еще впереди. Зрителю представляется возможность додумать, досочинить рассказ о жизни девочки.

        Как показал опыт, ребятам нравится этот портрет, они понимают душевное состояние своей сверстницы, чувствуют ее обаяние, и это, несомненно, создает условие для речевого общения, пробуждает у детей добрые чувства.

         На пейзажных полотнах художников нашего края: Бритова, Французова, Баранова, Модорова, Мокрова, Телегина, Егорова, Бычкова и многих других – природа, история края, старый город, его окрестности, легко узнаются детьми, что создает атмосферу радости, удивления, желания узнать еще больше, выразить свое собственное видение. Работа с произведениями этих мастеров очень важна для формирования наблюдательности и внимания, воспитания чувства патриотизма, любви к своей малой родине, гордости за ее прошлое и настоящее.

        Таким образом, использование культуроведческого и воспитательного потенциала живописных произведений позволяет решать следующие задачи:

- развивать речь учащихся на основе восприятия живописных полотен и выражения своего понимания картин в коммуникативно-целесообразных высказываниях различных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

- обогащать словарь и грамматический строй речи учащихся за счет овладения искусствоведческими понятиями путем отбора языковых средств для выражения авторского замысла в своих сочинениях;

- расширять культурный кругозор учащихся на основе интегрированной речи и использования в искусствоведческих текстов.

        Специфика культуроведческого подхода, в свою очередь, состоит в следующем:

- продуманный отбор картины как источника высказывания;

- привлечение искусствоведческого текста, являющегося и опорой, и образцом в интерпретации содержания и эстетики картины;

- применение принципа взаимосвязи уроков русского языка и изобразительного искусства, опирающегося на зрительный опыт учащихся и эстетически грамотный анализ картины;

- организация уроков развития речи, формирование речевого поведения учителя в процессе работы по картине, создание учебно-речевых ситуаций общения, эмоциональным толчком к которому служат зрительские впечатления.

        Безусловно, успех работы с произведениями живописи на уроках русского языка во многом зависит от их отбора, то есть от того, репродукции каких картин будут предложены для рассмотрения. Идеально обращение не к репродукции, а к оригиналу. Непосредственное общение с подлинником способствует более глубокому эмоциональному восприятию учащимися содержания картины. Очевидно, правы те, кто считает, что полотна и краски, наложенные на них рукой талантливого мастера, «помнят» о настроении и мысли творца, создавшего их. Около этих картин как бы образуется аура, которая воздействует на зрителя. Поэтому так важна экскурсия в картинную галерею, в музей, на выставку. Общая атмосфера музея, красота и эстетика интерьера, сами произведения живописи, встреча с интересными людьми: экскурсоводом или самим художником – оказывают на школьников большое эмоциональное воздействие. Вызывая эффект сопереживания, они надолго остаются в памяти ребят и тем самым содействуют формированию их личности, развитию кругозора и интеллекта, желания высказаться.

        Однако при многообразии зрительного ряда для того, чтобы сформировать у учащихся художественный вкус, необходим совет учителя. Поэтому при отборе картин я учитываю: интерес учащихся к содержанию картин; возможность презентации краеведческого материала; ознакомление с историей, культурой, традициями родного народа; жанровые разновидности произведений живописи, особенности которых способствуют целенаправленному и эффективному решению той или иной учебной задачи.

        Картина должна отвечать коммуникативно-обучающим функциям, содействовать развитию видов речевой деятельности, формировать культуроведческие знания, воспитывать любовь и уважение к народу – носителю русского языка, создавать условия для психической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности.

        Прекрасным стимулом для создания на уроке мотива высказывания, наиболее эффективным средством развития речи учащихся является также использование текстового и наглядного материала, отражающего важные стороны духовной культуры народа (музыка, изделия народного творчества, художественные произведения). Наиболее важным в этом отношении является использование в работе над картиной искусствоведческого текста, созданного художником, искусствоведом или учителем, интерпретирующего картину. Этот текст становится не только моделью высказывания определенного жанра и стиля, но и дает дополнительный культуроведческий материал, помогает учащимся осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания с учетом коммуникативной задачи.

Работа по картине и искусствоведческому тексту позволяет естественным путем интегрировать язык искусства и родную речь, усилить эмоционально-нравственное воздействие живописного полотна на учащихся.

Произведения живописи и искусствоведческий текст, гармонично вплетаясь в ткань урока, являются мощным источником получения культуроведческой информации, духовного обогащения, эстетического воспитания, и тем самым способствуют формированию культуроведческой компетенции учащихся.

Урок по картине – это совместная коммуникативная деятельность учителя – режиссера урока, приобщающего учащихся к культурно-познавательной деятельности, и школьников – сценаристов, занимающихся созданием текстов различных типов и стилей, на основе ключевых слов, отражающих содержание, композицию, колорит произведения живописи и индивидуальную авторскую позицию. При этом важно пробудить воображение и фантазию школьников, ориентировать их на выражение собственного отношения к картине или объектам, изображенным на полотне, поощрять поиск необходимых слов и языковых средств в процессе создания текста (написания сочинения).

