РАЗРАБОТКА ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
методическая разработка по русскому языку по теме

РАЗРАБОТКА  ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Активной формой организации учебной деятельности школьников могут стать лингвистические исследования, которые решают вопросы  умения  самостоятельно приобретать знания и контролировать свою познавательную деятельность в постоянно меняющихся условиях учебного труда

  Лингвистическое исследование , как особый тип упражнения по русскому языку, выполнение которого протекает в два (или более) этапа в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, специально организованной учителем и включающей:

1) анализ внутрипредметных связей,

 2) рассуждение и доказательство,

3) вывод, а также

4) проверку правильности решения и самоконтроль.

 Такие исследования  позволят ученикам овладеть теоретическим материалом ,приобрести практические умения в анализе языковых явлений, предупредить  типичные ошибки. Учитель же получит возможность реализовать в учебном процессе функции обучения, развития и диагностики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_ling_issled.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Щучейская ООШ Жарковского района Тверской области

                                             Курелёва А.В. , учитель русского языка

                        и литературы.

РАЗРАБОТКА  ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ

Д. Щучье

2013 год

  Активной формой организации учебной деятельности школьников могут стать лингвистические исследования, которые решают вопросы  умения  самостоятельно приобретать знания и контролировать свою познавательную деятельность в постоянно меняющихся условиях учебного труда

  Лингвистическое исследование , как особый тип упражнения по русскому языку, выполнение которого протекает в два (или более) этапа в условиях самостоятельной познавательной деятельности учащихся, специально организованной учителем и включающей:

1) анализ внутрипредметных связей,

 2) рассуждение и доказательство,

3) вывод, а также

4) проверку правильности решения и самоконтроль.

 Такие исследования  позволят ученикам овладеть теоретическим материалом ,приобрести практические умения в анализе языковых явлений, предупредить  типичные ошибки. Учитель же получит возможность реализовать в учебном процессе функции обучения, развития и диагностики.

 

    Приведем пример лингвистического   исследования . Учитель формулирует задачу: «Есть ли окончание  в  слове  «умылся»? Почему? Докажи.

После этого он: 1) разбивает возникшую проблему на ряд частных вопросов; 2) ставит эти вопросы перед  учащимися или предлагает выполнить задания, стимулируя операции, необходимые  для решения вопроса; 3) оценивает результаты этих операций, поощряя  правильное решение, и анализирует ошибки. 5. С третьим пунктом могут справиться сами учащиеся, если заранее предусмотреть необходимость поэтапного самоконтроля. Это позволит использовать «проблемный метод  в условиях индивидуализации обучения»

   Исследование   о слове  «умылся» можно разбить на следующие вопросы.

1. Какие значимые части слова ты знаешь? Почему они так  называются — значимые?

Если ответить не можешь, воспользуйся карточкой   № 1.

  Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, учитель готовит заранее для каждого ученика. Учащийся, не сумевший выполнить первое действие, самостоятельно обращаётся к карточке  №1.

Карточка  № 1.

К значимым частям слова относятся:

Окончание…, ….,……

Окончание - изменяемая часть слова, она передает значение формы слова ,…, …., ,,,  создают значение слова.

2.  Умылся — изменяемое или неизменяемое слово? Докажи.

Если ответить не можешь, обратись к карточке  № 2.

Карточка  № 2.

Слово  «умылся» — глагол в форме прошедшего времени ед. числа.

Изменяется по числам:  умылся —  умылись.

По лицам не изменяется: я  умылся, ты  умылся, он  умылся. Но:

Она (девочка - ж. р.) —  умылась.

 Оно (звено — ср. р.) —

Он (мальчик — м. р.) –

Следовательно, слово  «умылся»  изменяется по родам.

Какое же окончание оно имеет?

Проверь решение задачи по карточке  № 3.

Карточка  №3.

 Умыл П ся.

Глагол в форме прошедшего времени ед. числа мужского рода имеет нулевое окончание.

Поэтапное решение   лингвистического   исследования формирует у школьников умение сопоставлять грамматические признаки, состав слова, формо- и словообразование, использовать внутрипредметные связи при построении доказательства и для самоконтроля.

