Метапредметные результаты обучения русскому языку
статья по русскому языку на тему

Крылова Марина Анатольевна

Статья раскрывает опыт работы учителя по формированию метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metapredmetnye_rezultaty_obucheniya_russkomu_yazyku.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

к.ф.н. М.А. Крылова

г.Нижний Новгород

Метапредметные результаты обучения русскому языку в лицейской системе управления знаниями

Особенность нового Федерального государственного образовательного стандарта – утверждение системно-деятельностного подхода как основы, обеспечивающей «формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, готовности к активной учебно-познавательной деятельности,  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования»[1]. Как и ФГОС НОО, Стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Новыми для начальной и основной школы становятся впервые описанные и обозначенные как обязательные к усвоению метапредметные результаты. Основной образовательной программой не предусмотрено создание новых метапредметных курсов, целью которых стало бы формирование данной группы результатов, поэтому преподавание традиционных предметов необходимо строить с учетом новых требований ФГОС.

Метапредметные образовательные функции родного языка, описанные в Примерной программе, определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Русский язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Русский язык –  основа развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; основа самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм. Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций[2].

Создается впечатление, что изменяется цель образования, мы становимся свидетелями кризиса знаниевой педагогики, который проявляется в снижении ценности фундаментального знания, утверждении приоритета деятельностной парадигмы. Не случаен подзаголовок к методическим рекомендациям по системе оценки планируемых достижений учащихся начальной школы – «От действия к мысли».[3] Однако М.М. Поташник, опираясь на мнения ученых, руководителей и преподавателей высших и средних учебных заведений, в книге «Требования к современному уроку» предлагает скорее позитивный прогноз развития методических требований к уроку как ведущей форме обучения. При всей разнонаправленности высказанных мнений возможно выделение определенного круга вопросов, в котором  высказанные суждения специалистов созвучны. Это ориентация содержания преподавания  на создание взаимосвязанной, целостной картины мира, формирование интегративного мышления; обучение работе с информационными потоками (отбор нужной информации, развитие логики, мышления, аналитических и конструкторских умений); диалогичность, совместная деятельность учителя и ученика по «добыванию» новых знаний, когда возникает  понимание и осмысление знаний и духовно-нравственных  ценностей.[4] Бесспорной, по мнению ученого,  остается направленность урока на формирование знаний. Справедлив вывод М.В. Левита о способности урока всегда сохранять «свою сущностную характеристику», быть «актом обучающего взаимодействия группы детей с одним специально подготовленным взрослым», когда осуществляется «планомерная организация усвоения разными детьми одного и того же знания».[5] 

Современная экономическая наука рассматривает знание как особый ресурс, подчиняющийся управлению. Знание трактуется как «информация, готовая к продуктивному применению, действенная, снабженная смыслом. Оно представляет собой совокупность оформленного опыта, ценностей, контекстуальной информации, экспертного понимания, составляющих основу для оценки и интеграции новых опыта и информации». По определению Б.З. Мильнера, «процесс управления знаниями … сводится к тому, что осуществляется специфическая деятельность по выявлению, отбору, синтезу, хранению и распространению реальных знаний в организации».[6]  Организации, в которых знания становятся активами[7], получили наименование «интеллектуальных организаций». МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой разрабатывает инновационную образовательную модель «Школы педагогической интеллектуальной организации», и урок может рассматриваться как ее базовая единица. Сотрудники кафедры педагогики и андрагогики НИРО д.п.н.  Г.А. Игнатьева и к.п.н. О.В. Тулупова, формулируя теоретические основы данного типа инновационного урока, характеризуют своеобразие целей (предметной, метапредметной, методологической), пространства (три не сводимых друг к другу подпространства: мышления, мыследеятельности и деятельности)[8]. Предметная цель – формирование у учащихся конкретных знаний (понятий, правил, законов), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно в изучаемой области. Метапредметная цель – расширение опыта творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету, формирование мировоззренческих установок, ценностных, культурологических позиций. Методологическая цель – овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умениями целеполагания и планированиями, рефлексивными действиями, развитие навыков кооперации в обучении, освоение техники ведения дискуссий. Тип урока - интеллектуальной организации деятельности сохраняет внутренние связи с описанными в дидактике уроками, использующими методы проблемного обучения, не противоречит основным принципам дидактики (принцип сознательности и активности, доступности, научности, индивидуального подхода к обучающимся в условиях коллективной работы, систематичности и последовательности, связи теории с практикой).