        Коммуникативная целесообразность уроков по картине предполагает умение учителя учитывать ситуацию и выбирать такие речевые средства воздействия на учащихся, которые создавали бы на уроке атмосферу доброжелательности, заинтересованности, приподнятости. Этому способствует структура подобных уроков, предусматривающих следующее:

- создание культуроведческого фона урока путем представления репродукций произведений живописи, искусствоведческих текстов, музыкального сопровождения, выхода в музей изобразительного искусства или картинную галерею;

- рассматривание картины и осмысление ее как текста, несущего определенную информацию и эмоционально-эстетический заряд, обладающего коммуникативной, кумулятивной  и воспитательной функцией;

- вступительное слово учителя – культуроведческий комментарий, предполагающий актуализацию фоновых знаний учащихся об эпохе создания картины или событиях, отображенных на полотне;

- рассказ о художнике, об истории создания картины, подготавливающий  учащихся к эмоциональному восприятию полотна;

- беседа по картине: конкретизация замысла художника, выявление образного строя и средств выразительности произведения живописи, характеристика предметов или объектов, изображенных на полотне, и выражение учащимися своего собственного отношения к картине;

- сбор и систематизация материала;

- работа с искусствоведческим текстом: определение темы, структуры, типа и стиля речи, анализ его лексического поля;

- составление плана предстоящего сочинения (простого и сложного);

- словарно-стилистическая работа;

- устное и письменное сочинение (создание текстовых фрагментов, способов связи между ними);

-анализ сочинения (редактирования, совершенствование написанного).

        Для анализа и сравнительной оценки эффективности творческих работ используются критерии:

- умение активизировать словарный запас, читать картину (среднее количество слов и предложений в тексте);

-  развернутость предложений (количество слов, умение правильно использовать слова в процессе составления текста);

- степень раскрытия темы, содержательная сторона высказывания (количество и развернутость микротем);

- точность, выразительность речи, умение правдиво, ярко описать изображенное на картине (количество употребляемых прилагательных, их лексико-семантические группы, количество сравнений).

         Сочинение учащихся по картинам свидетельствуют о том, какой огромный эмоционально-нравственный заряд привносят картины в уроки русского языка.

        Положительное воздействие искусства на развитие творческих способностей учащихся отличают многие педагоги и психологи. Они считают, что при восприятии искусства в духовную работу включаются и чувства, и интеллект, и память, и воображение. Искусство способно показать человека лучше, чем он есть в данный момент, - таким, каким он может стать. Раскрыть  его личности то, о чем он сам, быть может, и не знает.

        Восприятие произведения искусства вызывает у школьников собственную потребность в творчестве, которая может быть реализована в такой деятельности, как создание сценария, стихотворений, рассказа по картине, придумывание эпизодов, предшествующих изображенному на ней моменту, высказывание собственного мнения о том или ином произведении живописи.

        

        

Литература.

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года
  2. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., «Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка». М.1972г.
  3. Кацнельсок С.Д.,«Типология языка и речевое мышление». Л.1972г.
  4. Занков Л.В.,«Наглядность и активизация учащихся в обучении». М.1960г.
  5. «Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины», Ходякова Л.А. // «Русский язык в школе», №6, 1991г.
  6.  «Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре», Пахнова Т.М. // «Русский язык в школе», №4, 2003г.
  7. «Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку», Алкаева Н.А., «Русский язык в школе», №6, 2003г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Системный подход в организации преподавания русского языка в школе в условиях ЕГЭ"

Подготовка учащихся 10-11 классов к сдаче выпускного экзамена в формате ЕГЭ - сложный  процесс. В статье рассматривается вопрос о том, как  создать надежную и эффективную учебную технологию,...

Статья по русскому языку "Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка - одно из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника "

Культуроведческая компетенция в преподавании русского языка становится одним из важнейших средств развития духовно-нравственного мира школьника, формирования его национального самосознания и ста...

Компетентностный подход в преподавании русского языка как необходимое условие успешного обучения в профильной школе

Конспект статьи "Компетентностный подход в преподавании русского языкакак необходимое условие успешного обучения в профильной школе "...

Презентация "Культуроведческий аспект в преподавании русского языка в школе"

Материал посвящен культуроведческому аспекту в обучении русскому языку....

Доклад на заседании РМО учителей русского языка и литературы "Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО".

Выступление   излагает основные принципы  современных  подходов  к преподаванию русского языка и литературы  в условиях введения ФГОС ООО  в школьное образование и в...

“ Творческий подход к преподаванию английского языка в школе”

Эту тему мне подсказала брошюра, найденная мной на одном из сайтов: «Creativity in the English  language classroom»....