Карточка-помощник,пошаговый алгоритм "Синтаксический разбор простого предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ефимова Светлана Викторовна

В помощь 8-9-класснику

Карточка-алгоритм «Синтаксический разбор простого предложения» - пошаговый помощник 8-класснику,изучающему простое предложение  и 9-класснику,уже понявшему ,что сложное предложение состоит из…простых(По необходимости ,смотри теоретическое приложение)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карточка-алгоритм «Синтаксический разбор простого предложения» - пошаговый помощник 8-класснику,изучающему простое предложение  и 9-класснику,уже понявшему ,что сложное предложение состоит из…простых.

1.Находим грамматическую основу (г.о.)(Должно получиться нераспространённое предложение, должна быть относительно законченная информация)

1.Начинаем с поиска подлежащего. Это то ,о чём или  о ком говорится в предложении)На вопрос что? отвечает не только именительный, но и винительный падеж существительного; формы именительного и винительного падежей тоже могут совпадать. Чтобы разграничить эти падежи, можно подставить существительное 1-го склонения (например – книга): именительный падеж – книга; винительный падеж – книгу.

Ср.:
На столе лежит карандаш (книга) – именительный падеж; Я вижу карандаш (книгу) – винительный падеж.

Также остерегайтесь принять за подлежащее обращение, стоящее в  И .п., у него звательная! Интонация ,сказуемое  часто в повелительном наклонении ,подлежащее чаще всего отсутствует:

Сергей ,пойдём в кино ? Сергей ,пойдёшь в кино? Сергей, ты пойдёшь в кино?

Виды сказуемых:

Простое глагольное -Пгс- один глагол ,имеющий самостоятельное! значение, в любой форме (но не нфг)смотрел,смотри,смотрел бы…

Составное глагольное -Сгс-главное значение в нфг-хочется:- выспаться,-повеселиться,-поработать…

Составное глагольное- Сис-глагол –связка плюс именная часть ,связка м. б. нулевой, основное значение в именной части-буду :-водителем,-строителем,-учителем…

Вспомни и запомни,так как именная часть может быть выражена :кратким прилагательным вопросы:каков?(а,о,ы)и кратким  причастием вопросы:что сделан?(а,о,ы) сравн.степ.прил.,наречия (неизм.частями  речи- с суффиксами-ее,е,ше-шире,темнее,подальше.)

2.Надписываем,чем выражены главные члены(часть речи)

3.Находим второстепенные члены предложения

А)дополнение-вопросы всех падежей,кроме И.п.

Кого ?чего?(нет)кому?чему? кого?что?(виню)

кем?чем? о ком ?о чём?

Прямые дополнения: в В.п. без предлога- виню кого?что?(не путать с подл.) и в  Р.п. части(чая-ю,сахара-у)

Остальные –косвенные.

Дополнения,выраженные нфг-

Сестра просила нас!(о чём?)вернуться к вечеру(просила –сестра, а вернуться надо -нам)Не путать с сгс!!!

Б)определения:какой?чей?который?

Согласованные(полные прил.,прич,(синий,синеющий шар)порядковые числ(который?-второй год)определит.местоимения(любой,другой,иной)притяж.мест(свой,мой),прич.оборот,др.обособленные определения.

Несогласованные определения-шарф какой?в клетку

Тетрадь чья?сестры.

Приложение- особый вид определения-сущ. ,отвечающее на вопрос определения,стоящее рядом с др.определяемым сущ.,называющим его  же ,НО другим словом или понятием-космонавт-герой-космонавт какой именно?герой,крейсер «Аврора»,журнал «Нева»,роман «Обрыв»(кавычки-знак препинания,кавычки с двух сторон-обособление)

В)обстоятельства

-времени-когда?как долго?с каких пор?до каких пор?

-места -где?куда?откуда?

-обр.действия-как?каким образом?или степени-как ?в какой степени?

-условия-при каком условии?

-причины-почему?отчего?

-цели-зачем?для чего?

-уступки-несмотря на что?невзирая на что?вопреки чему?

Деепричастие и д.о.-что делая,что сделав?

Сравнител.оборот-как?словно?будто?как будто?точно?что=как

Подчёркиваем,надписываем ,чем  выражены(часть речи) и указываем вид.

4.Даём характеристику:

А)По цели высказывания-повест.,побудит.,вопросит.

Б)По интонации-воскл.,невоскл.

В)По наличию глав.чл.-простое или сложное.

Г)Если простое!,то двусоставное( полная г.о.(и подл. ,и сказ.)

 или односоставное(есть только подлежащее или только сказуемое):

Назывное-Весна.

Определённо-личное-Люблю(я) грозу в начале мая .Мысленно можно подставить к сказуемому(я,ты,вы)

Неопределённо-личное-В посёлке построили(они) новую школу .(они.мы)

Безличное- выражает состояние человека или природы ,часто нфг в роли сказ., слово «нет», в безличном предл. нет и не может быть!!!производителя действия(лица, подлежащего)Часто можно встретить местоимения-мне ,мною.  Мне(состояние)нездоровится, похолодало ,страшнее кошки зверя нет, свежо, мною понято.

