Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
статья по русскому языку (6 класс) по теме

Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_rabota_nad_rechevymi_oshibkami.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

     В. А. Григорьева

Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5 – 6 классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Основными видами работ, развивающими речь учащихся, являются сочи-нения и изложения. «Это комплексные работы, с помощью которых проверя -ются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

1) коммуникативные умения, т.е. умения раскрывать тему высказывания, передавать основную мысль, излагать материал последовательно и связно, находить для нее соответственную композиционную и языковую форму;

2) языковые навыки, или соблюдение в речи норм литературного языка...»2. (с. 171).

Естественно, в сочинениях и изложениях учащихся встречаются отклоне- ния от норм литературного языка. Ошибки, их характер и число – это и пока-затель уровня речевого развития школьника, и средство педагогической диаг-ностики, позволяющей ликвидировать эти ошибки. Чтобы успешно вести ра-боту над ними, нужно определиться с классификацией и условным обозначе-нием ошибок, что было сделано, опираясь на методические рекомендации пособий по развитию речи.

В 5ом классе, когда дети имеют ограниченный уровень знаний по русскому языку, им дается простая таблица с условным обозначением речевых ошибок. Эта таблица была составлена на основе таблиц с более сложной классифика-цией ошибок, данных в нескольких пособиях по развитию речи. Ее помещаем на доску, анализируя ошибки в первом изложении, которое пишут дети в на-чале учебного года (обычно это изложение «Хитрый заяц» См. Русский язык: 5. Учебник для общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская и др. Упр. 58, С. 28.). На второй части доски пишем примеры предложений с данной ошибкой и исправленный вариант.

После работы с таблицей дети читают предложения с аналогичными ошибками из собственных изложений и коллективно мы их редактируем.

Ниже приводится содержание адаптированной таблицы и примеры к ней.

Условные обозначения недочетов в сочинениях и изложениях

1. П – неоправданное повторение слов

1. Люда была веселая девочка с веселыми глазами. (Люда была веселая девочка с карими глазами).

2. Л – неправильное употребление слов

2. Деревня заимела красочный вид. (Деревня приобрела красочный вид).

3. Г – грамматическая ошибка

3. Хорошо потрудилась Люся и Люда. (Хорошо потрудились Люся и Люда).

4. П_П – нарушена последовательность в изложении мыслей

4. Ты сделала для меня и для людей радость.

Они такие были хорошие, как в сказке. (Вы-растив цветы у колодца, ты принесла людям радость. Ведь эти цветы сказочно красивы.)

5. Ф – фактическая ошибка

5. Возле колонки распустились наши цветы.

(Около колодца распустились наши цветы).

6. [  ] – лишнее слово или часть сочинения, изложения

6. Однажды пришла ко мне Люся с рассадой

цветов и предложила мне Люся рассаду цветов посадить. (Однажды пришла ко мне Люся с рассадой цветов и предложила ее посадить).

7. V – пропуск слова или части предложения

7. Но я шла и сомневалась. (Но я шла и сомневалась в успехе дела).

8. Z – не выделен абзац

Просим детей содержание этой таблицы перенести на карточку и требуем, чтобы на каждом уроке русского языка при выполнении домашнего задания она была у них перед глазами, ведь, работая над орфографическими и пункту-ационными ошибками, в составленных предложениях они, к сожалению, допускают речевые недочеты. Таблица помогает и предупредить эти недочеты, и исправить их после проверки работы над ошибками учителем.

Таким образом, работа над всеми ошибками, в том числе и над речевыми, грамматическими ведется не от случая к случаю, а систематически.

В начале шестого класса, когда дети освоили содержание вышепреведен-ной таблицы, она расширяется за счет условных обозначений недочетов, взя-тых из методического пособия под редакцией Т. А. Ладыженской «Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV – VIII классы)» (Москва, «Просвещение», 1978). Дети переносят ее на вторую сторону той карточки, которая была дана им в пятом классе.

Условные обозначения недочетов

Условные знаки

Что обозначает

1. >

Расширить, развернуть

2. ≠

Несоответствие основной мысли

3. B

Неудачное слово, выражение

4. M

Неправильное употребление местоимений

5. 1, 2, 3

Неудачный порядок слов

6. Пр.

Неудачно построенное предложение

Современные требования к изучению русского языка нацеливают учителя уделять большое внимание работе по развитию речи. Методика, изложенная в докладе, способствует достижению этой цели.

Доклад содержит методические рекомендации для работы над речевыми ошибками. Автор показывает этапы работы над этими ошибками при помо-щи усложнения таблиц с условным обозначением недочетов в сочинениях и изложениях учащихся 5 – 6 классов. Эта методика позволяет формиро-вать коммуникативную компетенцию учащихся.

Литература

1. Баринова Е. А., Боженкова Л. Ф., Лебедев В. И. Методика русского языка. – М.: «Просвещение», 1974.

2. Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5-7 класс. – М.: «Просвещение», 1991.

3. Ладыженская Т. А. Система обучения сочинениям на уроке русского языка (IV-VIII классы). – М.: «Просвещение», 1978.

4. Никитина Е. И. Русская речь. – М.: «Просвещение», 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Опыт работы на тему: "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся ".

Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся "

Сегодня ни для кого  не секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам в виде тестирования, неоправданно мало учебного времени отвод...

Работа над текстом на уроках русского (родного) языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только ...

"Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"

Перед школьниками ставятся новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому форми...