Учителя не всегда осознанно осуществляют преподавание как деятельность по управлению учением школьников, оставляя учеников относительно пассивными слушателями, а не субъектами учебной деятельности. Субъектность позиции ученика на уроке может быть достигнута при организации образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Технология индивидуализации обучения предполагает владение учителем знанием о типах темперамента и ведущих каналах восприятия у подростков, что позволяет максимально полно учесть их готовность и способность к познавательной деятельности на уроках русского языка. Этапы проверки домашнего задания  и мотивации деятельности предполагают столкновение учащихся с ограниченностью своего знания. Домашнее задание опережающего характера к уроку объяснения нового материала «Типы односоставного предложения» предлагается учащимся по группам, в соответствии с технологией личностно ориентированного обучения,  в зависимости от их типа темперамента или ведущего канала восприятия:

1 группа – сангвиники, трудолюбивые и поверхностные ученики, разделяющие дела на интересные и неинтересные. Им предложено задание из подготовки к экзамену в 11 классе для долгосрочной мотивации деятельности.

2 группа – холерики – ученики целеустремленные, трудоспособные, но нетерпеливые, им предложено задание для подготовки к экзамену в 9 классе как задание с ближайшей перспективой.

3 группа – сангвиники, ученики, с особенностью канала восприятия в установлении логических связей, им предложено задание по переводу текста с английского языка для активизации особенностей их канала восприятия. Особенность задания в том, что в английском языке не используются односоставные предложения, но для перевода на русский язык учащимся 8 класса потребуются структуры, которые они, в силу недостаточности знания, не сумеют описать.

4 группа – меланхолики и флегматики, склонные к творчеству, им дано задание по восстановлению измененного стихотворения, в котором использованные автором односоставные предложения заменены на двусоставные, что привело к деформации поэтической строки. Таким образом с учетом психологических особенностей формируется метапредметное умение  определять понятия, устанавливать аналогии, строить  логическое рассуждение и делать выводы.

Б. З. Мильнер в качестве условий построения интеллектуальной организации называет свободу выбора, общую ответственность, широкий доступ к информации, равенство и разнообразие[9]. Учитель, управляющий процессом формирования знаний, строит взаимодействие на этапе объяснения нового материала по принципу «равной кооперации» – постоянного сотрудничества и партнерства между совместно работающими в классе учащимися. Представление пиктограмм – зрительных образов оправдано тем, что в классе 4 ученика – визуалы, 5 ученикам необходимо устанавливать логические связи, в данном случае между словесной информацией и несущим смысл изображением. Ученики получают информацию из различных источников (рассказ с использованием изображений, рассказ учеников, учебник), могут оценить степень ее достоверности, полноту. Учитель выступает в роли сопровождающего по пути получения знания. Для ученика создаются условия через инициативные действия группы совместно работающих подростков прийти к индивидуальной учебной инициативе, возможности построить взаимодействие с взрослым и сверстниками с целью восполнения собственного незнания, формируется метапредметное умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. На этапе применения новых знаний используется смена видов деятельности (узнавание вида односоставного предложения, редактирование и пересоздание текстов с использованием различных односоставных предложений). Учителем создаются условия для формирования метапредметного умения организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Если рассматривать с позиций достижения метапредметных результатов цель современного образования, то ее можно определить как необходимость и возможность сформировать  у ученика целостную картину  мира. Достижение этой цели может быть обеспечено при интеграции гуманитарных дисциплин в процессе обучения, в первую очередь русского языка и литературы. При проведении интегрированных занятий достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений и усвоением опыта творческой деятельности. Так, при проведении итогового занятия по повторению системы частей речи русского языка в 9 классе может быть использован методический прием создания синквейна. Синквейн – это средство творческого самовыражения для тех, кто, не решается или не способен реализовать себя в собственно стихосложении. Это своеобразное пятистишие, первая строчка которого состоит из имени существительного, вторая – из двух прилагательных, третья – из трех глаголов. В четвертой строке приводится фраза или предложение, показывающее отношение к теме, в пятой, завершающей – существительное-синоним, повторяющий суть темы. Осмысление сущности жизни главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» сложилось в результате языковой работы в синквейн:

жизнь

однообразная, праздная

тянется, длится, опустошает

Блажен, кто праздник жизни рано Оставил…

хандра

В творческой деятельности учителем созданы условия для формирования метапредметного умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Основные компоненты функциональной грамотности базируются на видах речевой деятельности и предполагают целенаправленное развитие речемыслительных способностей учащихся. Традиционная для уроков русского языка деятельность по развитию письменной речи, несомненно, осуществляет формирование коммуникативной компетенции, которая  предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Создание текста-рассуждения на морально-этическую тему в 9 классе возможно при интеграции урока русского языка и урока внеклассного чтения по рассказу Луиджи Пиранделло «Черепаха». Ученикам для ранжировании  с точки зрения главного героя рассказа может быть предложен ряд афоризмов о счастье: Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. (Пифагор). Счастье - в изменении, а не в обретении. (Джидду Кришнамурти (1895 - 1986), индийский мыслитель). Высшее счастье в жизни - это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать - любят вопреки вам. (Виктор Гюго) Поверь мне - счастье только там // Где любят нас, где верят нам. (М.Ю. Лермонтов)  Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в других. (Сенека) Мы познаем человека не по тому, что он знает, а по тому, чему он радуется. (А. Бергсон). Устное рассуждение направлено на обучению формулировать и отстаивать свою позицию.

В сочинении ученики будут рассуждать о главном умении счастливого человека – умении сохранять глаза и душу радостного ребенка. Побуждением к рассуждению станут слова созданного учителем хокку:

На детских лицах

Пропасти черной темней -

Глаза стариков.

Интегрирование литературного и лингвистического материала создает ситуацию творческого самовыражения.

Технологии интегрированного, личностно ориентированного обучения позволяют реализовать требования нового Стандарта в усилении коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, позволяют обеспечить нацеленность его на метапредметные результаты обучения.


[1] См об этом: http://standart.edu.ru

[2] Примерная программа по русскому языку 5-9 класс. М., «Просвещение», 2010. С 3-5.

[3] Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. М., 2010.

[4] М.М. Поташник «Требования к современному уроку». М., 2008. С. 172-186.

[5] Цит. по: М.М. Поташник «Требования к современному уроку». М., 2008. С. 187.

[6] Б.З. Мильнер «Управление знаниями в современной экономике».М., Институт экономики РАН, 2008, с. 12-13.

[7] См. об этом: Б.З. Мильнер. Теория организации. Интеллектуальные организации. -  http://polbu.ru/milner organization/ch37 all.html; А. Маслов Управление знаниями в информационную эпоху (роль специалиста экономического профиля в организации информационных систем) - http://www.polit.nnov.ru/

[8] Теоретические положения опубликованы в статье: Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Урок как интеллектуальная организация// «Педагогическое обозрение», 2007. № 4.

[9] Б.З. Мильнер. Теория организации. Интеллектуальные организации. -  http://polbu.ru/milner organization/ch37 all.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметные результаты обучения английскому языку в начальной школе. Овладение универсальными учебными действиями.

Метапредметность застала учителей врасплох, так же как и новые государственные образовательные стандарты. А ведь мы  только усвоили и стали массово работать с такими технологиями как пробле...

Достижение планируемых предметных и метапредметных результатов по русскому языку при работе с текстом

Русский писатель и педагог Л.Н.Толстой советовал учителю: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее».  Но сегодня мало любить и знать свой предмет. Как научить умению учит...

Карта метапредметных результатов по русскому языку и литературе

Познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия на уроках русского языка и литературы....

Презентация "Метапредметные результаты обучения ангийскому языку"

Презентация содержит теоретические сведения по новым ФГОС, практические занятия, рекомендации учителю по формированию метапредметных результатов....

Новые подходы в системе оценивания результатов обучения русскому языку в 5 классе при переходе на ФГОС

данный проект будет полезен для учителей русского языка, работающих в 5 классах.Внедрение ФГОС ООО выявило проблему : сложившаяся за долгие годы традиционная методика проведения урока и отсутствие мет...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

Статья "Метапредметные результаты обучения английскому языку в начальной школе"

Данная статья предназначена учителям иностранного языка, в которой рассказано об особенностях достижения метапредметных результатов обучения английскому языкув начальной школе и обозначены основные пр...