4.По наличию второст.чл.:распространённое и нераспростр.

Если есть слова ,кроме г.о.-распространённое.

5.Чем осложнено:обращением,однор.членами(какими),п.о.,д.о,обособл.членами,вводными словами(словосоч., предлож.),сравнит.оборотом.

6.Строим схему ,в которой отражаем г.о. и чем осложнено,(союзы)

Образец :

Пр.       числ      .согл.                       сущ. Места              наречие                                      нар. меры и степени

В восьмом классе необходимо хорошо

Нфг        сгс                         сущ                                    прил.     Согл.                          Сущ.             прямое                                   союз      сущ.    

 усвоить строение простого предложения и знаки

сущ.                          Прямое            пр.    местоим. места

препинания в нём. (Повеств.,невоскл.,простое,односоставное,безличное,распр.,осложн. однородн. дополнениями)

(По необходимости ,смотри теоретическое приложение)

 



Предварительный просмотр:

  • Приложение к карточке-помощнику
  • ПОДЛЕЖАЩЕЕ
  • Подлежащее м.б.выражено словосочетанием:большинство(множество) учеников,семеро козлят и др.,неделимым сл-ем:анютины глазки,  «Комсомольская правда»,др.сочетаниями:те из нас,тот из вас,несколько друзей.
  • . Имя
  • 1.1. Имя существительное
  • Старший сын (кто?) уехал в столицу.
  • 1.2. Местоимение
  • Он (кто?) уехал в столицу.
  • 1.3. Имя прилагательное
  • Старший (кто?) уехал в столицу.
  • 1.4. Причастие
  • Поднявший (кто?) меч от меча и погибнет.
  • 1.5. Имя числительное
  • Двое (кто?) уехали в столицу.
  • 2. Инфинитив (неопределённая форма глагола)
  • Любить (что?) – это прекрасно.
    Жить (что?) – родине служить.
  • 3. Неизменяемая (знаменательная или служебная) часть речи в значении имени существительного
  • 3.1. Наречие
  • Настало и роковое послезавтра (что?).
  • 3.2. Предлог
  • «В» (что?) является предлогом.
  • 3.3. Союз
  • «А» (что?) – противительный союз.
  • 3.4. Частица
  • «Не» (что?) с глаголами пишется отдельно.
  • 3.5. Междометие
  • Неслось со всех сторон «ау» (что?).
  • 4. Косвенная форма имени, спрягаемая форма глагола, предложение в значении имени существительного
  • «Брату» (что?) – форма дательного падежа существительного.
    «Читаю» (что?) – форма 1-го лица глагола настоящего времени.
    «Не забывай себя, не волнуйся, умеренно трудись» (что?) – было его девизом.
  • СКАЗУЕМОЕ.Составное именное
  •  а) вспомогательная часть – связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
    б) основная часть –
    именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.
  • СИС = связка + именная часть
  • Например: Он был врачом; Он стал врачом; Он был болен; Он был больным; Он был ранен; Он пришёл первым. 
  • ) Вид связки по значению
  • Типичные глаголы
  • Примеры
  • 1. Грамматическая связка – выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет.
  • Глаголы быть, являться. В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.
  • Он был врачом.
    Он будет врачо
  • м.
    Он врач.
    Он был больным.
    Он будет больным.
    Он больной.
    Он является больным.
    Лирика есть самое высокое проявление искусства.
  • 2. Полузнаменательная связка – не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может.
  • а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться;
    б) сохранение признака:
    остаться;
    в) проявление, обнаружение признака:
    бывать, оказаться;
    г) оценка признака с точки зрения реальности:
    показаться, казаться, представляться, считаться, слыть;
    д) название признака:
    зваться, называться, почитаться.
  • Он стал больным.
    Он остался больным.
    Он бывал больным каждую осень.
    Он оказался больным.
    Он считался больным.
    Он казался больным.
    Он является больным.
    Он слыл больным.
    Их называли больными.
  • 3. Знаменательная связка – глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого).
  • а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять;
    б) глаголы движения:
    идти, приехать, вернуться, бродить;
    в) глаголы состояния:
    жить, работать, родиться, умереть.
  • Она сидела усталая.
    Он ушёл сердитый.
    Он вернулся расстроенный.
    Он жил отшельником.
    Он родился счастливым.
    Он умер героем.
  •  
  • Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:
  • У него было три сына; У него было много денег.
  • Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:
  • Он оказался в центре города; Он стал у стены.
  • Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый; более важным является то, что он был усталым, а не то, что он сидел, а не стоял или лежал).
  • Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:
  • знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть:
  • Он сидел усталый – Он был усталый; Он родился счастливым – Он был счастливым; Он пришёл первым – Он был первым;
  • связку можно сделать нулевой:
  • Он сидел усталый – Он усталый; Он родился счастливым – Он счастливый; Он пришёл первым – Он первый.
  • Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой?), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются! Способы выражения именной части
  • Форма
  • Примеры
  • 1. Имя существительное