Нередко учителя русского языка формально подходят к материалам учебника по фонетике, сами допускают ошибки и закрепляют у четвероклассников неправильное представление о фонетика-графическом  разборе. Не соотнесенный с другими видами языкового анализа (разбором слова по составу, орфографическим), этот вид разбора перестает быть эффективным средством обучения. Такая ситуация часто возникает при анализе двойной роли гласных букв е, ё, ю, я,   а также и.

  Выработке умения школьников определять двойную роль гласных на основе систематического анализа языкового материала, сопоставления разных видов разбора способствует следующаее лингвистическое   исследование , разработанное  с учетом распространенной ошибки.

   Сколько букв и звуков в слове ручьи? Докажи.

Опирайся на разбор слова по составу. Почему в этом слове мягкий знак (ь)? Как он называется?

Карточка № 1.

1. Поставь слово ручьи в род., дат., тв., предл. и им. падежах ед. ч. Произведи сначала фонетический, а потом разбор слова по составу.

ручья — [руч’й’а

ручью-

ручьём-

Буква е, обозначающая звук [э], является беглой гласной.

О ручье -

ручей — [руч’эй’]

2. Если сомневаешься, проверь по карточке  № 2.

Карточка  № 2.

ручью — [руч’й’у’]

ручьем — [руч’й’ом}

о) ручье — [руч’й’э]

Окончание — это изменяемая значимая часть слова;. Изменяются только у, ом, э, а.

Произведи теперь фонетический разбор слова «ручьи». Помни, что является корнем этого слова (ср.: ручей, ручейка).

Проверь себя по карточке №  3.

Карточка  № 3.

Ручьи [руч’й’ и]

Докажи, что в этом слове одинаковое количество букв и звуков.

Проверь по карточке  № 4.

Карточка  № 4.

Мягкий знак не обозначает здесь мягкости предыдущего согласного ([ч’) — всегда мягкий согласный!), он является разделительным знаком. Сравни:

[туч’и] — [руч’й’и].

ручью — ручьем —

В этом слове одинаковое количество букв и звуков, потому что мягкий разделительный знак сигнализирует о звуке [й], который входит в корень слова.

Формированию важного умения школьников — учения разграничивать букву и звук как разные единицы — способствует такое  лингвистическое  исследование:

Почему мы говорим: о лекции, о юбилее, но об армии? Сформулируй правило употребления предлога о (об).

Карточка № 1.

Вспомни о двойной роли некоторых гласных букв.

Карточка №  2.

Гласные е, ё, я, ю в начале слова обозначают два звука: [й’э]

Карточка  №  З.

[л’] и [й’] начинают два первых слова;

[а] начинает последнее.

[л’] и [й’] согласные звуки,

[а] — гласный звук.

Карточка  №  4.

Предлог о употребляется со словом, которое начинается согласным звуком.

Предлог   об    …….

Приведи свои примеры, которые подтверждают это правило.

Учебные лингвистические задачи могут быть построены на основе текста.

Например:

Можно ли определить спряжение выделенного глагола по данному тексту? Что можно сказать о его  спряжении?

1) — Бабушка, хочешь конфетку? - спрашивает Юля.

— Спасибо, внученька, не хочу.

Минуту помолчав, Юля говорит:

— А спроси теперь у меня, может, я хочу.

2) Валера не хочет есть суп.

— Ешь немедленно, а то бабу-ягу  позову! — сердится мама. -

— А ты думаешь, она захочет его есть?

Материал для самоконтроля.

Карточка № 1.

Чтобы определить спряжение глагола, нужно найти его окончания.

Можно ли утверждать, что глагол хотеть относится к 1 спряжению, если  во 2-м лиц ед. ч. окончание -ешь, в 3-ем лице ед. ч окончание -ет?

Карточка №  2.

1. Глаголы 1 спряжения имеют окончания в настоящем (или будущем совершенного вида) времени: -ешь, -ет; -ем, -ет

-ут (ют).

2. Глаголы II спряжения имеют окончания соответственно: -ишь, -ит, -им, -ит

-ат (-ят).

У нас в тексте не хватает форм мн. числа

Карточка № 3.

  Во мн. числе: (мы) хотим, (вы) хотите (они) хотят. Значит, глагол хотеть нельзя отнести ни к 1, ни ко II спряжению. Он  разноспрягаемый.

Подобные учебные лингвистические  исследования   являются важным средством  организации проблемного обучения в  условиях индивидуального подхода.