  • 1.1. Существительное в именительном или творительном падеже
  • Он мой брат.
    Он был моим братом.
  • 1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога
  • Штурман был в забытьи.
    Я без гроша.
    Этот дом – Мешкова.
  • 1.3. Цельное словосочетание с главным словом – существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)
  • Зять был молчаливой породы.
    Эта девушка высокого роста.
  • 2. Имя прилагательное

  • 2.1. Краткое прилагательное
  • Он весел.
    Он стал весел.
  • 2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже
  • Он весёлый.
    Он стал весёлым.
  • 2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени
  • Здесь звуки музыки были слышнее.
    Ты самый лучший.
  • 3. Причастие

  • 3.1. Краткое причастие
  • Он ранен.
    Стекла были разбиты.
  • 3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже
  • Стекла были разбитые.
    Стекла были разбитыми.
  • 4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением
  • Вся рыба – ваша.
    Это что-то новенькое.
  • 5. Числительное в именительном или творительном падеже
  • Их изба – третья с краю.
    Их изба была третьей с краю.
  • 6. Наречие
  • Я был настороже.
    Его дочь замужем за моим братом.
  • Обратите внимание!
  • 1) Даже если сказуемое состоит из одного слова – имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;
  • 2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;
  • 3) именительный и творительный падежи – основные падежные формы именной части сказуемого;
  • 4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее
  • Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были).
  • Например:
    Он болеет (ПГС). – Он болел;
    Он болен (СИС). – Он был болен;
    Город взят (СИС). – Город был взят.
  • 2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:
  • если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого – наречие.
  • Ср.: На море спокойно; Жить – это хорошо; Жизнь – это хорошо; Дети – это хорошо;
  • если подлежащее – существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее – существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.
  • Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). – Река спокойна; Моря спокойны; Море спокойное
  • Составное глагольное сказуемое (СГС) 
  • состоит из двух частей:
  • СГС = вспомогательный глагол + инфинитив(нфг)
  • Например: Я начал петь; Я хочу петь; Я боюсь петь.
  • Однако не любое сочетание спрягаемого глагола с инфинитивом является составным глагольным сказуемым! Для того чтобы такое сочетание было составным глагольным сказуемым, должно быть выполнено два условия:
  • Вспомогательный глагол должен быть лексически неполнозначным, то есть его одного (без инфинитива) недостаточно, чтобы понять, о чем идёт речь в предложении.
  • Cр.: я начал – что делать?; я хочу – что делать?. Если в сочетании «глагол + инфинитив» глагол знаменательный, то он один является простым глагольным сказуемым, а инфинитив – второстепенный член предложения.
  • Ср.: Она присела (с какой целью?) отдохнуть.
  • Действие инфинитива должно относиться к подлежащему (это субъектный инфинитив). Если действие инфинитива относится к другому члену предложения (объектный инфинитив), то инфинитив не входит в состав сказуемого, а является второстепенным членом.
  • Ср.:
    1. Я хочу петь. Хочу петь – составное глагольное сказуемое (хочу – я, петь буду – я).
    2. Я просил её спеть. Просил – простое глагольное сказуемое, спеть – дополнение (просил – я, петь будет – она).
  • Значения вспомогательного глагола
  • Значение
  • Типичные глаголы и фразеологизмы
  • Примеры
  • 1. Фазовое (начало, продолжение, конец действия)
  • Начать, стать, пуститься, продолжать, кончить, остаться, перестать, бросить, прекратить и др.
  • Он стал готовиться к отъезду.
    Он продолжал готовиться к отъезду.
    Он бросил курить.
    Он опять пустился рассуждать о тяготах сельской жизни.
  • 2. Модальное значение (необходимость, желательность, способность, предрасположенность, эмоциональная оценка действия и т.п.)
  • Мочь, уметь, желать, хотеть, мечтать, намереваться, отказываться, пытаться, стараться, рассчитывать, суметь, ухитриться, стараться, предполагать, привыкнуть, спешить, стесняться, терпеть, любить, ненавидеть, бояться, страшиться, трусить, стыдиться, задаться целью, гореть желанием, иметь честь, иметь намерение, дать обещание, иметь привычку и др.
  • Я умею петь.
    Я хочу петь.
    Я боюсь петь.
    Я люблю петь.
    Я стыжусь петь.
    Я рассчитываю спеть эту арию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

синтаксический разбор простого предложения

Материалы в помощь учителю при изучении темы "Синтаксический разбор простого предложения"...

Синтаксический разбор простого предложения

Урок в 5 классе по теме "Синтаксический разбор простого предложения"...

Разбор простого предложения

Разбор простого предложения...

порядок синтаксического разбора простого предложения

Данная ПАМЯТКА или ОПОРА поможет пятикласснику запомнить (а в случае затруднения напомнит) порядок синтаксического разбора простого предложения....

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе (ДЦП) по теме: "Пунктуационный разбор простого предложения"

 Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью  повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п...

Разбор простого предложения

Данный урок предназначен для повторения темы в 5 классе....